Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Традиции ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 8 № 7 8 (26518) ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ Наголовник Бразумент Стеклянные бусы Башлык Рюша Кофта Фартук Юбка «РОМАНУШКИ ИДУТ — ЗАВЕДУЮЩЕГО ФИЛИАЛОМ СЫРСКОГО ПОСЕЛЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА НИКОЛАЯ ПОЛЕННИКОВА МАМА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ КАЧАЛА В НАСТОЯЩЕЙ ЛЮЛЬКЕ ИЗ ЛЫКА, КОТОРАЯ ПОДВЕШИВАЛАСЬ К ПОТОЛКУ. ТЕПЕРЬ ЭТОТ ПРЕДМЕТ СТАРИНЫ — ЭКСПОНАТ В СОЗДАННОМ ИМ СЕЛЬСКОМ МУЗЕЕ. ЗДЕСЬ СОБРАНА КОЛЛЕКЦИЯ РОМАНОВСКИХ КОСТЮМОВ, СТЕКЛЯННЫХ БУС, ДОМАШНЕЙ УТВАРИ И НЕВЕРОЯТНЫХ ВЕЩИЦ, КОТОРЫЕ СВЯЗЫВАЮТ НАС С ПРЕДКАМИ НЕЗРИМЫМИ НИТЯМИ. Дарья Шпакова НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ АФИШИРОВАТЬ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ. ОДНАЖДЫ УТРОМ Я ПОДЪЕХАЛ К МУЗЕЮ, А НА ПОРОГЕ ЛЕЖАТ ДРЕВНЯЯ ЛЮЛЬКА, СТУПА, ВЕЛЕК И РУБАНОК. КТО ИХ ХОЗЯИН — НЕИЗВЕСТНО, НО ТЕПЕРЬ ОНИ «СЛУЖАТ» ИСТОРИЕЙ Николай Поленников Прялки и веретено, хранящиеся в музее НИКОЛАЙ ПОЛЕННИКОВ УВЕРЕН, ЧАСТУШКИ — ЭТО ДУША НАРОДА И ОНИ НИКОГДА НЕ УТРАТЯТ СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ. РАНЬШЕ МАЛЕНЬКИЕ ЧЕТВЕРОСТИШЬЯ БЫЛИ, КАК СЕЙЧАС ГОВОРЯТ, АНТИДЕПРЕССАНТАМИ. С НИМИ ЛЮДИ ВСЮ БОЛЬ ВЫПЛЯСЫВАЛИ И РАДОСТЬЮ ДЕЛИЛИСЬ. Н а стене, стилизованной под бревенчатую избу, висит старинное фото— пятеро героев времен Первой мировой войны. Кители смот- рятся как влитые, фуражки чуть набекрень, кто-то держит саб- лю, а кому-то досталась гармонь. Они улыбаются, радуясь тому, что вернулись с полей сражений. Но, к сожалению, никто из сего- дняшних потомков уже не может сказать, где на фото их предок. Они стали безымянными, а по- просту забытыми. Николай Поленников стара- ется сберечь память об ушедших поколениях. То, что невозможно по- трогать руками, отзывается где-то в сердце, — песня бабушек, вышитый узор на рукаве рубахи, горящая лам- падка. — Музей создавали одно- сельчане. Приносили сокровища своих сундуков — романовские костюмы, которые бытовали именно в этой местности. В ста- рину, если наши селяне оказы- вались в своих ярких нарядах с рюшами в Липецке, все непре- менно говорили: «Вот идут ро- манушки и романцы». Мы рады любому предмету одежды: коф- там, головным уборам, фарту- кам. Каждая такая вещь со своей энергетикой, которая не дает за- быть, кто мы и откуда, —расска- зывает Николай Поленников. Корсетка —признак богатства В музее есть празд- ничные и повседнев- ные наряды начала XX века: юбки с атласны- ми лентами, кофты с вышивкой крестиком, где по рисунку можно увидеть знаки, говорящие о любви к земле и солнцу. Ключевой элемент об- раза романушки-крестьянки — корсетка из черного бархата, которая считалась признаком богатства. Она украшена трав- чатыми лентами — так их на- зывали за узор на ткани в виде травы и цветов. Невероятно красиво на бархате смотрятся стразы и металлические укра- шения с необычным названи- ем — бразумент. — Бархатные корсетки — самый распространенный на- ряд в Сырском. Они бывают с гофре (ткань в мелкую верти- кальную складку), чтобы под- черкнуть изящную талию. Это зимняя одежда, поэтому вну- три она простегана. По костю- мам можно сказать, что наши крестьянки были крепкими женщинами и настоящими модницами. Летом те, кто по- богаче, наряжались в атласные или сатиновые одежды. Бедные крестьянки, если собирались под венец, непременно брали атласные костюмы с рюшами напрокат, — поясняет Николай Поленников. Он собрал уже десятки ро- мановских костюмов. На фе- стивалях и праздниках, которые устраивает, открывается ста- ринный сундук и все желающие могут примерить на себя образ знаменитой романушки. Осо- бенно молодые девушки любят надевать юбки в пол с лентами да расшитые бисером наголов- ники. У них сразу в походке осо- бая стать появляется. Гуляем свадьбу! Николай Михайлович еще и хранитель обрядовых песен, страданий, старинных частушек, местных прибауток. Он не раз ходил по селу с липецкими фольклористами, собирал по крупицам народное творчество. Особенно ему нравится прика- саться душой к свадебным пес- ням и обычаям. — Я сам женился по всем традициям, которые бытовали у нас. Свадьбы в Сырском гу- ляли по неде- ле. В четверг жених с род- ными ехали за приданным невесты. Его надо было вы- купить. Гости смотрели на занавески на окнах и дверях дома моло - дой. Если они повешены в двухрядку — значит, неве- ста богатая. Потом сосе- ди считали, сколько по- стельного бе- лья и полоте- нец у будущей жены. Жених тоже готовил подарок для своей суже- ной — зеркало и румяна. На третий день местные ба- бушки обяза- тельно надева- ли старинные романовские ко с тюмы и продолжали гулять свадьбу, — рассказывает Николай Полен- ников. Трогательный свадебный обряд существовал в Сырском в день венчания. Крестная мать невесты в церкви расплетала косу молодой, заплетала две и украшала ими голову. Свадьбу играли чуть ли не всем селом. Ходили с гармонью, плясали, а бабушки радостно говорили: «Вон, смотри, вся улица цве- теть». В копилке Поленникова есть несколько обрядовых сва- дебных застольных песен для не- весты, которые распространены в этих краях. А что за рай — деревечка Над раем стояла, Сильно расцветала. Зародились две яблочки — И медовые, и сахаровые И рассыпчатые, и наливчатые. Первая яблочка — королю-королевичу Николаю Васильевичу, Вторая яблочка — королевушке Василисе Ивановне. Николай Михайлович вспо- минает и своих бабушек, кото- рые еще были носителями «ро- мановской традиции». Он в свое время даже записал их словечки и выражения, бытовавшие на селе. — Моя бабушка была ма- ленькой, худенькой женщиной, но любила полных барышень. Смотрела на них и приговарива- ла: «И сытенная, и хорошенная, и румянешна». Я всегда умилял- ся ее наблюдениям. Наши стари- целый сундук романовских костюмов Николай Поленников собрал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz