Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ДОКУМЕНТЫ Сегодня в рубрике «Официальный отдел» публику­ ются изменения в Положение об организации и ведении гражданской обороны в Липецкой области, утвержден­ ные постановлением главы администрации области. Читайте на 7–14-й стр. • День славянской письменности и культуры. • День кадровика в России. • Православная цер­ ковь почитает память рав­ ноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских; свя­ щенномученика Мокия (ок. 295). По народному календарю — день Мокия: «На Мокия мокро — жди лета еще мокрей». ЕЖЕДНЕВНИК ДАТЫ ПИШИТЕ ЭТЮДЫ, ИЗУЧАЙТЕ, А ГЛАВНОЕ, ЧУВСТВУЙТЕ ПРИРОДУ. ОНА ВЕЧНО ДЫШИТ, ВСЕГДА ПОЕТ, ГЛАВНОЕ — УСЛЫШАТЬ. ЕСЛИ НЕТ ЧУВСТВА, НЕТ ДУШИ — ТОГДА И ТЕОРИЯ, ИМАСТЕРСТВО — ВСЕ БЕССМЫСЛЕННО ИМЕНА восход: 4.12 закат: 20.23 долгота дня: 16.11 Луна в знаке Рыб; убывает 24 мая (11маяпо ст. стилю), вторник Учредители: Липецкий областной Совет депутатов, управление информационной политики Липецкой области, Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Издатель: Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303, тел. 50-17-01. E-mail: info@idlipetsk.ru Адрес в Интернете: www. lpgzt.ru Индексы: П5601, П5602, П5609. И.о. главного редактора «Липецкой газеты» Г.В. Чернышова. Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Все права защищены. При перепечатке ссылка на «ЛГ» обязательна. зам. главного редактора отдел «ЛГ» еженедельник» отдел писем и социальных проблем отдел фотоиллюстраций 50-17-23; 50-17-47, 50-17-67; 50-17-33; 50-17-15, 50-17-89. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Реклама и объявления: для частных лиц 50-17-19, для организаций: 50-17-18, 50-17-20. Отдел распространения 50-17-70. E-mail: reklama@idlipetsk.ru к — материалы на коммерческой основе Издаются и распространяются в «Липецкой газете»: — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Официальный отдел» Тел.: 50-17-12, 50-17-13. E-mail: od@idlipetsk.ru Знак информационной продукции: 12+ Время подписания в печать: по графику — 18.00; фактически — 18.00. Печать офсетная. Объем 7 п.л. Тираж 6928. Еженедельный тираж «ЛГ» 27997. Отпечатано: в типографии акционерного общества «Прайм Принт Воронеж», 394026, Воронежская область, г. Воронеж, проспект Труда, 48Л. Зак. №2947. Свободная цена. Зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области. Свидетельство ПИ№ТУ 48-00175. Адрес редакции: 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83. E-mail: lgs@idlipetsk.ru Телефон приемной Областного бюджетного учреждения «Издательский дом «Липецкая газета» 50-17-01. Телефоны редакции: • 122 года назад (1900) в Петербурге в присутствии Николая Второго состоялся торжественный спуск на воду крейсера первого ранга, которому сам император выбрал имя в честь римской богини утренней зари — «Аврора». В состав русского военно-морского флота крейсер «Аврора» вошел в 1903 г. Боевое крещение получил во время Русско-японской войны. Он стал одним из двух русских кораблей, который уцелел в ходе Цусимского сражения в мае 1905 г. В 1906 г. «Аврора» вернулась в Санкт-Петербург и стала учебным кораб­ лем. Здесь проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. В ночь на 7 ноября 1917 г. крейсер «Аврора» вошел в историю ХХ столетия, произведя единственный легендарный холостой выстрел, ко­ торый на долгие годы стал официальным символом «наступления новой эры в истории человечества». • 85 лет назад (1937) в Париже открылась Всемирная выставка искусств и техники. Павильон СССР на­ поминал несущийся корабль, нос которого венчал 24-метровый монумент Веры Мухи­ ной «Рабочий и колхоз­ ница». В числе прочих нестандартных экспо­ натов, представленных Советским Союзом, была «Карта индустри­ ализации СССР», вы­ полненнаяиз драгоцен­ ныхиполудрагоценных камней, проекты стан­ ций московского метро «Сокольники» и «Кро­ поткинская», а также аромат «Юбилей», посвященный 20-й го­ довщине Октябрьской революции. Павильон Советского Союза посетили 20 миллионов человек. Его удостоили золотой медали и высшей наградыВсемирной выставки—Гран-при. • 52 года назад (1970) в северо-западной части Кольского полуострова, в 10 км от г. Заполярного (Мурманская область) с научной целью исследования глубинных зон земной коры началось бурение Коль­ ской сверхглубокой скважины. К началу 1991 г. была достигнута рекордная в СССР отметка глубинного бу­ рения—12261 м. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса. В 2005 г. бурение было прекращено. • 30 лет назад (1992) в Москве был открыт памят­ ник создателям славянской письменности братьям Кириллу и Мефодию. Проект выполнил известный скульптор Вячеслав Клыков при участии архитектора Юрия Григорьева. Алексей Саврасов (1830–1897), русский худож­ ник-пейзажист, один из основоположников русского реалистического пейзажа, член-учредитель Товарище­ ства передвижных художественных выставок, родился 192 года назад. Автор картин «Грачи прилетели», «Вид наКремль в ненастнуюпогоду», «Проселок», «Сухарева башня», «Радуга», «Печерский монастырь у Нижнего Новгорода», «Вид вОраниенбауме», «Лосиный остров в Сокольниках» и других. Еще в молодые годы художник стал руководителем пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Уже тогда у Саврасова появились первые ученики. В дальнейшем его назовут учителем такие пейзажисты, как Исаак Ле­ витан, Валентин Серов, Константин Коровин. По материалам календаря ИТАР-ТАСС, ru.wikipedia.org Эмма Меньшикова, редактор отдела писем и социальных проблем «Липецкой газеты» В конце номера 6 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 6 1 (26501) Впервые государствен­ ный праздник в честь «рож­ дения» славянского алфа­ вита и ее создателей был установлен в Болгарии 165 лет назад, в 1857 году. В Рос­ сии День славянской пись­ менности и культуры широ­ ко отметили в 1863-м в связи с тысячелетием(!) обретения славянской азбуки. Тогда же российский Священный си­ нод принял решение о еже­ годном праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24-го по новому стилю). Получается, целых де­ сять веков понадобилось, чтобы осознать вклад леген­ дарных братьев в развитие славянских народов, в рас­ пространение христианства и связанное с ним станов­ ление государственности, в том числе на Руси. Ведь Кирилл и Мефодий не про­ сто составили алфавит, но и перевели на славянский язык греческие священные книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псал­ тирь и избранные службы. Причем в те времена, когда Евангелие в церкви разре­ шалось читать только на трех языках — греческом, иврите и латыни. Можно сказать, что в 863 году мир изменился. По свидетельствам летопис­ цев, именно тогда братьями были написаны первые сло­ ва на славянском языке —из Евангелия от Иоанна: «Ис­ кони бе (было) Слово, иСло­ во бе к Богу, иБог бе Слово». С этого времени, не­ смотря на обвинения в ереси, Кирилл и Мефодий набирали себе учеников, обучали их славянской аз­ буке и церковным службам, читали в храмах на славян­ ском и продолжали пере­ водить церковные книги. В конце концов Папа Рим­ ский — и это была большая политика с его стороны, но братья воспользовались его покровительством для утверждения дела своей жизни, — разрешил славян­ ское богослужение. Понятно, что память Кирилла и Мефодия, при­ численных к лику святых равноапостольных за вклад в развитие христианства еще в древности, веками почита­ лась в основном церковью. В государственномже масшта­ бе славянские страны стали воздавать должное своим просветителям с XIX века. В советское время го­ сударственный праздник в честь святых был немыслим (День славянской письмен­ ности и культуры в совре­ менной России учредили лишь в 1991 году). Поэтому несколько поколений наших соотечественников, весьма далеких от Церкви, о Кирил­ ле и Мефодии знали только по нескольким строчкам в учебниках. Не много доба­ вили в этом смысле и после­ дующие 30 лет. Праздник-то негромкий и, надо признать, скорее официальный, чем всенародный. А вкратце история тако­ ва. Кирилл иМефодий роди­ лись в городе Солунь (ныне Салоники в Греции) в благо­ честивой семье византийско­ го военачальника. И звали их Михаил и Константин. По летописным источникам братья получили блестящее образование, постигли все науки своего времени и го­ ворили на многих языках. В том числе на славянском. И могли сделать хорошую карьеру. Но один за другим уходят в монастырь. Там при пострижении Михаил и получает имя Мефодий. А Константин принимает схи­ му и новое монашеское имя Кирилл уже в конце жизни, в феврале 869 года. Все время своего служе­ ния братья проповедовали христианскую веру, в связи с чем и начали работать над славянской письменностью: Византийскую империю в IX веке уже массово заселя­ ли славяне, и стоял вопрос о христианской миссии сре­ ди них. А как выполнять ее без славянского письма? Без богослужебных книг на сла­ вянском языке? Окончательно утвердил­ ся Константин в необхо­ димости создания славян­ ской азбуки, когда первая в истории держава славян Великая Моравия обрати­ лось в Константинополь с просьбой прислать учителей для их священников, чтобы обучить их славянскому бо­ гослужению. Византийский император решил направить туда ученых братьев. Три года Кирилл и Ме­ фодий с помощниками тру­ дились в этой славянской стране, переводили сложные библейские тексты, создавая рукописные славянские бо­ гослужебные книги, учили и проповедовали. Пройдет много лет, и о святых Ки­ рилле и Мефодии скажут, что они объединили славян единой письменностью и единой святой православ­ ной верой. И впрямь, долгое время именно так и каза­ лось. Сформировалось даже понятие «братья-славяне», и мы в него веровали. Та же Болгария, где с помпой много лет отмеча­ ли День славянской пись­ менности и культуры, ко­ торой мы в разное время помогали освободиться то от османского ига, то от фашистского рабства, превратилась чуть ли не в центр русофобии, уступая разве что оголтелойПольше. Снабжает «братьев-украин­ цев» оружием и при полной несостоятельности своей экономики объявляет нам санкции! Невольно поду­ малось, как же они будут в этом году отмечать 24 мая: сами открестятся от славян­ ства или Россию объявят не­ славянской? Все оказалось проще: парламент Болгарии переименовал праздник, теперь он называется Днем болгарской письменности, образования и культуры. То есть сами открестились... И большинство евро­ пейских славянских стран— сейчас того же нравственно­ го, вернее безнравственного порядка. Может быть, свя­ зано это как раз с тем, что оторвались от своих корней, а привитые к стволу чужого ментального древа утеряли ту духовную, энергетиче­ скую силу, заключенную в славянстве, в его системе духовных, православных, культурных ценностей? Но рано или поздно при­ дется вернуться к истокам, к основам земного бытия. Тем более они даже в азбуке славянской зримо прочиты­ ваются. В ней буквы — это символы, образы, а общий смысл «искони» зашифро­ ванного в них послания сво­ дится к тому, чтобы «буки ведая», не забывать делать добро, говорить «слово твер­ до», жить по совести и свет сущего постигать. Сегодня, 2 4 мая, в России отмечается День славянской письменности и культуры. Это единственный праздник в стране, учрежденный государством и при этом почитаемый Церковью, которая в этот день поминает святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. М ария Жервэ — член пе т ербург ского общества акваре­ листов, постоянный участ­ ник выставок в различных городах России, в том числе нескольких персональных. Работы художницы хранятся в частных коллекциях жи­ вописи в России, Германии, Франции,Швейцарии, Сер­ бии, Израиле, Америке. В Липецке ее персональная выставка проходит впервые. И в новом веке он — все тот же В Санкт-Петербурге, наверное, уже не осталось уголка, который бы не был запечатлен на холсте или бумаге. И все же у каждого художника свой Петербург, свои сюжеты, ракурсы и от­ тенки красок. Коренная петербуржен­ ка Мария Жервэ начала пи­ сать виды града на Неве еще в детстве, учась в художе­ ственной школе. В ее рабо­ тах оживает Петербург XIX века, Петербург Пушкина и Толстого, Чайковского, До­ стоевского, Блока... Водная стихия акварели приобре­ тает на бумаге осязаемость в линиях старинных засне­ женных улочек, чугунных фонарей, мостиков и парков с узорчатыми оградами, ве­ личественных дворцов, чей вековой покой охраняют царственные львы. — Я реставратор, то есть отчасти историк, поэтому меня всегда интересовало, как люди жили раньше, что они чувствовали и ощущали, проходя по темже местам, по которым сегодня проходим мы, —поясняет она свой ин­ терес к прошлому. Особенно много видов зимнего Петербурга, когда большую часть времени ей приходится проводить в го­ роде. Одна из серий так и называется — «Петербург из окон». Долго будет Карелия сниться Весной же и летом ху­ дожница предпочитает вы­ езжать на природу. — Очень люблю пленэр­ ную живопись. Утром по­ смотришь в окно — и хочет­ ся скорей взять в руки кисти, чтобы успеть поймать это настроение, эти краски, — рассказывает она. На выставку Мария Жервэ привезла большую серию работ, посвящен­ ных Карелии. Вот сверкаю­ щая жидким янтарем река Йхаланийоки, бегущая по камням между стволами замшелых елей. Лучи осен­ него солнца над лесным озером Варонен (по-рус­ ски Воронье). Или словно дрейфующие по слившейся с небом водной глади шхер скальные острова («Ладога. Утро на острове Ханкасало.) Старые финские домики на высоком берегу реки посел­ ка Мюллюкюлле (Мельни­ чья деревня) и графически четкие тени елей и берез на белом снегу («Морозные узоры»). Водная стихия акварели помогает художнице пере­ дать восхищение неброской, порой даже сумрачной при­ родой севера Европейской части России. Однако акварелистом МарияЖервэ стала не сразу. Долгое время ее основной техникой была пастель. Но постепенно мелков накопи­ лось очень много. Тащить эти здоровенные коробки на пленэр ради одной-двух работ было тяжело и не удобно. Как-то раз она ре­ шила просто брать с собой коробочку акварели, делать маленькие этюды, а потом на основе их уже писать пол­ ноценные пастели. Но, на­ чав работать с акварелью, со временем полностью на нее переключилась. — Акварель даже более сложная техника, чем масло. Это стихия воды и красок, и никогда не угадаешь, как эта стихиясебяповедет, особенно когда пишешь по-мокрому. Повторить акварельную ра­ боту практически невозмож­ но, в следующий раз краски потекут уже по-другому и это будет уже другая работа. В этом трудность и одновре­ менно притягательность ак­ варели,—считает художница. У руин Пенджикента Как реставратор, Мария Жервэ каждый год на полто­ ра-два месяца ездит в коман­ дировку в Таджикистан, где с 1996 года археологическая экспедиция Эрмитажа ведет раскопки на месте древне­ го согдийского города до­ мусульманской эпохи. В немногие свободные от ра­ боты часы пишет акварели. На ее картинах — Зарев­ шанская долина с тонущи­ ми с сизой дымке горными хребтами. Старый абрикос, раскинувший ветви над резным крыльцом призе­ мистого домика. Древняя согдийская керамика, из­ влеченная археологами из земли. В акварелях, приве­ зенных из Средней Азии, господствуют оттенки охры и сепии, желтовато-бурой, обожженной солнцем зеле­ ни, создающие ощущение палящего солнца и зноя. По словам Марии, когда она пишет, то совершенно не думает о том, какое впе­ чатление произведет ее ра­ бота, ни о том, будет ли она выставлена или нет. — Я переношу на бумагу свои впечатления, эмоции от окружающего мира, и это доставляет удовольствие в первую очередь мне самой. Икогда вижу отклик в других людях—это всегда вызывает приятное удивление и благо­ дарность, — говорит она. Ивсе же каждая акварель в рамке под стеклом — слов­ но маленькое окошко, через которое можно заглянуть в душу художника. Увидеть мир его глазами, пережить эмоции, которые он испы­ тывал, работая над картиной. За несколько дней, про­ веденных в Липецке, Мария Жервэ дала мастер-классы по технике акварели для учеников художественной школы и художественного колледжа, поучаствовала в неделе выездных пленэров в Чаплыгинском районе, посетила усадьбу «Рязанка». Творческим итогом ее пре­ бывания у нас стала аква­ рель «Древне-Успенская церковь». Впрочем, устрои­ тели выставки надеются, что в ее памяти и ее рабо­ тах останется не только эта достопримечательность, но и другие интересные места Липецкой области. Выставка «Северный ветер» будет работать до 3 июля. К слову, на ней экс­ понируются не все работы художницы. Еще одна серия акварелей будет выставлена летом в музее-усадьбе «Ря­ занка». Фото Алены Бурковой, Николая Черкасова АКВАРЕЛЬ — ДАЖЕ БОЛЕЕ СЛОЖНАЯ ТЕХНИКА, ЧЕММАСЛО. ЭТО СТИХИЯ ВОДЫИ КРАСОК, И НИКОГДА НЕ УГАДАЕШЬ, КАК ЭТА СТИХИЯ СЕБЯ ПОВЕДЕТ, ОСОБЕННО КОГДА ПИШЕШЬ ПОМОКРОМУ. ПОВТОРИТЬ АКВАРЕЛЬНУЮРАБОТУ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО, В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ КРАСКИ ПОТЕКУТ УЖЕ ПО-ДРУГОМУ И ЭТО БУДЕТ УЖЕ ДРУГАЯ РАБОТА Мария Жервэ О ЧЕМ ПОЕТ СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР Неброская красота природы севера Европейской части России, старинные уголки Санкт-Петербурга и знойные пейзажи Средней Азии — источники вдохновения художника-акварелиста, реставратора Государственного Эрмитажа Марии Жервэ. Выставка ее работ открылась в Областном художественном музее (Дом Губина) в Липецке ( 0 +). Ирина Черешнева АЗБУКА ДОБРА И СВЕТА «Март. Верба». 2021 г. «Археологическая база Эрмитажа в Пенджикенте (Таджикистан)». 2018 г. на выставке в Париже, Павильон СССР 1937 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz