Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 10 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 49-50 /26489-26490/22 АПРЕЛЯ 2022 Уполномоченный обратился к прокурору Липецкой области, который сообщил, что при изучении дела установлен факт несвоевременного принятия его к произ- водству и ненадлежащее исполнение указаний прокурора, что повлекло за собой затягивание и некачественное расследование уголовного дела. В связи с ненадлежащим расследованием уголовного дела, руководством УВД области принято решение о привлечении следователя следственного отдела Следственного управления при УВД области Баева С.А. к дисциплинарной от- ветственности. За некачественный контроль за ходом следствия и исполнением указаний прокуратуры области начальнику следственного отдела Следственного управления при УВД области Горбунову В.Н. наложено материальное взыскание. По результатам проверки уголовного дела в порядке надзора прокуратурой Лево- бережного района г. Липецка решение о его прекращении отменено. (2005 год). – В адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обра- тилась потерпевшая гр. С. с жалобой на бездействие сотрудников милиции по расследованию кражи железобетонных плит перекрытия в одном из сел Грязин- ского района. По утверждению потерпевшей, все данные о лицах, совершивших кражу, были переданы в РОВД Грязинского района, однако в течение нескольких месяцев преступление не раскрыто, виновные не найдены и не привлечены к от- ветственности. После обращения Уполномоченного в Грязинскую межрайонную прокуратуру и УВД Липецкой области, он был проинформирован, что решение о приостанов- лении дела следователем было принято необоснованно, постановление следо- вателя следственного отдела при ОВД Грязинского района о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу заместителем прокурора Ли- пецкой области отменено, следствие было возобновлено. Грязинской межрай- прокуратурой расследование уголовного дела взято на контроль. По данному уголовному делу потерпевшей гр. С. полностью возмещен материальный ущерб, приняты меры к установлению виновных лиц. – Показательным стало обращение гр. М. – сотрудника одного из отделов Управления федеральной службы наркоконтроля РФ по Липецкой области, в свя- зи с неправомерным, по его мнению, возбуждением в отношении него уголовного дела прокуратурой Орловского района Орловской области. По словам заявителя, в июне 2004 года он участвовал в операции по пресече- нию незаконного сбыта наркотических средств. В одном из сел Липецкой области в составе оперативной группы при попытке сбыта наркотического вещества им был задержан житель Орловской области М. Физико-химическая судебная экс- пертиза подтвердила, что изъятое вещество является наркотическим средством и содержит, в том числе героин. Постановлением Измалковского районного суда Липецкой области в отношении М. избрана мера пресечения – заключение под стражу, а также возбуждено уголовное дело. После чего, по поручению старшего следователя по особо важным делам следственного отделения Управления федеральной службы наркоконтроля РФ по Липецкой области, в производстве которого находилось данное уголовного дело, оперативные сотрудники Грязинского МРО совместно с сотрудниками Управления ФСНК по Липецкой области (в составе группы находился заявитель), выезжали в г. Орел для производства следственных действий, в том числе допро- са свидетелей и выявления лиц, причастных к совершению данного преступления. Каких-либо претензий со стороны сотрудников прокуратуры Орловской области в тот момент не поступало. Однако, как выяснилось позже, на следующий день после задержания М. его сестрой в Заводской отдел внутренних дел г. Орла, было подано заявление о по- хищении брата неизвестными вооруженными лицами и хищении автомобиля ВАЗ-2109. Кроме того, из заявления следовало, что в доме обратившихся в г. Орле, были обнаружены следы взлома и обыска, пропала крупная сумма денег и золотые украшения. В дальнейшем факт похищения М. и хищения его автомобиля не подтвердился и был опровергнут материалами уголовного дела, находящего в производстве СО УФСНК РФ по Липецкой области. Вместе с тем, по факту хищения личного имущества М., в отношении сотруд- ников отдела УФСНК РФ по Липецкой области неоднократно возбуждались уго- ловные дела прокуратурой Заводского района г. Орла, по которым неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела за отсут- ствием события преступления. Однако в дальнейшем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменялись сотрудниками прокуратуры Орловской области по различным основаниям, в том числе, и заместителем прокурора об- ласти Легостаевым С.В. Кроме того, несмотря на то, что заявитель продолжает службу в правоохрани- тельных органах и постоянно проживает по известному адресу, в отношении него был объявлен розыск в порядке статьи 210 УПК РФ. Заявитель отрицал свою причастность к вышеуказанным действиям. Дока- зательством тому являлись грубые нарушения действующего законодательства, которые были допущены в ходе предварительного следствия, а именно: противо- речивость и путаность в показаниях свидетелей; осмотр места происшествия был произведен лишь неделю спустя; опознание причастных лиц произведено с нару- шением норм УПК РФ; процессуальные документы составлялись ненадлежащим образом и нередко содержали ошибочные данные. В связи с вышеизложенным, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился к заместителю Генерального прокурора РФ В.И. Колесникову с просьбой дать соответствующие поручения о проведении проверки обстоя- тельств, указанных заявителем, и принятии мер, направленных на защиту его прав и законных интересов. Генеральной прокуратурой дело было взято на контроль и направлено для рас- смотрения прокурору Орловской области Куденееву С.В., который подтвердил, что уголовное дело возбуждено при отсутствии достаточных оснований и в связи с этим постановлением заместителя прокурора Орловской области Легостаева С.В.. уголовное дело и уголовное преследование в отношении заявителя прекра- щено по основанию предусмотренному п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием события преступления, мера пресечения в виде подписки о невыезде отменена. По факту незаконного возбуждения уголовного дела и незаконного осущест- вления уголовного преследования проведена служебная проверка, по результа- там которой виновные в нарушении законности должностные лица прокуратуры Орловского района Орловской области привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. (2007 год) Гражданские права и свободы Право на гражданство – К Уполномоченному обратился гр. Ш. (вх. № 489) с жалобой на действия сотрудников паспортно-визового отдела ОВД г. Ельца. В связи с переездом на постоянное место жительства из Казахстана в Россию им были переданы соот- ветствующие документы в паспортно-визовую службу г. Ельца для оформления вида на жительство. Однако, по утверждению заявителя, документы пролежали без движения около девяти месяцев и только затем были направлены в г. Ли- пецк, где ему было отказано в оформлении гражданства в связи с достижением им 45-летнего возраста (к моменту отправления документов) и, соответственно, окончанием срока действия имеющегося у него паспорта гражданина Казахстана. Несмотря на то, что данная ситуация сложилась в связи с волокитой, допущенной сотрудниками ОВД г. Ельца, должностные лица самоустранились от дальнейшей работы с заявителем и лишь рекомендовали ему самостоятельно решать возник- шую проблему в посольстве Казахстана в Российской Федерации. В посольстве Республики Казахстан гр. Ш. было отказано в продлении паспорта, так как при выезде в Россию заявитель написал отказ от гражданства Казахстана, кроме того, он не зарегистрирован на территории Казахстана, во въезде в Казахстан для раз- решения сложившейся ситуации ему также было бы отказано в связи с истечени- ем срока действия паспорта. Усматривая в изложенных фактах нарушение прав заявителя, Уполномочен- ный по правам человека в Липецкой области обратился в отдел паспортно-визо- вой службы при УВД области с просьбой рассмотреть вопрос об оформлении гр. Ш. вида на жительство на основании имеющихся у него документов. Начальник отдела паспортно-визовой службы при УВД Липецкой области сообщил, что при- нято решение в порядке исключения принять заявление о приеме в гражданство Российской Федерации гр. Ш. на основании имеющегося у него паспорта гражда- нина Казахстана. (2004 год). – Уполномоченному по правам человека в Липецкой области пришлось про- делать определенную работу совместно с отделом по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Липецкой области по жалобе гр. Р. Причиной явилось изъятие у заявителя паспорта гражданина РФ отделом по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Липецкой области, куда гражданин обратился с заявлением о замене паспорта в связи с достижением 45-ти лет. УМВД России по Липецкой области проинформировало Уполномоченного по правам человека, что заключением УМВД России по Липецкой области от 15 июля 2019 г. Р. признан не состоящим в гражданстве Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации, оформленный в 2004 году Сокольским от- делением милиции УВД города Липецка на его установочные данные, признан вы- данным необоснованно. Факт приобретения им в установленном законом порядке гражданства Российской Федерации в результате проверки не подтвердился. Обстоятельства, позволяющие полагать наличие у заявителя гражданства Рос- сийской Федерации, в результате проверки не установлены. В тоже время вся история заявителя показывала, что он является правопо- слушным гражданином, который легально находится на территории РФ, но он стал заложником неразберихи, отсутствия единых баз данных, ведомственной рассогласованности уполномоченных органов (МВД и МИДа), которая возникла после развала СССР. По утверждению гр. Р., он проживал на территории Липецкой области с 1990 года. С 1993 года по 2001 год проходил по контракту военную службу в рядах Рос- сийской армии, принимал участие в боевых действиях. Как ветеран был обеспе- чен комнатой в общежитии, где зарегистрирован. Имеет семью, жена и ребенок – граждане Российской Федерации. Он работает, на него оформлены трудовая книжка и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Отдел по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Липецкой области согласился с правовыми аргументами Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, и после выполнения гр. Р требований закона в соответствии со статьей 41.2 Федерального закона от 31 мая 2002 «О гражданстве Российской Федерации» он был документирован паспортом гражданина РФ. (2019 год). Экономические права и свободы Трудовые права – С нарушением права на оплату труда пришлось разбираться Уполномочен- ному по правам человека по коллективной жалобе работников ЖЭУ № 5 на руко- водителя ООО «Жилсервис». По информации граждан, с 1 октября 2007 года с ними был заключен новый трудовой договор, в котором были существенно изменены условия труда, а так- же система оплаты труда. Члены трудового коллектива не были ознакомлены с новыми правилами внутреннего трудового распорядка. Работники неоднократно обращались к руководству за разъяснениями, но конкретных ответов не получали. Несмотря на то, что на основании ст.48 ГК РФ ООО «Жилсервис» является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам самостоятельно, упол- номоченный обратил внимание органов власти г. Липецка на имеющиеся, по его мнению, нарушения законодательства в действиях руководителя общества с ограниченной ответственностью. На основании обращения уполномоченного была проведена проверка инспекцией по труду, в результате которой выявленные нарушения трудового законодательства в отношении работников организации ООО «Жилсервис» были устранены. (2008 год). – Более сложный случай пришлось разбирать по коллективному обращению сотрудников МУЗ «Городская поликлиника № 1» с жалобой на задолженности по заработной плате. Медицинские работники МУЗ «Городская поликлиника № 1» по роду своих должностных обязанностей входят в состав призывной комиссии при военном комиссариате г. Липецка. Поскольку личные дела и трудовые книжки находятся в кадровой службе медицинского учреждения, заработная плата начислялась и выплачивалась им по постоянному месту работы. Однако, начиная с января 2008 года, выплата заработной платы была приостановлена. По утверждению заяви- телей, в ответ на их неоднократные обращения по вопросу выплаты заработной платы им сообщалось, что средства на финансирование сотрудников, принимаю- щих участие в работе призывной комиссии, не предусмотрены в бюджете данного медицинского учреждения. Но заявители считали, что выполненная ими работа должна быть материально возмещена. После обращения Уполномоченного по правам человека контрольно-ревизи- онным отделом управления здравоохранения Липецкой области была проведена проверка фактов, изложенных в коллективном обращении сотрудников МУЗ «Го- родская поликлиника №1». Указанные факты были документально подтверждены. Причиной стала систематическая задолженность перед МУЗ «Городская по- ликлиника №1» со стороны военного комиссариата, о чем свидетельствуют акты сверок, составляемые поликлиникой, письма главного врача в адрес военкома с просьбами своевременной оплаты предъявляемых счетов. Таким образом, имело место невыполнение военкоматом принятых на себя обязательств по своевре- менному возмещению расходов лечебного учреждения. Но сама причина невыплаты была в несвоевременном поступлением средств из федерального бюджета, так как в соответствии с Федеральным законом №53- ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» оплата медицин- ским работникам, привлеченным для работы в медицинской комиссии, обеспечи- вается из средств федерального бюджета на основании счетов, представляемых из лечебных учреждений Липецка. На основании письма председателя департа- мента здравоохранения Липецка от 2006 года должности медицинских работни- ков, участвующих в работе медицинской комиссии при военкомате, выведены из штатного расписания, финансирование которого осуществляется из городского бюджета, и введены в расписание должностей, финансируемых из федерального бюджета. Для решения этой проблемы глава Липецка М.В. Гулевский рекомендовал главному врачу МУЗ «Городская поликлиника №1» производить выплату заработ- ной платы вышеуказанным работникам за счет средств, поступающих на внебюд- жетный счет учреждения от производимых платных услуг, с последующим восста- новлением за счет средств федерального бюджета. Однако, так как письмо носи- ло рекомендательный характер, предложения главы Липецка не были выполнены. По состоянию на 10.04.2008 г. задолженность по заработной плате заявителям не значилась, выплата заработной платы была произведена за отработанное время, в том числе и за счет средств лечебного учреждения. По итогам проверки контрольно-ревизионным отделом управления здравоох- ранения Липецкой области было предложено главному врачу МУЗ «Городская по- ликлиника №1» руководствоваться в работе письмом главы города Липецка М.В. Гулевского от 31.03.2008г. № КЛ-708 и решить тем самым «больной» вопрос. А департаменту здравоохранения г. Липецка внести изменения в нормативную базу, предусмотрев ответственность заказчика (Военного комиссариата г. Липецка) за несвоевременное возмещение расходов на оплату труда медработникам, привле- ченным в медицинскую комиссию военного комиссариата. (2008 год) Социальные права Право на жилище – Дело гр. М. с жалобой на бездействие органов власти г. Липецка, которые на протяжении длительного времени не могли предоставить для ребенка-инвалида дополнительную жилую площадь, которая установлена законом. Для проведения проверки Уполномоченный по правам человека обратился в прокуратуру Липецкой области. Было установлено, что действующим с 01.01.2018 года приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 года № 987н заболевание, которым страдает ребенок заявительницы, исключено из Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Однако, учитывая, что право на внеочередное обеспечение жилым помещени- ем возникло до изменения действующего законодательства, тот факт, что он не был обеспечен жилым помещением до 01.01.2018 года, не мог рассматриваться как обстоятельство, освобождающее орган местного самоуправления от исполне- ния данной обязанности возложенной законом, поскольку акты жилищного зако- нодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Подобная позиция была отражена и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.11.2018 г. № 85-кг18-17. В связи с указанными обстоятельствами ходатайство Уполномоченного по правам человека было признано подлежащим удовлетворению и по поручению прокурора области, прокурором Октябрьского района г. Липецка в Советский рай- онный суд г. Липецка направлено исковое заявление о предоставлении ребенку- инвалиду администрацией г. Липецка во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, площадью не ниже установленных норм. ( 2019 год) – Удалось положительно решить и обращение инвалида детства I группы Л., который в 2018 г. обратился на прямую линию Президента РФ и на имя Уполномо- ченного при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой. Его обращение было перенаправлено в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2019 году. Это был крик души. Молодой человек, инвалид детства (ДЦП, органическое поражение ЦНС, с нарушением речевого аппарата) писал, что с 1993г. он и его мать стоят в очереди на получение жилья. Последние 3 года он обращался в раз- личные инстанции, в том числе и к Президенту РФ. В 1-комнатной «хрущевке» (площадью 18 кв.м.) проживали пять человек, из них трое – инвалиды, один из которых – инвалид с психическим заболеванием. Заявитель указывал, что приходится терпеть неадекватные выходки психически больного родственника и его привычки. Жить трем инвалидам в столь маленьком помещении стало практически невыносимо. Гр. Л. просил оказать ему содействие в получении жилья или субсидию с уче- том права на дополнительную жилую площадь. Ответ Председателя департамента жилищно-коммунального хозяйства адми- нистрации города Липецка показал всю бездну проблемы муниципального соци- ального жилья – согласно этой информации номер очереди гр. Л. в едином списке очередников по городу Липецку на 27.07.2018 – № 2173. Кроме того, он (с даты постановки на учет – 21.05.1993) включен в список ветеранов, инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005, и имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) в соответствии с законом Липецкой области от 18.08.2006 № 318-03 «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее – Список). Первоочередник в данном Списке состоит с 04.04.1985. Согласно Жилищному кодексу РФ жилые помещения муниципального жи- лищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. То есть улучшить жилищные условия при такой очереди семье инвалидов – дело практически без- надежное. Уполномоченный по правам человека не согласился с бездействием админи- страции города по разрешению проблемы предоставления жилья семье гр. Л., указав, что наличие проживания в однокомнатной квартире родственника, инва- лида по психическому заболеванию, уже является основанием для внеочередного предоставления дополнительной жилой площади семье заявителя. В связи с выявленными обстоятельствами материалы по жалобе гр. Л. были направлены в прокуратуру Липецкой области для проведения проверки. Как показала проверка прокуратуры, согласно медицинскому заключению гр. Л. является ребенком-инвалидом, ему с 17.06.2009 установлена первая группа инвалидности бессрочно. Однако диагностированное у него заболевание не вхо- дит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозмож- но совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, поэтому оснований для обеспечения его жильем вне очереди не имеется. Вместе с тем проверка прокуратуры области подтвердила позицию Уполно- моченного по правам человека, что правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма обладает совместно проживающий с семьей гр. Л. их близкий родственник Ч., страдающий тяжелой формой хрони- ческого психического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. На этом основании, прокуратура Советского района г. Липецка в силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратилась в суд о возложении на администрацию г. Липецка обязанности по предоставлению жилья вне очереди гр. Ч. Таким образом, удалось улучшить жилищную ситуацию гр. Л. (2019 год). Право на охрану здоровья и медицинскую помощь – К Уполномоченному по правам человека обратилась гр. П., проживающая в Краснинском районе, с просьбой оказать содействие ее дочери 1989 года рожде- ния в восстановлении группы инвалидности. Девушка имела 2-ю группу инвалидности, которую позднее заменили на 3-ю группу инвалидности, а после совершеннолетия органы МСЭК инвалидность сня- ли. Между тем, по документам можно было сделать вывод, что травма у ее дочери имеет наследственный, пожизненный характер и связана со стойким расстрой- ством здоровья. Уполномоченным было направлено письмо в адрес руководителя-главного эксперта ФГУ Главного бюро МСЭ по Липецкой области Малюкова Н.И. с пред- ложением провести обследование девушки и при наличии медико-социальных оснований обжаловать предыдущее решение и установить дочери гр. П. инвалид- ность. Дочь заявительницы была освидетельствована 15.08.2008 г. на Экспертном Совете, с участием главного эксперта по медико-социальной экспертизе Липец- кой области. Учитывая социальный фактор и в соответствии с Приказом № 535 от 22.08.2005 г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государ- ственными учреждениями медико-социальной экспертизы», комиссия признала девушку инвалидом третьей группы инвалидности, с ограничением способности к трудовой деятельности первой степени сроком на один год – до 01.07.2009 г. (2008 год). – Еще один пример – случай гр. К., обратившейся в адрес Уполномоченного по правам человека с жалобой на качество медицинского обслуживания и волокиту в оказании необходимой медицинской помощи. Как указывала заявительница, в декабре 2018 года она обратилась к терапевту по месту жительства в г. Грязи, прошла обследование и была направлена на кон- сультацию в ГУ «Липецкая областная клиническая больница». После проведения дополнительного обследования ее госпитализировали в ревматологическое от- деление ГУЗ ЛОКБ с поставленным диагнозом ревматоидный артрит, поздняя стадия, гипертоническая болезнь. После стационара пациентку направили на консультацию к главному внештатному ревматологу области для решения вопро- са о назначении и применении ГИБТ (генотипирование, генно-инженерный био- логический препарат). Однако главный ревматолог Липецкой области, усомнился в поставленном диагнозе и настаивал на прохождении дополнительного обследо- вания на платной основе, а также приобретении дорогостоящего медицинского препарата ценой около одной тысячи евро. Гр. К. указывала, что врач вел себя с ней достаточно грубо, и считала, что он имеет личную заинтересованность в столь дорогостоящем лечении, оплатить ко- торое должна была заявительница из собственных средств, и просила провести независимое компетентное исследование своего заболевания. По данному факту Уполномоченный обратилась за помощью к заместителю главы администрации Липецкой области Ильину А.И. Согласно предоставленной информации 14.05.2019 года на приеме врача – травматолога-ортопеда ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» гр. К. было выдано направление на оперативное лечение в ФБУ «Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова». В таких случаях, решение о госпитализации, тактике и сроках лечения принимает комиссия федерального го- сударственного учреждения с последующим уведомлением органа исполнитель- ной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. 22.08.2019 года в ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» был прове- ден консилиум с участием главного внештатного специалиста–терапевта Управ- ления здравоохранения Липецкой области, представителя ГУЗ «Грязинский МРБ», главного внештатного специалиста-ревматолога Управления здравоохранения Липецкой области. На консилиуме было принято решение о направлении выписки из амбулаторной карты в ФГБУ НИИ ревматологии имени В.А. Насоновой для ре- шения вопроса об уточнении диагноза и оказании консультативной помощи. Хочется обратить внимание на длительные сроки между консультациями спе- циалистов, консилиумом и обследованием пациентки. По словам заявительницы, все это время она испытывала значительные физические страдания. Только в феврале 2020 года гр. К. была установлена III группа инвалидности на один год (хотя в июле 2019 г. ей в этом было отказано!), при этом при работе комиссии по- сле настойчивых требований Уполномоченного по правам человека присутство- вал сотрудник аппарата Уполномоченного. Только в феврале 2020 года гр. К. была направлена в указанный выше институт для дальнейшего лечения. Право на необходимое социальное обеспечение – Уполномоченным по правам человека в Липецкой области после поступле- ния ряда жалоб и юридической проработки вопросов, поставленных в указанных обращениях граждан, достигнуто соглашение с руководством Управления соци- альной защиты населения администрации Липецкой области, в соответствии с которым с инвалидов Великой Отечественной войны, участников войны, ставших инвалидами от общего заболевания, и других категорий граждан, получающих две пенсии с 01.10.2004 г. были перезаключены договоры по оплате за стацио- нарное обслуживание на основании которых, указанная оплата теперь взимается лишь с одной трудовой пенсии. Совместно с прокуратурой Липецкой области было установлено нарушение прав пожилых граждан и инвалидов на медицинскую и социальную помощь. Не- благоприятная картина вскрылась после проверки в ряде районных больниц Ли- пецкой области, имеющих отделения сестринского ухода, в которых с пациентов пожилого возраста и инвалидов ежемесячно взималась оплата за медицинские услуги в размере 75% от получаемой ими пенсии в виде «добровольных» взносов и «пожертвований». Причем их перечисление фактически вменялось в обязан- ность только пациентам данной категории. Учет поступающих денежных средств в установленном законом порядке не производился. После вмешательства Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и принятия мер про- курорского реагирования прокуратурой Липецкой области, такая практика была пресечена. (2003 год). – По вопросу возможности перерасчета пенсии обратилась жительница Гря- зинского района гр. П. В 1985 году она пережила землетрясение в поселке Не- фтегорск Сахалинской области. В результате землетрясения были уничтожены архивы, находившихся там предприятий. Переехав на постоянное место житель- ства в Липецкую область, гр. П. при назначении пенсии не могла подтвердить документально фактические заработки на Сахалине. С помощью запросов Упол- номоченного удалось установить, что распоряжением губернатора Сахалинской области были установлены среднестатистические суммы заработков, сложивших- ся на предприятиях нефтедобывающей промышленности Сахалинской области на май 1995 года. Изучив все материалы, Пенсионный фонд счел возможным ис- числить ей пенсию с учетом этих данных, с перерасчетом с момента ее получения в Грязинском районе. (2002 год). – К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратился гр. Т. – участник ликвидации националистических банд на Украине в послевоенные годы. Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5 – ФЗ «О ветеранах» во- еннослужащие, ликвидировавшие националистическое подполье западных об- ластей Украины, Белоруссии и Прибалтики, приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны. Гр. Т. попросил органы ФСБ подтвердить свое участие в борьбе с националистическим подпольем на Украине. Пришли документы, ука- зывающие, что часть, где служил заявитель действительно принимала участие в боевых действиях на Западной Украине, но из-за отсутствия списков рядового личного состава воинской части в выдаче удостоверения участника ВОВ ему было отказано. При содействии сотрудника аппарата Уполномоченного по правам человека в судебном порядке гр-н Т. смог доказать личное участие в боевых дей- ствиях и получил статус ветерана Великой Отечественной войны. (2002 год). – Дело гр. М. – инвалида 2-й группы, ветерана Вооруженных сил, гражданина Белоруссии, который постоянно проживал в г. Липецке с 1999 г. Все это время он как инвалид и ветеран пользовался льготами по коммунальным платежам, однако в 2002 году получил отказ от органов социальной защиты г. Липецка на социаль- ные льготы, положенные ему по закону. Заявителя вынудили пройти повторное освидетельствование в г. Липецке, которое признало инвалидность, но вопрос о предоставлении льгот не был решен. По ходатайству Уполномоченного Управ- лением социальной защиты администрации Липецкой области был направлен запрос в Министерство труда и социального развития Российской Федерации о разъяснении применения федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В полученном разъяснении было подчеркнуто, что иностранные граждане не могут ограничиваться в правах по сравнению с гражда- нами РФ. Льготы гр. М. были восстановлены, в районы было направлено разъяс- нение для работников органов соцзащиты. (2003 год). – Показательна история, о которой рассказала публикация «Ваш номер 5851» (портал «Город 48» от 19.09.2019 г.). Автор сетовал на то, что именно под этим но- мером зарегистрирована заявка на санаторно-курортное лечение ветерана Вели- кой Отечественной войны, орденоносца, инвалида Щ. 1925 года рождения. В статье отмечалось, что гр. Щ. обратился с соответствующим заявлением в региональное отделение Фонда 28.03.2019 года, которое было зарегистрировано под № 5851. Заявление зарегистрировано в порядке, предусмотренном Феде- ральным законом РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной соци- альной помощи» с момента его подачи. Однако, учитывая особенность указанной категории граждан, очень преклонный возраст и состояние здоровья, автор пу- бликации поддерживал мнение, озабоченность и сомнения самого ветерана и его родственников в реальности получения данного вида социальной помощи. Статья вызвала большой общественный резонанс и Уполномоченный по правам человека, руководствуясь статьей 17 Закона области от 27.08.2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», по соб- ственной инициативе обратилась к управляющему Липецким региональным от- делением Фонда социального страхования РФ с предложением разъяснить сло- жившуюся ситуацию по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны в Липецкой области. Управляющий Липецким региональным отделением Фонда социального стра- хования РФ отметил, что при всем уважении к ветеранам Великой Отечественной войны, к большому сожалению, региональное отделение не имеет возможности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в приоритетном порядке ветерану Великой Отечественной войны Щ., поскольку это явится нарушением действующего законодательства, а также прав других льготных категорий граж- дан, нуждающихся в таком лечении. В случае внесения нормативных изменений в части приоритетного (первоочередного) права обеспечения санаторно-курорт- ным лечением ветеранов Великой Отечественной войны, данная категория граж- дан будет незамедлительно обеспечена путевками за счет средств федерального бюджета. Что касается истории ветерана Великой Отечественной войны Щ., то она за- кончилась хорошим финалом – один из анонимных спонсоров приобрел необхо- димую путевку в санаторий. (2019 год). – Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило обра- щение военного пенсионера М., который находился в длительной туристической поездке за рубежом. Заявитель зарегистрирован в г. Липецке и получает пенсию Министерства обороны РФ через Липецкий центр социального обеспечения во- еннослужащих. Однако в конце марта 2020 г. в телефонном разговоре с сотрудником Ли- пецкого центра социального обеспечения военнослужащих его предупредили о приостановлении выплаты пенсии в связи с тем, что он не представил требуемые документы. Прежде всего, документ, подтверждающий нахождение его в живых. Из-за пандемии короновируса границы многих стран оказались закрыты, до- ступ в посольские учреждения был затруднен карантинными мерами, из-за чего гр. М. не смог своевременно получить и отправить необходимые документы. 13 апреля 2020 г. гр. М. получил в посольстве Лаосской Народно-Демократической Республики необходимую справку и отправил документы в Липецкий центр соци- ального обеспечения военнослужащих. Вместе с тем, заявитель сомневался в правомерности требуемого регулярно- го подтверждения им факта нахождения в живых и передачи других документов в Липецкий центр социального обеспечения военнослужащих как непременного условия бесперебойного получения пенсии. В соответствии с действующим зако- нодательством выплата пенсии по прежнему месту жительства пенсионера пре- кращается только в случае фактического переселения пенсионера на постоянное место жительства в другой регион Российской Федерации. Согласно письму военного комиссара Липецкой области подполковника Гера- сименко В.Е., направленного гр. М., рекомендовано каждые 6 месяцев представ- лять справку, подтверждающую нахождение его в живых, оформленную соответ- ствующим образом, а также ряд других документов. Между тем, в справке, выданной заявителю, указано: «В порядке исключения». Посольством Российской Федерации в Лаосской Народно-Демократической Ре- спублике прямо сказано, что «данный документ может быть выдан российскими загранучреждениями лишь для российских граждан, постоянно проживающих за пределами России. Вышеуказанный гражданин находится в туристической по- ездке». Учитывая социальную важность исследуемого вопроса, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Москальковой Т.Н. с предложением проана- лизировать механизмы юридического регулирования пенсионного обеспечения и их правоприменительную практику в отношении указанной категории граждан, а также изучить возможность проведения соответствующих консультаций по вопро- су совершенствования механизма контроля пенсионного обеспечения военнослу- жащих с Министерством обороны РФ. В своем ответе Уполномоченный по правам человека в Российской Федера- ции Москалькова Т.Н. выразила глубокую благодарность за внимательное отноше- ние к проблемам пенсионного обеспечения военных пенсионеров. Как отметила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Минобороны Российской Федерации признало неправомерным требование воен- ного комиссариата Липецкой области о предоставлении документов, предусмо- тренных Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1386. Для продолжения выплаты пенсии, находясь за границей, гр. М. следует один раз в год предоставлять в военный комиссариат любые имеющиеся документы (туристические документы с актуальными данными, копии страниц заграничного паспорта с отметками о пересечении границы того или иного государства). Продолжение на 11-й стр. Продолжение. Начало на 9-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz