Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 15/ 06/ 22 Ретроспектива 29 С оздать махорочное про- изводство на месте сго- ревших торговых рядов на Архангельской площади (сегодня площадь Ленина) в середине XIX столетия задумал дед Александра Заусайлова — Гавриил Михайло- вич. Но городской архитектор, рассмотрев проект, в строитель- стве отказал. Разрешил возвести только торговую лавку и жилой дом. Не хотел, чтобы воздух в цен- тре города был отравленмахоркой. Фундамент за одну ночь Но не таким человеком был купец Гавриил Заусайлов, что- бы быстро отказаться от своей идеи. И вспомнился ему закон, согласно которому, если возвести фундамент, то запретить дальней- шее строительство можно только с возмещением уже затраченных средств. ГавриилМихайлович знал, что у города не будет на это денег, и решил воспользоваться ситуацией. Дом и лавка к тому време- ни были уже построены. Они стали боковыми частями фаб- рики. Нужно было соединить их фундаментами для будущих корпусов, но сделать это неза- метно. Предприимчивому купцу удалось найти рабочих, которые за ночь выполнили недельную норму. К утру фундамент был готов. А Гавриил Михайлович поехал к городскому начальству с подарками. Так, махорочная фабрика, вопреки запрету, появилась в самом центре Ельца. Гавриил Заусайлов построил там деревян- ный склад, сушилку и мельницу для измельчения листьев табака, заложил основу для производства махорки-крупки. Возрождение из пепла Табачное дело оказалось при- быльным. Фабрика стала одним из крупнейших предприятий в Орловской губернии, к кото- рой в то время относился Елец. Семейный подряд продолжил сын Гавриила Заусайлова —Ни- колай. Но случившийся в мае 1894 года пожар почти полно- стью уничтожил производство. Остался только деревянный фа- бричный корпус, обложенный кирпичом. Дело не прервалось благодаря внуку основателя фа- брики—Александру Заусайлову, предприимчивому и очень ам- бициозному человеку, которого впоследствии стали называть «махорочным королем». И вновь городские власти никак не хотели давать согласие на строительство в центре города вредного и пожароопасного про- изводства. Деревянную застройку вообще запретили — рядом жи- лые дома, лавки и храмы. К тому же ельчане и раньше жаловались на едкую табачную пыль. Александр Заусайлов со свойственными ему энергией и незаурядным умом напряжен- но искал решение проблемы, которое устраивало бы всех. И в результате представил абсолютно инновационный проект в Ор- ловское губернское правление. Вместо деревянного предлага- лось построить каменное здание с электрическим освещением и водопроводом. После пере- стройки фабрика была полно- стью модернизирована, отвечала требованиям законодательства и считалась в городе образцовой. Комплекс представляет и осо- бую архитектурную ценность. Здания, построенные по про- екту архитектора Александра Каминского, выдержаны в так называемом кирпичном стиле, популярном в Европе во второй половине XIX века. Тогда же на месте сгоревше- го дома Гавриила Заусайлова, примыкавшего к зданию завода, его внук выстроил каменную ча- совню. Небольшую, квадратную, перекрытуювосьмискатной кров- лей в виде шатра. В 1926 году в президиум губисполкома посту- пил запрос «О снятии с террито- рии табачнойфабрики «Красный Октябрь» в г. Ельце часовни…как непригодной для молитвенных целей». На ее месте вскоре поя- вились южные ворота фабрики. Первый детский сад Товарооборот фабрики к 1910 году достигал четырех миллионов рублей. На ней трудилось около тысячи вольнонаемных рабочих, половина из которых — женщи- ны. Для их детей организовали приют «Ясли» — прообраз со- временных детских садов. Там на средства владельца бесплатно содержали до 50 малышей. Дети получали все необходимое для развития, находясь под непо- средственным присмотром жены Александра Заусайлова —Варва- ры Васильевны, пока их родители работали на фабрике. Подобные детские сады в то время были ред- костью даже в крупных городах. Передний фасад яслей укра- шен небольшим майоликовым панно с пеликаном в гнезде, кормящим птенцов. Эмблема символизировала материнство и детство, олицетворяла все вос- питательные и благотворитель- ные учреждения того времени. После революции в здании рас- полагались земская больница, фельдшерские курсы, детская поликлиника. Сейчас это Музей народных ремесел и промыслов. Узнаваемый бренд — Продукция фабрики по- ставлялась в гвардейские полки Петербурга и даже, поговаривали, ко двору ЕгоИмператорскогоВе- личества,—рассказывает краевед Надежда Коновалова. — Елец- кий табак был узнаваемым и успешным торговым брен- дом. Через год после револю- ции «табачку» национализи- ровали. Предприятие модернизировали, механизировали наиболее трудо- емкие процессы производства. В начале Великой Отече- ственной войны технологическое оборудование эвакуировали в Саратов, где на его базе органи- зовали Саратовскую махорочную фабрику, выпускавшую продук- цию для армии. В 1956 году елец- кую «табачку» реконструировали под выпуск сигарет и папирос. Со временем фабрику оснасти- ли новейшим технологическим оборудованием, в том числе для производства сигарет высшего сорта с фильтром. В 2003 году предприятие обанкротилось. Здание пере- ходило от одного арендатора к другому. Оборудование распро- дали и сдали в металлолом. За- брошенные корпуса пришли в запустение. Что ждет «табачку»? Есть планы по ее реконструкции. На территории бывшего предприя- тия создадут культурный центр. Там появятся музейные и выста- вочные пространства, интерак- тивные экспозиции народных промыслов, инфраструктура для туристов. Фотоархив Надежды Коноваловой, Александра Карасева ВЛАДЕНИЯ «МАХОРОЧНОГО КОРОЛЯ» УДИВИТЕЛЬНО, КАК В САМОМ ЦЕНТРЕ ЕЛЬЦА В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА МОГЛО ПОЯВИТЬСЯ БОЛЬШОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ ДОЛГО НЕ РАЗРЕШАЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ТАБАЧНОЙ ФАБРИКИ ПО СОСЕДСТВУ С ЖИЛЫМИ ДОМАМИ И МАГАЗИНАМИ. НО ХИТРЫМ КУПЦАМ ЗАУСАЙЛОВЫМ УДАЛОСЬ ОБОЙТИ ВСЕ ПРЕГРАДЫ. Ольга Журавлева Товарооборот фабрики к 1910 году достигал 4 миллионов рублей . На ней трудилось около 1000 вольнонаемных рабочих, половина из которых — женщины. ИЗВЕСТНО, ЧТО АЛЕКСАНДР ЗАУСАЙЛОВ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ В ГУБЕРНИИ ПРИОБРЕЛ АВТОМОБИЛЬ, ПОСТРОИЛ В СВОЕМ ИМЕНИИ ПАЖЕНЬ ЗАВОД ШАМПАНСКИХ ВИН, ВОЗВЕЛ В ЕЛЬЦЕ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКУЮ ЦЕРКОВЬ, РАЗБИЛ БОТАНИЧЕСКИЙ САД И ВОЗРОДИЛ БУКВАЛЬНО ИЗ ПЕПЛА ТАБАЧНУЮ ФАБРИКУ, ПОЛУЧИВ В НАРОДЕ «ТИТУЛ» «МАХОРОЧНОГО КОРОЛЯ» Надежда Коновалова Так выглядит здание елецкой «табачки» сегодня Так выглядело здание елецкой «табачки» в начале XX века
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz