Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Творчество 28 № 6 2 (26502) Р еставратор воссоздает ико- ны миллиметр за милли- метром. Под микроскопом очищает поверхность от загряз- нений и копоти, раскрывает от поздних записей. В ее арсена- ле десятки методов, как нане- сти краску и подобрать нужный цвет и тон, чтобы восстановить икону, но при этом не утратить ее первозданности. Ирина про свою работу говорит: кропотли- вая, трудоемкая, скрупулезная, но невероятно интересная. На один образ среднего размера уходит около девяноста часов работы. Заказчики — настоя- тели храмов, антиквары и про- стые горожане. География — вся средняя полоса России плюс Архангельск, Новосибирск, Ес- сентуки, Ставрополь, Иркутск. Иконы доставляют к ней и обратно транспортные компа- нии. Узнают о реставрацион- ной мастерской Семенихиной в основном из соцсетей. Ирина следит за контентом: выклады- вает видео и фото, где перспек- тива и композиция на первом месте. Ее ролики в «Тик-Токе» набрали почти миллион лайков. Правда, часто подписчики го- ворят, что Ирина в своих ком- ментариях использует много профессиональных терминов. Но мастеру важно свой материал подать правильно. — Реставратор не должен го- ворить «отвалился кусок крас- ки». Для нас есть единственная формулировка — утрата, — по- ясняет Ирина. Ирина училась по специ- альности «реставрация» четыре года. До этого благополучно ра- ботала экономистом на заводе: хорошая зарплата, много обще- ния, что так она любит. Находясь в декрете со второй дочерью, од- нажды проснулась с чувством, что хочет писать картины мас- лом. С того момента у Ирины включился поиск себя и новой жизни. Она стал брать уроки живописи, однажды оказалась в реставрационной мастерской... И пошло-поехало. В руках — Рембрандт — Запах краски, умиротво- ряющая атмосфера плюс анти- кварные предметы—ощущение, что ты участник чего-то нере- ального, когда на твоих глазах из небытия возвращается свя- тыня. Я решила получить фун- даментальное образование по реставрационному делу. Посту- пила в Елецкий государствен- ный колледж искусств имени Т.Н. Хренникова и стала посе- щать профессиональные кон- ференции, семинары, выставки в Москве и Санкт-Петербурге. Мне посчастливилось побывать в мастерской Эрмитажа. Передо мной специалисты реставриро- вали картину Рембрандта. Я не удержалась, попросила подер- жать ее в руках. Незабываемые впечатления, — вспоминает Ирина. Семенихина даже проводила в столице мастер-класс по ре- ставрации на международной выставке Denkmal-2017, которая проходила в Гостином дворе. Там познакомилась с почетным реставратором Москвы, на- чальником отдела реставрации усадьбы-музея Коломенское. И она прошла там стажировку по музейной реставрации. — Работа с музейными экс- понатами другая. Прежде чем приступить к ней, нужно сделать более тщательную фотофикса- цию иконы: снять ее в прямом свете, боковом, в черно-белом варианте. Огромные требова- ния к самому процессу восста- новления образа. Эти умения и навыки мне пригодились в коммерческой реставрации, — рассказывает Ирина. Вписана в страничку истории Ирина Семенихина возвра- щает к жизни не только иконы, но и храмы, восстанавливает утраченные фрески. Особенно ей запомнилась реставрацион- ная экспедиция в Задонский район, где в сельской церкви за- ново расписывали стены. Леса стояли на высоте 15 метров под самым куполом. Ирина пони- мала — она сейчас не просто работает кистью и красками, ее росписи вписаны в страничку истории. — На лесах работать не страшно. Они устойчивые. Под куполом могу трудиться по де- сять часов в день. Я самостоя- тельно разрабатывала орнамент, делала разметку, подбирала и за- мешивала краску. Сама роспись выполняется кистью, фон — ва- ликом. Потом покрывали стену лаком. Все должно выглядеть идеально. А в Знаменском мо- настыре в Ельце восстанавли- вали утраты на фресках: лики святых, складки на их одеждах. Но сначала устранили много- летнюю копоть и грязь. Уста- вали физически невероятно, но я вспоминаю эту работу как самую счастливую, — рассказы- вает Ирина. Недавно Ирина открыла просторную мастерскую с пя- тью огромными окнами. Она находится напротив Велико- княжеской церкви, что для нее символично. Реставратор чаще всего трудится над несколькими иконами сразу, чтобы работа не казалась однообразной. Для од- ной варит клей, для других под- водит левкас (грунт, представ- ляющий собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла). Следующая икона ждет тониров- ки. Мастер иногда поражается собственной усидчивости. — Самый трудоемкий мо- мент — заделывание отверстий, которые оставляет жук-точиль- щик. Таких «дырочек» он может сделать с сотню с тыльной сто- роны иконы. Каждую надо за- делать клееопилочной массой. Проталкиваешь ее зубочисткой по пять раз, чтобы она плот- но замуровала ход жука. На это уходит очень много времени, — делится секретами работы ма- стер. МАСТЕР ПО ИСЦЕЛЕНИЮ ИКОН В ОСНОВНОМ В МАСТЕРСКУЮ К ИРИНЕ ПОПАДАЮТ ИКОНЫ КОНЦА XIX ВЕКА. НО БЫЛИ СЛУЧАИ, ЧТО РЕСТАВРИРОВАТЬ ПРИХОДИЛОСЬ ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ ПОЧИТАЮТСЯ ВЕРУЮЩИМИ КАК ЧУДОТВОРНЫЕ. БЫВАЕТ ТАК, ЧТО ИЗОБРАЖЕННЫЕ НА ИКОНЕ ЛИКИ ПРИВОДЯТ ТЕБЯ В ДРОЖЬ И ТРЕПЕТ. ТАК СЛУЧИЛОСЬ С ИКОНОЙ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ОНА СМОТРЕЛА НА МЕНЯ СВОИМИ НЕБЕСНЫМИ ОЧАМИ, И Я ДОЛГО НЕ МОГЛА УНЯТЬ ВОЛНЕНИЕ Ирина Семенихина ЕЛЕЦКИЙ РЕСТАВРАТОР ИРИНА СЕМЕНИХИНА ВОССТАНАВЛИВАЕТ ЧУДОТВОРНЫЕ ОБРАЗЫ, СНИМАЕТ «СЛОЙ ВРЕМЕНИ» С СЕМЕЙНЫХ РЕЛИКВИЙ. ОНА ЗАМЕЧАЕТ, ЧТО ЧАСТО ИКОНА БУДТО САМА ПОМОГАЕТ МАСТЕРУ ОБРЕСТИ СВОЮ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ. А ЕСТЬ ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ «ИДУТ» КРАЙНЕ ТЯЖЕЛО. НО РЕЗУЛЬТАТ ОДИН— СПАСЕННАЯ СВЯТЫНЯ, А, ЗНАЧИТ, ДЛЯ КОГО-ТО — ВОЗРОЖДЕННАЯ МОЛИТВА. Дарья Шпакова Казанская икона Божией Матери до реставрации после реставрации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz