Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 14 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 49-50 /26489-26490/22 АПРЕЛЯ 2022 Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, при необходимости созывает консилиум врачей. Рекомендации консультантов реа- лизуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические ра- ботники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жиз- ни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Таким образом, только лечащий врач вправе делать заключение о состоянии здоровья пациента, определять необходимость обследования и его формы, вы- бирать тактику лечения. Обследование и лечение в учреждениях исполнения наказаний организовано в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 28.12.2017 г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы». Необходимые лекарственные препараты в наличии имеются, все врачи обладают соответствующей квалификацией. Гражданам давались необходимые законодательные разъяснения, а также на- правлялись адреса инстанций, которые правомочны проводить соответствующие проверки и осуществлять контроль. Это, прежде всего, руководство ФКУЗ МСЧ- 48 ФСИН России и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области (398001, г. Липецк, ул. Ворошилова, д. 1). Кроме того, требуется пояснить, что оказание медицинской помощи в услови- ях исправительного учреждения имеет свои нормативно утвержденные правила и специфику. Например, лекарственные препараты могут получать только в медсан- части учреждения и принимать их строго под контролем и в присутствии медра- ботника. Зачастую уже этот установленный порядок, вызывает жалобы, что объ- яснимо – на свободе, каждый действует самостоятельно и несет за себя ответ- ственность, в местах лишения свободы все поступки и возможности осужденного строго регламентированы, за его здоровье, за выполнение им режима отбытия наказания назначенного судом, ответственность несут и сотрудники службы ис- полнения наказаний. А установленная законом процедура всегда требует какое-то время на выполнение. Несмотря на указанные обстоятельства, Уполномоченный обязательно на- правлял запрос в указанные инстанции с просьбой провести проверку по жалобам на медицинскую помощь, а также, при необходимости, лично встречался с заяви- телями. Безусловно, негативным фактором, оказавшим влияние на доступность ме- дицинской помощи, как и в гражданском здравоохранении, оказала пандемия коронавируса. Вместе с тем, нельзя не отметить, что медицинская помощь осуж- денным как при коронавирусной инфекции, так и при лечении соматических за- болеваний в санитарных частях учреждений и в областной больнице при ФКУ ИК-6 была организована четко и эффективно, что подтверждалось посещением дан- ного лечебного учреждения сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, членами ОНК Липецкой области и Общественного совета при УФСИН МЮ РФ по Липецкой области. Медицинский персонал был об- учен мероприятиям профилактики коронавирусной инфекции. Для осужденных на стендах была размещена наглядная информация, проводится разъяснительная работа по информированию их о введении ограничительных мер на территории Липецкой области и о соблюдении ими личной гигиены. Особый противоэпиде- миологический порядок соблюдался при организации работы осужденных, про- ведении специальных мероприятий, функционирования учреждений торговли. В соответствии с нормативными документами Минздрава РФ и ФСИН МЮ России проводились и другие комплексные профилактические меры по противодействию возникновения эпидемии в режимных учреждениях. К сожалению, как и в гражданском здравоохранении системной проблемой остается дефицит врачей ряда медицинских специальностей. И решить эту про- блему можно только изменением сущностного подхода в понимании специфики работы специалистов в условиях тех трудностей, ограничений и рисков, с ко- торыми связана работа пенитенциарной системы. Уполномоченным по правам человека в Липецкой области подготовлено письмо в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой с предложения- ми по данному вопросу. На наш взгляд было бы очень полезным и правильным, чтобы управление здравоохранения Липецкой области рекомендовало главным врачам муниципальных центральных районных больниц, где есть исправительные учреждения, конструктивно взаимодействовать с их руководством по вопросам организации медицинской помощи, в том числе и направлением для консульта- ций узкопрофильных специалистов. К сожалению, такое сотрудничество не везде налажено. Точно такие же выводы можно сделать и в отношении экономического блока системы ФСИН. Давно назрела необходимость формирования особого порядка деятельности предприятий и производств, работающих в условиях мест лишения свободы. Они должны иметь определенные экономические преференции и нало- говые льготы. Кадровое обеспечение медицинскими работниками, специалиста- ми-производственниками ФСИН должно базироваться на широкой социальной поддержке со стороны государства. Эти очевидные предложения, проверенные практикой и вызванные объективной ситуацией, сложившейся в местах лишения свободы, звучат уже два десятка лет. Но парадигма понимания государством осо- бенной роли работы ФСИН изменяется крайне медленно. Уполномоченный по правам человека регулярно в течение 2021 года посещал исправительные учреждения Липецкой области с учетом эпидемиологической об- становки, профилактических и карантинных мер. На данных мероприятиях в обязательном порядке присутствуют начальник ФСИН России по Липецкой области полковник внутренней службы М.П. Мезин, старший помощник прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Юшков С. В. или прокурор по надзору за испра- вительными учреждениями Ханжин А.В.. Налажена тесная работа с помощником начальника управления ФСИН Рос- сии по Липецкой области по соблюдению прав человека в УИС подполковником внутренней службы К.А. Долгих, сотрудниками отдела по воспитательной работе с осужденными (начальник – полковник внутренней службы Б.В. Страхов). Кроме того, по приглашению ОНК Липецкой области сотрудники аппарата принима- ют участие и в выездах членов ОНК Липецкой области, проведении проверок и встреч с заявителями. Такое же взаимодействие организовано и при проведении проверок, инициированных Уполномоченным по правам человека в Липецкой об- ласти. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой обла- сти являются экспертами Общественных советов при начальниках УФСИН МЮ РФ по Липецкой области и УМВД РФ по Липецкой области, регулярно посещают ме- ста принудительного содержания и лишения свободы, проводят там личные при- емы, как правило, совместно с представителями прокуратуры Липецкой области. Таким образом, ни одна ситуация по обращению граждан, не остается без внимания и комплексного изучения. Например, в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратился осужденный К., который жаловался на затруднения получения квали- фицированной юридической помощи при соблюдении противоэпидемиологиче- ских мер администрацией СИЗО (общение с адвокатом через стеклянную пере- городку по телефону). По данному факту заявителю были даны разъяснения, что его адвокат имеет право обратиться в суд с административным иском к администрации СИЗО-1 с просьбой признать незаконными действия по предоставлению свиданий с подза- щитным в помещении для краткосрочных свиданий через разделительную пере- городку. Такая судебная практика уже есть. Вместе с тем, Уполномоченный обратил внимание сотрудников УФСИН МЮ России по Липецкой области на необходимость неукоснительного соблюдения законодательства при возникновении подобных ситуаций. Говоря о юридической стороне этого вопроса, нужно отметить, что ст. 18 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей по- дозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливает, что по- дозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденци- ально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ. Свидания подозреваемого или обвиняемого с его за- щитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содер- жания под стражей видеть их, но не слышать. Вышеназванные нормы конкретизируются ч. 4 ст. 89 УИК РФ, где осужденным для получения юридической помощи предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в том числе лицами, оказывающими осужденным юридическую помощь в связи с на- мерением обратиться в ЕСПЧ, нотариусами без ограничения их числа продолжи- тельностью до четырех часов. Также подтверждается, что свидания осужденных с указанными лицами, нотариусами предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Пункты 144–145 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подтверждают, что подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником осуществляются на- едине без разделительной перегородки и без ограничения их количества и про- должительности; свидания могут проводиться в условиях, позволяющих сотруд- нику СИЗО видеть подозреваемого или обвиняемого и защитника, но не слышать. По существующим нормам (подп. 23 п. 60 Наставлений по оборудованию ин- женерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-испол- нительной системы) в 10% следственных кабинетов от пола до потолка устанавли- ваются металлические решетчатые перегородки, отделяющие место, предназна- ченное для размещения допрашиваемого, от остального пространства кабинета. В перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа. Вместе с указанными нормами в этом вопросе есть и существенное уточне- ние вышеизложенных правил – они касаются осужденных, которые представляют опасность для сотрудников изолятора либо защитника. Но такая угроза должна быть обоснована. В другом случае, к Уполномоченному по правам человека поступила жалоба на условия содержания в СИЗО-1 г. Липецка от трех девушек. В камере, куда их разместили, было холодно, при дыхании шел пар, что ука- зывало, что температура в помещении была ниже установленной нормы и в нем повышенная влажность. На стенах сырость, они покрыты грибком. В связи с неудовлетворительными санитарными условиями обострились хро- нические заболевания, однако записаться на прием к врачу заключенные не могли на протяжении нескольких недель, по экстренной боли медпомощь им не была оказана, медикаменты не предоставлялись. Питание в ФКУ СИЗО-1 также вызывало нарекание заявительниц, по их мне- нию, оно не соответствует условиям содержания и приводит к ухудшению их здо- ровья. Обращение к руководству учреждения никаких результатов не принесло. В ФКУ СИЗО-1 Уполномоченным по правам человека был направлен сотруд- ник аппарата, который совместно с помощником начальника управления ФСИН России по Липецкой области по соблюдению прав человека в УИС подполковни- ком внутренней службы К.А. Долгих, членами ОНК Липецкой области провел про- верку информации и встретился с заявительницами. Жалоба была признана обоснованной по условиям содержания и вопросам оказания медицинской помощи, качество питания и нормировка соответствовали установленным стандартам. Девушек перевели в другую камеру. При содействии Уполномоченного по правам человека они прошли медицинское обследование. Права граждан восстановлены. Уполномоченный по правам человека обратила внимание руководства ФКУ СИЗО-1 на необходимость внимательного отношения к заявлениям граждан, на- ходящихся под стражей, тем более женщин или несовершеннолетних. Выше уже говорилось о том, что жалобы на получение медицинской помощи в местах лишения свободы в прошедшем году стали одними из самых массовых. Одна из таких жалоб нашла свое подтверждение. В адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратилась осужденная Ш., отбывающая наказание в ФКУ ИК-7. Заявительница – инвалид 2-й группы страдает эпилепсией. По ее словам, 19 октября 2021 г. у нее случился эпилептический приступ, который сотрудниками колонии и медперсоналом был расценен как симуляция. Медицинская помощь ей не оказывалась. Проводя проверку по данной жалобе, Уполномоченный по правам человека направила запрос. Начальник ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России полковник внутренней службы Семе- нов А.В. проинформировал, что с момента прибытия в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Липецкой области осужденную Ш. неоднократно осматривал врач-терапевт. Указанный диагноз подтверждался. Установлена инвалидность 2-й группы. Со- гласно данным медицинской карты, в период отбывания наказания в исправи- тельном учреждении у нее были зафиксированы 4 случая эпиприступа. Медицин- ская помощь оказывалась, приступы купированы. Далее из ответа следовало, что данные о случае эпиприступа 19 октября 2021 г. в медицинской документации отсутствуют, за медицинской помощью в филиал «Медицинская часть № 6» в период с 13.10.2021 по 25.10.2021 осужденная не об- ращалась, на момент ответа состояние ее здоровья оценивалось как стабильное, она находилась под наблюдением сотрудников филиала «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России. Однако, когда Уполномоченный по правам человека посетила исправительную колонию, лично встретилась с осужденной Ш. и изучила медицинскую докумен- тацию, выяснилось, что на самом деле эпилептические приступы заявительницы носят циклический характер, один из таких циклов случился в октябре и в журнале медработников колонии они зафиксированы, но в медицинской карте пациентки нет, в том числе и 19 октября. Осужденная нуждалась в регулярном приеме спе- циального препарата карбамазепина (финлепсин), которые были назначены ей лечащим врачом, но не могла их принимать, так как закупочные процедуры по данным медикаментам не были проведены. В связи с выявленными нарушениями Уполномоченный обратилась к началь- нику ФСИН России по Липецкой области полковнику внутренней службы М.П. Мезину и начальнику ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России полковнику внутренней службы Семенову А.В. с предложением принять незамедлительные меры по внеочеред- ной закупке требуемых медикаментов и проведению внутренней проверки оказа- ния медицинской помощи осужденной Ш. и ведению медицинской документации в исправительном учреждении. Помощник начальника управления ФСИН России по Липецкой области по соблюдению прав человека в УИС подполковник вну- тренней службы К.А. Долгих взял под личный контроль вопросы оказания меди- цинской помощи в ФКУ ИК-7. Другая актуальная тема – социальная помощь, требующая периодического вмешательства Уполномоченного по правам человека. Так, при проведении выездной проверки в ФКУ ИК-3 (г. Елец) к омбудсмену обратились за содействием сотрудники социальной службы учреждения и осуж- денный Ш. Данный осужденный, инвалид первой группы по зрению, должен был освобож- даться на следующий день, однако заведующий лечебной частью дома–интерната для престарелых и инвалидов г. Ельца в устной форме отказал соцработникам ко- лонии в размещении гр. Ш., сославшись на отсутствие мест в карантине. Между тем, в соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ №2 от 13.01.2006 г. «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ УИС» за 6 месяцев до истечения срока отбывания наказания социальные работники колонии направляли запросы и уведомления в Областное бюджетное учреждение «Центр социальной защиты населения по г. Ельцу» в отделение социального обслуживания и в дом-интернат для престарелых и инвалидов. Все необходимые документы на гр. Ш. были оформлены, социальная служ- ба УФСИН МЮ РФ по Липецкой области была уведомлена о выделении путевки указанному гражданину в дом-интернат для престарелых и инвалидов г. Ельца. И совершенно неожиданно, накануне его освобождения соцработники получают устный отказ о невозможности заселения гр. Ш. в дом-интернат. По данному вопросу Уполномоченный по правам человека оперативно связа- лась с первым заместителем начальника управления социальной политики Ли- пецкой области Т.В.Андреевой. Выход из сложившейся ситуации был найден: «Елецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» предоставил автотранспорт для перевозки освобо- дившегося инвалида в сопровождении сотрудника социальной защиты колонии в «Липецкий интернат для престарелых и инвалидов», куда он и был устроен для проживания. Еще один пример положительного решения социальной проблемы осужден- ного, по которому Уполномоченному потребовалось обратиться в адрес Уполно- моченного Олий Мажлиса (омбудсмена) Республики Узбекистан по правам чело- века Ф.Ф. Эшматовой. Осужденный А., ранее длительное время проживавший и работавший в Ре- спублике Узбекистан, стал пенсионером и для подтверждения своего трудового стажа и повышения размера пенсии обратился в пенсионные учреждения этого государства, однако его запросы были проигнорированы. После обращения Уполномоченного по правам человека в Липецкой области к коллеге в Республике Узбекистан Внебюджетным Пенсионным фондом Ургенч- ского района Хорезмской области Республики Узбекистан были присланы архив- ные справки о трудовом стаже и доходах гр. А. за 1979-1983 гг. Документы были переданы заявителю. В другом случае к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратился Уполномоченный по правам человека в Орловской области с просьбой оказать содействие осужденной М., которая, являясь жительницей Липецкой об- ласти, отбывает наказание в исправительном учреждении в Орловской области. На личном приеме гр. М. просила проверить информацию, что по адресу до- мовладения, где она проживала до судимости, ведется строительство неизвест- ными ей людьми. По ходатайству Уполномоченного по правам человека в Липецкой области администрация Фащевского сельсовета Грязинского района Липецкой области представила документы по указанному домовладению, а также провела проверку с выездом на место. Согласно информации сельской администрации никакого строительства по адресу домовладения гр. М. не велось. Земельный участок заброшен и на нем находятся остатки сгоревшего дома. Регистрация гр. М. по указанному адресу со- храняется. Вместе с тем, из представленных документов (выписки из ЕГРН по правооб- ладанию земельным участком и жилым домом) усматривалось, что гр. М. соб- ственником данного имущества не являлась, хотя в ее заявлении, она указывала обратное. Из этого можно было сделать вывод, что в наследство в установленном законом порядке, она не вступила. Поэтому Уполномоченным по правам человека в Липецкой области было реко- мендовано заявительнице как можно быстрее провести консультации с адвокатом по гражданским делам о возможности наследования имущества по указанному адресу, несмотря на пропущенные установленные законом сроки (данная про- цедура возможна только при определенных обстоятельствах, указанных в граж- данском законодательстве в судебном порядке). В противном случае она утратит право на обозначенное имущество, а возможность ее регистрации по данному адресу будет зависеть от волеизъявления нового собственника. Рассматривая вопросы социального обустройства и социальной защиты граждан, освобождаемых из мест заключения, необходимо еще раз вернуться к проблеме их пробации и ресоциализации, решение которой долгое время было исключительно заботой местных властей. Между тем, ежегодно, из колоний, рас- положенных на территории нашего региона, выходят на свободу около двух тысяч человек, из них приблизительно четверть – жители Липецкой области и среди них, около сорока человек не имеют постоянного места жительства. Эта тема поднималась омбудсменом практически ежегодно, из доклада в до- клад. Полтора года назад по инициативе Уполномоченного по правам человека в Липецкой области при участии ряда НКО региона был разработан проект созда- ния в г. Липецке Центра пробации, получившего название «Народный дом». К со- жалению, процесс согласования с региональными и муниципальными органами власти шагов по реализации этого проекта, где бывшие осужденные могли бы найти для себя кров и работу, пройти, под руководством социальных работников и психологов курс восстановления своей нормальной социальной роли в обще- стве, оказался очень длительным из-за пандемии. Но время не стоит на месте. Теперь это стало федеральной задачей. Как за- явил министр юстиции РФ К.А. Чуйченко: «Одним из приоритетных направлений в деятельности уголовно-исполнительной системы является закрепление института пробации на законодательном уровне, наделение координирующей функцией уголовно-исполнительных инспекций при применении мер социальной адаптации в части осужденных, освобожденных условно-досрочно. Хочу обратить внимание, что вся эта работа возможна только во взаимодействии с институтами граждан- ского общества и общественными организациями». Планируется, что пробация будет создана на базе существующих уголовно- исполнительных инспекций УФСИН МЮ России, то есть теперь миссией службы должна стать еще и помощь бывшему заключенному в обустройстве на воле. В настоящее время Министерством юстиции РФ готовится пакет законопроектов по данному вопросу. Создание службы пробации может стать ключевым звеном в цепи преобра- зования бывшего преступника в правопослушного гражданина. Если человек не сможет устроиться на свободе, есть большой риск, что он вернется на прежнюю стезю. Поэтому общество заинтересовано, чтобы у тех, кто хочет забыть свое кри- минальное прошлое, был такой шанс. Именно об этом шла речь 20 мая 2021 г. в Красноярске, где проходил Коорди- национный совет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ на тему: «Ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы». По итогам мероприятия были разработаны рекомендации, которые во испол- нение поручения Президента Российской Федерации, приняты в работу органами государственной власти. Теперь эта задача не только регионального, но и феде- рального уровня и масштаба. Уже появляются первые документы. Так, Правительство РФ поддержало за- конопроект, который был подготовлен комитетом Совета Федерации по экономи- ческой политике, о признании осужденных лиц социально уязвимой категорией граждан. Это необходимо с целью увеличения их занятости в период отбывания наказания в колониях и организации более эффективной социальной помощи при освобождении. Кроме того, само Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект поправок в УПК, прописывающий процедуру охраны жилья заключенных. УПК предлагается дополнить новой статьей: «Меры по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбы- вания наказания осужденным». Данный документ стал ответом на предписание Конституционного суда РФ создать правовые механизмы охраны жилья заклю- ченных. Государственной Думой внесены изменения в Уголовно-исполнительный ко- декс РФ, которые уточняют права осужденных в связи с обращением в Европей- ский суд по правам человека (ЕСПЧ). Согласно закону осужденные смогут встре- чаться с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридиче- ской помощи, в том числе с представителями в ЕСПЧ, а также нотариусами. В целом же основной тренд прошедшего года – это гуманизация законода- тельства: сегодня активно применяются альтернативные наказания, которые по- зволяют сократить число заключенных. Если человек впервые совершил нетяж- кое преступление, деятельно раскаялся и возместил ущерб, суд может назначить наказание, не связанное с лишением свободы. Также в российское уголовное право введено и новое понятие уголовного проступка, что позволяет суду не на- значать уголовное наказание за целый ряд преступлений небольшой и средней тяжести, если они совершены человеком впервые. Важное разъяснение в 2021 г. дал Верховный суд РФ, который указал, что совершение преступления из-за тяжелого материального положения при при- знании вины и сожалении о содеянном должно являться для суда аргументом в пользу возможности назначить наказание, не связанное с лишением свободы. По мнению Высшей инстанции, суд не имеет права лишь формально ссылаться на степень общественной опасности преступления, а должен детально проанализи- ровать нюансы уголовного дела и обосновать, почему же он считает справедли- вой изоляцию подсудимого от общества. Данная позиция значительно укрепит репутацию суда в контексте обществен- ной этики и морали, что особенно важно при исполнении правосудия присяжны- ми заседателями – обычными людьми. Кроме того, три года назад прошла реформа института судов присяжных: коллегии судов присяжных из шести человек были введены в районных судах (до этого суды присяжных действовали только в судах регионального уровня); была расширена и юрисдикция судов присяжных. В результате, по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ в 2021 году, резко выросло число оправдательных приговоров, вынесенных при- сяжными. Они оправдали почти треть подсудимых. Еще одной положительной новацией судебной реформы стало выделение в самостоятельные суды кассационных инстанций и их удаленность от места вы- несения обжалованных решений. В итоге вступившие в силу приговоры теперь обжалуются в кассационных судах, расположенных в других регионах. На это у осужденных есть полгода, чтобы подготовить жалобу и направить ее после всту- пления приговора в силу. В целом, по данным Верховного суда России, сейчас удовлетворяется 15 процентов кассационных жалоб по уголовным делам. При этом подчеркнем, что рассматриваются все поступившие жалобы. В 2019 году, когда кассация была выборочной, удовлетворялось 8 процентов жалоб. Министерство юстиции РФ положительно отозвалось и о политике расшире- ния гражданского общественного контроля в местах лишения свободы. В част- ности, предлагается только при предъявлении документов и служебного удосто- верения наделить правом доступа в исправительные учреждения членов Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, также Общественной палаты России и сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ. Важным событием в истории УФСИН России по Липецкой области стало торжественное открытие изолированного участка, функционирующего как ис- правительный центр при ФКУ ИК-2. Центр был создан, на базе ликвидированной исправительной колонии № 5. Все осужденные к принудительным работам в соответствии с имеющейся квалификацией трудоустроены на предприятия и в организации города Липецка согласно заключенным соглашениям с рядом пред- приятий. На момент открытия Центра более 40 жителей Липецкой области, осужден- ных к принудительным работам, отбывали наказание в других регионах. Этот вид наказания заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Осужденные не вправе отказаться от предложенной им работы. Часть заработ- ной платы осужденных удерживается в доход государства в размере, установ- ленном приговором суда, от пяти до двадцати процентов. Принудительные рабо- ты назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. После истечения одной тре- ти срока, при отсутствии у осужденного нарушений, ему могут разрешить жить за пределами центра с семьей. Нахождение в исправительном центре дает возможность людям отбывать наказание в условиях, приближенных к обычной жизни, но под контролем. Осуж- денные проживают в общежитии, они смогут пользоваться мобильными телефо- нами и различными гаджетами, а также работать на предприятиях за пределами исправительного центра, самостоятельно покупать себе продукты и одежду. Этот как раз и является одной из доступных форм ресоциализации преступника во время отбытия наказания, коррекции его поведения в обществе, возвращения к правопослушной жизни. Трудовая деятельность позволяет осужденным выйти из негативного влияния преступной среды, получить необходимые трудовые на- выки, что в свою очередь поможет им легче адаптироваться в обществе после освобождения. Знаменательное событие в конце 2021 г. произошло и в женской исправи- тельной колонии ФКУ ИК-7 г. Усмани – там был введен в эксплуатацию новый швейный цех с современным оборудованием, который позволил создать условия для расширения ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции. По условиям труда данный цех по праву считается одним из лучших в стране. Для этого была проведена реконструкция имеющегося здания с учетом сани- тарных и противопожарных требований и норм, а также с соблюдением техники безопасности, необходимой для современного производства. Реализация данного проекта во многом стала возможной благодаря энер- гичному руководству начальника УФСИН МЮ России по Липецкой области М.П. Мезина и содействию, которое оказали глава администрации Усманского района В.В. Мазо, начальник управления административных органов Липецкой области И.А. Гречуха, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области. С запуском нового швейного цеха в учреждении создано 170 дополнительных рабочих мест и увеличена заработная плата осужденным, из которой они смогут погасить материальный ущерб, причиненный их противоправными действиями гражданам и государству, выплатить иски и алименты, а также помочь семьям. Все это будет способствовать перевоспитанию и исправлению осужденных, а за- тем и дальнейшей их социальной адаптации на свободе. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В прошедшем году Уполномоченный по правам человека в Липецкой области внесла ряд предложений по совершенствованию и уточнению федерального и регионального законодательства. Федеральное законодательство В адрес Уполномоченного по правам человека РФ Т.Н. Москальковой были направлены инициативы по развитию государственного правозащитного инсти- тута уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. В них рассматрива- лись вопросы совершенствования механизма работы с жалобами и взаимодей- ствия с судебным сообществом. 1) В частности, обращалось внимание, что правоприменительная практи- ка Федерального закона № 48-ФЗ от 18 марта 2021 г. «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», который действует уже полтора года, показала, что он сохранил некоторые проблемы, которые были за- ложены законодателем и правоприменительными органами в процедуру работы Уполномоченного по правам человека на заре его становления из-за непонима- ния специфики его работы. Включение в вышеназванный Закон отсылочной нормы на Федеральный за- кон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», является неудобной для правоприменителя и гражда- нина, дает возможности произвольного толкования указанных в законе норм для контролирующих органов, путанице в понимании роли и компетенции уполно- моченного по правам человека в системе государственных органов для многих учреждений и организаций. Между тем, Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «Об Уполно- моченном по правам человека в РФ» никаких отсылочных норм не содержит. Изначально не было их и в региональном законодательстве. Именно к такой нормотворческой конструкции в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предлагает вернуться Уполномо- ченный по правам человека в Липецкой области. Кроме того, сроки процедур по работе с обращениям граждан, заложенные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и сроки, указанные уже в специ- ализированных законах об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, могут накладываться таким образом, что у Уполномоченного просто не остается времени без формального нарушения закона для принятия обоснованного реше- ния о принятии или отклонении жалобы заявителей по существу, если, например, они не приложили какие-то документы, и омбудсмен самостоятельно их затребо- вал в государственных учреждениях. 2) Другое предложение Уполномоченного по правам человека в Липецкой области затрагивало сферу организации взаимодействия уполномоченных по правам человека и судейского сообщества. Не посягая на независимость суда, нужно отметить, что граждане справедливо жалуются на затягивание решений и волокиту судебных процессов, на грубое обращение со стороны работников суда и т.д. Иными словами, общество поднимает проблемы, не связанные напрямую с вынесением решений суда и независимостью судей. Такие жалобы, как правило, рассматриваются Квалификационной коллегией судей, практически внутрикор- поративной структурой (исходя из ее состава), что часто не вызывает доверия граждан. И именно в урегулировании таких ситуаций мог бы быть полезен Упол- номоченный по правам человека. 3) Еще одно предложение, ранее направленное в адрес федерального омбуд- смена, находится у Т.Н. Москальковой на рассмотрении. Оно касается внесения изменений в статью 17 Федерального закона №144-ФЗ от 15 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», которые призваны обеспечить независи- мость Уполномоченного по правам человека и конфиденциальность получаемой им информации. 4) Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области внес свои предложения в проект Кодекса профессиональной этики Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, дополнив его статьями следующего содержа- ния: – Уполномоченный может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету государственного правозащитного органа и надлежащему исполнению Уполномоченным своих профессиональных обязан- ностей. – Уполномоченный при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Он не может оказывать предпочтения каким-либо про- фессиональным или социальным группам и организациям, должен быть неза- висимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций. Уполномоченный обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. – Уполномоченный при исполнении своих обязанностей не должен демон- стрировать свою религиозную принадлежность. – Уполномоченный должен уважительно относиться к деятельности предста- вителей средств массовой информации по информированию общества о своей работе, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке. – Уполномоченный принимает соответствующие меры по обеспечению без- опасности и конфиденциальности полученной информации. Законодательное уточнение и расширение компетенций сделает государ- ственный правозащитный институт Уполномоченного по правам человека более эффективным и полезным, как обществу, так и государству. Законодательство Липецкой области На региональном уровне Уполномоченный по правам человека также внес не- сколько предложений. Окончание на 15-й стр. Продолжение. Начало на 9–13-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz