Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Традиции 27 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 19 / 01 / 22 СКАЗИТЕЛЬ БЫЛИН ЛИПЕЦКИЙ ГУСЛЯР НИКОЛАЙ СЕЛИВАНОВ УВЕРЕН, ЧТО МЕЛОДИИ СТАРИННЫХ ПЕСЕН В ОТЛИЧИЕ ОТ ХИТОВ-ОДНОДНЕВОК ОСТАНУТСЯ С НАМИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ И ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. УСЛЫШАТЬ БАЛЛАДЫ, БЫЛИНЫ И СКАЗАНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКАНТА — ЮРИСТА ПО ПРОФЕССИИ — МОЖНО В ПАРКАХ И НА ДРУГИХ КУЛЬТУРНЫХ ПЛОЩАДКАХ ЛИПЕЦКА. Марина Полякова В произведении Игоря Коб- зева «Падение Перуна» древнерусский певец и сказитель, внук бога Велеса Боян предрекал: «Песни новые старых не заглушат! Русь не сломишь! Она упрямая!». И он прав — тяга к народной культуре у русско- го человека в крови. Новомод- ные песни краткосрочны, они уходят, а древние откликаются в душе ладом и звоном и будут жить, пока жива Русь, считает Николай Селиванов. Тому под- тверждение — чарующий пере- ливчатый «голос» старинного инструмента в руках гусляра, который и в XXI веке находит своих почитателей. Cтруны «гутарят» Николай затрудняется отве- тить, что подвигло его три года назад начать обучаться игре на гуслях. Рассказывает, что в дет- стве занимался в музыкальной школе. —Десять лет играл на скрип- ке, фортепиано, до 16 лет посе- щал детский симфонический оркестр. Все это больше для того, чтобы порадовать роди- телей. А потом надоело, забро- сил, о музыкальной карьере я даже и не думал. Выбрал юрис- пруденцию, сейчас представляю интересы клиентов в судах. Но в конце 2018 года что-то такое проснулось в душе. Услышал мелодию гуслей и неожиданно самому захотелось научиться играть на этом инструменте, — делится музыкант. Старинный инструмент Ни- колаю привез из Москвы его друг. Сейчас гусли можно найти в музыкальных магазинах Липец- ка, а три года назад Селиванов стал едва ли не первым гусляром в областном центре, поэтому обучаться игре было не у кого. —По крайней мере, я гусля- ров не нашел. Если они и есть в наших краях, то не рекламируют себя. Учиться пришлось само- стоятельно, с помощью Интер- нета. В сравнении со скрипкой, фортепиано и гитарой могу сказать, что овладеть игрой на гуслях несложно, но для этого нужны большое желание, тер- пение и упорство, а также чув- ство ритма и музыкальный слух. Без этих качеств не обойтись! Я вижу, как многие загораются, просят научить играть, особенно дети, которые бывают на моих концертах. Сразу остужаю пыл, объясняю, что придется потру- диться. Хорошо помню свое му- зыкальное детство, когда учить- ся приходилось через «не хочу», — поясняет Селиванов. Музыкант отмечает, что в по- следние пару лет у жителей обла- сти интерес к старинной музыке значительно возрос, славянский фолк набирает все большую популярность. И этот процесс неизбежен, считает Николай. Заинтересовавшись игрой на гуслях, Селиванов стал глубже изучать народную культуру. При этом круг интересов нашего со- беседника достаточно широк, ему близка и культура других на- родов, к примеру японская. Он увлеченно учит язык самураев, чтобы глубже в нее погрузиться. — Но культура русского на- рода гораздо древнее и глубже. Даже вбирая в себя элементы чужой, она преобразовывает их под свою, — поясняет музы- кант. —Русский язык дает пони- мание мироустройства. К при- меру, гусли взяли свое название от тетивы лука, которая звенела при натяжении. У древних сла- вян она называлась «гусла». Так же стала называться и струна гу- слей. А слово «гусла» сходно со словом «гуси», которые галдят, гутарят. И гусли «гутарят» —они могут воспроизвести достаточно широкуюмузыкальную палитру. Но их многоголосье зависит еще от количества струн и вида этого самобытного инструмента. Звучание гуслей заворажи- вает с первых же нот. Мягкий и насыщенный тембр инструмента дает ощущение мира и покоя. Звонкий и одновременно неж- ный и мелодичный голос гуслей в руках исполнителя может по- вторить и птичье пение, и коло- кольный перезвон, и журчание ручья. Начинающим лучше брать семи- или девятиструнные гус- ли. Именно на таких начинал учиться Николай, а сейчас у него инструмент с 18 струнами. Цена на самые простые гус- ли в липецких магазинах начи- нается от десяти тысяч рублей, но лучше и выгоднее заказывать инструмент на московских фаб- риках, к примеру «Мир гуслей», советует Николай. Видов гуслей множество. У Селиванова — шлемовидные. Инструмент на- поминает внешне ишлем воина, и натянутый лук. Калика перехожий Себя липецкий музыкант ча- стоназывает «калика перехожий». Так в старину звали странников, поющих духовные стихи и были- ны. Николай Селиванов не толь- ко исполняет известные былины, но и создает собственные сказа- ния. Так, в канун Нового года, который, к слову, по древнему календарюславянявляется 7530 годом и ведет отсчет с 1 сен- тября, музыкант представил «Сказание о хане Пахане и тартарах». А еще Нико- лай работает над поэ- мой Игоря Кобзева «ПадениеПеруна», которая была написана в 70-х годах п р ошл о г о века. Кроме того, вместе с липецкими музыкантами участвует в проекте SEMARGL’OFF SON. Селиванову удается по- ложить на струны старинного русского инструмента и многие современные мотивы. — Например, большинство мелодий Виктора Цоя можно сыграть на девяти струнах. Как ни странно, строй во многих его песнях гусельный. Это, к приме- ру, «Кукушка», «Группа крови», «Мы ждем перемен», — поясня- ет музыкант. Услышать сказания липец- кого гусляра можно в городских библиотеках, на открытиях вы- ставок в музеях, летом он выступает в пар- ках, на фестивалях. Фото Павла Острякова КАКИЕ БЫВАЮТ ГУСЛИ ГУСЛИ ВЗЯЛИ СВОЕ НАЗВАНИЕ ОТ ТЕТИВЫ ЛУКА, КОТОРАЯ ЗВЕНЕЛА ПРИ НАТЯЖЕНИИ. У ДРЕВНИХ СЛАВЯН ОНА НАЗЫВАЛАСЬ «ГУСЛА». Крыловидные Известны как яворчатые. Это русский традиционный инстру- мент с количеством струн от пяти до 13. На таких гуслях играл Садко. Не сложны для освоения. Игра осуществляется главным образом путем бряцания правой рукой. Академические, звончатые Усовершенствованные кры- ловидные гусли: без крыла и с большим количеством стру- нок. Были созданы специально для сольного исполнительства на большой сцене, для чего тре- буется яркий и сочный звук. На гуслях звончатых ведется обу- чение в музыкальных школах, колледжах, консерва- ториях. Количество струн — от 15 до 17. Стационарные Закрепляются в определен- ном месте для облегчения игры. Бывают клавирообразные, сто- лообразные или прямоугольные. Стационарные модели делятся на щипковые и клавишные. Находятся на столике или на подставке. Шлемовидные Корпус гуслей внешне на- поминает шлем. Раньше они были известны под названи- ем «псалтирь», так как часто звучали в храмах. Количество струн варьируется от десяти до 26. Играют на шлемообразном инструменте двумя руками: правая выщипывает основную мелодию, а левая отвечает за аккорды. Данная модель попу- лярна у современных бардов. Лировидные (лирообразные) Внешне похожи на лиру. Имеют проем (окно) в верхней части. Туда помещается левая рука, а правая ударяет по стру- нам в районе держателя. Ко- личество струн — пять. Сейчас лирообразные гусли можно встретить только в музеях и у коллекционеров, применяют- ся они крайне редко, имеют историческую и культурную ценность. Концертные Клавишные гусли известны как концертные, обладают охва- том звуковых высот от четырех до шести октав. Количество зву- чащих струн на устройстве с кла- вишами — от 49 до 66. Устрой- ство оборудовано специальной системой с 12 клавишами, как у фортепиано. При нажиме на них доступными становятся только те струны, которым и требуется зазвучать. Николай Селиванов на гуслях играет не только старинные, но и современные мелодии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz