Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Вернисаж 29 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 22 /06 / 22 ПРОВИНЦИАЛ ИЗ МОСКВЫ Кто-то из художников ищет свежие впечатления, экзотические сюжеты в странствиях за тридевять земель. А кому-то достаточно всего-навсего выйти и вскопать шесть дачных соток. Исаак Розенфельд И ли просто раздвинуть занавеску на окне и вдруг словно впервые увидеть одноэтажную улочку райцентра, почувствовать пре- лесть домишек с заснеженными крышами, деревьев в инее, под которыми не торопясь движется незнакомый ему, но почему-то совсем не чужой прохожий. И он берется за карандаш, делает пер- вый набросок, а потом, добавив щепотку воображения, превра- щает беглый рисунок в большую картину. Александр Бабин принадле- жит именно к таким живопис- цам. Что ему дальние края! Он, даже прожив в Москве полвека, так и не стал своим в столич- ном мегаполисе. В творчестве 70-летнего мастера опять и опять возникает эхо детства в тихом Березовске, что под Екатерин- бургом. И его по сей день тянет в похожие на Березовск город- ки и поселки с их несуетными ритмами, не совпадающими с московской пестротой, шумом, толпами безразличных друг к другу людей. Вот и выставка Бабина в липецкой Галерее На- зарова не случайно называется этим непретенциозным блажен- ным словом «Провинция». Из монолога художника: Мне скучно изображать ко- робки небоскребов. Их гео- метрия безлика. А провин- циальная архитектура вроде как кособокая, обладает теплотой, человечностью, передает нерушимую связь с природой тех, кто обитает в этих домах. В молодости, бывало, я испытывал расте- рянность, чуть ли не страх: что писать, как писать? Сей- час я хорошо знаю ответы на все «что?» и «как?». Наше ис- кусство теряет смысл, когда ты, пусть и мастеровито, воспроизводишь на холсте по-настоящему тобою не пережитое, не рожденное душевным трепетом. Вот Ван Гог. Он писал кусты, виноградники, подсолнухи. И это не помешало ему стать Ван Гогом. Кажется, сильнее всего Алек- сандра Бабина отталкивает неот- личимость разных авторов друг от друга. Унылое однообразие иных экспозиций представляется ему непростительным грехом против художнического призвания. Сам он долго и бескомпро- миссно искал собственную манеру, свой особый взгляд на мир, на ту же русскую провин- цию. Так что, пожалуй, любую выставку из ста с лишним, где демонстрировались его творе- ния, он мог бы с полным правом по примеру Цветаевой назвать «Моя провинция». После училища Бабин два де- сятка лет занимался ювелирным ремеслом. Все у него было: и ав- торитет, и неплохие заработки. Но наступил срок, и он выбрал стезю живописца. Возможно, сказалось влияние старшего брата Валерия, тоже самобытно- го художника. Или пример ма- тери, что после ухода на пенсию неожиданно взялась за кисть. У нее за плечами не было никаких училищ и академий. Но природа одарила женщину поразитель- ной способностью передавать в красках стихию красоты и чисто- ты, чему стоило бы позавидовать любому профессионалу. Из монолога художника: Злоба дня, какие-то полити- ческие коллизии, равно как и модные «измы» для меня не интересны. Они прехо- дящи. Если художник изби- рает этот путь, он остается в прошлом вместе с эпохой, которую слишком уж старал- ся обслуживать. А картина, она ведь в идеале надолго, быть может, навсегда. Я в это верю. А уж как сложится, достанет ли тебе духовно- сти, искренности, таланта — вопрос отдельный. Иной раз что-то делаешь, вроде, увлеченно, с радостью, а глянешь и понимаешь: не то. Получилось что-то салонное, банальное. У него были прекрасные учителя, в их числе Илларион Голицын, Евгений Расторгуев. Последний открыл Бабину се- креты цвета. Не мудри, говорил он. Тебе не нужны десятки, сот- ни красок. Возьми, допустим, один-единственный серый тон и найди в нем множество от- тенков, тонких отношений. Без сюжета, без реальной основы в живописи нет жизни. А без цвета нет самой живописи. Бабин, мало сказать, усвоил уроки наставника. Его стиль, со- четающий мягкость, лиричность и властную, снайперски точную линию, узнается мгновенно. Ба- бинские картины маслом напо- минают акварели, пастели. Чем особенно удивляют и заворажи- вают. А верность главной теме его жизни и судьбы — провин- ции, ее умиротворяющей, спаси- тельной гармонии бытия превра- щают встречу с этими холстами в подобие сеанса психотерапии. Он настойчиво повторяет, что стремится создаватьпейзажиина- тюрморты светлые, вернее, про- светленные. Речь не о колорите. Светоносным может быть и ноч- ной пейзаж. И внутренний свет, излучаемый его произведениями, по-своему отражается в каждом зрителе, к которому художник обращается по собственному его выражениюс открытым сердцем. ФотоОльги Беляковой Есть блаженное слово — провинция… Дон Аминадо «Золотой вечер в Верее», 1995 г. «Немного снега в Хотьково», 2003 г. «Осень, две дачи», 2018 г. «Автопортрет. Вечерняя акварель», 2005 г. «Большая столовая», 2007 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz