Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Вернисаж ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 28 № 54 (26494) КАК РОЖДАЛСЯ В ОБЛАСТНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА, КОТОРУЮ БЕЗ ВСЯКОГО ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ УНИКАЛЬНОЙ. ВПЕРВЫЕ В ЛИПЕЦК ОДНОВРЕМЕННО ПРИВЕЗЛИ ПОЧТИ ПОЛСОТНИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ: ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА, ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА, ИЛЬИ РЕПИНА, ВАЛЕНТИНА СЕРОВА, МИХАИЛА НЕСТЕРОВА И МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ. Александр Гришаев Ж ивописные полотна, предметы декора- тивно-прикладного искусства, мебель и керамику предоставил Государственный историко-художественный и литературный музей-заповед- ник «Абрамцево». Выставочный проект «Абрамцево. У истоков русского стиля» знакомит с творчеством художников Ма- монтовского (Абрамцевского) художественного кружка. Имен- но это «вольное сообщество та- лантов» способствовало появ- лению и дальнейшему развитию национально-романтического направления в модерне — рус- ского стиля. О наиболее интересных и ценных экспонатах выстав- ки нам рассказала заместитель директора музея-заповедника «Абрамцево» по науке Ирина Митрофанова. Правда видения В живописном творчестве Абрамцевского художествен- ного кружка пейзажные рабо- ты стали преобладать с конца 1870-х годов, когда этот жанр в отечественном изобразитель- ном искусстве еще считался второстепенным. Более 30 лет с Абрамцево был связан извест- ный художник Михаил Несте- ров. Именно здесь писал свой цикл, посвященный Преподоб- ному Сергию Радонежскому, создавая этюды к знаменитой картине «Видение отроку Вар- фоломею». Мастер вспоминал: «Как-то с террасы абрамцев- ского дома моим глазам пред- ставилась такая русская красота: слева лесистые холмы, под ними извивается аксаковская Воря, там где-то розовеют дали, вьет- ся дымок, а ближе капустные, малахитовые огороды. Справа золотистая роща. Кое-что из- менить, добавить — и фон для «Варфоломея» такой, что лучше не придумаешь». — В музее-заповеднике «Абрамцево» хранится одна из четырех авторских версий «Ви- дения отроку Варфоломею», ко- торую недавно нам с большим трудом удалось вернуть из италь- янского города Удине, где она экспонировалась, — говорит ЕленаМитрофанова. —Картина оказалась в числе работ, задер- жанных на финской границе. А в Липецк мы привезли рисунок Нестерова, на котором запечат- лена речка Воря. Живописные уголки усадьбы и окрестности Абрамцево мож- но увидеть на полотнах Полено- ва, Остроухова, Васнецова, Ко- ровина. В созданных ими здесь лирических пейзажах и этюдах отразились те свойства русской пейзажной живописи, которые впоследствии стали называть и построил избушку на курьих ножках ВИКТОР ВАСНЕЦОВ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В АБРАМЦЕВО НЕ ТОЛЬКО ПИСАЛ КАРТИНЫ НА СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ, НО И СПРОЕКТИРОВАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ САВВЫ МАМОНТОВА НЕОБЫЧНУЮ ПАРКОВУЮ БЕСЕДКУ — НАСТОЯЩИЙ ДОМИК БАБЫ-ЯГИ. ЕЕ ПОСТАВИЛИ В ПАРКЕ В 1 88 3 ГОДУ. «правдой видения» и «настрое- нием». Эти работы передавали не только состояние природы, но и настроение художника, на которое безусловное влияние оказывала и особая атмосфера творчества и непринужденно- го артистизма, царившая в Ма- монтовском кружке. Памятник жизни Главной мамонтов ской постройкой стала усадеб- ная церковь, воздвигнутая в 1881 – 1882 годах. В ее сооруже- нии участвовали все художники кружка. Довольно быстро по- явилось несколько проектов. — На выставке представ- лен один из первых набросков церкви, принадлежащий Васи- лию Поленову, который имел опыт и склонность к архитектур- ным проектам, — рассказывает Елена Митрофанова. — Худож- ник впервые обратился к мало использовавшейся части архи- тектурного наследия Древней Руси — зодчеству древнего Нов- города, прежде всего, к храму Спаса на Нередице. Из четырех к работе был принят проект Васнецова, ко- торый дополнялся в ходе строи- тельства, в том числе и идеями Поленова. Образ постройки Васнецова — светский и ра- достный, очень соответствовал тому типу небольшой усадебной церкви, которая легко вписыва- лась в пейзаж тенистого парка. По проектам художников вы- полнили интерьер храма и пред- меты культа. Церковь Спаса Нерукотвор- ного стала памятником абрам- цевской жизни. Секрет ее оба- яния — в стремлении передать одухотворенность древнерус- ской архитектуры. Небольшая церковь стала настолько зна- чительным явлением русской культуры, что уже в XIX веке ее стремились увидеть многие де- ятели отечественной культуры. Шкафчик с колонкой Супруга Саввы Мамонто- ва — Елизавета Григорьевна — активно занималась благотво- рительностью. В Абрамцеве она открыла лечебницу и школу для обучения детей столярному делу. Позже из школы выросло художественное предприятие — Абрамцевская столярно-резчиц- кая мастерская. В основе форм и орнаментов мебели мастерской — предметы русского народного искусства. Мамонтовы совершали экспеди- ции по регионам Центральной России и Русского Севера, со- бирая крестьянскую утварь. Они стремились подхватить «искус- ство, еще живущее в наро- де». Затем художники делали проекты, по которым обученные мастера создавали новые, современные изделия в националь- ном духе. — Один из первых образцов, представленный в экспозиции выставки, шкафчик с колонкой, был полностью скопирован со шкафчика Костромской губер- нии, — говорит Ирина Митро- фанова. — Следующим этапом было использование в одной вещи элементов с разных пред- метов и, наконец, стилизация. Изделия мастерской успешно продавались и пользовались успехом на российских и между- народных выставках. Многочис- ленные столы, стулья, полочки, «шкапики» в свое время служи- ли и хозяевам усадьбы. Избушка Бабы-яги Виктор Васнецов во время пребывания в Абрамцево не только писал картины на сказоч- ные сюжеты, но и спроектиро- вал для детей СаввыМамонтова необычную парковую бесед- ку — настоящий домик Бабы- яги. Ее поставили в парке в 1883 году. Бревенчатый сруб избуш- ки установлен на небольших сосновых пнях, напоминаю- щих подклеты традиционных северных изб. Стилизованные изображения совы и летучей мыши, украшающие фронтоны избушки, позднее стали попу- лярными декоративными моти- вами в русском модерне. Конек Шкафчик с колонкой также известен как шкафчик-аптечка. Семья Васнецовых хранила здесь лекарства В.М. Васнецов и нарисовал, пленила многих выдающихся живописцев Красота подмосковной природы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz