Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ДОКУМЕНТЫ Сегодня в рубрике «Официальный отдел» публику ются изменения в Положение об организации и ведении гражданской обороны в Липецкой области, утвержден ные постановлением главы администрации области. Читайте на 7–14-й стр. • День славянской письменности и культуры. • День кадровика в России. • Православная цер ковь почитает память рав ноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских; свя щенномученика Мокия (ок. 295). По народному календарю — день Мокия: «На Мокия мокро — жди лета еще мокрей». ЕЖЕДНЕВНИК ДАТЫ ПИШИТЕ ЭТЮДЫ, ИЗУЧАЙТЕ, А ГЛАВНОЕ, ЧУВСТВУЙТЕ ПРИРОДУ. ОНА ВЕЧНО ДЫШИТ, ВСЕГДА ПОЕТ, ГЛАВНОЕ — УСЛЫШАТЬ. ЕСЛИ НЕТ ЧУВСТВА, НЕТ ДУШИ — ТОГДА И ТЕОРИЯ, ИМАСТЕРСТВО — ВСЕ БЕССМЫСЛЕННО ИМЕНА восход: 4.12 закат: 20.23 долгота дня: 16.11 Луна в знаке Рыб; убывает 24 мая (11маяпо ст. стилю), вторник Учредители: Липецкий областной Совет депутатов, управление информационной политики Липецкой области, Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Издатель: Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303, тел. 50-17-01. E-mail: info@idlipetsk.ru Адрес в Интернете: www. lpgzt.ru Индексы: П5601, П5602, П5609. И.о. главного редактора «Липецкой газеты» Г.В. Чернышова. Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Все права защищены. При перепечатке ссылка на «ЛГ» обязательна. зам. главного редактора отдел «ЛГ» еженедельник» отдел писем и социальных проблем отдел фотоиллюстраций 50-17-23; 50-17-47, 50-17-67; 50-17-33; 50-17-15, 50-17-89. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Реклама и объявления: для частных лиц 50-17-19, для организаций: 50-17-18, 50-17-20. Отдел распространения 50-17-70. E-mail: reklama@idlipetsk.ru к — материалы на коммерческой основе Издаются и распространяются в «Липецкой газете»: — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Официальный отдел» Тел.: 50-17-12, 50-17-13. E-mail: od@idlipetsk.ru Знак информационной продукции: 12+ Время подписания в печать: по графику — 18.00; фактически — 18.00. Печать офсетная. Объем 7 п.л. Тираж 6928. Еженедельный тираж «ЛГ» 27997. Отпечатано: в типографии акционерного общества «Прайм Принт Воронеж», 394026, Воронежская область, г. Воронеж, проспект Труда, 48Л. Зак. №2947. Свободная цена. Зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области. Свидетельство ПИ№ТУ 48-00175. Адрес редакции: 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83. E-mail: lgs@idlipetsk.ru Телефон приемной Областного бюджетного учреждения «Издательский дом «Липецкая газета» 50-17-01. Телефоны редакции: • 122 года назад (1900) в Петербурге в присутствии Николая Второго состоялся торжественный спуск на воду крейсера первого ранга, которому сам император выбрал имя в честь римской богини утренней зари — «Аврора». В состав русского военно-морского флота крейсер «Аврора» вошел в 1903 г. Боевое крещение получил во время Русско-японской войны. Он стал одним из двух русских кораблей, который уцелел в ходе Цусимского сражения в мае 1905 г. В 1906 г. «Аврора» вернулась в Санкт-Петербург и стала учебным кораб лем. Здесь проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. В ночь на 7 ноября 1917 г. крейсер «Аврора» вошел в историю ХХ столетия, произведя единственный легендарный холостой выстрел, ко торый на долгие годы стал официальным символом «наступления новой эры в истории человечества». • 85 лет назад (1937) в Париже открылась Всемирная выставка искусств и техники. Павильон СССР на поминал несущийся корабль, нос которого венчал 24-метровый монумент Веры Мухи ной «Рабочий и колхоз ница». В числе прочих нестандартных экспо натов, представленных Советским Союзом, была «Карта индустри ализации СССР», вы полненнаяиз драгоцен ныхиполудрагоценных камней, проекты стан ций московского метро «Сокольники» и «Кро поткинская», а также аромат «Юбилей», посвященный 20-й го довщине Октябрьской революции. Павильон Советского Союза посетили 20 миллионов человек. Его удостоили золотой медали и высшей наградыВсемирной выставки—Гран-при. • 52 года назад (1970) в северо-западной части Кольского полуострова, в 10 км от г. Заполярного (Мурманская область) с научной целью исследования глубинных зон земной коры началось бурение Коль ской сверхглубокой скважины. К началу 1991 г. была достигнута рекордная в СССР отметка глубинного бу рения—12261 м. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса. В 2005 г. бурение было прекращено. • 30 лет назад (1992) в Москве был открыт памят ник создателям славянской письменности братьям Кириллу и Мефодию. Проект выполнил известный скульптор Вячеслав Клыков при участии архитектора Юрия Григорьева. Алексей Саврасов (1830–1897), русский худож ник-пейзажист, один из основоположников русского реалистического пейзажа, член-учредитель Товарище ства передвижных художественных выставок, родился 192 года назад. Автор картин «Грачи прилетели», «Вид наКремль в ненастнуюпогоду», «Проселок», «Сухарева башня», «Радуга», «Печерский монастырь у Нижнего Новгорода», «Вид вОраниенбауме», «Лосиный остров в Сокольниках» и других. Еще в молодые годы художник стал руководителем пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Уже тогда у Саврасова появились первые ученики. В дальнейшем его назовут учителем такие пейзажисты, как Исаак Ле витан, Валентин Серов, Константин Коровин. По материалам календаря ИТАР-ТАСС, ru.wikipedia.org Эмма Меньшикова, редактор отдела писем и социальных проблем «Липецкой газеты» В конце номера 6 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 6 1 (26501) Впервые государствен ный праздник в честь «рож дения» славянского алфа вита и ее создателей был установлен в Болгарии 165 лет назад, в 1857 году. В Рос сии День славянской пись менности и культуры широ ко отметили в 1863-м в связи с тысячелетием(!) обретения славянской азбуки. Тогда же российский Священный си нод принял решение о еже годном праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24-го по новому стилю). Получается, целых де сять веков понадобилось, чтобы осознать вклад леген дарных братьев в развитие славянских народов, в рас пространение христианства и связанное с ним станов ление государственности, в том числе на Руси. Ведь Кирилл и Мефодий не про сто составили алфавит, но и перевели на славянский язык греческие священные книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псал тирь и избранные службы. Причем в те времена, когда Евангелие в церкви разре шалось читать только на трех языках — греческом, иврите и латыни. Можно сказать, что в 863 году мир изменился. По свидетельствам летопис цев, именно тогда братьями были написаны первые сло ва на славянском языке —из Евангелия от Иоанна: «Ис кони бе (было) Слово, иСло во бе к Богу, иБог бе Слово». С этого времени, не смотря на обвинения в ереси, Кирилл и Мефодий набирали себе учеников, обучали их славянской аз буке и церковным службам, читали в храмах на славян ском и продолжали пере водить церковные книги. В конце концов Папа Рим ский — и это была большая политика с его стороны, но братья воспользовались его покровительством для утверждения дела своей жизни, — разрешил славян ское богослужение. Понятно, что память Кирилла и Мефодия, при численных к лику святых равноапостольных за вклад в развитие христианства еще в древности, веками почита лась в основном церковью. В государственномже масшта бе славянские страны стали воздавать должное своим просветителям с XIX века. В советское время го сударственный праздник в честь святых был немыслим (День славянской письмен ности и культуры в совре менной России учредили лишь в 1991 году). Поэтому несколько поколений наших соотечественников, весьма далеких от Церкви, о Кирил ле и Мефодии знали только по нескольким строчкам в учебниках. Не много доба вили в этом смысле и после дующие 30 лет. Праздник-то негромкий и, надо признать, скорее официальный, чем всенародный. А вкратце история тако ва. Кирилл иМефодий роди лись в городе Солунь (ныне Салоники в Греции) в благо честивой семье византийско го военачальника. И звали их Михаил и Константин. По летописным источникам братья получили блестящее образование, постигли все науки своего времени и го ворили на многих языках. В том числе на славянском. И могли сделать хорошую карьеру. Но один за другим уходят в монастырь. Там при пострижении Михаил и получает имя Мефодий. А Константин принимает схи му и новое монашеское имя Кирилл уже в конце жизни, в феврале 869 года. Все время своего служе ния братья проповедовали христианскую веру, в связи с чем и начали работать над славянской письменностью: Византийскую империю в IX веке уже массово заселя ли славяне, и стоял вопрос о христианской миссии сре ди них. А как выполнять ее без славянского письма? Без богослужебных книг на сла вянском языке? Окончательно утвердил ся Константин в необхо димости создания славян ской азбуки, когда первая в истории держава славян Великая Моравия обрати лось в Константинополь с просьбой прислать учителей для их священников, чтобы обучить их славянскому бо гослужению. Византийский император решил направить туда ученых братьев. Три года Кирилл и Ме фодий с помощниками тру дились в этой славянской стране, переводили сложные библейские тексты, создавая рукописные славянские бо гослужебные книги, учили и проповедовали. Пройдет много лет, и о святых Ки рилле и Мефодии скажут, что они объединили славян единой письменностью и единой святой православ ной верой. И впрямь, долгое время именно так и каза лось. Сформировалось даже понятие «братья-славяне», и мы в него веровали. Та же Болгария, где с помпой много лет отмеча ли День славянской пись менности и культуры, ко торой мы в разное время помогали освободиться то от османского ига, то от фашистского рабства, превратилась чуть ли не в центр русофобии, уступая разве что оголтелойПольше. Снабжает «братьев-украин цев» оружием и при полной несостоятельности своей экономики объявляет нам санкции! Невольно поду малось, как же они будут в этом году отмечать 24 мая: сами открестятся от славян ства или Россию объявят не славянской? Все оказалось проще: парламент Болгарии переименовал праздник, теперь он называется Днем болгарской письменности, образования и культуры. То есть сами открестились... И большинство евро пейских славянских стран— сейчас того же нравственно го, вернее безнравственного порядка. Может быть, свя зано это как раз с тем, что оторвались от своих корней, а привитые к стволу чужого ментального древа утеряли ту духовную, энергетиче скую силу, заключенную в славянстве, в его системе духовных, православных, культурных ценностей? Но рано или поздно при дется вернуться к истокам, к основам земного бытия. Тем более они даже в азбуке славянской зримо прочиты ваются. В ней буквы — это символы, образы, а общий смысл «искони» зашифро ванного в них послания сво дится к тому, чтобы «буки ведая», не забывать делать добро, говорить «слово твер до», жить по совести и свет сущего постигать. Сегодня, 2 4 мая, в России отмечается День славянской письменности и культуры. Это единственный праздник в стране, учрежденный государством и при этом почитаемый Церковью, которая в этот день поминает святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. М ария Жервэ — член пе т ербург ского общества акваре листов, постоянный участ ник выставок в различных городах России, в том числе нескольких персональных. Работы художницы хранятся в частных коллекциях жи вописи в России, Германии, Франции,Швейцарии, Сер бии, Израиле, Америке. В Липецке ее персональная выставка проходит впервые. И в новом веке он — все тот же В Санкт-Петербурге, наверное, уже не осталось уголка, который бы не был запечатлен на холсте или бумаге. И все же у каждого художника свой Петербург, свои сюжеты, ракурсы и от тенки красок. Коренная петербуржен ка Мария Жервэ начала пи сать виды града на Неве еще в детстве, учась в художе ственной школе. В ее рабо тах оживает Петербург XIX века, Петербург Пушкина и Толстого, Чайковского, До стоевского, Блока... Водная стихия акварели приобре тает на бумаге осязаемость в линиях старинных засне женных улочек, чугунных фонарей, мостиков и парков с узорчатыми оградами, ве личественных дворцов, чей вековой покой охраняют царственные львы. — Я реставратор, то есть отчасти историк, поэтому меня всегда интересовало, как люди жили раньше, что они чувствовали и ощущали, проходя по темже местам, по которым сегодня проходим мы, —поясняет она свой ин терес к прошлому. Особенно много видов зимнего Петербурга, когда большую часть времени ей приходится проводить в го роде. Одна из серий так и называется — «Петербург из окон». Долго будет Карелия сниться Весной же и летом ху дожница предпочитает вы езжать на природу. — Очень люблю пленэр ную живопись. Утром по смотришь в окно — и хочет ся скорей взять в руки кисти, чтобы успеть поймать это настроение, эти краски, — рассказывает она. На выставку Мария Жервэ привезла большую серию работ, посвящен ных Карелии. Вот сверкаю щая жидким янтарем река Йхаланийоки, бегущая по камням между стволами замшелых елей. Лучи осен него солнца над лесным озером Варонен (по-рус ски Воронье). Или словно дрейфующие по слившейся с небом водной глади шхер скальные острова («Ладога. Утро на острове Ханкасало.) Старые финские домики на высоком берегу реки посел ка Мюллюкюлле (Мельни чья деревня) и графически четкие тени елей и берез на белом снегу («Морозные узоры»). Водная стихия акварели помогает художнице пере дать восхищение неброской, порой даже сумрачной при родой севера Европейской части России. Однако акварелистом МарияЖервэ стала не сразу. Долгое время ее основной техникой была пастель. Но постепенно мелков накопи лось очень много. Тащить эти здоровенные коробки на пленэр ради одной-двух работ было тяжело и не удобно. Как-то раз она ре шила просто брать с собой коробочку акварели, делать маленькие этюды, а потом на основе их уже писать пол ноценные пастели. Но, на чав работать с акварелью, со временем полностью на нее переключилась. — Акварель даже более сложная техника, чем масло. Это стихия воды и красок, и никогда не угадаешь, как эта стихиясебяповедет, особенно когда пишешь по-мокрому. Повторить акварельную ра боту практически невозмож но, в следующий раз краски потекут уже по-другому и это будет уже другая работа. В этом трудность и одновре менно притягательность ак варели,—считает художница. У руин Пенджикента Как реставратор, Мария Жервэ каждый год на полто ра-два месяца ездит в коман дировку в Таджикистан, где с 1996 года археологическая экспедиция Эрмитажа ведет раскопки на месте древне го согдийского города до мусульманской эпохи. В немногие свободные от ра боты часы пишет акварели. На ее картинах — Зарев шанская долина с тонущи ми с сизой дымке горными хребтами. Старый абрикос, раскинувший ветви над резным крыльцом призе мистого домика. Древняя согдийская керамика, из влеченная археологами из земли. В акварелях, приве зенных из Средней Азии, господствуют оттенки охры и сепии, желтовато-бурой, обожженной солнцем зеле ни, создающие ощущение палящего солнца и зноя. По словам Марии, когда она пишет, то совершенно не думает о том, какое впе чатление произведет ее ра бота, ни о том, будет ли она выставлена или нет. — Я переношу на бумагу свои впечатления, эмоции от окружающего мира, и это доставляет удовольствие в первую очередь мне самой. Икогда вижу отклик в других людях—это всегда вызывает приятное удивление и благо дарность, — говорит она. Ивсе же каждая акварель в рамке под стеклом — слов но маленькое окошко, через которое можно заглянуть в душу художника. Увидеть мир его глазами, пережить эмоции, которые он испы тывал, работая над картиной. За несколько дней, про веденных в Липецке, Мария Жервэ дала мастер-классы по технике акварели для учеников художественной школы и художественного колледжа, поучаствовала в неделе выездных пленэров в Чаплыгинском районе, посетила усадьбу «Рязанка». Творческим итогом ее пре бывания у нас стала аква рель «Древне-Успенская церковь». Впрочем, устрои тели выставки надеются, что в ее памяти и ее рабо тах останется не только эта достопримечательность, но и другие интересные места Липецкой области. Выставка «Северный ветер» будет работать до 3 июля. К слову, на ней экс понируются не все работы художницы. Еще одна серия акварелей будет выставлена летом в музее-усадьбе «Ря занка». Фото Алены Бурковой, Николая Черкасова АКВАРЕЛЬ — ДАЖЕ БОЛЕЕ СЛОЖНАЯ ТЕХНИКА, ЧЕММАСЛО. ЭТО СТИХИЯ ВОДЫИ КРАСОК, И НИКОГДА НЕ УГАДАЕШЬ, КАК ЭТА СТИХИЯ СЕБЯ ПОВЕДЕТ, ОСОБЕННО КОГДА ПИШЕШЬ ПОМОКРОМУ. ПОВТОРИТЬ АКВАРЕЛЬНУЮРАБОТУ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО, В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ КРАСКИ ПОТЕКУТ УЖЕ ПО-ДРУГОМУ И ЭТО БУДЕТ УЖЕ ДРУГАЯ РАБОТА Мария Жервэ О ЧЕМ ПОЕТ СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР Неброская красота природы севера Европейской части России, старинные уголки Санкт-Петербурга и знойные пейзажи Средней Азии — источники вдохновения художника-акварелиста, реставратора Государственного Эрмитажа Марии Жервэ. Выставка ее работ открылась в Областном художественном музее (Дом Губина) в Липецке ( 0 +). Ирина Черешнева АЗБУКА ДОБРА И СВЕТА «Март. Верба». 2021 г. «Археологическая база Эрмитажа в Пенджикенте (Таджикистан)». 2018 г. на выставке в Париже, Павильон СССР 1937 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz