Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Творчество 22 № 75 (26515) — Вы человек, который точно знает, как сделать декорации реа листичными и обжитыми. Как? — Шаблонов нет. Читаешь сценарий — нравится или нет. Если соглашаешься — счита- ешь объем работы, количество объектов. Дальше — легкий ужас: как это сделать? Потом готовишь эскизы — придумы- ваешь предметный мир будуще- го кино. Начинаешь работать с пространством, с пониманием эпохи, характера героя, интона- цией картины — многое прояс- няется. Привлекаешь команду. По сути, это живопись, только объемная. И не красками, а це- лыми стенами, улицами, приду- манными интерьерами. Очень важна композиция. Понимать, что важно, что второстепенно. Раствориться в сценарии — Художника обидеть может каждый. Фраза расхожая, но ведь появилась она не на пустом месте. У вас случались такие моменты? Обиды, непонимания? — Было, конечно. Худож- ник-постановщик создает мир, внутри которого живут герои, с запасом. Чтобы камера могла двигаться. Из того, что сделано, снимается процентов 30–40. Остального не видно даже. Но растворяться в сценарии— глав- ная задача художника кино, к сожалению или к счастью. Нас не должно быть заметно. За ис- ключением тех моментов, когда условное изображение созна- тельно является основой филь- ма. Как в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Но это редкое и очень дорогое удо- вольствие. Подарок художнику. — А вам доводилось повторно снимать в интерьере, который со здали когда-то? — Работал с Глебом Панфи- ловым над фильмом «Романовы. Венценосная семья». Делал цар- ский поезд. Потом вагон времен Гражданской войны. А спустя 20 лет стали снимать «Жила- была одна баба» со Смирновым, и вдруг обнаружилось, что этот вагон стоит в Питере, в Шуша- рах. Перекрашенный в ужасный цвет. Но интерьер сохранился. А вот встречи — судьбо- носные, да, бывают. Однажды поехал в гости в Переславль- Залесский к друзьям. За разго- ворами на кухне выяснилось, что они сдают квартиру како- му-то режиссеру, который пишет сценарий. Им оказался потря- сающий рассказчик и человек Андрей Смирнов, который снял «Белорусский вокзал», сыграл Бунина в фильме своей дочери «Дневник его жены». И вот он читает свой сценарий к фильму «Жила-была одна баба» — заме- чательно, по-актерски. И я по- нимаю: это про моего прадеда, которого нагайками засекли во время Антоновского восстания. А семью вывезли в Елец. Прошло лет пять. И он по- звал меня на этот фильм. Мы по- строили деревню в Тамбовской области недалеко от того места, где погиб мой прадед. Так что я восстанавливал быт из жизни своих предков. —Для этого фильма вы созда ли целую деревню. Невозможно было найти то, что требовалось? — Конечно. Крыши-то сей- час все шиферные, железные. А нужны были соломенные. Гум- на, риги, колод- цы, дома с двора- ми — все нужно был о с о з д а т ь . Строили месяца два, а снимали в течение года. Гу- бернатор хотел сделать музей из той деревни, но за этим надо следить. Разобрали ее. — Насколько актуально строить декорации, когда есть компьютерная графика? —Даже в масш табном компью терном фильме передний план строится художником. В исто- рических картинах компьютер стирает лишнее: провода или асфальт. Это хороший инстру- мент. Просчитывается, что дешевле — строить или созда- вать на компьютере. Большая проблема современного кино в другом: нельзя использовать бренды без разрешения. Ни мар- ку стирального порошка, ни ин- терфейс телефона. Приходится изворачиваться: придумывать и наклеивать свои этикетки, ме- нять названия. Нельзя снимать людей без их согласия. Фильм «Я шагаю по Москве» сейчас снять было бы очень сложно. Трубы не те — Ваша связь с Ельцом про должается? — Это мой родной город. Не помню чьи слова: человек обя- зательно вернется туда, где была первая любовь. Вот и у меня в Ельце была первая любовь. И мама там. Ей за 80. Знакомые, друзья. Кого-то уже нет в жи- вых. Но пока я город чувствую абсолютно своим, с гордостью его показываю. И рекомендую там снимать кино. Сережу Газа- рова привез с фильмом «Темная лошадка». Со Смирновым жили в Ельце, а снимали в Задонском монастыре. Люблю нашу природу. В четырех километрах от бу- нинских Озерок деревня Поль- ское. Там были два пруда, опи- санные в рассказе Бунина. Из-за бобров один высох совсем, вто- рой «дышит на ладан». Может, можно что-то сделать? Там чу- десные люди живут — мои дру- зья. Саша Бурцев — музыкант и композитор, Саша Новосель- цев — писатель и музыкант, Володя Комаров — музыкант и руководитель хора, жена Ни- колая Климова — художника, семья Сионовых — Светлана Александровна ушла недавно, была директором дома Бунина в Озерках... — Вам приходилось вспоми нать свою первую профессию — мастер ковроткачества? — К фильмам «Королева Марго» и «Графиня деМонсоро» создали огромные гобелены. И к фильму «Карьера Артуро Уи» с братом сделали два. Очень убе- дительно получилось. Руки-то помнят! —Про брата, кстати. ССерге ем вы работали над несколькими картинами. Сложнее или проще в таком тандеме создавать фильм? Раствориться в сценарии — главная задача художника кино, к сожалению или к счастью. Его не должно быть заметно. НЕВИДИМЫЙ ТВОРЕЦ ЭКРАНА «Стиляги», «Оттепель», «Большой», «Жила-была одна баба», «Мой сводный брат Франкенштейн». К созданию этих культовых фильмов причастен наш земляк Владимир Гудилин. «Актеры мне мешают. Загораживают декорации», — шутит художник-постановщик. О крупном плане, хороших и плохих картинах и личном творчестве он рассказал в нашей беседе. Марина Кудаева Кадр из фильма «Жила-была одна баба» С режиссером Андреем Смирновым
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz