Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Творчество 29 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 25 / 05 / 22 У ИРИНЫ СЕМЕНИХИНОЙ ДЕСЯТКИ МЕТОДОВ, КАК НАНЕСТИ КРАСКУ И ПОДОБРАТЬ НУЖНЫЙ ЦВЕТ И ТОН, ЧТОБЫ «ОЖИВИТЬ» СВЯТЫНЮ, НО ПРИ ЭТОМ СОХРАНИТЬ ЕЕ ПЕРВОЗДАННОСТЬ. Я ВИДЕЛА, КАК МИРОТОЧИТ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КРЕСТ. КАКАЯ-ТО НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА. А ВОТ ОТПЕЧАТАННЫЙ БЕЛЫЙ ОБРАЗ НА КИОТЕ — НЕ ЧУДО. ЭТО ТОЧНО КОМПОНЕНТЫ КРАСКИ ТАК ЛОЖАТСЯ НА СТЕКЛО Ирина Семенихина Уход за иконой в домашних условиях  категорически нельзя тереть икону мокрой тряпкой! Не применять хозяйственных средств для этих целей! Пыль с иконы удаляется мягкой беличьей кистью или протирается сухой мягкой тряпкой типа бархотки легкими смахивающими движениями;  не размещать икону под прямыми солнечны- ми лучами;  опасно хранить икону рядом с отопительными приборами и батареей;  не допускать резких перепадов температур, сквозняков, влажности;  не располагать свечи слишком близко к иконе;  при обнаружении утрат, потертостей, осыпей, потемнении необходимо обратиться к реставратору, так как любое непрофессио- нальное вмешательство может усугубить и даже привести к необратимым последствиям в иконе, вплоть до утраты изобра- жения!  идеальное хранение иконы — поместить ее в киот (деревянный ящик со стеклом)! до реставрации после реставрации Икона Святителя Николая Чудотворца Роспись храма, 2019 год до реставрации после реставрации Сретение Господне Чудотворные образы Каждая икона требует сво- ей разработанной программы реабилитации. Они бывают в копоти и грязи, залитые крас- кой или с подтеками дождевой воды. Эти наслоения нужно сначала убрать, а потом восста- новить икону, например, на- рисованные мастером облака или часть одежды святого, по- врежденные лики. В основном к ней в мастерскую попада- ют иконы конца XIX века. Но были случаи, что Ирина ре- ставрировала и более древние образы. К тому же они почита- ются верующими как чудотвор- ные. Иконы исцеляют прихо- жан храма, а теперь и сами как будто просят помощи. — Мне посчастливилось восстанавливать образ Свя- той Троицы из Лебедянского Свято-Троицкого монастыря, основанного в XVII веке. Икону обители подарил царь Алексей Михайлович. Однажды мона- стырь полностью сгорел. После этого святыню нашли на дереве в яблоневом саду. Во времена богоборчества икону верующие прятали по домам. Потом она находилась в музее. В наше вре- мя реликвию вернули в мона- стырь, и икона попала ко мне на реставрацию. Она была изу- родована черной краской. Я удалила ее и увидела отслоение красочного слоя. Еще немного, и религиозный артефакт был бы просто утрачен, — рассказывает Семенихина. Под слоем краски Ирина разглядела тончайшую живо- пись. У ангелов был прописан каждый волосок. Всего сохра- нилась четверть иконы. Ма- стер, прежде чем приступить к работе, вынула из нее 102 гвоздя. После длительной ре- ставрации Ирина предложила заказчикам оставить образ та- ким, какой он есть, сохранить аутентичность. Не превращать чудотворную святыню в ново- дел. Икону обрамили серебря- ным окладом, и она вернулась в обитель. — Я вспоминаю образ Ка- занской Божией Матери из со- бора в Ростове-на-Дону. Эта икона тоже считается чудотвор- ной. Прихожане ходили с ней по домам и исцеляли больных людей. Обычно я стараюсь от- носиться к своей работе хладно- кровно, как хирург. И не важно, какой образ лежит на реставра- ционном столе, икона частно- го лица или почитаемая всеми святыня. Я просто профессио- нально делаю свою работу. Но бывает так, что изображенные на иконе лики приводят тебя в дрожь и трепет. Так случилось с иконой Казанской Божией Матери. Она смотрела на меня своими небесными очами, и я долго не могла унять волнение. Помолилась — и работа пошла сама, — рассказывает рестав- ратор. Ирина признается, что есть сложные иконы, которые тре- буют большого труда и усердия, но при этом они будто сами по- могают тебе в восстановлении. Рука пишет, не зная усталости. А есть простые работы, но не- которые процессы даются с усилиями. Ирина говорит, что труд реставратора — это еще и риск для здоровья. Не только для тех, кто расписывает на вы- соте храмы. Очень плохо сказы- вается на верхних дыхательных путях работа с растворителем. Есть случаи, когда мастера из-за его вредных паров сжигали сли- зистую носоглотки. К тому же реставраторам приходится ды- шать пылью. Но Ирину это не останавливает, она продолжает заниматься любимым делом. Мастерство или творчество? Ирина свое дело считает не совсем творческим, скорее, это мастерство. Одну и ту же икону разные реставраторы восста- новят по-разному. У каждого мастера своя манера и почерк. Но всегда реставратор должен помнить: он не имеет права захо- дить за границы авторской жи- вописи. Необходимо также под- бирать для утрат фактуру, цвет и тон согласно манере автора. Часто иконописным ликам вандалы выкалывают глаза, и тут у реставратора есть право вер- нуть из небытия взгляд небес- ного покровителя. А бывает, что икона подбрасывает мастеру сюрпризы. Начинаешь снимать один слой, а под ним есть еще один лик, написанный другим иконописцем и в иное время. — Определить многослой- ность иконы можно при помо- щи специального оборудования. Нужно сдела т ь «окно» — контрольный участок на письме, и будет понятно, есть ли там дру- гое изображение. Но до конца ты не узнаешь, в какой сохран- ности предыдущая живопись, — добавляет мастер. Ирине хотелось бы пора- ботать с мироточивой иконой. Самой изучить, почему неко- торые образы источают миро. Реставратор предполагает, что написана она на доске сосновых пород, которые при определен- ных условиях могут выделять капли смолы. Но откуда тогда берется необыкновенное благо- ухание цветами? — Я видела явление, когда мироточит металлический крест. Какая-то неразгаданная тайна. А вот отпечатанный белый образ на киоте — не чудо. Это точно компоненты краски так ложатся на стекло, — считает Ирина. В мастерской у Ирины ско- ро будут работать иконописцы. Реставрируя святыни, она поня- ла, что среди верующих людей есть запрос на авторские иконы: именные, венчальные, мерные. В нашем регионе Ирина — единственный профессиональ- ный реставратор, у которой есть собственная мастерская. Она старается поделиться свои- ми знаниями. Преподает детям уроки творчества в Воскресной школе при Храме Рождества Пресвятой Богородицы. Ирина обратилась в администрацию Елецкого района с предложени- ем проводить в ее мастерской для туристов экскурсии, где она расскажет и покажет, как милли- метр за миллиметром возрожда- ются святые образы. Фото автора и из архива Ирины Семенихиной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz