Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Творчество 9 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 04 / 05 / 22 АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО — ЭТО, В ПЕРВУЮОЧЕРЕДЬ, ТРЕНИРОВАННОСТЬ ДУШИ. ОНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ, И В ОБЩЕНИИ С УМНЫМИ ЛЮДЬМИ Зинаида Чередниченко ИГРАЛА ТОЛЬКО СИЛЬНЫХ ГЕРОИНЬ АКТРИСА ЛИПЕЦКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМЕНИ ЛЬВА ТОЛСТОГО, НАРОДНАЯ АРТИСТКА РОССИИ ЗИНАИДА ЧЕРЕДНИЧЕНКО (РУМЯНЦЕВА) В АПРЕЛЕ ОТПРАЗДНОВАЛА ЮБИЛЕЙ. ВИНОВНИЦА ТОРЖЕСТВА БОЛЕЕ 4 0 ЛЕТ ПОКОРЯЕТ СВОЕЙ ИГРОЙ СЕРДЦА ЛИПЕЦКИХ ЗРИТЕЛЕЙ. Марина Полякова В репертуаре Зинаиды Владимировны — множество ро- лей. Это и озорная Бесси в «Татуированной розе» Теннеси Ульямса, и хитроумная сваха Фрозина в «Скупом» Молье- ра. Она же — скромная Маша в «Чайке», эксцентричная Шарлотта в «Вишневом саде» Чехова, Домна Пантелеев- на в «Талантах и поклонниках», вдова Белотелова в «Же- нитьбе Бальзаминова» Островского, Марья Москалева в спектакле «Сон во сне» и много других ярких образов. РОЛИ ЗИНАИДЫ ЧЕРЕДНИЧЕНКО Зинаида Чередниченко (справа) в спектакле «Ревизор», 2018 г. Спектакль «Вишневый сад». Лопахин и Шарлотта в исполнении Михаила Янко и Зинаиды Чередниченко, 1992 г. В Липецк Зинаида Влади- мировна переехала вме- сте с семьей в 1979 году по приглашению Владимира Па- хомова. Легендарный режиссер возглавлял наш театр с 1977 по 2007 год и за 30 лет сумел сделать его центром культурной жизни Липецка, а также получить при- знание всей страны. Невозможно работать вполсилы В конце 70-х годов Пахомов начинал липецкий театральный эксперимент по воспитанию юного зрителя. Зинаида Черед- ниченко в этот период работала в Челябинском ТЮЗе. С Влади- миром Михайловичем актрису познакомила ее подруга Светла- на Погребняк, игравшая ранее на липецкой сцене. — Годы работы с Пахомо- вым были самыми чудесными и удивительными в моей жизни. Мне было с ним по-настояще- му комфортно, несмотря на его громогласность, — делится Зи- наида Владимировна. —Он был замечательным руководителем и организатором, умел и заря- дить, и направить, и поддержать артиста. Всегда было слышно, когда Владимир Михайлович появлялся в театре. Все тут же притихали, внутренне собира- лись. Его уважали, даже побаи- вались. Если он сидел в зале, то невозможно работать вполси- лы. Нужно было выкладываться по-настоящему. Его любимая присказка: «Что вы как театр при тубдиспансере?! Не стойте здесь покойниками!». Конечно, у нас бывали и ссоры, и оби- ды, но это всего лишь моменты. Все в его жизни было подчине- но профессии, он душу отдавал творчеству. Он поднимал нас до уровня столичных театров. К нам приезжали московские знаменитости, играли в наших спектаклях. Пахомов интере- совался жизнью труппы, задей- ствовал все связи, если кому-то была нужна помощь, мы для него были как семья. — Современные режиссеры уже не такие, — с сожалением отмечает Зинаида Владимиров- на. — Зачастую они какие-то тихие, сидят, молча смотрят — сами в себе. Артист даже не по- нимает их отношения к происхо- дящему на сцене. А его же нужно направлять, учить, подсказы- вать. Активных художественных руководителей сейчас очень не хватает. Как будто в сказку попала Чередниченко вспоминает первую детскую постановку, ко- торую она увидела на липецкой сцене, — «Малыш и Карлсон». — Это был добротный, хо- роший и светлый спектакль, я смотрела затаив дыхание. Как будто в сказку попала! Понача- лу переживала, что мне долго не дают настоящие роли. Моей первой стала роль Говоряще- го Сверчка из сказки Толстого «Золотой Ключик». Помню, после нее все влюбились в мой молодой голос. А когда Влади- мирМихайлович предложил мне роль Сони в чеховском «Дяде Ване», я была так счастлива, — вспоминает Зинаида Влади- мировна. Каждая из ролей для ак- трисы становится любимой. Говорит, что трудно выделить какую-то, на время работы она растворяется в каждом своем персонаже. —Всегда играла только силь- ных, харизматичных героинь. Блеклых, слишком спокойных в силу своего характера я просто не смогла бы сыграть, ведь энергия из меня так и рвется наружу, — говорит Зинаида Владимиров- на. —Вдохновение у артиста есть далеко не всегда. Такое состояние полета, когда все идет само со- бой, бывает крайне редко. Над ролью надо трудиться по-на- стоящему, тогда, возможно, и появятся и полет, и легкость. Нужно заряжать себя изну- три. Мне часто говорят про мою энергетику, но она не сама по себе появляется, над ней надо работать. — Перед спектаклем я не стою на месте, обяза- тельно хожу, двигаюсь. А какое волнение каждый раз перед выходом на сцену! И если не поднимешь свой дух перед тем, как сделать первый шаг, не завладеешь зрителем с первой фразы, то потом придет- ся мучительно выкручиваться, выпутываться эмоционально. А бывает, что партнер на сцене не в настроении —что-то недодает, не тянет. Тогда надо и коллеге помочь — встряхнуть, зажечь, — делится секретами мастерства народная артистка. Актер всегда в процессе ра- боты чувствует отношение зри- теля к спектаклю. И оно может как вдохновить его, так и давить морально. — Зал — он как море. Чув- ствуешь восприятие, реакцию— это сложный процесс. Хорошо, когда идет обмен энергией, ды- шишь в унисон. А иногда бывает очень тяжелый зритель, просто мертвый зал, и ты вязнешь в нем, — поясняет Зинаида Вла- димировна. Тренированность души Актерское мастерство – это, в первую очередь, тренирован- ность души, отмечает актриса. А она заключается в том числе и в общении с умными людь- ми. Чередниченко с ностальгией вспоминает, какие интересные встречи устраивал Владимир Пахомов, каких ярких лично- стей приглашал на «Липецкие театральные встречи», на фести- валь «Мелиховская весна». — Он старался, чтобы боль- шинство наших артистов были задействованы в спектаклях по Чехову. Старался просвещать нас, наполнить внутренне. На наши фестивали приезжали чеховеды. Были доверитель- ные разговоры, обсуждения без критики, но с советами. Эти встречи совершенствовали, да- вали осознание, что актеры — нужные люди, несут нечто вы- сокое в этот мир. В атмосфере взаимодействия с интересными людьми наши артисты получали огромный душевный подъем. Мы напитывались творческой энергией, а потом несли ее зри- телю, — рассказывает Зинаида Чередниченко. Актриса с сожалением от- мечает, что подобные традиции уходят в прошлое, и это огром- ная потеря для театра. Зинаида Владимировна уверена, что без умного наставничества моло- дежь многое теряет. Говорит, что и зритель сейчас другой. — Раньше публика была бо- лее взыскательной. Сейчас люди стали всеядные, не отличают хорошее от плохого. Возмож- но, этому способствуют совре- менные технологии, гаджеты, клиповость мышления. В театре используется столько спецэф- фектов, что он превращается в шоу. Игру актера уже и не видно. А ведь зрителя тоже нужно вос- питывать, предлагать хорошие истории, — считает Зинаида Владимировна. Актрису в последние два года липчане не видели на сцене из-за пандемии. Но в этом году именниница обещает продол- жить радовать зрителей. Фото Геннадия Логунова и из архива театра драмы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz