Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

№ 5 (26445) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 Вера С БЛАГОГОВЕНИЕМ И МОЛИТВОЙ — Событие Крещения Спа- сителя нашего в водах Иордана еще с первого века имело для христиан двоякое значение. Прежде всего, мы знаем, что при Крещении Господа прои- зошло Богоявление. Бог явился пророку Иоанну Крестителю, олицетворявшему всех людей древнего мира, во всей Своей полноте, доступной для воспри- ятия человека. Явился не как одинокая личность, но как Пре- святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Второе, на что стоит обра- тить внимание — Христос во- шел в воды Иордана, предвозве- щая Свои страдания, Крестную смерть и тридневное Воскресе- ние, свидетельствуя о том, что берет на Себя грехи всего мира и каждому человеку, уверовав- шему в Него, пролагает путь к Царствию Небесному через Та- инство Крещения: «Тогда прихо- дит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и гово- рил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:13-15) Православные христиане традиционно встречают празд- ник Крещения Господня в хра- ме за богослужением. Имен- но таким путем мы можем во всей полноте приобщиться к этому великому событию. А вот разные приметы, гадания, купания в этот день в нетрез- вом виде в «иордани» с целью очищения от грехов и другие обрядоверия, связываемые с праздником Крещения, ника- кого отношения к церковной жизни не имеют. Эти отголо- ски язычества неприемлемы для православных христиан. Что касается святой воды — Великой агиасмы — то ее надо, конечно же, набирать в храме после освящения. Только в ис- ключительных случаях в день праздника воду можно набрать в любом источнике, но осве- щает ее Господь только по вере человека, который с молитвой и благоговением ее принимает. Кстати, пить крещенскую водуможно в любое время, когда у человека есть в этомпотребность: до еды или после —не имеет зна- чения. Главное, чтобы святыня принималась с верой, благогове- нием и молитвой. Это — прямое указание Типикона (церковной книги, устанавливающей поря- док богослужения) на праздник Крещения. Алексей Диагенов, протоиерей, клирик Михайло-Архангельского храма города Липецка Тропарь Крещению Господню: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Г осподь Иисус Христос до тридцатилетнего возраста жил в небольшом городке Назарете, помогая старцу Иоси- фу в плотницкой работе. Иисус почти ничем cебя не проявлял какМессия, и все вокруг считали Его одним из сыновей Иосифа. Глас вопиющего в пустыне Но когда пришло время ему начать общественное служение, Господь в особом видении пове- лел пророку Иоанну Крестите- лю, жившему в пустыне, высту- пить со всенародной проповедью покаяния и крестить в реке Иор- дан всех кающихся, желавших очиститься от грехов. Евангелисты называют Ио- анна Крестителя гласом вопию- щего в пустыне, потому что он громко взывал к людям: «При- готовьте путь Господу, прямым сделайте Его путь», — призы- вая всех людей к покаянию. От- кликнувшихся на этот призыв пророк Иоанн крестил, по сло- вам евангелиста Луки, «креще- нием покаяния для прощения грехов». В чесле тех, кто принял в этот день крещение, был и Христос. Явление Святой Троицы Из Евангелия мы узнаем, что Иисус Христос молился о том, чтобы Бог Отец благословил начало его служения. И в этот момент «отверзлись» небеса, и Иоанн Креститель увидел Духа Божия, который в виде голубя снизошел на Иисуса. Голубя уви- дел и весь народ, и это чудо ста- ло свидетельством миру о том, что Иисус Христос — истинный Мессия. При этом были услы- шаны слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Ко- тором Мое благоволение». Эти слова стали ответом на молитву о благословении Христа на подвиг спасения человечества. Именно поэтому православная церковь Крещение Господне называет еще Богоявлением. В величайшем событии Кре- щения Господня людям была яв- лена Тайна Святой Троицы: Бог Отец — обозначил Себя голосом с неба, Бог Сын—крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Свя- той — снизшествием на Иисуса Христа в виде голубя. Крещенский сочельник и водоосвящение Показывая важность со- вершившегося в жизни Иисуса Христа события, Церковь уста- новила сразу после Святок од- нодневный пост —Крещенский сочельник. В этот день принято варить сочиво. Эта традиция не является обязательной, но для верующих очень удобна. А меру поста христиане опреде- ляют индивидуально для себя, по силам. Хотя в этот день, как и в Рождественский сочельник, уставом Церкви предписан строгий пост. Пищу не вкушают до выноса свечи после литургии утром и первого принятия кре- щенской воды. Однако что касается воды, то именно в сочельник, по- сле литургии, в храмах начи- нается ее великое освящение. Совершается оно по особому торжественному чину, напо- минающему нам о Крещении Господнем. Это событие стало не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой воды через погружение в нее Бога во плоти. Крещенская вода также называ- ется агиасмой. Согласно Иерусалимскому уставу, с XI–XII веков водоосвя- щение происходит в храмах дваж- ды — в Крещенский сочельник и в сам праздник Богоявления. Оба раза вода освящается священно- служителем одинаковым чином, так что ничеммежду собой онине отличаются. Освящение в сочель- ник в древнейцеркви было связа- но с тем, что накануне праздника совершалось крещение огла- шенных (людей, которые только начали усваивать христианское вероучение). Ради этого Таинства ипроисходило первое великое во- досвятие. Разница состояла лишь в том, что в навечерие Богоявле- ния водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашен- ные, а в день самого праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан. В первые века ве- ликое водоосвящение происхо- дило только в Иерусалимской Церкви. Верующие приходили к тому месту, где принял крещение Сам Иисус Христос. Позже стали устраивать «Иордань» и в других местах, где были реки или озера. Богоявленскую воду христиане употребляют с великим благого- вениеми считают святыней. Хри- стос крестился и освятил естество вод, поэтому крещенскую воду приносят домойи хранят весь год. Как правило, она не портится и может долгое время оставаться свежей. Ее употребляют для окро- пления храмов и жилищ, при мо- литвах на изгнание злого духа, а также в качестве лекарства от недугов. Фото Ольги Беляковой А просинец известен как январь. Горят снега под солнцем — загляденье. Начало года. Месяц-господарь Сияет облачением Крещенья. Иеромонах Роман (Матюшин) НА КРЕЩЕНИЕ 19 января православные христиане празднуют Крещение Господне. В этот день верующие вспоминают, как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Наталья Сизова БЛАГОДАТЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ Согласно традиции Русской православной церкви, крещенскую воду принимают как великую святыню.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz