Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Вернисаж 29 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 04 /05 / 22 РУССКИЙ СТИЛЬ Эскиз костюма к домашнему спектаклю «Снегурочка», 1881 г. В.М. Васнецов. «Бирючи». М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» Выставка «Абрамцево. У истоков русского стиля» (0+) продлится в Липецком областном краеведческом музее (ул. Ленина, 25) до 17 июля 2022 года. Я ГЛУБОКО УБЕЖДЕН, ЧТО ИСКУССТВУ ПРЕДСТОИТ СЫГРАТЬ ОГРОМНУЮ РОЛЬ В ПЕРЕВОСПИТАНИИ РУССКОГО НАРОДА И ЧТО РУССКОМУ ОБЩЕСТВУ, НРАВСТВЕННО ВОЗРОЖДЕННОМУ ИСКУССТВОМ, СУЖДЕНО, БЫТЬ МОЖЕТ, СЛУЖИТЬ НЕКОГДА «СВЕТОЧЕМ», ИСТОЧНИКОМОБНОВЛЕНИЯ И ДЛЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Савва Мамонтов, крупный промышленник, меценат, владелец усадьбы Абрамцево Для написанного в Абрамцево портрета «Девочка с персиками» Валентину Серову позировала дочь Мамонтова — Вера. Михаил Нестеров изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею» берег реки Вори, которая течет недалеко от Абрамцево. Расположенный на территории усадьбы пруд можно увидеть на картине Виктора Васнецова «Аленушка». На берегу того же водоема много лет спустя Андрей Тарковский снимал одну из сцен фильма «Солярис». крыши увенчали головой лоша- ди — подобное украшение часто встречается на картинах автора «Богатырей» и «Аленушки». Избушку на курьих ножках Васнецов запечатлел в выпол- ненном масле одноименном эскизе. Отвлеченный затем большими заказами, он не успел написать картины на эту тему. Эскиз находился в частном собрании и был неизве- стен до выставки работ художника 1948 года. Специалисты счи- тают эскиз очень красивым по живописи. Вас- нецов достиг в нем захватыва- ющей вырази- тельности обра- за при крайней п р о с т о т е и лаконичности изобразитель- ных средств . Это настоящая сказка, манящая и пугающая. Интересно, что на обратной стороне эскиза чернилами напи- сано: «Этот эскиз «Избушка на курьих ножках» работыВ.М. Вас- нецова удостоверяю. Ф. Тоскин 25.ХII-47». Ниже еще одна над- пись: «Эта вещь «Избушка на ку- рьих ножках» написана в конце 70-х или в самом начале 80-х го- дов. Я удостоверяю, что это ра- бота моего отца В.М. Васнецова. Т. Васнецова 5.I.-48». Керамическая «Снегурочка» В конце 1889 года в Абрамце- во оборудовали керамическую мастерскую. Позднее ее переве- ли в московское владение Ма- монтова, сохранив в названии «Абрамцево». Обращение к керамике для некоторых художников было лишь эпизодом. Для Михаила Врубеля оно стало ярким и зна- чительным этапом творчества. В работе над глиной и печами про- явилось одно из важных свойств дарования художника: он не ви- дел принципиальных различий между «высоким» и декоратив- но-прикладным искусством. Врубель стал и одним из со- здателей нового технологическо- го метода — восстановительного обжига, придававшего изделиям особый переливающийся блеск. Появление на поверхности из- делия радужных отблесков, ро- ждающихся в результате восста- новления входящих в состав глазурей окислов металлов, ке- рамисты считали браком. Вру- бель же увидел в этом явлении декоративный принцип. — За одну зиму 1899 – 1900 года в московской мастерской «Абрамцево» Врубель создал представленные на выстав- ке скульптурные сюиты на темы оперы Рим- ского-Корсакова «Снегурочка»,— говорит Ирина Митрофанова. — Новая эсте- тика керамики создала особый стиль мастер- ской. После 1900 года Мамонтов активно занял- ся архитектур- ной керамикой. Его изделия украшают фа- сады многих домов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Таганрога, Рыбинска. А в Ель- це, по заказу купца 1-й гиль- дии Александра Заусайлова, сохранившейся до наших дней мозаикой Абрамцевской ке- рамической мастерской укра- сили ансамбль Великокня- жеского храма святых князей Михаила Тверского и Алексан- дра Невского. Декоратор по воле случая Еще одним увлечением в имениях Мамонтова был театр. В Москве и Абрамцеве ставили домашние спектакли по произ- ведениям Гоголя, Островского, Аксакова, Жуковского, а также пьесы самого СаввыИвановича. Первое театральное представ- ление с участием художников состоялось в московском доме 31 декабря 1878 года, а на Рожде- ство 1882 года была поставлена сказка Островского «Снегуроч- ка» в декорациях Васнецова. — В Липецк мы привез- ли выполненные художником эскизы костюмов и декораций для этого спектакля, — говорит Ирина Митрофанова. — Работа над ними была серьезным до- стижением Васнецова. Он взял- ся за оформление спектакля по- чти случайно, не думая «касаться театра, постановки и игры». «Писал я их, понятия не имея, как пишутся декорации, — вспо- минал Васнецов. — До часу или до двух ночи, бывало, пишешь и возишь малярной кистью по холсту, разостланному на полу, и сам не знаешь, что выйдет. Поднимешь холст, а Савва Ива- нович уж тут, взглянет ясным соколиным оком, скажет бодро, одушевленно: «А хорошо!» По- смотришь — и впрямь как будто хорошо». Пьеса ставилась четыре раза в московском доме Мамонто- вых. Позже на основе декора- ций к домашнему спектаклю художник выполнил декорации к опере Римского-Корсакова в постановке Частной оперы СаввыМамонтова. Васнецов — автор всего изобразительного решения спектакля, который стал ярким событием худо- жественной жизни Москвы. В представлениях же выраба- тывались принципы, которые впоследствии легли в основу профессионального театра, где впервые значительную роль в определении образа, смысла, идеи спектакля играл худож- ник. Фото Николая Черкасова ОТ АКСАКОВА ДО МАМОНТОВА С середины XIX века усадьба Абрамцево была пристанищем русской ин- теллигенции: известных литераторов, живописцев, скульпторов, театральных де- ятелей. Здесь писали книги и делились новаторскими идея- ми, рисовали театральные де- корации и создавали картины, которые сегодня хранятся в крупнейших музеях России. Серов написал в Абрамце- во «Девочку с персиками», а Гоголь создавал второй том «Мертвых душ». В 1843 году усадьбу купил писатель Сергей Аксаков. Большой любитель рыбалки и охоты, он восхищался эти- ми местами. Здесь он напи- сал книгу «Записки об уже- нье рыбы», а потом и сказку «Аленький цветочек». Акса- ковы славились хлебосоль- ством и гостеприимством. Особенно радостными для них были приезды Николая Гоголя, с которым владельца имения связывала многолет- няя дружба. Через 11 лет после смерти Аксакова, в 1870 году, Абрам- цево приобрел известный ме- ценат СавваМамонтов. Круп- ный промышленник приехал сюда со своей семьей, и это были лучшие годы, которые помнит усадьба. Постройки восстановили, разбили зано- во сады и оранжереи. В доме стали собираться художники: Васнецов, Серов, Репин, Ко- ровин, Врубель. Статус музея Абрамцево получило в 1918 году. В XX столетии в Абрам- цево жили и работали худож- ники Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Илья Маш- ков, скульптор Вера Мухина и многие другие представите- ли творческих профессий. В наши дни территория Музея- заповедника «Абрамцево» за- нимает около 50 гектаров в Сергиево-Посадском районе Московской области и вклю- чает памятники архитектуры XVIII и XIX веков, парк и жи- вописные окрестности реки Вори. В собрании музея бо- лее 25 тысяч экспонатов: жи- вопись, графика, скульптура, произведения декоративно- прикладного и народного ис- кусства, а также фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы. В.М. Васнецов. «Боярин», 1923 г. Один из десятков этюдов к картине
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz