Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Елец 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 19 / 01 / 22 Ж ивописец родился в 1960 году в селе Чер- нава Измалковского района. Мальчик воспитывал- ся в простой семье. Огромную роль в судьбе ребенка сыграла его тетя, которая работала на ав- тозаводе в Москве. Приехав к ней в гости, будущий художник взял с собой альбом со своими рисунками, который она показа- ла знакомому графику Валерию Алфеевскому. Тот сразу разгля- дел в работах мальчика талант и посоветовал ему поступить в Московскую среднюю художе- ственную школу при институте имени Сурикова. —Если бы не это напутствие, меня бы ждала судьба самодея- тельного художника, — утвер- ждает Александр Иванович. Тимофеев отправился в ху- дожественную школу, где ему выдали образцы требуемых ра- бот. Вернувшись в Чернаву, в сельской школе мальчик нашел пособия, которые начал само- стоятельно изучать. — Первый раз я пытался поступить в художественную школу, когда мне было 12 лет. Но тогда я даже не знал, что за дисциплина «композиция». Представляете, как было нелов- ко? — с улыбкой ностальгирует художник. —Зато вторая попыт- ка, предпринятая на следующий год, оказалась удачной. Напоминание о школе В столице судьба свела Тимо- феева со многими интересными людьми. Однажды известный живописец Сергей Присекин приводил в чувство юного Алек- сандра, с которым случился об- морок в Третьяковской галерее. О том происшествии до сих пор напоминает шрам, полученный при падении. — В школе у нас было золо- тое правило: каждый понедель- ник в шесть утра нужно быть в Третьяковской галерее, чтобы писать там работы с великих полотен, пока посетителей еще нет. В семье тогда дела обстояли плохо, я ждал печальных вестей из дома, смутно помнил, когда последний раз ел. И тут перед глазами «полетели звездочки», в ушах зазвенело, я рухнул на пар- кет, — вспоминает художник. Другой яркой личностью, с которой свела его судьба в ху- дожественной школе, был пре- подаватель Владимир Завгород- ний. Однажды выяснилось, что он участвовал в Елецкой насту- пательной операции 1941 года. Фронтовик часто вспоминал события тех лет, и его рассказы во многом предопределили, что война стала главной темой твор- чества Тимофеева. Обеды у мастера В 1979 году Александр Ива- нович поступил в Московский государственный академиче- ский институт имени В.И. Су- рикова, где с первого курса зани- мался в мастерской известного художника Ильи Глазунова. — Илья Сергеевич в хоро- шем настроении называл нас «господа», как ни странно это было слышать при советской власти, — вспоминает Тимофе- ев. — Если у студентов что-то не получалось, то они становились «товарищами», от словосочета- ния «товар ищи». Глазунов был человеком с необъятной душой. В годы, когда студенты не могли себе многого позволить, он брал на себя огромные расходы. Устра- ивал занятия в Третьяковской галерее и Эрмитаже, где уче- ники могли писать с полотен великих мастеров, оплачивал труд реставраторов, которые с нами занимались. За свой счет он возил будущих художников по музеям, где они не просто копировали работы, но всесто- ронне разбирали манеру письма великих мастеров. — Меня очень впечатлила поездка в музей-заповедник «Царское Село», в котором мы разбирали костюмы Пуш- кинской эпохи. Тогда я узнал, что Александр Сергеевич был проездом в Ельце и написал об этом лишь одну строку: «Дороги до Ельца ужасны…» — смеется Тимофеев. Илья Сергеевич старался помогать студентам не только в учебе. Он часто устраивал для них обеды. — Многие жили тогда очень скромно. Глазунов часто кор- мил нас у себя в гостях. Пони- мая, как студентам неловко, он выходил из комнаты, в которой была приготовлена трапеза, приговаривая, что к его возвра- щению мы должны полностью опустошить стол, — вспоминает художник. Известный мастер был очень понимающим человеком. С осо- бым вниманием Глазунов изучал работы своих учеников, обращая внимание не только на техни- ку, но и на глубокие внутренние переживания. — На первом курсе Новый год я был вынужден провести в одиночестве, переживая бо- лезненные события в личной жизни. Однажды на задании от Ильи Сергеевича, суть которого была изобразить этот праздник, я написал работу, посвященную одиночеству, охватившему че- ловека в том момент, когда все радуются жизни. Это было не простое задание от мэтра. Тому, кто лучше всех в своей работе передаст атмосфе- ру, была обещана книга в пода- рок. В то время издания по ху- дожественному мастерству были большой редкостью. Произведе- ние Александра Тимофеева ока- залось самым пронизывающим. Тогда Глазунов сказал: «Господа, бывает, лежат рядом два абсо- лютно одинаковых электриче- ских провода, только в одном проходит бешеное напряжение, от которого моментально трях- нет, а от другого — ничего не будет». Дипломную работу в инсти- туте Александр Иванович хотел посвятить гражданской войне. Но в вузе настоятельно посо- ветовали выбрать другую тему. И тогда Тимофеев написал полотно три на два метра «До- стоевский. Этап», в основу ко- торого лег сюжет из автобиогра- фических «Записок из мертвого дома». Глазунов отметил этот диплом как самый лучший из всех, которые он видел. Мэтр предлагал Тимофееву остаться в Москве и продолжить свою карьеру здесь, но чернав- ский живописец душой был крепко привязан к провинции. Окончив институт, он отслужил в армии, после чего его приняли на работу в Липецкую художествен- но-промышленную мастерскую. Живописец признается, что если бы он не отдал долг родине, то совесть бы не позволила писать картины о войне. Вскоре Тимо- феев перебрался в Елец — город, который всегда его притягивал своейнеповторимой атмосферой. С 1987 года он собирает воспо- минания о войне, которые затем ложатся в основу его картин. Подход Тимофеева — Я стараюсь детально воссоздать образы: узнаю ин- формацию у историков, приоб- ретаю настоящую одежду и эки- пировку тех лет. Соседям иногда бывает странно наблюдать за тем, какие инсталляции я делаю во дворе для написания картин. Они смеялись, совершенно не понимая, зачем я поливаю зем- лю водой в октябре и затаскиваю в нее телегу. Сейчас Тимофеев работает над диорамой военных событий на реке Быстрая Сосна. В длину полотно составляет десять мет- ров, а в высоту — два. — В эпоху Интернета моло- дежь узнает о войне из непонят- ных источников. Вот почему так важно ценить любую возмож- ность узнать о подлинных собы- тиях, происходивших на елецкой земле у тех людей, кто их в дей- ствительности пережил. Фото автора У ХУДОЖНИКА МЫСЛИ СКЛАДЫВАЮТСЯ В ОБРАЗЫ. ПОЭТОМУ СО ЗРИТЕЛЕМОН ГОВОРИТ СВОИМИ КАРТИНАМИ Александр Тимофеев УЧЕНИК ВЕЛИКОГО ГЛАЗУНОВА Александр Тимофеев — художник с интересной судьбой. Обычный сельский паренек, он поступил в престижный столичный вуз и стал одним из любимых учеников Ильи Глазунова. Александра Воротынцева Александр Тимофеев со своей дипломной работой Этюд к дипломной работе Эскиз к картине «Путь» Работа Тимофеева-первокурсника «Достоевский. Этап» (1985 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz