Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 13 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 49-50 /26489-26490/22 АПРЕЛЯ 2022 отсутствием гражданства, трудоустроиться становится все труднее. В настоящее время заявитель находится в трудной жизненной ситуации. Из-за отсутствия над- лежащих документов, удостоверяющих личность и правовой статус гражданина, женщина осталась без средств к существованию, не имеет возможности офор- мить пенсию и социальную помощь. Медицинская помощь и услуги кризисных центров ей также недоступны. По утверждению заявителя, она неоднократно обращалась в соответствую- щие органы, в том числе и УМВД России по Липецкой области, с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, которые отклонялись. Причиной отказа послужило постановление Липецкого районного суда Липецкой области по делу об административном правонарушении от 30.06.2017 года. Своим постанов- лением суд признал виновной гр. А. в совершении административного правонару- шения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8. КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Решение в части административного выдворения не было исполнено в связи с тем, что консульский отдел посольства Азербайджанской Республики в Россий- ской Федерации не подтвердил и не признал заявителя гражданкой своего госу- дарства (справка от 17.08.2017 г. № 221-КН). Невозможность исполнения постановления Липецкого районного суда Липец- кой области от 30.06.2017 г. в части административного выдворения, признано постановлением того же суда от 27.12.2017 г. Было отмечено, что назначение дан- ного вида наказания не будет отвечать требованиям российского законодатель- ства и задачам производства по делам об административных правонарушениях. Между тем, постановление суда от 27.12.2017 г. и открывшиеся обстоятель- ства не были учтены при принятии решения об очередном отклонении заявления гр. А. о приеме в гражданство Российской Федерации 18 ноября 2020 года. 26 апреля 2021 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обсудила ситуацию гр. А. с начальником управления по вопросам миграции УМВД России по Липецкой области Емельяновой Т.В. Должностным лицом была призна- на ошибка районного подразделения во главе с Дедовой Ж.Н., предоставившего суду в июне 2017 года непроверенные данные по заявителю. Меры по исправле- нию ситуации в части административного выдворения приняты не были. Решение, которое не отвечает требованиям российского законодательства, не было отме- нено и вступило в законную силу. Для исправления ситуации заявительнице А. было предложено подождать до июля 2022 года. Принимая во внимание указанные обстоятельства, Уполномоченный по пра- вам человека в Липецкой области обратилась к начальнику УМВД России по Липецкой области генерал-майору полиции Латунову О.М. с просьбой оказать содействие лицу без гражданства А. в получении гражданства Российской Феде- рации и восстановлении ее прав и свобод. В марте 2022 года Уполномоченный по правам человека была проинформиро- вана управлением по вопросам миграции УМВД России по Липецкой области, что заявительница А. принята в гражданство Российской Федерации. РАБОТА С КОЛЛЕКТИВНЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ, ВЫЗВАВШИМ БОЛЬШОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС В 2021 году в адрес Уполномоченного по правам человека поступил ряд кол- лективных обращений граждан, которые вызывали в обществе определенную дискуссию или имели публичный резонанс в средствах массовой информации и некоторых социальных группах. Пандемия высветила не только медицинские, но и социальные проблемы на- шего общества. Некоторая часть наших сограждан, руководствуясь самыми раз- личными мотивами: недоверием к разработанным вакцинам и государственной политике в целом, влиянием мнения некоторых общественных деятелей, спекуля- циями правозащитных категорий свободы выбора и права на охрану здоровья для оправдания личного эгоизма и т.д. Тем самым поставив под угрозу не только свое здоровье, но и здоровье окружающих людей. Такая ситуация явилась следствием недостаточной популяризации и агитации о необходимости, безопасности и поль- зы вакцинации, особенностями человеческой психологии, стремительности раз- вития пандемии и недоверием некоторых людей к наглядному положительному опыту применяемых методов и средств борьбы с коронавирусом. Естественно, что Уполномоченного по правам человека в Липецкой области не мог не затронуть возникший, на наш взгляд, искусственный ажиотаж вокруг начатого процесса вакцинации населения и попытки создать противостояние со стороны отдельных граждан необходимым медицинским мерам. Как уже гово- рилось ранее, общегуманитарная и правозащитная практика заключается в том, что во время глобальной угрозы и опасности для жизни и здоровья всего населе- ния страны, планеты, интересы общества получают преимущество над правами одного человека. Только совместными усилиями и солидарностью, взаимной ответственностью и доверием, мы можем преодолеть вызовы природы и другие исторические катаклизмы. Но не все готовы принять это правило, выработанное тысячелетней историей человечества, и соизмерить свои личные поступки с принципами общественного блага. Например, Уполномоченный получил пакет коллективных и индивидуальных обращений людей, которые выступали против мер, предпринимаемых Правитель- ством РФ по предупреждению распространения пандемии, прежде всего против ограничений в работе общественных пространств, торговых центров, предпри- ятий общественного питания, а также обязательной вакцинации сотрудников и работников определенных сфер экономики, социальных услуг, образования и др. Нужно отметить, что судя по обратным адресам, жителей Липецкой области сре- ди таких заявителей были единицы, а попытки связаться с указанными людьми увенчались успехом только в одном случае и этим человеком оказалась жительни- ца Москвы. Тем не менее, исполняя закон, гражданам были даны разъяснения, что право- защитная деятельность Уполномоченного по правам человека в Липецкой об- ласти дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспе- чивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека, таких, в частности, как Управление Роспотребнадзора по Липецкой области или контроли- рующие органы. В соответствии со ст. 14 закона Липецкой области от 27.08.2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Упол- номоченный не рассматривает жалобы на нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления. Изучив аргументы заявителей, Уполномоченный по правам человека обратил их внимание на то, что в соответствии с п.3 ст. 55 Конституции РФ – права и сво- боды человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом толь- ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспе- чения обороны страны и безопасности государства. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитар- но-эпидемиологическом благополучии населения», позволяет принимать меры по предотвращению эпидемии без официального введения режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения, предоставляет право федеральному правительству, администрациям регионов и главным санитарным врачам доволь- но широкие полномочия по введению карантина и других мероприятий, направ- ленных на борьбу с эпидемией. Кроме того, ст. 10 вышеназванного закона прямо указывает, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства и постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпи- демиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. А ст.55 и 57 устанавливают дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за нарушение санитарного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы вакцинации регулирует Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», который в ст. 5 устанавливает права и обязанности граждан. В частности, п. 2 указанной статьи указывает, что отсутствие профилактиче- ских прививок влечет: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в ко- торых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных про- филактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение кото- рых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактиче- ских прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Одновременно в главе V вышеназванного закона, прописаны меры социаль- ной поддержки граждан при возникновении поствакцинальных осложнений. Так, при возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности. В связи с зарегистрированным в Липецкой области ростом заболеваемости коронавирусом и угрозой распространения инфекции, Постановлением адми- нистрации Липецкой области от 26.03.2020 № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области» был регламентирован порядок дей- ствий, а также работы органов власти, предприятий и учреждений региона, обе- спечивающих жизнеобеспечение населения в зависимости от эпидемической обстановки Постановление корректировалось актуальными редакциями. Кроме того, Главный санитарный врач Липецкой области В.А. Бондарев подписал по- становление от 30.09.2021 г. № 598 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», которым устанав- ливается обязательная вакцинация от коронавируса для работников следующих сфер: здравоохранение, образование, соцзащита и социальное обслуживание, торговля, общественное питание, производство пищевых продуктов, обществен- ный транспорт, ЖКХ и энергетика, МФЦ, клиентские подразделения финансовых организаций и учреждений, оказывающих услуги почтовой связи, бытовые услуги, спортивные и косметические услуги, театры, кинотеатры, концертные залы, про- мышленные предприятия непрерывного цикла. Также в регионе обязательной прививка от коронавируса является для государственных и муниципальных служа- щих, для работников органов местного самоуправления. Таким образом, действия органов власти и должностных лиц по борьбе с пандемией COVID-19 (в том числе право на вакцинацию граждан и обязательная вакцинация для сотрудников определенных отраслей экономико – социальной сферы и специальные регулятивные требования и меры по допуску людей в со- циальные пространства) адекватны сложившейся эпидемиологической ситуации, правомерны, законны и не нарушают права человека. Противодействие вакцинации, ее сознательная задержка и, как следствие, преодоление инфекционной эпидемии, препятствуют формированию коллектив- ного иммунитета, обесценивают усилия государства и общества по борьбе с ней, создают условия для продления на неопределенный срок различных ограничений с целью предотвращения распространения коронавируса и самое главное, – соз- дают угрозу для жизни и здоровья наших сограждан. Две других группы резонансных коллективных обращений затрагивали во- просы федерального законодательства, межгосударственных соглашений и до- говоров, правоприменительной практики федеральных государственных органов и не относились напрямую к компетенции Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. Также веерная рассылка обращений, в которых указывались разные субъекты РФ и говорилось, что подобные жалобы направлены в адрес других региональных уполномоченных по правам человека, говорила о том, что, возможно указанные проблемы характерны для многих территорий страны, но способ их обозначения носит явно спекулятивный характер и направлен не столь- ко на их решение, сколько на создание вокруг них социального напряжения и не- здорового ажиотажа. Право частной собственности является одним из основных прав человека. В теории государства и права считается, что именно право частной собственности обеспечивает свободу личности, функционирование демократических государ- ственных институтов и развитие рыночной экономики. Статья 35 Конституции РФ фиксирует: «Право частной собственности охраня- ется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, поль- зоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда». Уполномоченного по правам человека в Липецкой области проинформировал администратор интернет-сообщества переселенцев из стран ближнего зару- бежья в Липецкую область Е. о возникшей проблеме получения переселенцами паспорта транспортного средства (далее ПТС) легкового автотранспорта, в связи с введением нового порядка функционирования электронных паспортов, который был утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122. Уполномоченным была изучена доступная информация по данному вопросу, проведены консультации с должностными лицами уполномоченных государствен- ных территориальных органов. Согласно ответу Министерства промышленности и торговли РФ от 07.12.2020 г. № ПГ-20-14373, предоставленному заявителем, перечень уполномоченных ор- ганов (организаций) и организаций-изготовителей, включаемых в национальную часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств – чле- нов евразийского экономического союза и организаций – изготовителей транс- портных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспор- тов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники указан на сайте министерства. В этом перечне в Липецкой области указаны Липецкая таможня (№97) и Го- сударственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области (№ 48). Других организаций нет. Ответ заявителю из ГИБДД Липецкой области от 02.12.2020 г. № 3/207722237879 рекомендовал для получения ПТС обращаться в таможенные органы. Между тем, по информации Воронежской таможни (к юрисдикции которой от- носится Липецкая область) с 1 ноября 2020 года выдача ПТС в связи с изменения- ми законодательства ими была прекращена. Таким образом, ближайшими для жителей Липецкой области уполномоченны- ми органами (организациями), осуществляющими оформление электронных па- спортов легковых транспортных средств, указанными в вышеназванном Перечне, стали организации, расположенные в г. Москве и одна – в Тульской области. Сложившаяся ситуация характерна для большинства регионов страны. В ре- зультате, как писал заявитель, он получает информацию от переселенцев в Ли- пецкую область и коллег из других субъектов РФ, где сложились похожие пробле- мы, что стоимость оформления ПТС выросла с 600 руб. до 10000 руб. при оформ- лении через московские уполномоченные организации. Кроме того, затягиваются сроки оформления документов, что грозит лишить участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (далее – Государ- ственная программа), установленных законодательством льгот. Учитывая социальную важность исследуемого вопроса, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области направила письмо в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой с просьбой об- ратить внимание на заявленную проблему межведомственного взаимодействия и оказать помощь участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации поддержала нашу просьбу, отметив, что поставленный вопрос о правовом регулировании вы- дачи паспорта транспортного средства на автомобили, ввезенные на территорию Российской Федерации участниками и членами семей участников Государствен- ной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россий- скую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, заслуживает пристального внимания. В связи с этим было направлено письмо заместителю председателя Межве- домственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотече- ственников, проживающих за рубежом, первому заместителю Министра внутрен- них дел Российской Федерации А.В. Горовому с просьбой рассмотреть вопрос о совершенствовании мер поддержки участников Государственной программы и членов их семей в части процедуры оформления электронных паспортов транс- портного средства на ввезенные ими на территорию Российской Федерации ав- томобили для личного пользования. Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации А.В. Горовой и заместитель Министра промышленности и торговли Российской Феде- рации А.Н. Морозов дали исчерпывающие разъяснения по поставленным вопро- сам. Транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации участниками Государственной программы и членами их семей, подлежат госу- дарственной регистрации, правовые основы которой установлены Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транс- портных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для его исполнения издан ряд нормативных правовых актов, согласно которым одним из обязательных усло- вий для постановки транспортного средства на учет является наличие паспорта транспортного средства (на бумажной основе) или наличие сведений в информа- ционной системе об оформленном электронном паспорте транспортного сред- ства со статусом «действующий». При этом в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 «Об утверж- дении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных па- спортов самоходных машин и других видов техники» на все ввезенные и произве- денные в Российской Федерации после 1 ноября 2020 г. транспортные средства оформляются исключительно электронные паспорта. При этом оформляемые на ввозимые автомобили электронные паспорта не являются документами, подтверждающими право собственности, не содержат сведений об их собственниках и не могут подменять собой иные документы, ра- нее оформленные компетентными органами государств, в которых проживали лица данной категории, свидетельствующие о периоде владения ими. В качестве основания для оформления электронного паспорта на транспорт- ное средство, ввезенное физическим лицом, являющимся участником Государ- ственной программы, указывается свидетельство участника Государственной программы, оформляемое и выдаваемое территориальным органом МВД России в порядке, регламентированном постановлением Правительства Российской Фе- дерации от 15 июля 2010 г. № 528. Оформление электронных паспортов уполномоченными организациями осу- ществляется независимо от территориальной принадлежности как самой упол- номоченной организации, так и заявителя. С учетом оформления документов в электронной форме уполномоченная организация, находящаяся в одном регионе, может предоставлять услуги по оформлению электронных паспортов заявителю, находящемуся в другом регионе. Дата оформления электронного паспорта не связана с датами, влияющими на предоставление льгот по Государственной программе. В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Феде- рации от 5 октября 2017 г. № 1212 оплата услуг, предоставляемых уполномочен- ными организациями при выполнении действий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 7 Порядка функционирования систем электронных паспортов, осу- ществляются в порядке и размерах, которые определяются договорными отноше- ниями между уполномоченной организацией и заявителем, в размере, не превы- шающем предельного размера, – 600 рублей (Для объективности отмечу, что за- явители, указывая, что фактическая стоимость оформления документов возросла до 10 тыс. руб., так и не смогли предоставить в адрес Уполномоченного по правам человека подтверждающие платежные документы) . Освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе товаров для лич- ного пользования, включая транспортные средства участников Государственной программы и членов их семей, переселяющихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, регламентировано Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добро- вольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживаю- щих за рубежом» и не зависит от даты оформления электронного паспорта, также как не зависит от этой даты и освобождение от уплаты утилизационного сбора, которое предоставляется участнику Государственной программы. Резюмируя ответы по существу поставленных вопросов: У граждан нет никаких препятствий (территориальных, финансовых, времен- ных) для оформления ПТС: – электронная форма документа позволяет его оформлять уполномоченной организации, находящейся в другом регионе; – оплата указанных услуг не может превышать предельного размера в 600 ру- блей; – дата оформления электронного паспорта не связана с датами, влияющими на предоставление льгот по государственной программе и членов их семей, пере- селяющихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; – электронные паспорта не являются документами, подтверждающими право собственности, не содержат сведений об их собственниках и не могут подменять собой иные документы, ранее оформленные компетентными органами госу- дарств, в которых проживали лица данной категории, свидетельствующие о пери- оде владения ими. В результате проделанной работы нарушения прав граждан не установле- но, проблема оказалась в большей части надуманной и была порождена скорее слухами, чем правоприменительной практикой. Вместе с тем, возможно, что го- сударственные органы, которые призваны осуществлять указанные полномочия недостаточно внимательно, настойчиво и творчески отнеслись к необходимости информирования и разъяснения гражданам нового механизма оформления до- кументов в электронном виде, его удобства и выгоды, гарантий защиты их прав. Ведь нужно было учитывать, что это новые граждане России, которые ранее жили в другом правовом поле, в иной культурной и информационной среде. Получает- ся, что все формальности продумали, а о человеке – забыли! Вот такого быть не должно. Другое коллективное обращение с жалобой на нарушение прав собственности поступило от автовладельцев, чьи автомобили были поставлены на учет в Респу- блике Армения. В Армении свои таможенные законы и согласно им, в страну ввозят ав- томобили из других государств по сниженным пошлинам. Этим не могли не воспользоваться многие российские автолюбители, ведь основанный в 2015 году Евразийский экономический союз позволяет гражданам РФ практически беспрепятственно покупать и вывозить из этой закавказской страны недорогие машины. Фактически Армения нарушила один из пунктов приложения к договору ЕАЭС, согласно которому страна должна была самостоятельно контролировать процесс и не допускать автомобили на территорию других государств без взимания разницы между собственной пошлиной и пошлиной союза. Однако в Армении этого не дела- ли, а в то же время поток машин с номерами соседнего государства устремился че- рез границу, прежде всего, в Россию. Предъявить претензий россиянам при пере- сечении границы на таможенных пунктах не могли, действовали нормы договора. А вот после прибытия в страну, сэкономивших граждан ждала юридическая «засада». Возникли две главные проблемы для данного транспорта: 1. Необходимость проведения процедуры таможенного оформления ввоза автомобиля, но выполнить эту процедуру было практически невозможно из-за правовых неопределенностей между требованием российского законодательства и положениями договоров по ЕАЭС, поэтому в некоторых случаях такие автомо- били изымали на основании положений КоАП РФ (статья 12 пункт 3 «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, пред- усмотренных Правилами дорожного движения») и отправляли на штрафстоянку. 2. Отдельные автолихачи, стали пользоваться безнаказанностью (штрафы с камер, которые зафиксировали «армянских» нарушителей, попросту некуда на- правлять из-за непонятной регистрации авто) и создавать опасные ситуации на дорогах, подвергая угрозе жизнь и здоровье граждан. Цепь правонарушений и создала юридическую коллизию, которая потребова- ла от российских властей принятия каких-то мер реагирования, а гражданам ста- ла создавать многочисленные проблемы при общении с сотрудниками ГИБДД и в общем с правоохранительной системой. Эти проблемы заставили объединиться владельцев автомобилей с армянски- ми номерами. Они стали буквально «забрасывать» своими жалобами органы госу- дарственной власти разных уровней и компетенций по всей территории страны. Получил такие жалобы и Уполномоченный по правам человека в Липецкой области. Одна из них пришла из г. Владикавказ (Республика Алания-Северная Осетия) от члена координационного совета Общероссийского общественного движения «АВТОСОЮЗА» Дондиной Л.А., которая в своей жалобе указывала на имеющиеся, по ее мнению, массовые нарушения прав автовладельцев автомоби- лей с армянскими номерами по всей стране. Заявительнице было разъяснено, что предмет жалобы находится вне ком- петенции Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, так как затрагивает вопросы межгосударственных соглашений и работы федеральных государственных органов. В соответствии с действующим законодательством рассмотрение подобных жалоб – это исключительная прерогатива Уполномочен- ного по правам человека в Российской Федерации. По имеющейся информации, НКО, которую представляла заявительница, при содействии ряда региональных уполномоченных других субъектов РФ уже было направлено аналогичное обращение в адрес федерального Уполномоченного. Вместе с тем, Уполномоченный по правам человека проинформировал заин- тересованную сторону, что жалоб граждан, проживающих на территории Липец- кой области, на действия территориальных государственных органов Липецкой области по указанной проблеме к региональному омбудсмену не поступало. Спустя три недели офис Уполномоченного по правам человека посетила груп- па граждан, около 20 человек, достаточно эмоционально настроенных, которые представились жителями нашего региона и автовладельцами автомобилей с ар- мянскими номерами. Конкретных случаев нарушения своих прав на территории Липецкой области заявители не смогли представить, выкрикивая только различ- ные негативные лозунги, после беседы с Уполномоченным по правам человека эти граждане оставили шаблонную жалобу и ответ данный на их обращение из Министерства внутренних дел РФ. Изучив жалобу, ответ МВД, другие документы по данному вопросу, Уполномо- ченный по правам человека полностью согласилась с позицией правоохранитель- ных органов. Разъяснив заявителям компетенцию Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, в соответствии с которой вопросы межгосударственных соглашений и работы федеральных государственных органов не являются пред- метом ее юрисдикции, Уполномоченный по правам человека обратила внимание граждан, на то, что ответ Министерства внутренних дел РФ позволяет сделать вы- вод об отсутствии нарушения прав заявителей, т.к. санкции, применяемые к ним правоохранительными органами, исходят из нарушения указанными автовладель- цами требований, установленных действующим законодательством. Автовладелец обязан поставить на учет и государственную регистрацию транспортное средство в установленные законодательством сроки. Невыполне- ние указанных положений законодательства является административным право- нарушением и влечет ответственность в соответствии с частями 1 и 1 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вопрос о наличии в действиях участника дорожного движения состава административ- ного правонарушения может быть разрешен только в рамках производства по конкретному делу об административном правонарушении. В случае несогласия с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении оно может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, и в этом случае, нарушения прав граждан не было установ- лено. По имеющейся информации с 2023 года, согласно правилам Таможенного союза, иностранные товары стран-членов ЕАЭС перестанут таковыми быть. То есть автомобилям с армянскими номерами не нужно будет проходить таможенное оформление, как и другим товарам и хотя бы один вопрос рассмотренной пробле- мы будет снят. Вместе с тем, рассогласованность действий государственных институтов стран-партнеров в деле межгосударственной интеграции и совместной эко- номической и таможенной политики не может не вызвать недоумение. Именно отсутствие в этих вопросах взаимных четких правил и обязательств государств, участников соглашений отразилось на реализации интересов людей и привело к возмущению граждан. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Ситуация с соблюдением прав арестованных, подозреваемых, обвиняемых, осужденных находится на постоянном контроле Уполномоченного по правам че- ловека в Липецкой области. Организовано тесное взаимодействие с управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области и прокуратурой Липецкой области. Кроме того, нужно отметить, что существует и другая система учреждений, в которых граждане лишены свободы, и, следовательно, законные стандарты соблюдение их прав, выполнение государственных требований также должно объективно контролироваться уполномоченными государственными органами и гражданской общественностью. Это – изоляторы временного содержания (ИВС), которые относятся к спецучреждениям системы МВД РФ и не входят в структуру ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний). ИВС не предназначены для постоянного содержания заключенных под стражей. После принятия судом реше- ния об избрании задержанным меры пресечения в виде заключения под стражу они переводятся в СИЗО. Только на время проведения следственных действий и слушания в суде, но не более чем на 10 суток в течение месяца, подозреваемые и обвиняемые при необходимости могут быть переведены из СИЗО в ИВС. Уполномоченным по правам человека в Липецкой области налажено кон- структивное сотрудничество с начальником УМВД России по Липецкой области генерал-майором полиции О.М. Латуновым и отделом организации охраны, кон- воирования и содержания подозреваемых, обвиняемых и лиц, подвергнутых ад- министративному аресту УОООП УМВД России по Липецкой области, в ведомство которого входят ИВС. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в 2021 году посе- тили десять учреждений ИВС различных муниципальных отделов полиции. В ходе проведенных проверок установлено, что все помещения изоляторов отремонтированы, все исправно – система вентиляции, радиоточки, душевые комнаты, медицинские кабинеты, система видеонаблюдения. Для ежедневных прогулок в ИВС имеются прогулочные дворики, которые оборудованы скамейка- ми и навесами от дождя и снега. В камерах достаточно светло, температурный режим соблюдается. Подозреваемые и обвиняемые ежедневно обеспечиваются бесплатным трехразовым питанием, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи. Каждый задержанный имеет спальное место, матрац, спальные принадлежности. Личные вещи содержащихся под стражей граждан помещаются на хранение в индивидуальные ячейки, которые соответственно под- писаны и пронумерованы. Обращений граждан по условиям содержания в ИВС в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в прошедшем году не поступало. Что касается исправительных учреждений системы ФСИН, то в нашем регионе в учреждениях, подведомственных УФСИН на 01.01.2022 при лимите 7345 мест отбывало наказание 4490 осужденных (61,1 %), из них жителей Липецкой области – 2123. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в учреждениях УИС Липецкой области на 197 человек сократилась численность подозреваемых, об- виняемых и осужденных (далее – ПОО). Численность специального контингента по видам режима: – общий мужчины – 445 (35,5% от лимита наполнения); – общий женщины – 347 (88,6% от лимита наполнения); – строгий – 2596 (62,1% от лимита наполнения); – ЛИУ-1 (лечебно-исправительное учреждение) – 77 (15,5 % от лимита напол- нения); – КП/УКП (колония-поселение) – 85/10 (78,4% от лимита наполнения). В тюрьме отбывают наказание 163 осужденных, из них 117 осужденных при- знаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Всего за 2021 год прибыло для отбытия наказания 7094 осужденных (анало- гичный период прошлого года – 6750). Выбыло – 7038 человек, (аналогичный период прошлого года – 7423). Было освобождено всего – 2145 (аналогичный период прошлого года – 2449) по от- бытии срока наказания 1487, в том числе женщин – 156, (аналогичный период прошлого года -1727), условно-досрочно – 136 (в том числе женщин – 25), из них: с отрицательной характеристикой – 7, в связи с заменой неотбытой части нака- зания более мягким видом наказания – 320 (в том числе женщин – 44), по иным основаниям – 202. Тематика обращений обвиняемых и осужденных достаточно традиционна. Прежде всего, часть обращений касалась жалоб на действия следственных орга- нов в ходе расследования уголовного дела, несогласия с решением судов, прось- бами вступить в защиту обвиняемого в судебном процессе. По данным вопросам гражданам давались разъяснения, что данная сфера находится вне компетенции Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. В соответствии с Законом Липецкой области от 27.08.2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченный не наделен правом отмены судебных постановлений; истребования, пересмотра, возбуждения и расследования уголовных дел. Жалобу на оперативно-следствен- ные действия, правомерность возбуждения уголовного дела, необходимо пода- вать в прокуратуру Липецкой области или вышестоящую Генеральную прокуратуру РФ. На основании статьи 1 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 8 Уголовно-процессуального кодекса РФ правосудие по уголовному делу в Россий- ской Федерации осуществляется только судом. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Согласно статье 415 УПК РФ право возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств принадлежит прокурору. В соответствии со статьей 413 УПК РФ, данная норма применяется в отношении вступивших в закон- ную силу приговоров, определений и постановлений суда. В 2021 г. резко выросло число жалоб осужденных, их родственников по вопро- сам оказания медицинской помощи в местах лишения свободы. Прежде всего, нужно отметить, что оценивать качество и компетентность ока- зываемой медицинской помощи могут только эксперты-медики и специальные профессиональные органы и учреждения. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что право на осуществление медицинской деятельности в Россий- ской Федерации имеют лица, получившие медицинское образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Продолжение на 14-й стр. Продолжение. Начало на 9–12-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz