Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Интервью ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 № 7 8 (26518) «САНКЦИИ В ИСКУССТВЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ДОЛГОВЕЧНЫ» Я БЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СОВЕТОВАЛ НЕ СУЕТИТЬСЯ, А ПРОДОЛЖАТЬ ПИСАТЬ МУЗЫКУ. И НАХОДИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ КОНТАКТОВ СРЕДИ НАШИХ МУЗЫКАНТОВ, ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ. ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПИСАТЬ ХОРОШУЮ МУЗЫКУ, ТО ОНА ПРОРВЕТСЯ ВОПРЕКИ ВСЕМУ Александр Чайковский КОМПОЗИТОРЫ СТАЛИ ПЛОХО ВЛАДЕТЬ ФОРТЕПИАНО, ОТХОД ОТ АВАНГАРДА — ОБЩЕМИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ, А СИСТЕМУ ГОСЗАКАЗОВ НАДО РАСПРОСТРАНИТЬ НА ОПЕРЫ И БАЛЕТЫ. ОБ ЭТОМ РАССКАЗАЛ НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ, ПОЧЕТНЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ РФ АЛЕКСАНДР ЧАЙКОВСКИЙ. Сергей Уваров НАША СПРАВКА Александр Чайковский в 1966 году окончил Центральную музыкальную школу как пианист, в 1972-м — Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции. С 1985 по 1990 год — секретарь Союза композиторов СССР по работе с творческой молодежью. В 2004—2008 годах — ректорСанкт-Петербургской консерватории. С 2016-го — почетный председатель Совета Союза композиторов России. Автор опер, симфоний, балетов, симфонической и камерной музыки. Народный артист России. Лауреат премии Правительства РФ. Страница подготовлена в рамках совместного проекта газеты «Известия» и «Липецкой газеты» ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ФОРТЕПИАННОЕ СОЧИНЕНИЕ, КОТОРОЕ БЫ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО ПИАНИСТА-ВИРТУОЗА, РОЯЛЬ НАДО ЗНАТЬ ОЧЕНЬ ХОРОШО. РАНЬШЕ ЖЕ КОМПОЗИТОРЫ БЫЛИ БЛЕСТЯЩИМИ ПИАНИСТАМИ. В КОНСЕРВАТОРИИ ВСЕ УЧИЛИСЬ НА ДВУХ ФАКУЛЬТЕТАХ: И КАК ИСПОЛНИТЕЛИ, И КАК КОМПОЗИТОРЫ. Б еседа состоялась в разгар Международного конкур- са имени С.В. Рахманино- ва, председателем жюри которо- го в номинации «Композиция» стал Александр Чайковский. Последствия Болонской системы — На конкурс Рахманинова композиторы должны представить сочинения в любимых жанрах Сергея Васильевича — в частно- сти, это фортепианный концерт. Как вам кажется, насколько для сегодняшней академической му- зыки этот жанр актуален? — Думаю, что он не очень актуален, к сожалению. Во-пер- вых, современные композиторы, особенно молодое поколение, плохо владеют фортепиано. Это последствие «усилий» Бо- лонской системы. Ведь раньше у нас в музыкальном образовании была единая четкая линия про- фессионального формирования, включавшая музыкальную шко- лу, училище и вуз (либо спец- школу-десятилетку и вуз). И все обучающиеся с самого младшего возраста должны были в первую очередь учиться играть на рояле. И те, кто видел себя в будущем пианистами, и все остальные, включая композиторов. Ну а по- том это перестало быть жестким требованием. Во-вторых, сейчас практиче- ски все молодые ребята сочиня- ют за компьютером, а не за роя- лем. Они набирают ноты, потом нажимают кнопку — и компью- тер сам играет. Поэтому зачастую пишут очень неудобно или при- митивно. А ведь для того, чтобы создать фортепианное сочине- ние, которое бы заинтересовало пианиста-виртуоза, рояль надо знать очень хорошо. Раньше же композиторы были блестящими пианистами. Тот же Рахманинов или уже более поздние имена — Прокофьев, Хренников. —Если говорить о стиле, эсте- тике выбранных партитур, можно ли определить какое-то магис- тральное направление? — Во всех сочинениях, на мой взгляд, есть достаточно ин- тересные задачи для солиста. А кроме того, при всех различиях в языке, приемах и так далее здесь чувствуется стремление создать музыку для широкой аудитории. Это вещи не узкокабинетные. Музыка вопреки всему — Задам вопрос по поводу недавно запущенной программы Союза композиторов «Ноты и квоты», которая при поддержке Минкультуры России фактиче- ски возрождает систему госза- казов, но немного в ином ключе, нежели это было в СССР. Пояс- ню для читателей ее суть. Заяв- ку на финансирование создания произведения посылает испол- нитель, а не композитор. Но он указывает, от кого конкретно он хочет получить музыку и где бу- дет ее играть. Соответственно, эксперты программы оценивают перспективы охвата аудитории, престижность названных пло- щадок и прочие параметры, вы- бирая, какие заявки поддержать. В итоге композитор получает средства и гарантии исполне- ния, а исполнитель — желаемое сочинение в репертуар. Как вы сами оцениваете ход реализации проекта? — Полагаю, это уже пошло в массы. Стало популярным в му- зыкальной среде. Многие стали проявлять активность—и компо- зиторы, и исполнители. Что, ко- нечно, радует. В прошлом году благодаря нашей программе по- явилось 12 новых сочинений, в этом году победителями стали 25 композиторов. Думаю, мы полу- чим гораздо больше интересных сочинений в сфере симфониче- ской, хоровой и камерной музы- ки, нежели было раньше. И для композиторов очень важно, что появилась возможность зарабо- тать своей профессией. Но нам нужно, чтобыэтого было раз в сто больше, чем на начальном этапе. В конце концов, наверное, должно быть несколько систем заказов или же «Ноты и квоты» надо расширить. Например, предусмотреть деньги, кото- рые будут выделяться театрам на заказы больших произведе- ний — опер, балетов, оперетт, мюзиклов. Сегодня театры очень редко могут оплатить работу композитора из собственных средств. — Если оставить за скобками «Ноты и квоты» и оценить в це- лом ситуацию с гонорарами совре- менным композиторам, что здесь можно сказать? — Если иметь в виду все, что сейчас создается композито- рами, то я не уверен, что хотя бы за десять процентов музыки выплачиваются какие-то день- ги. В основном это все в лучшем случае просто где-то исполняет- ся, а автору — ничего. Разве что он уже со сборов получит какие- нибудь небольшие авторские от- числения. И вот посудите, какой смысл сейчас авторам писать оперу, симфонию или ораторию, если он знает, что ничего за это не получит и почти наверняка это никто не сыграет. —Но ситуация же постепенно меняется? — Думаю, да. Главное, Союз композиторов подталкива- ет государство к тому, чтобы оно принимало участие в этих проблемах. — В прошлом десятилетии у нас появился целый ряд компози- торов, в частности совсем моло- дых, которые стали востребованы на Западе. Сейчас мы понимаем, что для многих из них закрылись возможности, связанные с евро- пейскими, американскими инсти- туциями и коллективами. Какой совет вы бы им дали в этой ситу- ации? Что им теперь делать? Ис- кать выходы на Восток? — Вы знаете, я бы прежде всего советовал не суетиться, а продолжать писать музыку. И находить как можно больше контактов среди наших музы- кантов, отечественных коллек- тивов. Это всегда было лучшей стратегией, во все времена. Что касается Запада, то если в конце концов вы будете писать хорошую музыку, то она про- рвется вопреки всему. Санкции в искусстве не могут быть дол- говечны. Потому что это про- тивоестественно природе чело- веческой культуры. Ну не будут вас приглашать год, два. Так потратьте это время на созда- ние хорошей музыки! И потом обязательно воздастся. Фото с сайта iz.ru на концерте цикла «Я — композитор!» в Зарядье Назар Кожухарь, Александр Чайковский и Никита Борисоглебский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz