Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Творчество 29 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 19 / 01 / 22 А нсамбль носит имена его создателей — заслужен­ ных работников культу­ ры РФ — Марии и Александра Уваровых. Примечательно, что именно Мария Павловна, кото­ рая была солисткой Воронеж­ ского русского народного хора «Россиянка», написала слова и музыку знаменитой песни «Ой, мороз, мороз», долгие годы счи­ тавшейся народной. Музыкант и педагог Ансамбль «Россиянка» — один из самых известных кол­ лективов Областного центра культуры, народного творчества и кино. Профессиональный костяк его составляют художе­ ственный руководитель Ната­ лия Барбашина, баянисты Олег Семенов, Андрей Краюшкин, Николай Корнев, а также руко­ водитель детского ансамбля «Та­ раторочки» Надежда Брычеева. Олег Семенов в коллекти­ ве почти 40 лет. Его, окончив­ шего музыкальную школу по классу баяна, привел сюда одноклассник. Было это за год до окончания школы. После десятого класса Олег отпра­ вился поступать в военно-по­ литическое училище ПВО под Санкт-Петербургом. Сдал от­ лично все экзамены, но мед­ комиссия усмотрела несоот­ ветствие между ростом парня и его весом. В военное училище, где в тот год конкурс составил 17 человек на место, его не приняли. Не хватило несколь­ ких килограммов. Он посту­ пил на машиностроительный факультет Липецкого поли­ технического института. При этом и от занятий творчеством не отказался. В 1985 году у «Россиянки», оставшейся без баяниста, на­ мечалась поездка в Германскую Демократическую Республику, и студент-второкурсник Олег Семенов, хорошо игравший весь репертуар, выручил кол­ лектив. Гастрольная поездка, продлившаяся месяц, стала для него «боевым крещением» и определила дальнейшую судьбу. Олега приняли в «Россиянку» штатным баянистом. Он не ушел из коллектива и после того, как получил диплом о высшем об­ разовании. — Александр Михайлович и Мария Павловна Уваровы были особенными людьми, очень преданными своему делу. Он прошел войну, был тяже­ ло ранен. Это обстоятельство не позволило им иметь своих детей. Но оба с удовольствием работали с молодежью. Мария Павловна, можно сказать, об­ ладала даром предвидения. В 1985 году она создала ансамбль «Тараторочки», чтобы он был спутником «Россиянки», и дети, подрастая, вливались бы во взрослый коллектив. Алек­ сандр Михайлович состоялся не только как музыкант, но и был талантливым мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Своими руками он делал гусли, жалейки, пища­ ли. Много экспериментировал с обработкой дерева. Бывало, придешь на работу, а он зовет глянуть пианино, которое кто- то отнес на мусорку. Придем, разберем и отнесем то, что мо­ жет пригодиться для новых гус­ лей, в гараж, где была настоя­ щая мастерская. Работал он и в столярной мастерской при ДК. Однажды вот так разобрали и использовали для изготовления инструмента рояль 1875 года, — вспоминает Олег Васильевич, великолепно играющий на множестве русских народных инструментов. В полку баянистов прибыло Со временем у «Россиянки» появилась возможность поку­ пать фабричные инструменты, которые теперь осваивают и ре­ бята из «Тараторочек». Это нов­ шество ввела Ирина Романенко, принявшая эстафету от своих учителей Уваровых. Обучает де­ тей игре на инструментах Олег Семенов. —Лет десятьпятнадцать на­ зад дети охотно шли заниматься русским народным творчеством. В те годы у нас была подготови­ тельная студия. В ней занима­ лись дети с четырехпяти лет. Сейчас ситуация поменялась, но «Тараторочки» — практически единственный самодеятельный коллектив, где родители не опла­ чивают занятия детей творче­ ством, — сказал педагог. Когда возникла необходи­ мость в еще одном аккомпа­ ниаторе, у Олега Семенова появился коллега — баянист Андрей Краюшкин, который работает в коллективе почти три десятка лет. Учится у корифеев Нико­ лай Корнев. Он закончил Об­ ластную специальную школу искусств для особо одаренных детей. Профессию получил в Институте культуры и искус­ ства ЛГПУ имени П.П. Семено­ ва-Тян-Шанского. В коллектив молодой талантливый аккомпа­ ниатор, в портфолио которого было множество наград россий­ ских и международных конкур­ сов, пришел в 2012 году. — Работа привлекала тем, что можно импровизировать. В ОЦКНТ проходил музыкаль­ ный конкурс. Я участвовал в номинации «Игра на народных инструментах». Члены жюри, липецкие музыканты, пореко­ мендовали меня руководству. В «Россиянке» были заинтере­ сованы в моем приходе. Кол­ лективы самодеятельные, но мы должны оставаться про­ фессионалами и создавать ак­ компанемент высокого уровня, насыщенный, чтобы была и гармония, и вариации, чтобы песня со сцены лилась и по- настоящему увлекала за собой слушателей, — делится Николай Корнев. Любовь к песне объединяет Нынешний руководитель ансамбля Наталия Барбашина была хорошо знакома с Марией Павловной и Александром Ми­ хайловичем Уваровыми. Петь в ансамбль она пришла в вось­ мом классе и была единствен­ ной юной артисткой, знавшей нотную грамоту. После окон­ чания музыкальной школы по классу скрипки и поступления на теоретическое отделение Ли­ пецкого музыкального училища времени на занятия пением у Наталии не осталось. Но она не пропускала ни одного выступ­ ления коллектива. Эта связь не прекращалась и в период ее работы в одном из сельских До­ мов культуры Добринского рай­ она, куда молодого специалиста направили по распределению. Там, в Петровке, Наталия Алек­ сандровна впервые попробо­ вала себя в роли хормейстера. Этот опыт подтолкнул ее к поступлению на факультет ис­ кусств Московского государ­ ственного института культуры. Первый ее коллектив — «Мо­ лодка», созданный в Липецком педагогическом институте, за­ щитился на звание народного. На концертах в исполнении это­ го студенческого фольклорно­ го ансамбля неизменно звучала песня «Митрофанушку женили» из репертуара «Россиянки». — Везде, где я работала, душа моя пела. И с детьми в лагере звучала русская песня, и для «Студенческой весны» сценки ставила в народном сти­ ле, и добровольческие акции мы придумывали в народном клю­ че, — вспоминает Наталия Бар­ башина. В сентябре 2016 года Ната­ лию Александровну пригласили в ОЦКНТ возглавить «Росси­ янку». — В нашем коллективе поют очень разные люди, посвятив­ шие русской песне не один де­ сяток лет. Что ни человек, то новая профессия. Есть фило­ логи, воспитатели детских са­ дов, сотрудники полиции, ра­ ботники НЛМК, медики. Нас объединяет любовь к песне и к коллективу. Мы тепло отмеча­ ем дни рождения, величаем в день свадьбы, по-особому по­ здравляем с рождением детей, устраиваем совместные походы по грибы, прогулки по лесу, экс­ курсии. Дружим семьями. Это наши традиции. Такая преем­ ственность поколений для нас очень важна, — сказала Наталия Барбашина. Фото Геннадия Логунова НАШИ ТРАДИЦИИ ПОДДЕРЖИВАЕТ МОЛОДЕЖЬ, КОТОРАЯ ПРИХОДИТ В КОЛЛЕКТИВ ИЗ «ТАРАТОРОЧЕК». МАРИЯ ПАВЛОВНА ДАЛЬНОВИДНО ОРГАНИЗОВАЛА ЕГО, ЧТОБЫ ПОТОМ«МОЛОДОЙ РУЧЕЕК» ВЛИВАЛСЯ В «РОССИЯНКУ». ТАКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ ДЛЯ НАС ОЧЕНЬ ВАЖНА Наталия Барбашина ПОЛВЕКА ПОЕТ «РОССИЯНКА» 2022 год в России объявлен Годом народного искусства и культурного наследия. Участники заслуженного коллектива народного творчества Липецкой области ансамбля русской песни «Россиянка», отметившего недавно 5 0 -летний юбилей, в числе тех, кто бережет традиции, предлагая зрителям один из лучших образцов самодеятельного творчества. Ольга Шкатова В ансамбле русской песни «Россиянка» — представители разных профессий Уваровы были особенными людьми, очень преданными своему делу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz