Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 54 (26494) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» И мени главного героя по- вести пока не запомнил. Но это летчик, после ра- нения ему ампутировали ноги, а он продолжал летать и воевать. Так это же Маресьев, сказал ре- портер. А ты понимаешь, что это и моя, и твоя история? Не русская, не украинская, а общая история войны, когда мы сража- лись вместе против одного врага? Что произойдет дальше в мозгах, нафаршированных со школьной скамьи геройскими биографиями бандеровцев, а в армии — натовскими методич- ками и инструкциями? Образу- ется ли в них какой-то просвет? Не может ли так начаться дена- цификация в одной отдельно взятой голове? И не поможет ли «Повесть о настоящем человеке» в чем-то не меньше трехразовых судков со щами и кашей? Непокорная, непокоренная Два символа расколовшей- ся, запутавшейся и все-таки не утратившей способности сопро- тивляться Украины. Они несов- местимы, непримиримы. Здесь не подойдут классические оппо- зиции из «Евгения Онегина» про лед и пламень, воду и камень. Эти символы противостоят друг другу как вечные понятия любви и ненависти, совести и бесстыд- ства, чести и низости, верности и предательства. Миллионы людей поразил и тронул поступок тихой пожилой женщины из маленькой дере- вушки под Киевом. Она вышла с Красным знаменем навстречу русским воинам: «Как мы вас ждали, как молились и за вас, сынки, и за Путина!» Но оказа- лась лицом к лицу с вэсэушни- ком. И тот в охотку поглумился над нею, начав топтать дорогое ей алое полотнище. А она не испугалась, не смолчала, муже- ственно и просто почти прошеп- тала: «Ты надругался над флагом, под которым проливали кровь мои родители». Случившееся вызвало отклик далеко за пределами и России, и Украины. В Китае появились изображения бабушки со знаме- нем в качестве нашивок на рука- вах и небольших статуэток. А у нас стеныдомов покрылись граф- фити, запечатлевшими ее подвиг. В Интернете выложены десятки стихотворений, посвященных ей. Не склонясь перед смертью и муками, Как Спаситель в терновом венке, Ты стоишь пред безумными внуками С Красным флагом в дрожащей руке. Светом внутренним вся озаренная, Разве можно тебя не узнать? Непокорная, непокоренная, Постаревшая Родина-мать. Это восемь строк из стихов Александра Гаммлера. Из таких народных творений можно уже создать антологию о бабушке со знаменем. А вот другой символ. Эдакая типичная Олеся или Одарка в национальном украинском на- ряде среди пшеничного поля с… чуть было не написал — с ко- сой, неотъемлемым атрибутом Смерти. Но нет, у барышни не коса, а серп. Однако делает она то же, что в страшных сказках положено делать Смерти: умело перерезает горло москалю. Еслипропожилуюженщину с флагом все достоверно, все прав- да, никаких сценариев и режис- суры, то «Одарка» — персонаж пропагандистского ролика. Не знаю, до каких вершин добралась эта актриса на сцене. По-моему, ей бы идеально подошла роль ведьмы из гоголевского «Вия». Ее ролик можно считать успешным эскизом, удачной пробой. Теперь бы еще потренироваться летать в гробу над просторами «незалеж- ной». А, долетев до Киева, доло- жить мини-фюреру Зеленскому: его указание выполнено. Впро- чем, его ли? Весьма вероятно, что к изготовлению тошнотворного клипа приложили руку и спецы из Туманного Альбиона. В стра- не Джека-потрошителя и первых концлагерей знают толк в таких развлечениях. Вот вам, господа, два чело- века, два символа, две Украины. И спасти Украину бабушки со знаменем от Украины барышни с серпом — миссия, от которой России не позволено уклониться. Есть ли родина у человека-собаки? Эту хрупкую пожилую жен- щину поэты имеют полное пра- во называть Родиной-матерью. Пусть она совсем не похожа на прославленный монумент в Ста- линграде. Но и она, и величе- ственная скульптура Вучетича в равной степени передают оду- хотворенную любовь к России, Украине, ко всему, что объеди- няла когда-то держава под на- званием «Советский Союз». Потому такая толпа, жаждущая разорвать объединявшие нас связи, стравить между собой по- томков победителей. Однажды усердная и, надо признать, талантливая исследо- вательница литературы, специ- алист по Булгакову, почившая ныне в бозе Мариетта Чудакова обрушилась на творение Вучети- ча. Скульптура, дескать, холод- ная, невыразительная. Чудаковой куда больше нравилась статуя Свободы в Америке. Невырази- тельность, мне кажется, подра- зумевала, что ваятель просто не то выразил. Госпожу Чудакову коробили масштаб и мощь, с ко- торымимастер воплотил патрио- тический порыв, героический па- фос, торжество ВеликойПобеды. Эстафету покойницыперехва- тил из ее охладевших рук живой и здоровый Олег Кулик. По ка- кому-то недоразумению его род занятий именуется так же, как и профессия Вучетича: художник. Главное художество Кулика — перформанс. Когда-то Олег в чем мать родила, нацепив ошейник с цепью, выскакивал на четверень- ках на улицу и кусал за ноги про- хожих. Но теперь любопытству- ющие получили шанс убедиться: они в скульптурномремесле дока. В преддверии 9 Мая Кулик вы- ставил уродливую фигуру на сло- новьих ногах. Физиономия вур- далака. А поза напоминает-таки произведениеВучетича. Темболее что в руках этого монстра воздет вверх меч. Сам автор твердит, что он ни о какой пародии и не помышлял. Это, мол, рождено душевной смутой после тяжело- го расставания с женой. Свежо предание, господа. Объяснени- ям Кулика мало кто поверил. Он откровенно поиздевался над на- родным символом Победы точно так же, как поиздевался в далекой украинской деревне над старухой весельчак-вэсэушник. Следует ли, однако, очень уж придираться к Олегу Кулику? А вдруг у человека-собаки именно такая родина? Но мы-то с вами люди, и Родина у нас другая. Обсуждать художественную ценность подобных «шало- стей» все равно что, как сказа- но в одной неплохой книжке, разбираться в оттенках дерьма. Не стоит лишь обманываться: на чужой стороне сегодня ока- зались не только скандальные экспериментаторы. Вовсю русо- фобствуют и иные талантливые люди. Что, увы, не ново. Идеями фашизма соблазнились и Кнут Гамсун, и Эзра Паунд, и другие известные личности. И сейчас идет повторение пройденного. Кто-то остается в час испытаний с Россией и в России. Кто-то, облачившись в белый прикид пацифистов и миротворцев, воюет против своих. Правда, если приглядеть- ся, они уже давно с теми, кому Россия, имперская, советская, постсоветская, — кость в горле. Ну чего было ожидать от проза- ика и публициста, что задолго до спецоперации втолковывал чита- телям: писать о России «надо не семейные хроники, а сатириче- скую фантастику; …спорить о ее судьбах смешно, потому что жен- щинам и пейзажам нет до этих споров никакого дела, а больше тут ничего хорошего нет». Расстаться с красивыми русскими пейзажами не так уж мучительно. Глядишь, на фоне итальянских, израильских пей- зажей, в предместьях Парижа со- чинитель осуществит-таки свою заветную мечту — напишет био- графический роман о генерале Власове. У него должно полу- читься—родственные ведь души. А мы уж останемся при своих. И навстречу постарев- шей, но по-прежнему стойкой, не мраморной — живой — Ро- дине-матери с украинской про- пиской будут пробиваться и непременно пробьются через бетонные укрепления, сквозь батальоны нацистов молодые русские парни в камуфляже. И бережно примут у нее Красное знамя Победы. У них есть на то право: ведь они внуки и правну- ки победителей. БАБУШКА СО ЗНАМЕНЕМ И ДЕВУШКА С СЕРПОМ Случившееся вызвало отклик далеко за пределами и России, и Украины. В Китае появились изображения бабушки со знаменем в качестве нашивок на рукавах и небольших статуэток. А у нас стены домов покрылись граффити, запечатлевшими ее подвиг. Навстречу постаревшей, но по-прежнему стойкой, живой Родине- матери с украинской пропиской непременно пробьются сквозь батальоны нацистов молодые русские парни в камуфляже. И бережно примут у нее Красное знамя Победы. Жизнь подчас сочиняет сюжеты, которые не приходят в голову и самому ушлому клипмейкеру. Вот на вопрос тележурналиста отвечает пленный офицер ВСУ. Да, его не обижают, три раза в день кормят, дали связаться с родными. И он даже читает интересную книжку. Баннер с изображением бабушки со знаменем установлен в Белгородской области
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz