Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 15 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 49-50 /26489-26490/22 АПРЕЛЯ 2022 Во-первых, внесено предложение о наделении Уполномоченного по правам человека в Липецкой области правом законодательной инициативы, что по- зволит более оперативно и эффективно реагировать на вопросы защиты прав граждан. В настоящее время такое право есть у многих региональных омбуд- сменов в других субъектах РФ. Оно подтверждается и п.2 ст. 13 Федерального закона №48-ФЗ от 18 марта 2021 г. «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»: «Конституцией (уставом) субъекта Россий- ской Федерации уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть предоставлено право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации». Во-вторых, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обра- тился к Председателю Липецкого областного Совета депутатов Д.Л. Аверову с предложением выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, которые лишились необходимого материального содержания, по случаю потери кормильца, для завершения полного непрерыв- ного процесса обучения в высшем учебном заведении. В своем письме, Уполномоченный по правам человека, в частности отметил, что дети, лишившись необходимого материального содержания, по случаю по- тери кормильца, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства, так как специфика организации учебного процесса в рамках очной формы получения образования существенно ограничивает воз- можности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности. В настоящее время для получения пенсии по случаю потери кормильца на- чиная с 18-летнего возраста и до достижения возраста 23 лет (это нормативно возможный максимум) гражданин должен иметь статус обучающегося по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, другими словами, студента- очника. Кстати, такой статус служит и подтверждением факта нахождения на иждивении. Согласно части 1 статьи 43 Конституции каждый имеет право на образова- ние, которое при этом относится к числу основных и неотъемлемых прав челове- ка. Федеральными государственными образовательными стандартами уста- навливаются сроки получения общего образования и профессионального об- разования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. В настоящее время, среднее полное общее образование школьники получают в возрасте 17,5 -18,5 лет. Далее при получении высшего образования, во многих вузах России действует так на- зываемая Болонская образовательная система, состоящая из бакалавриата и магистратуры (4 и 2 года соответственно). Кроме того, в некоторых российских вузах действуют программы специалитета. Таким образом, фактический срок обучения, по многим образовательным программам, превышает пять лет (соответственно и возраст с 18 до 23 лет, как указано в законе). Диплом о высшем образовании студенты получают уже в воз- расте 24 лет и старше. Получается, что в самые важные «преддипломные» годы, из-за пробела в законе, студенты остаются без материальной поддержки и вы- нуждены решать эту проблему самыми разными способами, любой из которых идет в ущерб качеству получаемого образования. Страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умер- шего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным обра- зовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категори- ей лиц конституционного права на образование. Однако формальное ограничение этой поддержки достижением ими воз- раста 23 лет, без учета срока образовательных программ означает нарушение конституционного принципа равенства, порождает не согласующуюся с кон- ституционно значимыми целями дифференциацию правового положения детей умершего кормильца, единственным основанием которой выступает физический возраст студентов, что приводит к необоснованным различиям при реализации указанными лицами конституционного права на социальное обеспечение в слу- чае потери кормильца. На наш взгляд, условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, обучающимся по очной форме обучения по основным об- разовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны определяться таким образом, чтобы обеспечить ее выпла- ту всем лицам, относящимся к данной категории, включая тех из них, чей возраст превышает 23 года, но кто обучается по основным образовательным програм- мам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, исходя из установленных сроков принятых образовательных программ. Для реализации конституционного принципа равенства и социальной спра- ведливости, нам нужно сделать следующий шаг по поддержке детей, которые лишились необходимого материального содержания по случаю потери кормиль- ца, до полного завершения процесса обучения. УЧАСТИЕ В ПРАВОСУДИИ В 2021 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области дважды участвовал в судебных заседаниях по административным делам в Елецком и Данковском городских судах. С административным иском выступал прокурор Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц о признании аудио- файлов (в одном случае – пропагандирующем криминальную субкультуру, в дру- гом – содержащем текст, разжигающий национальную рознь) экстремистским материалом, распространение которого в Российской Федерации запрещено. В соответствии с действующим законодательством, при подготовке админи- стративного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, уча- ствующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного исково- го заявления о признании информационных материалов экстремистскими, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика. Если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного ис- кового заявления о признании информационных материалов экстремистскими, не установлено, то к участию в рассмотрении административного дела привле- каются Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполно- моченный по правам человека в субъекте Российской Федерации для дачи за- ключения по административному делу (ст. 265.8 КАС РФ). Судья направляет в адрес названных лиц материалы административного дела о признании информационных материалов экстремистскими для дачи по ним заключения в соответствии с ч. 3 ст. 265.8 КАС РФ о наличии или об отсут- ствии в них признаков экстремизма. Изучив материалы дел, предоставленных судами и прокурором Липецкой области, Уполномоченный по правам человека поддержала иски прокуратуры. Решением судов интернет-страницы с экстремистскими материалами заблоки- рованы. Материалы для технического исполнения решения судов были переданы в Роскомнадзор. Опыт участия уполномоченных по правам человека в судебных процессах в пределах установленной законом компетенции, взаимодействия с судебным сообществом, стал одной из тем осеннего Координационного Совета Уполно- моченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Согласно внесенным 09.11.2020 г. изменениям в ст. 96 Федерального консти- туционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» уполно- моченные субъектов страны получили право на обращение в Конституционный Суд РФ для рассмотрения дел о конституционности нормативных актов по жало- бам на нарушение прав и свобод граждан. Вместе с тем было отмечено, что в отношении новых процессуальных полно- мочий практика обращения с административными исками в большинстве реги- онов Российской Федерации еще не наработана. В настоящее время подано в суды около 30 исков в защиту прав граждан. Среди причин, тормозящих использование механизмов судебной защиты прав граждан, региональными уполномоченными были названы: малочисленный штат сотрудников аппаратов уполномоченных, отсутствие четких критериев ка- тегорий граждан и дел, по которым уполномоченный может обратиться в суд с административным иском, законодательная неопределенность процедур, спосо- бов и методов рабочего взаимодействия уполномоченных по правам человека и судебного сообщества. Для развития практики использования новых инструментов, которые получи- ли уполномоченные по правам человека в сфере судебной защиты прав граждан, на Координационном Совете было предложено: закрепить роль Уполномочен- ного по правам человека в Российской Федерации в формировании государ- ственной политики в вопросах признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина, а также наиболее существенные положения процессуального ста- туса Уполномоченного; расширить полномочия рабочего аппарата омбудсмена и предоставить Уполномоченному право делегировать отдельные полномочия его сотрудникам: посещать места принудительного содержания; изучать уголовные, гражданские, административные дела. Таким образом федеральный омбудсмен сможет защищать права человека на любой стадии судебного процесса при на- личии жалобы заявителя в рамках гражданского, административного и уголовно- го судопроизводства. Среди других инициатив: – создание общей информационную базы с административными исками и решениями по ним; – рассмотрение возможности обращения федерального омбудсмена в Вер- ховный Суд Российской Федерации с рекомендацией обобщить судебную прак- тику рассмотрения дел с участием региональных уполномоченных; – участие уполномоченных по правам человека в работе региональных Квали- фикационных коллегий судей; – наделение региональных омбудсменов правом знакомиться с материалами уголовных дел, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, с це- лью определения достаточности оснований для обращения в прокуратуру. УЧАСТИЕ В ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Прошедший 2021 год, как и предыдущий, был богат на юбилеи: мир отметил 55 лет со дня принятия Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международного пакта об экономических, социальных и куль- турных правах (1966 г.), а также 15-летие Конвенции о правах инвалидов (2006 г.), 10-летие Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека (2011 г.). Как уже говорилось ранее, в 2021 году состоялось два традиционных Коор- динационных Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Феде- рации и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Координационный совет – это эффективная форма взаимодействия уполномоченных, позволяю- щий омбудсменам обсуждать наиболее острые проблемы в сфере защиты прав человека и обмениваться лучшими практиками по их решению. По его итогам вы- рабатываются рекомендации, которые во исполнение поручения Президента РФ В.В. Путина должны учитываться органами государственной власти. Темой весеннего Координационного Совета в Красноярске стала ресоциа- лизация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы. К дан- ному мероприятию был приурочен и специализированный выпуск Бюллетеня Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации №8 за 2020 г. со статьей в рубрике «Экспертное мнение» Уполномоченного по правам человека в Липецкой области «Пробация и ресоциализация осужденных: модернизация взгляда на проблему и прикладной региональный аспект». Системную работу в этом направлении Уполномоченный ведет уже не один год и выводы по данному вопросу были отражены уже во многих докладах. Более подробная информация о ситуации в нашем регионе находится в разделе «Соблюдение прав человека в местах лишения свободы» настоящего доклада. Требуется отметить, что вопросы ресоциализации лиц, освободившихся из мест принудительного содержания, изучались и в Общественной палате Липец- кой области, в ее мероприятиях принимали участие Уполномоченный по правам человека и сотрудники аппарата. Так, Уполномоченный представил свои пред- ложения при обсуждении проекта Федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации», в соответствии с которым в качестве мер ресоциали- зации социальной адаптации и социальной реабилитации предусматриваются консультирование по вопросам социального и правового характера, оказание психологической помощи, содействие в получении необходимых документов, трудоустройстве, получении общего и профессионального образования, посо- бия по безработице, государственной социальной помощи и социальных услуг. В ноябре 2021 года по этому же вопросу в дистанционном формате прошло заседание комиссии Общественной палаты Липецкой области по вопросам общественной безопасности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, на котором выступил представитель Уполномоченного по правам человека в Липецкой области В свою очередь, Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) Липецкой области провела «круглый стол» «Комплексная система мер в Липецкой области по социальной адаптации лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию», одной из главных тем которого стало создание условий ресоциализации граждан, от- бывших наказание в местах лишения свободы. Липецкие общественники Родионов В.И., Егоров В.А. и Королев В.Н. пред- ставили проект Липецкого общества прав человека «Народный дом» (Обще- ственный центр социальной адаптации лиц, попавших в трудную жизненную си- туацию). Одним из инициаторов этого проекта была Уполномоченный по правам человека совместно с УФСИН МЮ России по Липецкой области. Участники всех мероприятий отметили необходимость консолидировать усилия государства и общества по созданию эффективной системы ресоциали- зации осужденных и социальной защиты граждан, оказавшихся в трудной жиз- ненной ситуации. Более подробно хотелось бы остановиться на проблематике осеннего Ко- ординационного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в г. Москве, на котором рассматривалась тема реализации права на жилище, которая тради- ционно является наиболее актуальной для значительной части граждан России. В повестке дня были вопросы оплаты за жилье и коммунальные услуги; пере- селение из ветхого и аварийного жилья; жилья для льготных категорий граждан; признание права собственности на жилое помещение. О вопросах по участию уполномоченных в системе отправления правосудия уже говорилось выше. Участники Координационного совета обменялись мнениями и внесли ряд предложений по актуальным проблемам в сфере защиты жилищных прав граж- дан, среди которых: – отменить комиссию за оплату услуг ЖКХ (Для этого Государственной Думе предложено принять законопроект № 905546–7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части введения запрета на взимание комисси- онного вознаграждения при внесении физическими лицами платы за жилое по- мещение и коммунальные услуги). – системно решить проблему обеспечения жильем детей-сирот, для чего Правительству Российской Федерации предложено внести изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гаран- тиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части установления дополнительных механизмов обеспечения дан- ных категорий жилыми помещениями. – запретить коллекторам взыскивать долги за ЖКХ (предложено Государ- ственной Думе принять законопроект № 911636–7 «О внесении изменений в ста- тью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части запрета привлече- ния коллекторов к возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги). – создать рабочую группу с участием Минстроя России, Минтруда России, Минфина России, органов законодательной власти, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для разработки комплекса мер, направлен- ных на создание действенных механизмов обеспечения гарантий реализации жилищных прав лиц с инвалидностью, проживающих в жилых помещениях, в установленном порядке признанных непригодными для их постоянного прожи- вания. В прошедшем году, Уполномоченный по правам человека, сотрудники ап- парата принимали участие в мероприятиях регионального и федерального масштаба, посвященных правозащитной и внутренней политике нашей страны, международному сотрудничеству, научно-практическому обобщению практики работы органов государственной власти и общественных организаций в ответе на природные и социальные вызовы последних лет. Большая часть этих меро- приятий проходила в дистанционном формате. Одновременно, правовое про- свещение граждан является одной из основополагающих задач деятельности Уполномоченного по правам человека, поэтому в Липецкой области такая работа проводится в разных форматах и для разных целевых аудиторий. В июне в Калуге состоялся Координационный совет уполномоченных по пра- вам человека в Центральном федеральном округе и межрегиональная научно- практическая конференция на тему: «Актуальные вопросы реализации и защиты прав человека и гражданина: практика регионов», на которых Уполномоченный по правам человека в Липецкой области выступила с докладом. Опыт работы уполномоченного по исследуемым вопросам и организация взаимодействия с федеральными властями вызвал большой интерес у коллег и участников конфе- ренции. Тихонова И.Ю. приняла участие в семинаре «Этническая миграция и межэт- нические отношения в современной России. Пути решения межнациональных конфликтов на муниципальном уровне». Семинар проводился в Задонском рай- оне. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области и сотрудники ап- парата приняли участие в формате видео-конференц-связи в нижеследующих мероприятиях: – V-й Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбуд- сменов»; – Всероссийской научно-практическая конференции «Государственное стро- ительство в России: опыт и перспективы реализации конституционных поправок 2020 г. (к 28-ой годовщине принятия Конституции Российской Федерации)», ор- ганизатором которой выступил Ивановский государственный университет; – IV-й Межрегиональной научно-практической конференции «Профессио- нальная реабилитация лиц с нарушениями интеллектуального развития: регио- нальная модель сопровождаемого трудоустройства»; – V-м Межрегиональном правозащитном экологическом форуме «Природные экосистемы и человек. Аспекты правозащиты»; – V-м Международном пенитенциарном форуме «Преступление, наказание, исправление»; – в «прямом разговоре» уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, членов ОНК и руководства ФСИН России; – «круглом столе» «Изменения в законодательстве и нормативные правовые документы по вопросу содействия добровольному переселению в Липецкую об- ласть соотечественников, проживающих за рубежом», организованном Липецкой общественной палатой и АНО по оказанию услуг в сфере миграции «Центр соци- альной адаптации мигрантов»; – видеоконференции управления внутренней политики Липецкой области по- священной гармонизации межэтнических отношений в Липецкой области. 26 ноября 2021 г. в Липецкой области, как и по всей стране, состоялся Еди- ный день оказания бесплатной юридической помощи для людей старшего поко- ления (ветеранов, пенсионеров, инвалидов и т.д.), который проводился в целях реализации инициативы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Москальковой Т.Н. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области совместно с Ли- пецким отделением Ассоциации юристов России организовали прием граждан на двух площадках: в приемной Уполномоченного по правам человека в Липец- кой области на ул. Крайней, д. 7 и в областной научной библиотеке на ул. Кузнеч- ной, д. 2. Кроме сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека в Липец- кой области консультации по профильным правовым вопросам оказывали со- трудники ряда государственных органов Липецкой области, таких как: Липецкого отделения Пенсионного фонда России, Управления Росреестра по Липецкой об- ласти, МИФНС России № 5 по Липецкой области, прокуратуры Липецкой обла- сти. Консультации проводились как в очном, так и в дистанционном форматах. В мероприятии активно участвовали представители адвокатской палаты Липецкой области, а также сотрудники отдела правовой информации областной научной библиотеки. В ходе приема консультационную помощь получили свыше двадцати человек. Основные вопросы – это начисление пенсии, налоговых вычетов и льгот, насле- дование, трудоустройство, реализация прав потребителей услуг ЖКХ, права чле- нов СНТ, судебная защита и исполнение решения суда, получение гражданства РФ, правомерность требований соблюдения противоэпидемиологических мер во время пандемии коронавируса. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области выразила благо- дарность всем участникам за сотрудничество и поддержку акции. В связи с проведенными мероприятиями, чрезвычайно важной оказалась видеоконференция Министерства юстиции Российской Федерации: «Актуальные вопросы применения Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплат- ной юридической помощи в Российской Федерации». О практике оказания бесплатной юридической помощи в Липецкой обла- сти рассказал начальник управления административных органов И.А. Гречуха. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области предложил расширить перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной квалифи- цированной правовой помощи, предоставив на один год такое право гражданам, после освобождения из мест лишения свободы. Повышению квалификации и переподготовке кадров сотрудников аппаратов региональных омбудсменов уделяется все больше внимания со стороны Упол- номоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой. Для этого под ее патронажем был создан специализированный Научно-обра- зовательный центр по правам человека МГЮА имени О.Е. Кутафина, который занимается разработкой и внедрением программ правового просвещения для различных аудиторий и сфер социальной жизни, включая новейшие технологи- ческие вызовы нашего времени и их отражение в гуманитарной и деликатной области прав человека. Именно таким проблемам для уполномоченных по правам человека в субъек- тах Российской Федерации, сотрудников их аппаратов и сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации был посвящен обучающий семинар «Защита прав человека в цифровой среде». Летом 2021 года в Липецкой области, при участии Уполномоченного по пра- вам человека, в рамках государственно-частного партнерства ГУ ЛРО Фонда со- циального страхования РФ и группы компаний «Форпост-МЕД» был открыт Центр обучения и обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР), который позволил вывести на качественно новый уровень степень социа- лизации и адаптации наших сограждан с ограниченными физическими возмож- ностями. Работа по правовому просвещению населения проводится Уполномоченным постоянно и имеет разнообразные формы. Особым и основным видом правового просвещения являются ответы на обращения граждан, которые дают разъясне- ния и консультации (как устные, так и письменные) по существу поставленных вопросов и полномочиям государственных органов в компетенции которых на- ходится рассмотрение указанных проблем. Результативность правового образования в определяющей степени зависит от эффективного использования различных инструментов: консультации, личные встречи, лекции, семинары, правовые уроки, теле– и радиоэфиры и др. К сожа- лению, в 2021 году коронавирус внес свои коррективы в программу правового просвещения. В настоящее время основным каналом популяризации правовой и правоза- щитной культуры является официальный сайт Уполномоченного по правам чело- века в Липецкой области. Традиционно на сайте публикуются новости, отчеты о рабочих встречах и поездках, фоторепортажи, комментарии и мнения Уполномо- ченного по тем или иным событиям. Тема формирования основ правовых знаний и правовой культуры востребо- вана учащимися липецких школ, колледжей и вузов. В целях повышения право- вой культуры и грамотности населения области, развития творческих способ- ностей молодежи Уполномоченным по правам человека в Липецкой области проводится ежегодный конкурс рисунков, презентаций и видеороликов «Мы и наши права» для учреждений начального, среднего профессионального и выс- шего образования Липецкой области. Творческое мероприятие, организуемое Уполномоченным по правам человека в Липецкой области, пользуется большим интересом в средних образовательных учреждениях региона. В прошедшем году в жюри поступило около 160 работ учащихся общеобразовательных учреждений, колледжей, техникумов и вузов Липецкой области. Победителями в различных номинациях стали десятки ребят, проявивших живой интерес к различным правовым проблемам общества и государства. Они награждены памятными сувенирами и почетными грамотами. Правовое просвещение, формирует активную гражданскую позицию насе- ления нашей страны в вопросах защиты своих прав и свобод и является важным элементом государственной политики. В 2021 году Уполномоченный по правам человека в Липецкой области про- водила совместные приемы с представителями политических партий: «Единая Россия» и «Справедливая Россия». В сфере правового просвещения, организации доступной правовой помощи нуждающимся гражданам, гражданского контроля в местах лишения свободы, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области тесно сотрудничает с ОНК Липецкой области и рядом правозащитных НКО. Отдельно хочется рассказать о проекте «Доступная юридическая помощь как фактор повышения качества жизни людей», который реализуется Уполномочен- ным по правам человека в Липецкой области совместно с Липецким областным объединением потребителей «Защита» и его председателем В.И. Родионовым с 2019 года. После проведения анкетирования руководители муниципальных районов поддержали инициативу оказания бесплатных юридических консультаций по во- просам гражданского права жителям сельских поселений, так как количество ад- вокатов, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи в Липецкой области явно недостаточно (в Грязинском районе – 13 адвокатов, в 9 районах – по 1-2 адвоката, а в остальных восьми – вообще отсутствуют). С учетом этого, Фонд президентских грантов одобрил поддержанный Упол- номоченным по правам человека в Липецкой области и Ассоциацией «Союз муниципальных образований Липецкой области» проект Липецкого областного объединения потребителей (ЛООП) «Защита» по организации выездных приемов для оказания бесплатных юридических консультаций в сельских поселениях с численностью жителей до 1000 человек. Проект охватывал все муниципальные районы области. Выездные приемы в большинстве сельских поселений проводились до 6 раз. Объединение усилий и возможностей сельской администрации и библиотек по информированию на- селения о проекте привело к значительному увеличению обращений граждан во время приема. Вот только некоторые практические итоги исполнения проекта: 1.Основной результат заключается в повышении доступности правосудия для жителей сельских поселений области: – жителям 241 села из 536 сел указанной численности населения в Липецкой области, т.е. примерно 45% сельского населения области оказана юридическая помощь по месту их жительства; – количество граждан целевой группы проекта, получивших юридическую по- мощь – 3904 чел.; – количество бесплатных льготных юридических услуг составило 4927; экономия личного бюджета людей целевых групп проекта составила порядка 7,4 млн. руб. (из расчета 1500 руб./чел. на консультации, проезд и льготные ус- луги). 2. Повышение качества жизни сельских жителей (результаты анкетирования библиотек): – доступность юридической помощи (как очные консультации, так и по теле- фону) – 39%; – возможность получения быстрой консультации и совета юриста по телефо- ну при возникновении такой необходимости – 38%; – экономия времени и средств на получение юридической помощи – 50%; – внимание и доброжелательность юристов при оказании помощи – 56%; Реализация проекта признана полезной для повышения качества жизни сель- ских жителей. Опыт работы по вышеназванному проекту показывает, что при сложившемся уровне доступности (как географической, так и профессиональной) юридиче- ской помощи, уровне жизни граждан, правовой культуры населения, наверное назрела необходимость разработки областной целевой программы «Правовое просвещение населения Липецкой области». РЕКОМЕНДАЦИИ Подводя итоги работы, хотелось бы поблагодарить всех, кто стоит на защите прав и законных интересов липчан, кто по служебному долгу или зову сердца оказывал содействие Уполномоченному по правам человека в Липецкой области в его непростой, но нужной для общества и государства деятельности. Надеюсь на дальнейшее конструктивное сотрудничество и взаимодействие с государ- ственными органами Липецкой области и институтами гражданского общества, предпринимателями, гражданскими активистами и волонтерами, другими сто- ронами, чей труд и неравнодушие помогают делать жизнь в нашем регионе луч- ше, безопаснее, комфортнее. Опыт личных приемов и работы с письмами заявителей, исследование при- чин, которые стали предметом обращений и жалоб граждан на действия органов государственной власти и государственных учреждений Липецкой области в 2021 году позволили выработать ряд рекомендаций: Администрации Липецкой области и Липецкому областному Совету де- путатов: – предусмотреть маневровый фонд в каждом муниципалитете для размеще- ния детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до получения ими социального жилья; – организовать специальное информационное сопровождение (сурдопере- вод) новостных программ телевидения Липецкой области для граждан с ограни- ченными возможностями здоровья; – продолжить работу совместно с областной избирательной комиссией по развитию доступной среды на избирательных участках, специального информа- ционного сопровождения (сурдоперевод, тактильная печать по азбуке Брайля) новостных и агитационных материалов для граждан с ограниченными возмож- ностями здоровья. Управлению здравоохранения Липецкой области: – рекомендовать главным врачам муниципальных центральных районных больниц, где есть исправительные учреждения, конструктивно взаимодейство- вать с их руководством по вопросам организации медицинской помощи, в том числе и направлением для консультаций узкопрофильных специалистов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дело защиты прав человека такая необъятная сфера жизни нашей страны, общества и государства, которая не требует каких-либо популистских новаций и «кульбитов», а нуждается в системной и качественной работе на протяжении многих лет. Вызов пандемии, который прошла наша страна и в 2021 году, еще раз показал, что солидарность, организованность и ответственность сограждан и государственных и социальных институтов способны спасти многие челове- ческие жизни и преодолеть испытания времени и обстоятельств. Вместе с тем, многим из наших соотечественников, чтобы успешно противостоять вирусной угрозе, еще нужно преодолеть равнодушие, косность, внутренние комплексы и страхи. И главным для всех правилом остается одно – оно изложено в статье 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При- знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязан- ность государства». Это было и остается главным приоритетом работы. Индивидуальный подход к каждому человеку и тем жизненным ситуациям, которые приводят его к Упол- номоченному по правам человека. Перед Уполномоченным ежедневно проходят судьбы и жизни людей, к историям которых нельзя оставаться формальным и равнодушным. Реализация и соблюдение прав человека – цель, которая должна объединять государство и общество, власть и некоммерческие организации. В прошедшем году появились новые факторы риска и новые исторические и управленческие развилки, о которых даже год назад мы не имели никакого четкого представ- ления. Поэтому Уполномоченный по правам человека в Липецкой области при- лагает максимум усилий для создания условий по открытому и продуктивному диалогу органов государственной власти, общественных организаций и граждан для того, чтобы в нашем регионе эффективно работала система защиты прав человека. Но главная задача Уполномоченного по правам человека состоит не только в одной помощи людям. Она заключается и в анализе опыта работы органов государственной власти и местного самоуправления в развитии человеческого капитала. Исправления допущенных ошибок, продвижения хорошо зарекомен- довавших себя подходов в социальной политике и решении вопросов граждан. Какие задачи я вижу перед институтом Уполномоченного по правам человека на ближайшую перспективу? 1. Сохранение приоритета прямой работы с гражданином, права которого могли быть нарушены. 2. Развитие территориальной доступности и системы информационного опо- вещения. 3. Особое внимание к соблюдению прав человека в местах лишения свободы, ИВС, учреждениям содержания граждан с ограниченной дееспособностью (пси- хиатрические больницы и т.п.). 4. Развитие форм и средств правового просвещения населения Липецкой об- ласти. 5. Совершенствование взаимодействия между Уполномоченным по правам человека, органами государственной власти и местного самоуправления, а так- же гражданским обществом. 6. Развитие эффективного взаимодействия и сотрудничества с Уполномочен- ным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными в субъек- тах РФ. Именно к таким практическим результатам своей работы и будет стремиться Уполномоченный по правам человека в Липецкой области. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области И. ТИХОНОВА Окончание. Начало на 9–14-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz