Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Традиции 9 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 29 / 06 / 22 ВСЯ УЛИЦА ЦВЕТЕТЬ» МОЯ БАБУШКА БЫЛА МАЛЕНЬКОЙ, ХУДЕНЬКОЙ ЖЕНЩИНОЙ, НО ЛЮБИЛА ПОЛНЫХ БАРЫШЕНЬ. СМОТРЕЛА ТАК НА НИХ И ПРИГОВАРИВАЛА: «И СЫТЕННАЯ, И ХОРОШЕННАЯ, И РУМЯНЕШНА» Николай Поленников ИЗ СЛОВАРЯ РОМАНУШЕК  Бразумент — металли- ческое украшение  Велек — деревянная лопатка, с помощью которой стирали на камне белье  Жамка — пряник  Рысяком — бегом  Квелый — слабый КАЖДЫЙ ЭКСПОНАТ «ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО БОГАТСТВА» ПОЛЕННИКОВА ПОДЛИННЫЙ. ЗДЕСЬ ГОРШКИ ДЛЯ ПЕЧИ, ПРЯЛКИ, ОБРАЗА С БОГАТО ВЫШИТЫМИ РУШНИКАМИ. ки на селе до сих пор могут объ- ясняться на местном фольклоре. Квелый здесь — значит слабый, рысяком — это бегом, абыден- кой—в один день, жамка — зна- чит пряник. Приятно, что не забыт этот старинный язык, — замечает Николай Поленников. Целительные четыре строчки Особый кладезь мудрости у селян — частушки. До сих пор популярна матаня и Семенов- на. Особенно в Сырском любят их петь на фестивале «Прово- ды русалки». Этот обрядовый праздник бытовал в этом селе еще в XIX веке, а недавно его возродили. «Проводы русалки» празднуют в первую среду после Троицы. Обязательно селяне выхо- дили на улицу плясать и петь. Одевались в этот день «по- чудному» — это значит, мужи- ки наряжались в бабье платье, а женщины — в мужской костюм. И шли с гармонью и веселыми песнями по улице. Они брали с собой косу, на которой играли, а заслонками от печи создава- ли шумовой оркестр. Потом все село собиралось на пятачке у реки Воронеж. — Людям полюбился этот фестиваль. Только по улицам теперь ходят гости — фольклор- ный ансамбль «Воскресение» из Липецка. А навстречу им дви- гаются местные гармонисты с селянами. Их осталось немного, но переливов музыкантов хва- тает для праздничного настрое- ния. Наши бабушки надевают даже романовские костюмы. И пляшут матаню, как в ста- рые добрые времена. Как-то ко мне подошла тетя Домна, так зовут нашу селянку. Она обня- ла меня и поблагодарила, что я помог ей пережить заново свою молодость, вспомнить в сердце людей, с которыми она когда- то плясала в кругу. Ради таких моментов и стоит собираться вместе на праздниках, — считает Николай Поленников. Он уверен, частушки— душа народа, и они никогда не утратят свою популярность. Раньше ма- ленькие четверостишья были, как сейчас говорят, антидепрес- сантами. С ними люди всю боль выплясывали и радостью дели- лись. Поленников считает, что незаменимая на всех праздниках маленькая песня сегодня пере- живает второе рождение. И он ходит по дворам своих односель- чан и записывает исцеляющие души строки. Хорошо ты милка пляшешь, Хорошо ты топаешь. Посади тебя за стол — Ты барана слопаешь. Сидит Васька у ворот, Широко разинув рот. А народ не разберет: Где ворота, а где рот. Я в Иванове была, Себе юбку добыла. Там прореха, тут дыра, Зато в Иванове была. Все эти частушки и приба- утки Николай бережно хранит в тетрадях. А участники фольк- лорных экспедиций передали ему кропотливо собранные ма- териалы, написанные от руки. Так понемногу складывается ар- хив, хранящийся в музее. Люльку покачать, прялку покрутить Каждый экспонат «этногра- фического богатства» Поленни- кова подлинный. Здесь горшки для печи, прялки, образа с вы- шитыми рушниками. Большая коллекция бус, что надевались тугими рядами на кофту с рю- шами. Они похожи на старые елочные гирлянды, потертые, но стоит взять их в руки, как бусы вновь начинают светиться и приятно звенеть. —Музейные реликвии сами, как-то к нам «приходят». Я на одном из праздников объявил всем односельчанам, чтобы они приносили свои старинные вещи в музей. Люди откликну- лись. К костюмам добавились фотографии, домашняя утварь. Кто-то принес даже подшивку газеты «Пионерская правда» в прекрасном состоянии. Порой односельчане не хотят афиши- ровать, что у них есть предме- ты старины. Однажды утром я подъехал к музею, а на пороге лежат древняя люлька, ступа, велек (деревянная лопатка, с помощью которой на камне от- стирывали белье) и рубанок. Кто их хозяин — неизвестно, но те- перь они «служат» историей, — рассказывает Николай. В музее на видном месте сто- ит старинный деревянный ткац- кий станок. На нем даже сохра- нились древние нити — основа, на которой мастеровые кре- стьяне ткали. На станке можно и полотно для рубахи сделать и создать ковры. Этот экспонат не из Сырского, его любители старины нашли в другом селе Липецкой области и продали музею за символическую цену. Гостям разрешено попробовать на станке что-нибудь сплести. —Кнам на экскурсиюприез- жают гости из Липецка, в основ- ном школьники. Здесь многие предметы можно подержать в руках, а в сундуке найти ко- стюм романушки и примерить. Люльку, например, разрешено покачать, а прялку покрутить. Я верю, что такое соприкосно- вение со старинными вещами дает яркие впечатления и дарит живые эмоции, — считает хра- нитель музея. Николай Поленников недав- но оформил стенды со старыми фотографиями односельчан. Га- лерею портретов он выставляет на фестивалях. Люди узнают своих бабушек, уже ушедших матерей и отцов. Они тоже с нами, они в кругу, потому что их помнят. ФотоОльги Беляковой На старинном фото — романушки и романец села Сырское в этнографическом музее Предметы крестьянского быта на котором можно и сегодня создавать ковры Ткацкий станок XIX века,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz