Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Вера 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 1 (26441) Э тот праздник установлен в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвя- той Девы Марии в Вифлееме и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день вместе с Русской Православной Церковью Рождество Христо- во празднуют также Иеруса- лимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. День Рождества Спасителя предваряет сорокадневный пост, накануне праздника верующие отмечают Рождественский Со- чельник — самый строгий день поста. А седьмого, в полночь, в храмах начинаются Рождествен- ские праздничные службы, по- сле которых народ славит Христа все Святки — время от Рожде- ства до Крещения Господня. Святая пещера Спаситель пришел в мир че- ловеческий в царствование рим- ского императора Августа. Тот повелел сделать всенародную перепись в своей империи, к ко- торой относилась и Палестина. Поскольку у евреев существовал обычай вести запись по коленам и родам, то Преблагословенная ДеваМария и праведныйИосиф, происходившие из рода Дави- дова, отправились в город Да- вида — Вифлеем, чтобы внести свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли свободного места в гостиницах, поэтому расположились для отдыха и ночлега в известняко- вой пещерке, предназначенной для загона скота в непогоду. Там, в холодную полночь, в скудной обстановке, лишенной простого удобства и родился Богочело- век, Спаситель мира! Юная Ма- рия сама спеленала и положила в ясли Своего Божественного Сына. И только пастухам, дежурив- шим возле своего стада недалеко от святой пещеры, Ангел Госпо- день возвестил: «Не бойтесь: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людям, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове». Кроме вифлеемских пасты- рей, благовестие о Рождестве Христовом получили восточные мудрецы. Их привела ко Хри- сту яркая звезда на небосклоне. Поклонившись Ему, они при- несли Богомладенцу дары: зо- лото — как символ вселенской власти, ладан — как дань Богу, имеющему власть изменять жизнь человека, и смирну — как дань человеку и предвестие жертвенной смерти. Плачет Рахиль Как только стало известно о рождении Богомладенца, все силы вражеские дико взбунтова- лись против этого события. Стоит ли удивляться? Ведь в мир при- шел новый Адам, впоследствии даровавший людям надежду на обретение потерянного Рая. И вот сын римского проку- ратора Антипатра, царь Иудей- ский Ирод уже расспрашивает у волхвов о времени появления звезды. Он просил их вернуть- ся к нему на обратном пути и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод жа- ждал избавиться от претендента на свой трон. Но волхвы, поклонившись Господу, не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ан- гел и предупредил о злом замыс- ле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. А Ирод, так и не дождавшись по- сланников, повелел убить всех младенцев до двухлетнего воз- раста в Вифлееме и его окрестно- стях, было их четырнадцать ты- сяч. Так исполнилось древнее пророчество: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15) В истории известно также другое страшное убийство. Во время гонения христиан при римском императоре Максими- ане, в 302 году, двадцать тысяч никомидийских христиан были сожжены в праздник Рождества Христова. Правда, невесело закончи- ли свою жизнь и сами гонители. Царь Ирод, по словам древне- римского летописца Иосифа, пережил «разложение половых органов до появления червей». В деяниях апостолов сказано ко- ротко: «Ирод, быв изъеден чер- вями, умер» (Деян.12:23). А Максимиана после отре- чения от престола обвинили в покушении на жизнь императо- ра Константина и предостави- ли право самому выбрать свою смерть. Опальный правитель предпочел повеситься, что и произошло в июле 310 года. История повторяется И все же с каждым годом наши западные, «цивилизован- ные», современники все мень- ше вспоминают о Рождестве Христа. Нет, конечно они еще поздравляют друзей с зимними праздниками, с Новым годом, с новым счастьем. Но вот с ка- ким именно событием связаны праздничные дни — об этом те- перь все чаще стараются умол- чать. Недавно в Еврокомиссии — высшем органе исполнительной власти ЕС— вышли так называ- емые «Руководящие принципы инклюзивной коммуникации», в которых еврочиновникам ре- комендовалось избегать упоми- нания о Рождестве, о Христе, поскольку, «не все отмечают христианские праздники». Что тут можно сказать? Только то, что история с отри- цанием Бога на Земле повто- ряется. И ее уроки снова будут жестоки для тех, кто не усвоил пройденное. Между тем, верные Спасите- лю христиане продолжают с на- деждой ждать Рождества Богом- ладенца, проходя строгий пост «до первой звезды». А потом, когда пробьет «двенадцать», они радостно встретят в храме это великое событие и постарают- ся рассказать всему миру — Кто есть Христос. ТРОПАРЬ, ГЛАС 4 : Рождеств’ Тво“, Христ“ Б’же наш,/ возси” м•рови свет р–зума, / в нем бо звезд–м служ–щии,/ звезд’ю уч–хуся,/ Тебе кл–нятися С’лнцу Пр–в- ды,/ и Теб“ в“дети с высот˜ вост’ка: // Г’споди, сл–ва Теб“. Городок Вифлеем ранее назывался Бейт-Лехем. На старин- ном арамейском языке, на котором была написана часть Ветхого Завета, слово Бейт-Лехем означает Дом Хлеба. Позже Бейт-Лехем верующие христиане стали называть Вифлеемом. Читаем Евангелие: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). ДОМ ХЛЕБА Александр Дорофеев, протоиерей, духовный попечитель Елецкой православной гимназии, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы города Ельца: — Праздник Рождества Христова — один из самых любимых у православных христиан. Он символизи- рует, прежде всего, благой промысел Господа о чело- веке. Мы не одиноки, ведь Христос родился в мир. И в наши трудные времена я бы посоветовал верующим чаще приобщаться Святых Христовых Тайн. Христиане первых веков причащались четыре раза в неделю. Во времена свя- тителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова Таинство при- нимали трижды в неделю. А вот в начале XX века в России причащались лишь раз в году. Как следствие, мы получили массовое отступ- ление от Бога, гражданскую войну, революцию и реки пролитой крови. А Господь ведь предупреждал, что если не будем есть Тела Его и пить Крови Его, то и Цар- ствия Божия не наследуем. Поэтому хотя бы два раза в месяц нужно приступать к Таинству Евхаристии с ве- рою и покаянием. В Рождество все мы, ко- нечно, надеемся на чудо, на осуществление нашего главного желания. А ведь для христиан оно прописа- но в Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых и жиз- ни будущего Века». Также Господь предупреждает, что на Небо «входите тесными вратами, потому что широ- ки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и мно- гие идут ими» (Мф. 7:13). То есть, не нужно пугаться скорбей, испытаний, они были, есть и будут. Не стоит впадать в уныние и отчая- ние. А нужно все принимать от Бога с благодарностью и любовью. Как пишет Апо- стол Павел: «Всегда радуй- тесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо тако- ва о вас воля Божия во Хри- сте Иисусе» (1Фес. 5:16-18). Рождество Христово. Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Эскиз росписи алтарной стены южного при- дела на хорах Владимирского собора. Государственная Третьяковская галерея ВОССИЯЛА ЗВЕЗДА НА ВОСТОКЕ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО— ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ. ПО ЗНАЧИМОСТИ ОН СЧИТАЕТСЯ ВТОРЫМ ПОСЛЕ ПАСХИ. ЗИМНЕЕ ТОРЖЕСТВО СВЯТОСТИ, СВЕТА И РАДОСТИ. Наталья Сизова С наступающим Рождеством Христовым! СПРАВЕДЛИВО ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА СЧИТАЕТСЯ ПРАЗДНИКОМСЕМЕЙНЫМ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИМСОБОЙ ВЕЛИЧИЕ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ ЦЕРКВИ Протоиерей Георгий Митрофанов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz