Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 11 № 77 /26517/ 28 ИЮНЯ 2022 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Доклад об экологической ситуации в Липецкой области в 2021 году Введение Доклад об экологической ситуации публикуется управле- нием экологии и природных ресурсов Липецкой области во исполнение требований Закона Липецкой области № 33-ОЗ «Об охране окружающей среды Липецкой области» в целях обеспечения населения полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории региона и ходе реализации природоохранных программ. Липецкая область расположена в центре Восточно-Евро- пейской равнины, на стыке восточной части Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины. Территория об- ласти – 24,0 тыс. кв. км. Климат умеренно-континентальный с умеренно холодной зимой и теплым летом. Население – 1 млн. 139 тыс. человек. В регионе развита промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспортная инфраструктура, расположены более 3 тысяч объектов негативного воздействия на окружаю- щую среду. Экологическая ситуация в области стабильная. В 2021 году в рамках национального проекта «Экология» продолжилась реализация четырех федеральных проектов: «Чи- стый воздух», «Чистая страна», «Комплексная система обраще- ния с твердыми коммунальными отходами», «Сохранение уни- кальных водных объектов». Юридическими лицами за счет соб- ственных средств осуществляются программы экологической модернизации производств, природоохранные мероприятия. Отраслевым органом государственной власти, реализую- щим государственную политику в сфере охраны окружающей среды на территории региона, является управление экологии и природных ресурсов Липецкой области (далее – Управление). Раздел 1. Реализация природоохранных программ По итогам года освоено 341,2 млн. руб., из них 277,0 млн. руб. – ассигнования областного бюджета, 60,2 млн. руб. – средства федерального бюджета и 4,0 млн. руб. – средства местного бюджета. В результате реализации мероприятий Подпрограммы 1 «Охрана окружающей среды Липецкой области» освоено 210,7 млн. руб., из них 202,1 млн. руб. – средства областного бюдже- та и 8,6 млн. руб. – средства федерального бюджета. На реализацию мероприятий Подпрограммы 2 «Обраще- ние с отходами на территории Липецкой области» затрачено 108,0 млн. руб., из них 57,2 млн. руб. областных средств, 46,8 млн. руб. средства федерального бюджета и 4,0 млн. руб. средства местного бюджета. По подпрограмме 3 «Развитие водохозяйственного ком- плекса Липецкой области» освоено 18,0 млн. руб., из них 13,2 млн. руб. средства областного бюджета и 4,8 млн. руб. сред- ства федерального бюджета. На реализацию мероприятий подпрограммы 4 «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой обла- сти» освоено 4,5 млн. рублей областного бюджета. Раздел 2. Состояние атмосферного воздуха По данным статистической отчетности 2-ТП (воздух) в 2021 году валовые выбросы от стационарных источников Липецкой области составили 321,7 тыс. тонн, от автотранспорта – 42,9 тыс. тонн. В целях снижения антропогенной нагрузки на атмос- ферный воздух на территории г. Липецка реализуется Феде- ральный проект «Чистый воздух». Объем выбросов загрязняю- щих веществ в атмосферу от стационарных источников города снижен более чем на 10 тыс. тонн по сравнению с 2017 годом и составил 271,55 тыс. тонн. При этом состояние атмосферного воздуха в г. Липецке, согласно данным государственного мо- ниторинга, характеризовалось Комплексным индексом загряз- нения атмосферы на уровне «низкий». Концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воз- духе определяется с использованием 6 стационарных постов наблюдения Липецким ЦГМС – филиалом ФГБУ «Централь- но-Черноземное УГМС» и экологической лабораторией ОБУ «Центр экологических проектов». Оснащенность стационарны- ми постами наблюдения для г. Липецка соответствует экологи- ческим стандартам, по рабочим дням 4 раза в сутки отбирают- ся пробы атмосферного воздуха для установления содержания следующих загрязняющих веществ: оксид углерода (II), фенол, формальдегид, сероводород, оксиды азота, диоксид серы, взвешенные вещества, ежеквартально бенз(а)пирен. В настоящее время на территории г. Липецка расширяется и совершенствуется система мониторинга атмосферного воз- духа, увеличивается количество стационарных постов наблю- дения и внедряется отслеживание показателей концентраций загрязняющих веществ в режиме реального времени. В 2021 году в состав территориальной сети наблюдения за состоянием окружающей среды включено 8 экологических постов. Автоматизированное оборудование позволяет опре- делять массовые концентрации сероводорода в атмосферном воздухе, направление, скорость ветра, температуру, относи- тельную влажность атмосферного воздуха, атмосферное дав- ление, интенсивность осадков – все факторы, влияющие на достоверность сведений. Автоматизированное оборудование в 2021 функциониро- вало в режиме опытной эксплуатации. Ежедневный мониторинг атмосферного воздуха также осуществляется на стационарных постах, расположенных в г. Грязи и г. Елец. Дополнительно региональной экологической лабораторией проводится маршрутный мониторинг качества атмосферного воздуха, которым охвачены все районы области. В общей сложности за 2021 год проведено более 53 тысяч замеров атмосферного воздуха. Информация о качестве ат- мосферного воздуха ежедневно размещается на сайте адми- нистрации Липецкой области и на официальном сайте управ- ления экологии и природных ресурсов Липецкой области. В рамках федерального проекта «Чистый воздух» в 2021 году реализовывался Комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Липецке, целью которого является сокращение вы- бросов загрязняющих веществ, в том числе фенола и серово- дорода, до 2024 года. Предприятиями – участниками федерального проекта «Чи- стый воздух» выполнены мероприятия с объемом инвестиций более 16 млрд руб.: — реконструкция пылегазоочистной установки АТУ-24 в огнеупорном цехе ПАО «НЛМК»; — реконструкция аспирационных систем для улавливания неорганизованных выбросов миксерного отделения в конвер- терном цехе №1 ПАО «НЛМК»; — реконструкция аспирационной системы литейного дво- ра доменной печи №3 ПАО «НЛМК»; — перевод котельной по ул. Депутатская, в г. Липецке с за- меной оборудования котельной, строительства тепловой маги- страли, в режим насосной ПАО «КВАДРА» ; — перевод котельных по ул. Толстого, г. Липецке с заменой оборудования котельной, строительства тепловой магистрали, в режим насосной ПАО «КВАДРА»; — перевод котельных по ул. Октябрьская в г. Липецке с за- меной оборудования котельной, строительства тепловой маги- страли, в режим насосной станции ПАО «КВАДРА»; — проведение капитального ремонта электрофильтра УГ- 1-3-15 ПСЖ— 1 сушки шлака АО «Липецкцемент». С начала реализации федерального проекта «Чистый воз- дух» на территории города Липецка администрацией области обновлен муниципальный транспорт, закуплено более 200 эко- логичных автобусов стоимостью более 1 млрд руб. Выполненные в 2021 году мероприятия обеспечили до- стижение целей федерального проекта «Чистый воздух»: сни- жение совокупного объема выбросов г. Липецка от базового значения 2017 года составило 4%. Выбросы от стационарных источников в Липецкой области снизились по сравнению с 2020 годом на 0,2 тыс. тонн. Раздел 3. Состояние водных ресурсов Липецкая область принадлежит к числу регионов России, обеспеченных водными ресурсами. По территории области протекает 942 водотока, суммарной длиной 6310 км. Всего на территории области насчитывается 1814 водных объектов, включая пруды, водохранилища. В 2021 году выполнены работы по расчистке водных объ- ектов: – ложе пруда в с. Грызлово Долгоруковского района Ли- пецкой области; – ложе пруда в д. Лаухино Краснинского района Липецкой области; – ложе пруда в с. Новое Дубовое Хлевенского района Ли- пецкой области; – ложе пруда в с. Ивово Липецкого района Липецкой об- ласти (контракт на 2021-2022 гг., работы 2021 года выполнены в полном объеме). На всех объектах по расчистке прудов осуществлялся стро- ительный контроль. В результате проведенных мероприятий прирост водных ресурсов в Липецкой области составил 33,7 тыс.м3. На разработку проектов по расчистке прудов в 2021 году из областного бюджета направлено 10,0 млн. руб. Разработаны проектные документации на расчистки следу- ющих объектов: – ложе пруда в с. Ивово Липецкого района Липецкой области; – ложе пруда в районе ул. Агаркова д. Агарково на террито- рии сельского поселения Свишенский сельсовет Долгоруков- ского района; – ложе пруда в районе ул. Советская с. Волово Воловского района; – ложе пруда в районе ул. Постройка п. свх. Ударник Усман- ского района; – водные объекты в районе ул. Набережная и ул. И.П. Ксен- за п. свх. Петровский Добринского района; – ложе пруда, расположенного в районе от д. № 7 до д. № 20 по ул. Советская в с. Стебаево Липецкого района; – ложе пруда, расположенного в районе д. № 37 по ул. Си- нявская в с. Яблоново Краснинского района; – ложе пруда, расположенного в районе д. № 1 по пер. Больничный в п. свх. Агроном Лебедянского района. Проведены работы по установлению границ зон затопле- ния, подтопления территорий населенных пунктов (г. Грязи, с. Ярлуково, с. Казинка, с. Каменное, г. Липецк), прилегаю- щих к Матырскому водохранилищу, затапливаемой при уров- нях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища. По мероприятию «Расчистка р. Красивая Меча от автомо- бильного моста (ул. Советская) в с. Троекурово Лебедянского муниципального района протяженностью 4 км вниз по течению на территории Липецкой области», со сроком завершения работ в октябре 2025 года, работы текущего года выполнены в полном объеме. На объекте в течение проведения работ осу- ществлялся строительный контроль. Проведена экспертиза проекта на расчистку ложа пруда в с. Новое Дубовое Хлевенского района Липецкой области. Завершены работы, начатые в 2020 году, по расчистке протоки р. Воронеж на 262 километре от устья р. Воронеж до озера Зарайского у с. Доброе Добровского района Липецкой области. Общая протяженность расчистки составила 2,7 км. На объекте в течение проведения работ осуществлялся строи- тельный контроль. В рамках обеспечения безопасности гидротехнических со- оружений в текущем году Управлением проведены капиталь- ные ремонты следующих объектов: – ГТС водохранилища с. Ярославы Данковского района; – ГТС пруда в 1100 м на восток от д. 34 по ул. Им. Ленина с. Пашково Усманского района; – пруда 1500 м на юго-восток от с. Большие Избищи Лебе- дянского района. При проведении капитальных ремонтов ГТС осуществлялся строительный контроль. Для продолжения работы по обеспечению безопасности ГТС Управлением разработаны и откорректированы проектные документации на капремонт ГТС: – пруда на правом притоке р. Ольшанец, восточная окра- ина д. Гущин Колодезь, автодорога Долгоруково – Дубовец Долгоруковского района; – водохранилища в 4000 м на северо-восток от с. Малино- вая Поляна Тербунского района; – водохранилища на р. Двуречка, южная окраина с. Фащев- ка Грязинского района; – пруда с. Волово а/д Тербуны – Волово на ручье Верхний Маловец Воловского района. Для реализации в рамках федерального проекта «Сохранения уникальных водных объектов» национального проекта «Экология» Управлением подготовлена проектно-сметная документация: – «Расчистка русла р. Дон от Данковской ГЭС (1710 км от устья) протяженностью 25 км (вниз по течению) на территории Липецкой области» на общую сумму 424,2 млн. руб.; – «Расчистка участка русла реки Сосна в Долгоруковском и Измалковском муниципальных районах Липецкой области» на общую сумму 98,8 млн. руб. Раздел 4. Особо охраняемые природные территории и редкие виды растений и животных В Липецкой области находится 166 ООПТ регионального и местного значения, из них 162 ООПТ внесены в ЕГРН, что со- ставляет 98% от общего числа оцифрованных границ ООПТ. Мероприятие «Подготовка к изданию Красной книги Липец- кой области» выполнено. Проведено обследование 27 участ- ков: лесной массив в окрестностях г. Задонск, лесной массив в окрестностях с. Тюнино, лесной массив в окрестностях с. В. Казачье, долина р. Дон у с. Замятино, долина р. Снова у с. Ба- лахна, лесной массив в окрестностях с. Малей, долина руч. Ма- лей, долина р. Самовец, лесной массив у с. Б. Самовец, долина р. Плавутка, Солонцы у с. Средний, долина р. Чамлык, долина р. Плота, Солонцы у оз. Цыганское, долина р. Плавица, Солонцы у с. Ландышевка, долина р. Матренка, долина руч. Телелюй, до- лина р. Усмань, водохранилище у с. Красное, долина р. Полевая Излегоща, долина р. Излегоща, пруд Ендова у с. Савицкое, до- лина р. Чернавка, долина руч. у с. Н. Дрезгалово, лесной массив у с. Хрущево, лесной массив у с. Марьино. По результатам обследования составлен отчет для изда- ния Красной Книги. Мероприятие «Закрепление на местности информа- ционными знаками границ особо охраняемых природных территорий регионального значения – памятников природы на территориях муниципальных районов Липецкой области» выполнено. Изготовлены и установлены аншлаги на ООПТ в Становлянском и Чаплыгинском районах. Для сбора сведений для ведения регионального када- стра особо охраняемых природных территорий областного значения обследованы 17 памятников природы: «Низовья р. Чичера», «Липовская гора», «Донские беседы», «Низовья р. Каменка», «Крутое», «Долина руч. Песковатка», «Монастырский лес», «Даньшинские пески», «Парк в с. Репец», «Степи по р. Чичера», «Аргамач-Пальна», «Низовья р. Ельчика», «Низовья р. Воронец», «Казинская степь», «Голубевское обнажение», «Парк в с. Воронец», «Парк в с. Шаталовка» и 1 заказник «Елецкий». Составлены кадастровые дела на 17 памятников природы и 1 заказник. Предоставлена субсидия из областного бюджета в разме- ре 1,5 млн руб. ОГУП-дендропарк «Лесостепная опытно-селек- ционная станция» на возмещение части затрат на выполнение работ по очистке особо ценных для региона природных объ- ектов в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения. Площадь, на которой были выполне- ны работы по очистке особо ценных для региона природных объектов в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения, составила 3 га. Раздел 5. Обращение с отходами производства и потребления На территории Липецкой области функционируют 15 объ- ектов размещения отходов, 3 комплекса по сортировке твер- дых коммунальных отходов (далее – ТКО) мощностью более 200 тыс. тонн/год, 20 пунктов приема вторичных материальных ресурсов. В рамках программных мероприятий в 2021 году разрабо- тана проектно-сметная документация, получено положительное заключение государственной экологической экспертизы и до- стоверности сметной стоимости рекультивации свалки в г. Ли- пецке, расположенной по адресу г. Липецк, п. Северный Рудник, вл. 1 б и завершены работы по рекультивации свалки в Грязин- ском муниципальном районе с. Фащевка, площадью 4,1 га. Проведен отбор муниципалитетов, которым в 2022 году будут предоставлены субсидии на реализацию муниципальных программ, направленных на разработку проектов по рекульти- вации земель, на рекультивацию земель, находящихся в муни- ципальной собственности, нарушенных при складировании и захоронении отходов производства и потребления. В рамках исполнения контракта по наблюдению за состоя- нием компонентов природной среды на полигоне захоронения ядохимикатов «Большие Избищи» трижды произведен отбор проб подземных вод из наблюдательных скважин на полигоне. По результатам химических исследований было установле- но, что качество воды верхнего неоком-аптского водоносного горизонта не соответствует гигиеническим нормативам Сан- ПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 № 2 и ГН 1.2.3539-18 «Гигиени- ческие нормативы содержания пестицидов в объектах окружа- ющей среды по содержанию гербицидов, фенолов и хлорфе- нолов. Выявлены превышения по нормируемым показателям. Мероприятие «Анализ состояния компонентов природной среды в районе полигона захоронения ядохимикатов «Боль- шие Избищи» выполнено. В пробах подземных вод нижнего задонско-плавского водоносного горизонта качество воды по содержанию нормируемых органических веществ соот- ветствует гигиеническим нормативам СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 № 2 и ГН 1.2.3539-18 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды». В рамках реализации регионального проекта «Чистая стра- на» продолжена, начатая в 2020 году, рекультивация свалок в границах города Данков и полигона «Орлиный Лог» г. Липецк. На полигоне «Орлиный Лог» выполнено 85% от запланиро- ванного объёма работ, закончена укладка изолирующего слоя и верхнего плодородного слоя, высажены многолетние травы, произведен частичный полив. Завершены работы по рекультивации нарушенных земель при складировании и захоронении бытовых отходов (земельный участок Липецкая область, Данковский муниципальный район, г. Данков, 400 м на восток от микрорайона Доломитчиков). В рамках мероприятия администрацией города Липецка приобретена дробильная установка для измельчения дре- весно-растительных отходов, что позволит уменьшить объём поступающих отходов на полигоны, использовать полученную щепу в целях благоустройства города. Обеспечение деятельности по сбору, обработке, утилиза- ции, обезвреживанию и захоронению отходов на территории области реализуется ОБУ «Центр по обращению с твердыми коммунальными отходами Липецкой области». Проведены сле- дующие мероприятия: — организация взаимодействия с региональными операто- рами и операторами по обращению с ТКО, в том числе оценка состояния объектов размещения ТКО в части остаточной вме- стимости – 68 объездов и отчетов; — на постоянной основе проводятся мероприятия по мониторингу и предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соот- ветствии с целевым назначением и разрешенным использо- ванием на следующих объектах размещения отходов: полигон строительных отходов «Орлиный Лог», несанкционированная свалка Данков юго-восточнее поселка Доломитчиков, несанк- ционированная свалка Грязинского муниципального района в с.Фащевка, количество объездов — 25 объездов; — составление и разработка экологических проектов и от- чётов; — проведены замеры нормативов накопления твердых коммунальных отходов – 2478 ед.; — оценка остаточной вместимости объектов размещения ТКО –68 ед.; — мониторинг разработки органами местного самоуправ- ления реестров мест (площадок) накопления ТКО; — на постоянной основе проводятся мероприятия по мо- ниторингу накопления ТКО; — сбор и анализ информации о движении ТКО для формиро- вания территориальной схемы по обращению с отходами – 96 ед.; — в рамках экологического просвещения населения Ли- пецкой области организовано и проведено 17 мероприятий. В 2021 году в рамках заключенных с органами местного са- моуправления по результатам конкурсного отбора соглашений о предоставлении субсидий приобретено 437 контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов на общую сумму 5,2 млн. руб. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2759-р бюджету Липецкой области из феде- рального бюджета предоставлена субсидия в размере 3,3 млн руб. на приобретение контейнеров для раздельного на- копления твердых коммунальных отходов в рамках реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология». За счет средств субсидии приобретено 258 кон- тейнеров для раздельного накопления (плановый показатель – 242 контейнера) на общую сумму 3,57 млн. руб. В рамках плана мероприятий («дорожной карты») по введе- нию раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов от 01.06.2020 № 4586п-П11, утвержденного Замести- телем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко, проводится работа по развитию инфраструк- туры для раздельного накопления отходов. В настоящее время на территории области установлено более 2 тыс. контейнеров для раздельного накопления отходов (ПЭТ, отработанные источники малого тока, бумага, дуальное накопление – «сухие» и «влажные» отходы). Город Липецк, по версии Greenpeace, занял 4 место в рейтинге по развитию системы раздельного сбора отходов среди городов с полумил- лионным населением. Мероприятие «Проведение общественной акции «Бумаге — вторую жизнь!!!» выполнено. В мероприятии приняли участие 30 образовательных учреждений и 3 юридических лица. По итогам акции передано на переработку около 40 тонн макулатуры. Раздел 6. Региональный государственный экологический контроль (надзор) Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области осуществляется региональный государственный эко- логический контроль (надзор) в области охраны окружающей среды по шести направлениям: · региональный государственный экологический контроль (надзор) за геологическим изучением, рациональным исполь- зованием и охраной недр на территории Липецкой области; · региональный государственный экологический контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Липецкой области; · региональный государственный экологический контроль (надзор) в области обращения с отходами на территории Ли- пецкой области; · региональный государственный экологический контроль (надзор) в области использования и охраны водных объектов на территории Липецкой области; · региональный государственный экологический контроль (надзор) в области охраны атмосферного воздуха на террито- рии Липецкой области. · контроль за соблюдением законодательства об экологи- ческой экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному госу- дарственному экологическому надзору. Управлением проведено 47 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них плановых — 42, внеплановых — 5, проведено 125 административных рассле- дований, совместно с прокуратурой – 171, проведено более 200 рейдовых обследований. По результатам проверок выявлено 560 нарушений приро- доохранного законодательства. Основные нарушения, выявленные при проведении над- зорных мероприятий: — несвоевременное заключение либо отсутствие договора с региональным оператором по обращению с ТКО; — пользование недрами с нарушением условий лицензии на пользование недрами; — отсутствие нормативно-разрешительной документации. Типовые нарушения, выявляемые в сфере охраны окружа- ющей среды: Статья 8.1 КоАП РФ — несоблюдение экологических тре- бований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, вынесено 192 постановления, из них: в отношении 102 долж- ностных лиц, 1 ИП и 82 юридических лиц в виде предупреж- дения, в отношении 4 должностных лиц и 3 юридических лиц в виде штрафа на общую сумму 228,0 тыс. рублей. Нарушения часто связаны с отсутствием инвентаризации стационарных источников выбросов, а также отсутствием про- изводственного контроля. Статья 8.5 КоАП РФ — сокрытие или искажение экологи- ческой информации – 30 постановлений, из них: в отношении 6 ИП, 3 должностных лиц и 4 юридических лиц в виде пред- упреждения, в отношении 7 ИП, 5 должностных лиц и 5 юриди- ческих лиц в виде штрафа, на общую сумму 152,5 тыс. рублей. Нарушения в данной области, как правило, связаны с не- своевременным предоставлением отчетности, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 «Об ут- верждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества». Статья 8.46 КоАП РФ — невыполнение или несвоевремен- ное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воз- действие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений – 49 постановлений, из них: в отношении 4 ИП, 5 должностных лиц и 5 юридических лиц в виде предупреждения, в отношении 11 должностных лиц и 2 юридиче- ских лиц в виде штрафа, на общую сумму 115,0 тыс. рублей. Типовые нарушения, выявляемые в сфере обращения с от- ходами: Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ — несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезврежи- вании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, — 87 постановлений, из них: в отношении 34 ИП, 6 должност- ных лиц и 6 юридических лиц в виде предупреждения, в отно- шении 5 ИП, 26 должностных лиц и 10 юридических лиц в виде штрафа, на общую сумму 1365,0 тыс. рублей. Нарушения преимущественно связаны с несоблюдением требований к организации мест накопления отходов; отсут- ствием договоров с региональным оператором в сфере обра- щения с ТКО. Типовые нарушения, выявляемые в сфере водного законо- дательства: Часть 1 статьи 8.14 КоАП РФ — нарушение правил водо- пользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты – 8 постановлений, из них: в отношении 2 юридических лиц – в виде предупреждения, в отношении 3 должностных лиц и 3 юридических лиц – в виде штрафа, на общую сумму 270,0 тыс. рублей. Значительную часть правонарушений в сфере водного законодательства составляют факты загрязнения водных объ- ектов и их водосборов в результате сброса неочищенных, либо недостаточно очищенных сточных вод. Типовые нарушения, выявляемые в сфере недропользования: Часть 1 статьи 7.3 КоАП РФ – пользование недрами без ли- цензии на пользование недрами, часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ – пользование недрами с нарушением условий, предусмотрен- ных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта – 31 постановление, из них: в отношении 1 ИП, 10 юридических лиц и 6 должностных лиц – в виде предупреждения, в отноше- нии 14 должностных лиц, 1 ИП и 7 юридических лиц – в виде штрафа, на общую сумму 2030,0 тыс. рублей. Большая часть нарушений требований лицензий на пользо- вание недрами связана с несоблюдением требований техниче- ских проектов, в случаях добычи подземных вод, требований к проектам зон санитарной охраны, а также несоблюдение сро- ков, установленных лицензионными условиями. За невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об администра- тивном правонарушении, решением суда к административной ответственности привлечено 2 юридических лица по ст. 17.7 КоАП РФ в виде штрафа на общую сумму 100,0 тыс. рублей. За воспрепятствование законной деятельности должност- ного лица органа государственного контроля (надзора), реше- нием суда к административной ответственности привлечено 1 юридическое лицо по ст. 19.4.1 КоАП РФ в виде штрафа в раз- мере 20,0 тыс. рублей. За несвоевременное выполнение предписаний, по реше- ниям судов к административной ответственности привлечено 3 юридических лица по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа, на общую сумму 30,0 тыс. рублей. За несвоевременную оплату штрафа к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ привлечено 3 ИП, 5 должностных лиц и 7 юридических лиц в виде штрафа на об- щую сумму 1274,0 тыс. рублей. С учетом судебных решений назначено наказаний на об- щую сумму более 8,5 млн. рублей. В целях снижения административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности, применяется предусмо- тренный законом механизм замены административного штрафа на предупреждение, в случаях, когда такая санкция статьей КоАП Российской Федерации или регионального закона не предусмо- трена. Основанием для замены административного штрафа на предупреждение является статья 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой, субъектам малого и среднего предпринимательства, индивидуальным предпринимателям, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, административное наказа- ние в виде административного штрафа подлежит замене на пред- упреждение. Замена административного штрафа на предупреждение осуществляется при наличии обстоятельств, предусмотрен- ных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а именно при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и расти- тельного мира, окружающей среде, объектам культурного на- следия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. При применении указанной нормы учитывается, что отсут- ствие угрозы причинения вреда должно быть очевидным. Кроме того, возмещен ущерб, причиненный окружающей среде в результате незаконного пользования недрами, в размере 150,5 тыс. рублей, и предъявлена 1 претензия о возмещении вре- да, причиненного почвам, в размере 31,2 тыс. рублей. Также, вынесено судебное решение о возмещении ущерба, причиненного ООО «Овощи Черноземья» водному объекту – реке Усмань в результате сброса сточных вод с превышением содер- жания загрязняющих веществ в размере 2834,3 тыс. рублей. Управлением рассчитан и направлен в органы прокуратуры для предъявления исков ущерб, причиненный окружающей среде, на сумму более 55,0 млн. руб. Рассмотрено более 2041 обращений и сообщений граждан и организаций, что на 25 % больше, чем за аналогичный период 2020 года. Основными темами обращений и сообщений явля- ются: обращение с отходами, атмосферный воздух, состояние водных объектов. По каждому обращению принимаются меры в рамках возложенных полномочий, большинство обращений рас- сматривается с выездом на место государственного инспектора, в случае необходимости экологической лабораторией произво- дится отбор проб компонентов окружающей среды. Раздел 7. Государственная экологическая экспертиза Для оценки воздействия на окружающую среду хозяй- ственной и иной деятельности управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области оказывается госу- дарственная услуга по организации и проведению государ- ственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) объектов регионального уровня. В 2021 году проведены 2 ГЭЭ, по которым выданы поло- жительные заключения. Экспертизе подверглись проекты «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2021 года по 01 августа 2022 года» с материа- лами, обосновывающими объемы (лимиты, квоты) добычи охотничьих ресурсов» и «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Липецкой области». Обязательным условием проведения ГЭЭ является проведение предварительных общественных обсуж- дений проектной документации с жителями. ГЭЭ проводилась с привлечением внештатных экспертов и с учетом мнений граждан, высказанных в ходе общественных обсуждений. Раздел 8. Экологическое просвещение населения Повышение уровня экологической грамотности и инфор- мированности населения Липецкой области о состоянии окружающей природной среды осуществлялось в 2021 году посредством региональных телевизионных и печатных СМИ, а также опубликования информационных материалов в сети Интернет: на сайте управления (экология-48.рф) и на странице управления на официальном сайте администрации Липецкой области (липецкаяобласть.рф). Управлением ведется актив- ное информирование населения региона через социальные сети. Данная деятельность развивается в целях охвата всех возрастных категорий населения региона. Всего в 2021 году в теле-радиоэфирах, в журналах и газетах, в Интернет-порталах, в социальных сетях (ok.ru, vk.com, Instagram) и в том числе на сайте управления и администрации области, размещено 4500 информационных материалов экологической направленности (что на 8% больше, чем в 2020 году – 4150 материалов). На телеканале Россия-1 и Россия-24 осуществлялся прокат видеороликов «Рекультивация свалок на территории Липецкой области в рамках федерального проекта «Чистая страна», «Опасные отходы: правила обращения и утилизация», «Экологический надзор в сфере обращения с отходами», «Раз- дельный сбор твердых коммунальных отходов: что, где, куда» и презентационного имиджевого фильма «Нацпроект «Эколо- гия» на территории Липецкой области 2019-2020». Также в 2021 году создано: — 2 выпуска экологической передачи «Один день из жиз- ни экологического инспектора» на телеканале ТРК «Липецкое время», посвященные деятельности государственных экологи- ческих инспекторов по надзору в сфере обращения с отхода- ми, недропользования, охраны водных объектов; — фильм о реализации национального проекта «Экология», который рассказывает об основных достижениях управления экологии по направлениям «Чистый воздух», «Чистая страна», «Сохранение уникальных водных объектов», «Комплексная си- стема обращения с отходами» в 2021 году. В г. Липецке было размещено 16 баннеров в целях попу- ляризации раздельного накопления ТКО, освещения резуль- татов реализации федерального проекта «Чистая страна» на территории Липецкой области. Демонстрация проводилась на проспекте Победы в районе памятника Танкистам и по улице Циолковского. В парке «Быханов Сад» с участием всех желающих было проведено торжественное мероприятие, посвященное Дню эколога. Состоялось награждение экологов, экологический квест и экоспектакль для детей, побуждающие их к размышле- нию об ответственности каждого из нас за экологию региона. Мероприятие в рамках IX областного Детского экологиче- ского форума в связи с ограничением массовых мероприятий вследствие распространения коронавирусной инфекции, было проведено в онлайн-формате: записано видеообращение руко- водителя управления экологии и природных ресурсов, проведе- ны экоуроки в школах, 500 участникам форума вручены грамоты и ценные подарки, руководителям благодарственные письма. Широкомасштабная областная экологическая акция «Дни защиты от экологической опасности» управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области проведена в период с 22 марта по 30 сентября 2021 года совместно с Липецким об- ластным отделением Общероссийской общественной органи- зации «Всероссийское общество охраны природы». В ходе акции проделана большая практическая работа по благоустройству и озеленению населенных пунктов, санитар- ной расчистке берегов рек, обустройству родников, ликвида- ции несанкционированных свалок бытовых отходов, проведе- нию экологических десантов на особо охраняемых природных территориях региона. Всего в акции приняло участие более 6 тысяч человек из почти 100 групп 23 детских объединений. По итогам акции на территории Липецкой области поса- жено более 18 тысяч деревьев и кустарников, проведен уход за существующими зелеными насаждениями. Устроено более 1600 м2 газонов и цветников, изготовлено, отремонтировано и развешено 156 скворечников и других гнездовий В целях реализации экологического образования, воспи- тания и просвещения населения в период проведения акции прочитано более 200 лекций и докладов, проведено 150 бесед и консультаций по природоохранным вопросам, а также 6 эко- логических конференций, «круглых столов» и семинаров. Ход проведения и итоги акции широко освещались в СМИ области. Всего опубликовано более 60 статей в областных, районных газетах и интернет-источниках. Созданы методические материалы на тему экологии в виде комплекса учебных разработок с использованием компью- терных программ. Материалы способствуют более полному, актуальному и содержательному преподаванию экологии в об- разовательных учреждениях области. Целью проекта является создание обучающего курса для овладения базовыми знания- ми в экологии, актуализации текущих знаний. Предусмотрено использование материалов на уроках экологии для возрастной группы средней и старшей школы. Комплекс материалов вклю- чает контрольную работу и шесть обучающих уроков по темам: «История экологии», «Воздух», «Вода», «Отходы», «ООПТ», «Эконадзор». Игровой формат заданий позволяет сделать об- учение интересным и познавательным. Заключение Основной приоритетной задачей 2022 года является вы- полнение запланированных мероприятий и достижение на- меченных показателей в ходе реализации Национального про- екта «Экология»: · снижение выбросов загрязняющих веществ в рамках ре- ализации Федерального проекта «Чистый воздух»; · рекультивация нарушенных земель в границах городов в рамках реализации Федерального проекта «Чистая страна»; · увеличение доли обработанных и утилизированных отхо- дов в рамках реализации Федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»; · реабилитация и расчистка водных объектов, очистка при- брежной полосы водных объектов в рамках Федерального про- екта «Сохранение уникальных водных объектов»; · сохранение численности ряда редких, особо ценных, на- ходящихся под угрозой исчезновения видов животных и расте- ний в рамках реализации регионального проекта «Сохранение биологического разнообразия». В достижение поставленных целей для улучшения экологиче- ской ситуации в 2022 году будут решаться следующие задачи: — продолжена работа по координации деятельности орга- нов местного самоуправления и региональных операторов по обращению с ТКО; — продолжены работы по вовлечению участков недр мест- ного значения, содержащих подземные воды, в эксплуатацию; — усилен контроль за выбросами загрязняющих веществ предприятиями в периоды НМУ; — активизирована популяризация экологической культуры населения; — продолжена работа по рассмотрению сообщений и об- ращений граждан, юридических лиц и индивидуальных пред- принимателей в сфере обращения с ТКО и осуществлению незамедлительного реагирования на выявленные нарушения. — продолжены начатые в 2021 году работы по расчистке р. Красивая Меча от автомобильного моста (ул. Советская) в с. Троекурово Лебедянского муниципального района, протяжен- ностью 4 км вниз по течению на территории Липецкой области; — завершены начатые в 2021 году работы по разработке 7-ми проектных документаций на расчистки водных объектов; — для реализации в рамках федерального проекта «Сохра- нения уникальных водных объектов» национального проекта «Экология» начнутся работы по расчистке участка русла реки Сосна в Долгоруковском и Измалковском муниципальных рай- онах Липецкой области; — будет проведен капитальный ремонт гидротехнических сооружений в с. Волово и с. Юрское Воловского района, д. Гу- щин Колодезь Долгоруковского района, с. Малиновая Поляна Тербунского района Липецкой области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz