Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 12 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 49-50 /26489-26490/22 АПРЕЛЯ 2022 выплат. В целях получения софинансирования субъекты Российской Федерации обязаны соблюдать вышеуказанные требования и не вправе ставить иные условия предоставления молодым семьям социальных выплат. Исходя из размера предусмотренных бюджетных ассигнований в списки мо- лодых семей претендентов на получение социальных выплат в 2022 году включено 134 семьи, в том числе 94 многодетные семьи и 40 семей, не обладающих ста- тусом многодетной. Последняя, не обладающая статусом многодетной, семья, вошедшая в список претендентов на получение социальных выплат в 2022 году, была поставлена на учет на основании заявления от 31.12.2013 года. Учитывая указанные обстоятельства, ускорить процесс получения семьей С., поставленной на учет на основании заявления от 14.12.2016 г., социальной выпла- ты по программе не представляется возможным, так как очередность определяет- ся в хронологической последовательности по дате подачи заявления. Для решения системной проблемы Уполномоченным по правам человека в Ли- пецкой области было направлено письмо (№ 04-108 от 14 апреля 2021 г.) в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькой с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений и корректировки дей- ствующего законодательства по сохранению права на получение государственной поддержки «молодой семье» до полного выполнения взятых обязательств перед участниками программ со стороны государства. В своем письме, Уполномочен- ный по правам человека в Липецкой области обратила внимание, что исключение семей из участников программы после достижения ими установленного предель- ного возраста несправедливо. Семьи заявителей своевременно выполнили все требования, и были включены в число участников указанной выше подпрограммы, и не их вина в том, что государство не сумело обеспечить взятые на себя обяза- тельства. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратилась к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поддержать инициативу и рассмотреть возможность внесения предложений по изменению и корректировке действующего законодательства по сохранению права на получе- ние государственной поддержки «молодой семье» до полного выполнения взятых обязательств перед участниками программ со стороны государства. Вместе с тем, рассматриваемая проблема уже неоднократно была предметом судебного разбирательства как региональных, так и вышестоящих судов. Обра- щает на себя внимание определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (Дело № 89-АПГ12-4 от 26 де- кабря 2012 г.): «Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, оспариваемая норма, предусматривающая исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее основа- ний для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из су- пругов или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств». То есть указано на фактическую невозможность при действующей норме закона продлевать участие в программе очередников, чей возраст становится старше 35 лет, несмотря на неисполнение обязательств, взятых государством. Описание сложившейся ситуации и предложения по решению этой важной для тысяч людей проблемы стало частью выступления Уполномоченного по правам человека в Липецкой области по теме: «Корректировка правоприменения неко- торых вопросов законодательства Российской Федерации как итог совместной работы Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и Уполномо- ченного по правам человека в РФ по обращению граждан», которое состоялось в июне 2021 года в г. Калуге на Координационном совете Уполномоченных по правам человека в Центральном федеральном округе и межрегиональной науч- но-практической конференции «Актуальные вопросы реализации и защиты прав человека и гражданина: практика регионов». Правовая позиция и инициативы Уполномоченного по правам человека в Липецкой области были поддержаны ом- будсменами многих регионов страны. Нужно отметить, что в 2021 году Уполномоченным по правам человека в РФ Т.Н. Москальковой были внесены рекомендации (которые учли и предложения Уполномоченного по правам человека в Липецкой области) по совершенство- ванию законодательства для разрешения сложившихся проблем в этом очень важном социальном вопросе. Кроме того, на Координационном совете Упол- номоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в ноябре 2021 года был рассмотрен ряд этих и других предложений, в частности – продлить возраст участников подпрограммы до 40-42 лет, изменить механизм и порядок ее финансирования. Также осенью 2021 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области поступил ряд обращений граждан с жалобами на нарушение права собственности в связи с внезапным прекращением действия карт оплаты проезда на общественном транспорте в г. Липецке. Вернуть деньги, размещенные на данных картах, граждане не могли. Положение усугублялось тем, что и для ад- министрации г. Липецка это была совершенно неожиданная ситуация. По инфор- мации управления дорог и транспорта Липецкой области в базе данных числилось более 500 тысяч транспортных карт и на них могло находиться около 114 миллио- нов рублей. Система автоматизированной безналичной оплаты проезда пассажиров и пе- ревозки багажа на транспорте заработала в Липецкой области с 1 июля 2017 года. В зависимости от имеющихся льгот как на общественном, так и на коммерческом транспорте проезд оплачивался специальными разноцветными картами, попол- нить их можно было только через специальные серверы в отделениях Сбербанка или специальные банкоматы на улицах города. Первый сбой в работе системы оплаты проезда произошел 16 сентября 2021 года из-за сбоя в системе актуализации баланса на картах. 7 октября система вновь было заработала. Но неожиданно она снова прекратила свою работу и на этот раз причина была не техническая, а более серьезная – Банк России из-за до- пущенных нарушений отозвал лицензию на осуществление банковских операций у акционерного общества «Объединенный резервный банк» АО «ОРБАНК», кото- рый являлся финансовым оператором системы оплаты проезда транспортными картами в Липецкой области. В «ОРБАНКе» была назначена временная админи- страция Банка России. Полномочия исполнительных органов кредитной организа- ции в соответствии с федеральными законами были приостановлены. На основании жалоб граждан Уполномоченный по правам человека обратился к прокурору Липецкой области с ходатайством провести проверку правомерности удержания денежных средств граждан на недействующих транспортных картах и принять меры прокурорского реагирования по возврату денег льготных категорий граждан. В свою очередь, 13 декабря 2021 г. по предложению главы администрации Липецкой области И.Г. Артамонова на сессии областного Совета депутатов был принят закон Липецкой области №33-ОЗ «О защите прав граждан в сфере транс- портного обслуживания населения в Липецкой области», жителям Липецкой об- ласти было разъяснено, что в результате достигнутых соглашений всех заинтере- сованных сторон и технических возможностей использование транспортных карт старого образца будет возможным до 15.02.2022 г., по оценкам специалистов, данного промежутка времени должно быть достаточно для использования всех находящихся на карте денежных средств (впоследствии срок пользования транс- портными картами был продлен). Вновь пополнить карты невозможно. Вместе с тем, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области предлагает рассмотреть возможность денежной компенсации неиспользован- ных средств по их балансовому остатку на транспортных картах маломобильным престарелым гражданам, кто, скорее всего, не сможет полностью использовать денежные средства своих транспортных карт в установленный срок. Для таких граждан каждый рубль имеет жизненно важное значение. Завершая эту тему, требуется отметить, что работа водителей общественного транспорта Липецкой области вызывает много нареканий граждан – поступали жалобы на их незаконные действия, когда граждан принудительно высаживали из автобусов при несрабатывании транспортных карт, требовали оплатить проезд наличными деньгами, на культуру обслуживания – грубость, курение в салоне, не объявление остановок и т.д. По вопросу защиты прав детей к Уполномоченному по правам человека обра- тилась гр. П. с жалобой на бездействие судебных приставов Хлевенского района. По информации заявительницы, в 2020 году суд вынес решение о взыска- нии алиментов с бывшего супруга. Однако в течение последующих 7 месяцев алименты на ее счет не перечислялись. В апреле 2021 г. гр. П. лично обратилась к судебному приставу исполнителю Хлевенского подразделения с жалобой на неисполнение решения суда. По ее словам, судебный пристав-исполнитель про- явила халатность: не установила место работы должника, не посчитала сумму задолженности. Заявительница получила денежную сумму с банковской карты должника с задержкой в 3 месяца. Для проведения проверки деятельности подразделения судебных приставов Хлевенского района по фактам, указанным гр. П., Уполномоченный по правам че- ловека обратился к главному судебному приставу управления Федеральной служ- бы судебных приставов России по Липецкой области Г.В. Макарову. Нарушений законодательства судебными приставами Хлевенского отдела ФССП России по Липецкой области не было установлено. Уполномоченный был проинформирован, что гр.П. 27.04.2021 г. подала заявление о расчете задолжен- ности по алиментам с должника с 11.08.2020 по 26.11.2020 г., исходя из средне- месячной заработной платы по РФ, так как должник официально не работал и добровольно выплат по алиментам не производил. Расчет задолженности был произведен согласно методическим рекомендациям. Начальник Хлевенского от- дела ФССП России по Липецкой области Тихонова С.С. 27.04.2021 г. вынесла два постановления о расчете задолженности, с которыми заявительница была озна- комлена, согласилась с расчетом и получила копии постановлений. Постановление о взыскании алиментов и задолженности были направлены в ООО КДВ Воронеж, по месту работы должника на момент вынесения поста- новления. 18.11.2021 г. должник на приеме у судебного пристава пояснил, что с него удерживаются и перечисляются денежные средства ежемесячно в размере 50% от заработной платы, начиная с апреля 2021 г. За период с 01.04.2021 по 31.10.2021г. удержано и перечислено 157 966, 66 рублей. Таким образом, нарушения законодательства установлено не было, жалоба признана необоснованной. В другом случае в адрес Уполномоченного по правам человека обратился гр. К., проживающий в д. Поляна Становлянского района. В обращении заявитель указал, что через портал «Государственные услуги» дважды оплатил штраф и не может вернуть излишне уплаченную сумму долга. После консультации с сотруд- никами ФССП Липецкой области, вопрос о возврате излишне уплаченной суммы был решен положительно в течение 10 дней. В минувшем году оказывалось содействие гражданам по защите трудовых прав, прежде всего – своевременной выплате заработной платы, например, как в случае гр. Б. из г. Липецка, которая ранее работала в ООО «Бастион» магазин «Хо- мяк» и на момент обращения уже находилась в декретном отпуске. В результате переговоров с руководителем кадровой службы и менеджером магазина, право- вые аргументы Уполномоченного по правам человека в Липецкой области оказа- лись убедительны: гр. Б. заработная плата была выплачена в течение дня. За консультацией в аппарат Уполномоченного по правам человека обратился гр. М. Он рассказал, что был принят на работу, однако работодатель не заключил с ним трудовой договор, следствием этого стали неоднократные задержки зара- ботной платы, некоторые виды работ вообще не были оплачены. В этой ситуации было рекомендовано обратиться напрямую в Государствен- ную инспекцию труда и прокуратуру Липецкой области для принятия к нарушаю- щему закон работодателю мер действенного реагирования в пределах полномо- чий указанных органов. Очень часто приходилось разбираться и с работой коммунальных служб. На- пример, по жалобе гр. А., из с. Ровенка Измалковского района, у которого в ко- лодце водоотведения был поврежден кран, заявитель самостоятельно обращался в областной водоканал, предлагал частично оплатить работы по замене крана, однако, в течение 3-х месяцев ремонт так и не был произведен. Только после обращения Уполномоченного по правам человека к главе адми- нистрации Измалковского района В.Ю. Иванникову водопровод был восстановлен в полном объеме за счет средств водоканала в течение 2-х недель. С началом отопительного сезона к Уполномоченному поступила коллективная жалоба от жителей Елецкого района Липецкой области. В своем обращении, жи- тели просили помощи в восстановлении газоснабжения двух многоквартирных домов. Уполномоченный по правам человека, встретившись с заявителями и изучив вопрос на месте, попросила прокуратуру Липецкой области провести проверку по указанным фактам действий ответственных должностных лиц. По результатам рассмотрения жалобы, были приняты меры прокурорского реагирования, подача газа была восстановлена. В адрес Уполномоченного по правам человека поступило два обращения с просьбой оказать содействие в обустройстве тротуара ул. Тельмана г. Липецка. Жители жаловались на то, что тротуар сделан неудобно для ходьбы, с двух сто- рон от него возможна парковка автомобилей, которые бамперами захватывают часть и без того узкого тротуара, в результате, например, с детской коляской, пройти практически невозможно. Граждане просили расширить пешеходную часть и установить вдоль нее ограждения, препятствующие наезду транспортных средств. На место для фиксации нарушений выезжал сотрудник аппарата Уполно- моченного по правам человека в Липецкой области. По данному обращению Уполномоченный была проинформирована адми- нистрацией города Липецка, что принято решение об обустройстве тротуара по улице Тельмана. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод при- зывников Уполномоченный по правам человека в Липецкой области входит в со- став призывной комиссии областного военного комиссариата. Обращения граждан к Уполномоченному по вопросам призыва и защите прав лиц призывного возраста в большинстве случаев касаются альтернативной граж- данской службы (АГС). Лица призывного возраста по одним и тем же основаниям из года в год обращаются к Уполномоченному, указывая, что они пропустили установленные законом сроки подачи заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, поскольку его убеждения, противоречащие несению военной службы, сформировались накануне воинского призыва. Так, гр. Д., заинтересовался возможностью прохождения альтернативной гражданской службы по призыву. В этом случае заявителю были даны разъяснения действующего законода- тельства. Согласно Конституции Российской Федерации, гражданин имеет право заменить военную службу по призыву на (АГС) однако, недостаточно просто ука- зать, что его личные убеждения вступают в противоречие с его обязанностью слу- жить в армии. Для замены обязательной военной службы лицо должно обосновать такое утверждение, указать причины и обстоятельства, побудившие его просить о замене военной службы гражданской, перечислить факты, подтверждающие те его глубокие убеждения, которые противоречат обязанности нести военную служ- бу, и привести соответствующие доказательства. Кроме того, срок подачи заявления о замене вида службы установлен законо- дательно и составляет полгода до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Временные рамки подачи заявлений основаны на соответствии срокам призыва на военную службу (который в соот- ветствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” осуществляется два раза в год): до начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской служ- бы в период, начиная с осеннего призыва, и соответственно, до начала осеннего призыва о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва. Подобный порядок обусловлен необходимостью заблаго- временного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва, кото- рое осуществляется военным комиссаром на основании Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. В другом случае к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратился гр. Б., который наоборот, хотел служить в строевых войсках, но по со- стоянию здоровья не подлежал призыву. Молодой человек указывал, что в детстве страдал хроническим заболеванием и состоял на учете у врача, из-за чего во- енно-врачебной комиссией было принято решение о не призыве его на военную службу. Однако в настоящее время он считал себя полностью здоровым и способ- ным служить Родине. Уполномоченным было оказано содействие в направлении гр. Б. на обсле- дование независимой медицинской комиссией, которая может дать квалифици- рованное заключение о состоянии здоровья молодого человека и его годности к воинской службе. В 2021 году продолжали поступать и жалобы на действия сотрудников право- охранительных органов. В практике Уполномоченного оказалась очень показательная для сегодняшне- го дня история, о которой речь пойдет ниже. К сожалению, противоэпидемиологические мероприятия и ограничения при- вели к тому, что многие предпринимательские и социальные инициативы были свернуты из-за форс-мажорных обстоятельств. В очень сложной ситуации оказа- лись гражданские активисты, которые получили установленные формы бюджет- ной поддержки своих проектов, но в силу указанных причин не смогли их вовремя реализовать и отчитаться об использовании денег в требуемом порядке. В связи с этим у них возникли разнообразные проблемы, в том числе с правоохранитель- ными органами. На личном приеме к Уполномоченному обратился гр. П., который рассказал, что долгие годы работал спортивным тренером, одна из его воспитанниц стала восьмикратной чемпионкой России, обладательницей Кубка мира, чемпионкой мира. К заявителю, как к результативному и авторитетному специалисту поступи- ло предложение из администрации Липецкой области подготовить чемпионку по Олимпийскому виду спорта (бокс или тхэквондо). Гр. П. подготовил проект для реализации спортивных задач и подготовки спортсменов, получил на него грант в размере 500 тыс. руб. Заключив соглаше- ние № 5 от 25.12.2019 г., где в разделе № 3 «Условия предоставления гранта» пункт 3.1.2.2 подпункт 8 указано, что получатель гранта может использовать грант в течении 12 месяцев, и вернуть в случае невозможности выполнения цели гранта. Из-за начавшейся пандемии было объявлено о запрете всех соревнований и деятельности спортивных секций с массовым участием. Грантополучатель не смог реализовать мероприятия проекта, кроме того, он был обеспокоен необхо- димостью полного сохранения полученной им суммы гранта, поэтому предпри- нимал различные хозяйственно-правовые и организационные действия по резер- вированию денег. Все закупки для проекта, которые он успел сделать до начала пандемии, были целевыми и подтверждаются чеками. В установленное отчетное время гр. П. проинформировал начальника управ- ления экономического развития, объяснил, что деньги у него в наличии, и соглас- но соглашению № 5 он может вести деятельность не менее двух лет, поэтому он имеет возможность продолжить заниматься развитием Центра единоборств, с вложением денежных средств в оборудование (ринг) и для этих целей готов вновь заключить дополнительное соглашение с учетом обстоятельств, связанных с пан- демией. Однако стороны не достигли соглашения и гр. П. было предложено вернуть грант в сумме 500 тыс. руб. После чего он сразу внес большую часть суммы 335 тыс. руб., а остальную сумму договорились скорректировать после отчета по за- тратам. Далее по непонятным для него причинам гр. П. был опрошен следователем ОЭБиПК России по Грязинскому району, где дал необходимые пояснения и предо- ставил финансовые документы, подтверждающие правомерность его действий. Тем не менее, правоохранительные органы приняли решение о возбуждении уго- ловного дела, квалифицировав его действия как мошенничество (ст. 159.3 УК РФ). Обращаясь к Уполномоченному по правам человека, заявитель просил при- знать постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и прекратить уголовное преследование. В этой связи хочу еще раз уточнить, что правозащитная деятельность Упол- номоченного по правам человека в Липецкой области дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановле- ние нарушенных прав и свобод человека, в частности, таких, как органы право- судия и прокуратуры или контролирующие органы. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области (как и другие региональные уполномоченные) не наделен правом знакомства с уголовными делами и их истребованием. Поэтому на основании фактов заявителя и норм уголовно-процессуального законодательства Уполномоченным по правам человека было направлено хода- тайство прокурору Липецкой области Г.Г.Анисимову с просьбой провести провер- ку. По ее итогам Уполномоченный по правам человека был проинформирован, что ход расследования обсужден на межведомственном совещании в управлении по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью с участием должностных лиц следственного органа. Его результаты поставлены на контроль в прокуратуре Липецкой области. Расследование по уголовному делу не завершено, по нему проводятся след- ственные и процессуальные действия. Оценка доказательствам будет дана по результатам его завершения. Нарушений требований статьи 146 УПК РФ не вы- явлено. Очень трогательным и искренним было коллективное обращение от предсе- дателя Долгоруковского Совета ветеранов войны и труда Бабанских Л.П. и пред- седателя Общественной палаты Долгоруковского муниципального района Кры- нина В.Т. с информацией о проблемах в работе Долгоруковского краеведческого музея. Ветераны, рассказывая об истории музея, указывали, что он полвека верой и правдой служил делу патриотического воспитания, был местом притяжения жи- телей поселка и туристов. Однако в 2019 году музей для посетителей был закрыт надзорными органами из-за проблем безопасности. Будущее его неясно, четкого разъяснения о судьбе музея со стороны властей, жители не получили. Уполномоченный по правам человека очень внимательно изучил сложившуюся ситуацию, провел консультации с заявителями, уполномоченными органами. На- чальнику управления культуры и туризма Липецкой области К.Н. Наролиной был направлен запрос с предложением проинформировать о мерах, предпринимае- мых уполномоченными органами по восстановлению работы музея. Тревога долгоруковцев подтвердилась, к сожалению, оказалось, что в бюдже- те Липецкой области средства на капитальный ремонт здания Долгоруковского музея не предусмотрены. Данный вопрос будет рассмотрен только при форми- ровании бюджета на 2022 год. Причиной закрытия филиала ОБУК «ЛОКМ» Долго- руковский краеведческий музей стал результат обследования здания отделом управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управ- ления МЧС России по Липецкой области, в ходе которого были выявлены наруше- ния норм и требований пожарной безопасности и выдано предписание о полном закрытии музея и недопустимости нахождения в этом здании людей и экспонатов. В 2020 году ООО «Градостроитель» проведено обследование технического со- стояния здания Долгоруковского музея. В соответствии с проведенной эксперти- зой требуется полномасштабный капитальный ремонт общей стоимостью более 18 млн. руб. (по ценам I квартала 2021г. уже – 27 763 964 руб.). Денежных средств на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 годы не предусмотрено. Обидно, что культурные островки маленьких населенных пунктов, сохраняю- щие традиции и обычаи народа, проживающего там, не сберегаются для будуще- го нашего региона и наших детей. Уполномоченный по правам человека надеется, что в бюджете Липецкой обла- сти будут заложены средства для ремонта и восстановления работы Долгоруков- ского краеведческого музея. Большой общественный резонанс имел телесюжет, который прошел по ряду федеральных телевизионных каналов. Журналисты рассказали, что в Липецкой области в результате хозяйственной деятельности подверглась катастрофиче- скому загрязнению река Усмань, которая является основной водной артерией Воронежского государственного биосферного заповедника. Загрязнение реки вызвало гибель многих представителей охраняемой флоры и фауны. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москаль- кова выразила обеспокоенность информацией из телерепортажа и направила в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области письмо с прось- бой проверить информацию и оказать содействие в принятии мер компетентными органами по защите права граждан на благоприятную окружающую среду, эконо- мических и экологических интересов государства. В целях полной и объективной оценки создавшейся ситуации Уполномочен- ным по правам человека были направлены запросы в прокуратуру Липецкой обла- сти, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора, Липецкий отдел охраны АЧТУ Росрыболовства, Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, отдел водных ресурсов БВУ по Липецкой области, изучены сообщения официальных сайтов контролирующих органов, информация в СМИ. Управлением Росприроднадзора в первом квартале 2021года завершена внеплановая выездная проверка в отношении ОГУП «Липецкоблводоканал». По итогам проверки выявлено 17 нарушений в области охраны окружающей среды, охраны и использовании водных объектов. В отборах проб установлено наличие превышений концентрации загрязня- ющих веществ в реке Усмань ниже сброса сточных вод относительно фоновых значений природной воды (аммоний-ион, AITAB, железо, марганец, взвешенные вещества, медь, нефтепродукты, фенолы, фосфат-ион, фторид-ион, цинк, ХГЖ). По выявленным нарушениям вынесены постановления о привлечении к ответ- ственности должностных лиц. Руководству ОГУП «Липецкоблводоканал» выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Проводилась работа по рас- чету размера вреда, причиненного водному объекту. В ходе рейдовых мероприятий Управлением обнаружен несанкционированный сброс сточных вод в реку Усмань из прорытого канала. Данный канал отходит от теплиц, принадлежащих ООО «Овощи Черноземья». ООО «Овощи Черноземья» являются объектом регионального экологического надзора управлением Росприроднадзор, в связи с чем в адрес администрации Липецкой области направлены результаты мероприятий по выявленным фактам загрязнения реки Усмань, с просьбой принять меры воздействия к юридическому лицу. Согласно предоставленной информации на основании требований Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Управлением экологии и природ- ных ресурсов Липецкой области проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки в отношении юридического лица возбуждены дела об ад- министративных правонарушениях и составлены соответствующие протоколы. В адрес юридического лица выдано предписание об устранении всех выявленных нарушений. Инспекторами Управления 18.02.2021 г., 22.02.2021 г., 01.03.2021 г., 03.03.2021 г. были проведены рейдовые мероприятия в водоохраной зоне и аква- тории реки Усмань. Сброс сточных вод с предприятия ООО «Овощи Черноземья» в водный объект прекращен. По информации управления экологии и природных ресурсов Липецкой об- ласти сигнал о гибели водных биологических ресурсов в реке Усмань поступил в декабре 2020 года. С целью оценки всех обстоятельств и факторов, влияющих на состояние во- дного объекта, было организовано комплексное исследование экосистемы реки с привлечением специализированных лабораторий ОБУ «Центр экологических проектов», ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», ОГБУ «Липецкая облветлаборатория», ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океа- нографии» (ФГБНУ «ВНИРО»). В рамках внеплановых проверок органами экологического надзора дана оцен- ка деятельности предприятий, осуществляющих сброс стоков в р. Усмань. Лица, виновные в нарушениях требований законодательства в области охраны окружаю- щей среды и природопользования, привлечены к ответственности. ООО «Овощи Черноземья» привлечено к административной ответственности в виде штрафа по 5 статьям КоАП РФ, в том числе за самовольное занятие водного объекта или пользования им с нарушением установленных условий, нарушение правил охраны природных объектов и специального режима осуществления хо- зяйственной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и др. Виновными юридическими лицами уже приняты меры к устранению выявлен- ных нарушений. ООО «Овощи Черноземья» проведена реконструкция насосной станции и обо- ротной системы водоснабжения в экстренном порядке и в максимально короткие сроки. С 17.02.2021 года сброс сточных вод в окружающую природную среду пре- кращен. 15.01.2021 г. Липецким отделом охраны АЧТУ Росрыболовства совместно с ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» и представителя ФГБНУ «ВНИРО» обследованы два участка акватории р. Усмань, находящиеся в зоне от- ветственности Липецкого отдела, проведен визуальный осмотр погибшей рыбы. В момент проведения надзорных мероприятий сброса в р. Усмань не зафиксиро- вано. Вместе с тем, Липецким отделом охраны АЧТУ Росрыболовства 15.01.2021 г. было инициировано административное расследование и возбуждено произ- водство об административном правонарушении по статье 8.33 КоАП РФ по факту гибели водных биологических ресурсов на р. Усмань. 28.01.2021 г. должностными лицами Липецкого отдела охраны АЧТУ Росрыбо- ловства приняты дополнительные меры по организации обследования водного объекта совместно со специалистами Филиала по пресноводному рыбному хо- зяйству ФГБНУ «ВНИРО». Произведен отбор проб воды в месте гибели рыбы и в местах сброса сточных вод в водный объект. По результатам исследования проб в отношении ООО «Овощи Черноземья» и ОГУП «Липецкоблводоканал» составлено четыре протокола об административном правонарушении по ст. 8.33 КоАП РФ. Юридические и должностные лица привле- чены к административной ответственности в виде штрафов. Кроме того в отношении ОГУП «Липецкоблводоканал» составлены два прото- кола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ (ис- пользование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности). Слушание по делу было назначено на 08.04.2021 г. Поскольку окончательно про- верка не завершена, не исключена возможность возбуждения производства об административном правонарушении в отношении должностного лица по части 1 статьи 8.48 КоАП РФ. Липецким отделом охраны АЧТУ Росрыболовства дополнительно отмечено, что в зимний период на р. Усмань (бассейн р. Дон) практически ежегодно наблю- дается гибель водных биологических ресурсов по причине снижения растворен- ного в воде кислорода по естественным причинам. Это связано с гидрологиче- скими характеристиками водного объекта. По состоянию на 20.03.2021 г. толщина ледяного покрова на водном объекте составляла от 10 до 60 см. С целью предупреждения и выявления правонарушений, на указанном водном объекте Липецким отделом охраны АЧТУ Росрыболовства еженедельно прово- дятся контрольно-надзорные мероприятия. После полного таяния льда плани- ровалось полное обследование р. Усмань совместно со специалистами ФГБНУ «ВНИРО». Согласно пояснениям Отдела водных ресурсов БВУ по Липецкой области схе- мой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Дон, утвержденной приказом Донского БВУ от 08.04.2014 г. № 47, предусмотрена ре- ализация мероприятий по строительству и реконструкции очистных сооружений г. Усмань. В соответствии с письмом Управления ЖКХ Липецкой области от 11.03.2021 г. № 25-707И25-1470 реконструкция указанных очистных сооружений уже находит- ся в стадии реализации. Пусковые работы и технический запуск второй очереди очистных сооружений запланирован в апреле текущего года. Окончательный ввод в эксплуатацию назначен на 30.07.2021 года в соответствии с условиями заклю- ченного контракта. Прокуратура Липецкой области обобщила и дала оценку принятым контро- лирующими органами мерам, подвела итог работы всех региональных служб, которая была направлена на устранение негативных последствий и наказание виновных лиц. По информации прокуратуры области генеральному директору ОГУП «Ли- пецкоблводоканал» и руководителю ООО «Овощи Черноземья» направлены предписания об устранении нарушений закона, виновные лица привлечены к ад- министративной ответственности в виде штрафов на общую сумму более одного миллиона трехсот тысяч рублей. В ходе анализа проверочных материалов прокуратурой области были вскры- ты также нарушения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Нарушения вскрыты в части неполноты проверочных мероприятий со стороны контролирую- щих органов, что послужило основанием для внесения актов прокурорского реа- гирования в адрес их руководителей. По результатам рассмотрения представления управлением экологии и при- родных ресурсов Липецкой области приняты надлежащие меры по устранению нарушений закона. В порядке статьи 45 ГК РФ с целью обеспечения надлежащей работы очистных сооружений ОГУП «Липецкоблводоканал» природоохранным прокурором направ- лено и принято к производству исковое заявление в Советский районный суд г. Липецка. Исковые требования предъявлены к УЖКХ Липецкой области, управле- нию имущественных отношений Липецкой области, ОГУП «Липецкий областной водоканал» об обязанности провести реконструкцию очистных сооружений г. Усмань. По результатам проверки, проведенной Липецкой межрайонной природоох- ранной прокуратурой, установлено, что поступление значительного количества загрязнителей стало причиной массового замора рыбы на фоне критических от 2 до 60 раз превышений ПДК химических веществ в воде реки Усмань. 12.02.2021 г. в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ природоохранным прокурором вынесено постановление о направлении материала проверки в след- ственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по признакам преступлений, предусмотренных статьей 246 и частью 1 статьи 250 УК РФ. По результатам доследственной проверки СУ СК России по Липецкой области воз- буждено уголовное дело по статье 246 УК РФ (Нарушение правил охраны окружа- ющей среды при производстве работ). По итогам проделанной работы, можно сделать вывод, что работа по устране- нию негативных воздействий на окружающую природную среду и биоресурсы в данном районе и на территории Липецкой области, проводится регулярно. Вме- сте с тем, безусловно, целому ряду хозяйствующих субъектов Усманского района следует более ответственно подходить к утилизации коммунальных отходов и защите экологической среды. Информацию о результатах проведенной проверки Уполномоченный по правам человека в Липецкой области направил в адрес Упол- номоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой. Также в 2021 году Уполномоченному по правам человека в Липецкой области удалось решить еще один очень непростой вопрос для гражданки А. На личный прием к Тихоновой И.Ю. обратилась жительница Липецкого района А. по вопросу получения гражданства Российской Федерации. Заявительница рассказала, что проживает на территории в Липецкой области с 2000 года, переехала из Баку после смерти родителей. Родственников на тер- ритории Республики Азербайджан не имеет и не является гражданином никакого государства. С 2000 года работала по трудовым соглашениям в сельскохозяйственных ор- ганизациях района и области, но связи с достижением пенсионного возраста и Продолжение на 13-й стр. Продолжение. Начало на 9–11-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz