Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

­ ИМЕНА ДОКУМЕНТЫ • • • ДЛЯ МЕНЯ, УШЕДШЕГО НА ВОЙНУ В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ, ДЕНЬ ПОБЕДЫ — ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ. ПОЗЖЕ БЫЛО НАЙДЕНО ЕЩЕ ОДНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕСНИ: «ПРАЗДНИК С СЕДИНОЮ НА ВИСКАХ» долгота дня: 16.51 Луна в знаке Тельца; убывает восход: 3.58 закат: 20.49 24 июня (11 июня по ст. стилю), пятница В конце номера 6 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА №76 (26516) Сегодня в рубрике «Официальный отдел» публикует- ся постановление Правительства Липецкой области «О приостановлении действия отдельных положений поста- новления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года№159 «О дополнительных мерах по защите на- селения в связи с угрозой распространения новой коро- навирусной инфекции (2019-nСоV) в Липецкой области». Читайте на 7–10 стр. ДАТЫ ЕЖЕДНЕВНИК • • Православная цер- ковь почитает память апо- столов Варфоломея и Вар- навы. В народе говорили: «На Варнаву не рви травы». По преданию, целебные растения на Варнаву и Вар- фоломея превращаются в ядовитые. Люди подмеча- ли, если в этот день туман стелется по воде – будет много грибов, пчелы утром на поле не летят, а сидят по ульям – к дождю. НЕТ, ОНА НЕ ИСЧЕЗНЕТ НИКОГДА, ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. НО ЕЙ НУЖНА ПОДДЕРЖКА И ВНИМАНИЕ. КАК КРИКИ «БРАВО» С ГАЛЕРКИ, КАК ЛАКИРОВАННЫЕ ШТИБЛЕТЫ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ — КЕМ БЫОН НИ ОКАЗАЛСЯ: ТРАКТОРИСТОМИЛИ НАЧАЛЬНИКОМ. Александр Косякин, обозреватель «Липецкой газеты» В НАШЕ ВРЕМЯ РЫНОК В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПОДМЯЛ ПОД СЕБЯ ХУДОЖЕСТВЕННУЮЖИЗНЬ. ГУАШЬ В СИЛУ ДЕМОКРАТИЧНОСТИ ИМАЛОБЮДЖЕТНОСТИ СТАЛА СВОЕГО РОДА СФЕРОЙ СВОБОДНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ И «ЧИСТОГО», НЕТРОНУТОГО РЫНКОМИСКУССТВА, ФОРМОЙ ВНУТРЕННЕЙЖИЗНИ Владимир Назанский Учредители: Липецкий областной Совет депутатов, управление информационной политики Липецкой области, Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Издатель: Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303, тел. 50-17-01. E-mail: info@idlipetsk.ru Адрес в Интернете: www. lpgzt.ru Индексы: П5601, П5602, П5609. И. о. главного редактора «Липецкой газеты» Г.В. Чернышова. Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Все права защищены. При перепечатке ссылка на «ЛГ» обязательна. зам. главного редактора отдел «ЛГ» еженедельник» отдел писем и социальных проблем отдел фотоиллюстраций 50-17-23; 50-17-47, 50-17-67; 50-17-33; 50-17-15, 50-17-89. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Реклама и объявления: для частных лиц 50-17-19, для организаций: 50-17-18, 50-17-20. Отдел распространения 50-17-70. E-mail: reklama@idlipetsk.ru к — материалы на коммерческой основе Издаются и распространяются в «Липецкой газете»: — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Официальный отдел» Тел.: 50-17-12, 50-17-13. E-mail: od@idlipetsk.ru Знак информационной продукции: 12+ Время подписания в печать: по графику — 18.00; фактически — 18.00. Печать офсетная. Объем 5 п.л. Тираж 6992. Еженедельный тираж «ЛГ» 28166. Отпечатано: в типографии акционерного общества «Прайм Принт Воронеж», 394026, Воронежская область, г. Воронеж, проспект Труда, 48Л. Зак. №3747. Свободная цена. Зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области. Свидетельство ПИ№ТУ 48-00175. Адрес редакции: 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83. E-mail: lgs@idlipetsk.ru Телефон приемной Областного бюджетного учреждения «Издательский дом «Липецкая газета» 50-17-01. Телефоны редакции: ТРЕБУЮТСЯ АКТЕРЫ В НАРОДНЫЙ ТЕАТР Владимир Гаврилович Харитонов родился 102 года назад (1920–1981), советский поэт, заслуженный дея- тель искусств РСФСР (1972). Автор более чем тысячи песен. Самые знаменитые из них — «День Победы», «Мой адрес Советский Союз», «Уходят к звездам кора- бли» и другие. Во время ВеликойОтечественной войны воевал в пехоте, конном взводе и водолазных частях. Был ранен. В 1946–1948 годах учился в МГИМО. В 1950 году окончил два курса Литературного института имени М. Горького. Многие песни были написаны на стихи Харитонова уже после его смерти—«Но все-таки лето», «Не забывай», «Что-то было» Давида Тухманова, «Цветные звуки»Юрия Антонова и другие. Харитонов — лауреат десяти международных пре- мий. Выпустил 20 сборников стихов и песен. В 1973 году стал единственным поэтом-песенником, удо- стоенным звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». По информации календаря ИТАР-ТАСС, ru.wikipedia.org • • 312 лет назад (1710) русские войска под руко- водством царя Петра I после длительной осады штур- мом взяли шведскую крепость Выборг, что закрепило за Россией выход к Балтийскому морю. По условиям Ништадтского мира (1721) Выборг вошел в состав Рос- сийской империи. • • 210 лет назад (1812) войска армии Наполеона вторглись на территорию Российской империи, пере- правившись через Неман близ Ковно, Тильзита и Гродно. Началась Отечественная война 1812 года, кото- рая завершилась разгромом и изгнаниемфранцузских войск из России в декабре того же года. • • 95 лет назад (1927) летчик-испытатель Михаил Громов поднял в воздух первый прототип биплана У-2 конструкции Н.Н. Поликарпова. Этот самолет стал одним из самых массовых в мире: с учетом всех моди- фикаций к концу серийного производства в 1953 году было выпущено около 33 тысяч экземпляров. Эксплуа- тировался в качестве бомбардировщика, разведчика, штурмовика, самолета связи, санитарного и учебного самолета. ЛИПЧАНАМ ПОДАРИЛИ ДЕМОКРАТИЧНУЮ ГУАШЬ Почему снова? Потому что он — как феникс: то ис- чезает, то возникает из пеп- ла. А театр в провинции — это, знаете ли, больше чем театр. О, эти долгие минуты перед началом! Когда зал на- чинает нетерпеливыми хлоп- ками провоцировать сцену. А на ней — подсвеченный снизу, тяжелый малиновый занавес. Он гнется и лома- ется, потому что кто-то все время страстно тискает его руками. Зритель не видит, как его самого разглядывают в щелочку артисты («... Уж ложи блещут!»), как шипит на них, точно гусь на прохо- жего, режиссер и в полуоб- мороке отдает последние команды, как пьет валерьян- ку главная героиня. Ну, все— хлопок— занавес! С Богом! Прелесть искусства про- винции в том, что народ- ный хор (театр, ансамбль, После того, как школа искусств Задонска справила новоселье в прекрасно отреставрированном здании и уже в нем обжилась, эта новость не могла не появиться: народный театр снова объявляет набор актеров. духовой оркестр) — состо- ит из народа, а народ — из соседей, друзей, сватов, золовок, а также подчи- ненных и даже начальни- ков. И вот уже не шофер бензовоза выходит к рампе — Штоколов! И сидящий в зале директор толкает в бок супружницу и, закатив глаза, шепчет: «Мой, мой!» Испачканный гримом, в невозможных штиблетах, в пенсне из алюминиевой проволоки, в перелицован- ном «помещичьем» сюр- туке, но все равно обнару- женный земляками артист только в первую минуту вызывает смешки зала, но потом этот самый зал забы- вает обо всем и... становит- ся заложником волшебной силы искусства. Здесь настоящая страна чужих страстей и собствен- ных жестов, страна начи- щенных ботинок и накрах- маленных воротничков, редких, но свежих с клумбы цветов, брошенных благо- дарной рукой к ногам арти- ста, страна, где партер и га- лерка —одно целое. Страна, где никогда не бывает Канн и «Кинотавров», но случа- ются непритворные призна- ния: «Ну ты сегодня играл! Вылитый Ульянов!». Знаменитый комбайнер совхоза «Ульяновский» Александр Павлович Ар- хипов имел, как говорили специалисты, «оперный голос» и всегда уходил со сцены под шум оваций. А в гримерке снимал фрак и с особым сожалением лакиро- ванные башмаки («Эх, мне бы такие!») — реквизит есть реквизит. Вот из таких пре- лестных деталей и состояла самодеятельность, не наду- манная, не опошленная, на- стоящая. В шестидесятые За- донский народный театр, которым руководил та- лантливый режиссер Ми- хаил Петрович Родионов, выдерживал до двадцати вы- ездных спектаклей за сезон, гастролируя по глубинке, — этот рекорд не побит до сих пор, кажется, и «Ленко- мом». Со спектаклем «Ле- вониха на орбите» коллек- тив даже выступал по Цен- тральному телевидению! А еще была крепкая дружба с труппой Липецкого драм- театра — было, было... Ар- тисты областной сцены не гнушались провинциальных подмостков, а вот теперь все стали «невыездными». Для «остепененных» да «заслу- женных» столичных звезд провинция сегодня — в лучшем случае областной центр. А «в деревню, к тетке, в глушь в Саратов…» —про- сто сценическая реплика. Былые шефские связи вы- глядят теперь как совковые заморочки, каждый выжи- вает нынче по-своему. А если не просто оглянуться в прошлое, но присмотреться к тому, что было… И, может быть, что-то и взять пользы для? Да, власть выдавала гос- заказ на пропаганду строя, учила «застегиваться на все пуговицы»: «Репертуар хо- рового, музыкального, тан- цевального, драматического коллективов должен состо- ять из лучших произведе- ний, отражающих самоот- верженную борьбу партии, всего советского народа за претворение в жизнь исто- рических решений…» (из постановления исполкома Задонского райсовета, 1967 год). Да, на генеральных «прогонах» спектаклей в первом ряду сидели под- кованные ребята из отдела пропаганды райкома. И в народный хор рекрутирова- ли певунов тоже не без уча- стия старших товарищей. Но ведь были и спектакли, и даже состязания хоров, прибывавших к сроку из разных уголков района! И все — по сверстанному пла- ну, который сегодня заплю- ют и затопчут. Но куда же деться от факта: именно то- гда словечко «аншлаг» было популярным и в Липецке, и в маленьком городке, и на центральной усадьбе кол- хоза. Тогда «сидячих» мест в клубе не хватало, пацаны с подоконников сваливались, а приставленный к двери билетер был строг, как часо- вой в покоях английской ко- ролевы. Кстати, в те же годы усилиями заслуженного ра- ботника культуры РСФСР Александра Тихоновича Давыдова получил звание народного и задонский хор. Мы тут не про носталь- гию сейчас. Про тради- цию. Систему, если угод- но. Народное творчество с годами истончилось, поблекло, выпало в оса- док. В числе приоритетов, которыми озабочена те- перь власть, самодеятель- ность стеснительно зани- мает последние позиции. С разгромом областного культурно-просветитель- ского училища в Задонске (оно готовило клубных ра- ботников для села) стала затухать культурная жизнь в провинции. Не все тогда поняли, что всесильная и беспощадная оптимизация начиналась именно с учре- ждений культуры. Конечно, сама жизнь, как ключ родниковой воды, всегда пробива- ла себе дорогу. Культуру провинции формировали не декреты, не пятилет- ки, а десятилетия и даже века. Много чего вмести- ло в себя это понятие — «культура провинции». И долгие репетиции актеров— с кренделями у абажура, и томные танцы гимназисток, громко именовавшиеся ба- лами, и духовой оркестр в городском саду, и каток, на который ходили не только дети. А еще — знаменитые на всю округу балалаечни- ки, гармонных дел мастера и исполнители. И местные художники, гончары, куз- нецы, корзинщики, выши- вальщицы, резчики по де- реву. А еще —местные газе- ты и рукописные журналы… Н а выставке представ- лено 40 произведе- ний девяти худож- ников из России, Азербай- джана, Украины, Германии. Форма внутренней жизни — Гуашь, как и акварель, относится к быстросох- нущим водяным краскам, требующим от художни- ка мастерства, смелости и виртуозности. В России гу- ашь, как правило, считает- ся оригинальной графикой, за рубежом — живописью. Техника гуаши известна еще со времен древнего Египта и античности. Широко ис- В областном выставочном зале царит современное изобразительное искусство. Международный проект, цель которого — познакомить как можно больше людей с творчеством художников, отдавших предпочтение гуаши, так и называется «Гуашь два о». Ольга Шкатова пользовалась гуашь в период Средневековья. В сокровищ- ницу мирового культурного наследия вошли старинные арабские и персидские ми- ниатюры, искусство периода Империи Великих Моголов в Индии и многое другое. В наше время рынок в значи- тельной степени подмял под себя художественнуюжизнь, а гуашь на бумаге стала свое- го рода некоммерческой тех- никой. На мир традицион- ных художественных техник наступают цифровое искус- ство и актуальные практики. Гуашь в силу демократич- ности и малобюджетности стала своего рода сферой свободного творческого про- явления и «чистого», нетро- нутого рынком искусства, формой внутренней жизни. Когда художник свободен от экономической граммати- ки, когда он думает только о поисках выразительности или достигает ее, не думая, а движение руки опережает мысль. Свободно стекаю- щая по листу под воздей- ствием земной гравитации вода с красочным пигмен- том участвует в процессе на правах стихии — тогда и возникает та атмосфера легкого дыхания искусства, передать которую стремится этот проект, —отметил автор проекта, историк искусства Владимир Назанский. Особенный материал По словам куратора вы- ставки в Липецке заведую- щейМузейно-выставочным Арон Зинштейн подарил Музейно-выставочному центру четыре свои картины. На двух из них — виды Северной столицы У-2 или По-2 в Музее Чкалова • • 77 лет назад (1945) вМоскве на Красной площади состоялся военный парад в ознаменование победы СССР в Великой Отечественной войне. По площади на специально оборудованном автомобиле провезли Знамя Победы. 200 знамен разгромленных немецких войск были брошены к подножиюМавзолея. • • 40 лет назад (1982) с космодрома Байконур запущен космический корабль «Союз Т-6» с первым французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном на борту. Другие члены экипажа — советские космонавты В.А. Джанибеков и А.С. Иванченков. На корабле была совершена вторая экспедиция посещения орбиталь- ной станции «Салют-7». центром Ольги Буевой, вы- ставка уже побывала во мно- гих российских городах. Со- став ее участников менялся. Но художник из Санкт- Петербурга Арон Зинштейн, которого благодаря соб- ственной манере работать с гуашью называют «русским Матиссом», остается верен проекту. Живописец побывал на открытии выставки в Ли- пецке. — Я очень рад, что здесь много молодых людей, ко- торые, может быть, впер- вые соприкасаются с искус- ством живописи. Гуашь — особенный материал. Он очень важен для меня, как и для тех художников, чьи картины представле- ны здесь. Со многими из них я дружил, соприка- сался. Хочу поблагодарить организаторов выставки и ее куратора Ольгу Буе- ву. Приехав в мою мастер- скую, которая находится на седьмом этаже, она долго отбирала работы и созда- ла достаточно интересную экспозицию. С большим удовольствием восприни- маю, как зритель отзыва- ется на то, что он видит. Художник лишь ненадолго может пережить свое вре- мя, но живопись вечна, — сказал Арон Зинштейн, обращаясь к собравшимся. Он подарил Музей- но-выставочному центру четыре свои картины. На двух из них — виды Север- ной столицы. Фото Марии Беляковой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz