Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 49-50 /26489-26490/22 АПРЕЛЯ 2022 ВВЕДЕНИЕ В соответствии со ст. 28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155- ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномочен- ный по правам человека в Липецкой области ежегодно готовит доклад, отража- ющий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой об- ласти в 2021 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обращени- ях граждан. В докладе использованы материалы расширенных заседаний адми- нистрации Липецкой области, коллегий, совещаний подразделений администра- ции области, информация прокуратуры Липецкой области, Общественной палаты региона, некоммерческих объединений, социологические исследования ведущих российских агентств, публикации в центральной и местной печати, электронных СМИ и т.д. В документе содержатся количественные и качественные характери- стики обращений граждан к Уполномоченному, информация о негативных собы- тиях, которые повлекли за собой нарушения прав, а также информация о мерах, принятых Уполномоченным для восстановления справедливости. Предлагаемое исследование не претендует на всеобъемлющий анализ ситу- ации в области прав человека. Его цель – объективно изложить проблемы, харак- теризующие состояние (реализацию) прав человека, показать механизм работы Уполномоченного, методику выполнения функций, возложенных на него област- ным законодательством, огласить рекомендации в сфере защиты прав человека. Доклад отражает состояние государственной дисциплины во всем, что каса- ется исполнения органами власти и должностными лицами обязательств государ- ства по соблюдению прав человека. В этой работе оценивается эффективность демократических механизмов осуществления властных полномочий, соответ- ствие законодательства и практики его применения общепризнанным стандар- там. Уполномоченный выражает надежду, что публичное освещение в докладе со- стояния дел с соблюдением прав человека станет основанием для адекватного реагирования органов государственной власти, правоохранительных и правопри- менительных органов. ВТОРОЙ ГОД ПАНДЕМИИ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ И ОТВЕТ ГОСУДАРСТВА НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ 2021 год стал вторым годом пандемии и он был таким же непростым, как и первый. Следствием этого стало обострение проблем в ряде отраслей соци- ального и экономического блока, но страна смогла адаптироваться к новым ус- ловиям. Начала выстраиваться стратегия борьбы с пандемией путем разумного сочетания медицинских мер реагирования и ограничений, кампания вакцинации населения. Правительством РФ и региональными органами власти принимались меры по поддержке уровня жизни населения и условий ведения бизнеса в это сложное время. Неудивительно, что в этих условиях соблюдение прав человека, исполнение государством конституционных гарантий стали особенно обостренно оцени- ваться обществом. Эмоциональный накал граждан и их обращений стал очень высоким, позиции – более категоричными и бескомпромиссными. В целом по- следствия распространения COVID-19 неизбежно отразились на всем спектре прав, даже сформировалось такое понятие, как «ковидные» права. Суть их в том, что в экстремальных условиях, когда счет погибших в мире идет на миллионы, интересы общества должны получать преимущество над правами одного. А этот постулат не все готовы принять и соотнести свои личные поступки с принципами общественного блага. Вместе с тем, действующие международные договоры в сфере прав человека предполагают, что борьба с пандемией не должна приводить к нарушениям прав людей на частную жизнь, свободу от дискриминации, свободу информации и выражения мнения. Так что найти эффективную гармонию в сло- жившихся условиях государству очень непросто. Естественно, что такая трансформация социальных отношений сместила фокус работы Уполномоченного по правам человека в сферу труднодостижи- мую, часто – неблагодарную и, на первый взгляд, малорезультативную – сферу сохранения разумного баланса между личными и общественными интересами, между интересами гражданина и государства, общества и государства. Но в этом балансе остаются неизменными общегуманитарные принципы прав человека как основы конституционного строя нашей страны. Выводы Уполномоченного по правам человека подтверждают и исследова- ние установок, ценностей и массовых ориентиров российского общества, про- веденных Федеральным научно-исследовательским социологическим центром РАН (ФНИСЦ) в прошедшем году (Российская газета – Федеральный выпуск № 183(8534) от 12.08.2021 г.) . Опросы показывают, что у людей есть одновременный запрос на достаточно сильное и большое государство, которое при этом должно быть демократичным, по крайней мере, по отношению к ним самим. Чтобы институты власти работали, чтобы они были достаточно крепкими, чтобы не было анархии, беспорядка. С дру- гой стороны, где уважались и защищались свободы и права гражданина. Самыми важными респонденты назвали право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (так ответили 75%), на медицинскую помощь (62%), спра- ведливый суд (62%), свободу слова и получения информации (61%), неприкосно- венность имущества (53%). С 2017 года количество россиян, считающих свободу слова одним из наиболее важных прав, выросло почти вдвое (ранее так отвечали 34% респондентов). Чаще всего, по мнению участников опросов, в России нарушаются права на свободу слова (16%), справедливый суд (15%), медицинскую помощь (15%), усло- вия труда и справедливую оплату (13%), а также на получение информации (10%). Весной 2021 г. правительство представило план Национальных целей до 2030 года. В нем также отмечено, что в ближайшие 10 лет страну ждут многочисленные вызовы. Ответом на них должно стать достижение пяти основных целей: сохране- ние населения, его здоровья и благополучия; предоставление возможностей для самореализации и талантов; обеспечение комфортной и безопасной жизненной среды; создание как достойного, так и эффективного труда и успешного пред- принимательства; цифровая трансформация. Исполнение этих целей осущест- вляется через реализацию уже действующих Национальных проектов в различных сферах жизни страны. В этой связи вызывает интерес и уникальный опыт нашего региона. В Липец- кой области пока единственном регионе России, принята концепция развития на принципах ответственного отношения к окружающей среде, высокой социальной ответственности и высокого качества управления по системе международного стандарта ESG (аббревиатура ESG расшифровывается как Environment – эколо- гия, Social – социальная политика и Governance – корпоративное управление). Методика ESG имеет четкие измеримые и сопоставимые показатели и применя- ется, чтобы понять, на каком уровне находится регион, субъекты его экономиче- ской и социальной инфраструктуры, измерить их конкурентоспособность по уни- версальной шкале ESG в сравнении с другими субъектами РФ. В сфере «социальной политики» лежит деятельность Уполномоченного по пра- вам человека в Липецкой области. По сути, он является институтом «социального инвестирования» государства в реализации принципов ESG. В свою очередь, стандарт ESG является одним из инструментов реализации Концепции устойчивого развития ООН, которая провозглашает приоритет прав человека и содействие построению миролюбивого и открытого общества в инте- ресах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и соз- дание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях. И именно институт уполномоченных по правам человека призван решать большую часть задач по реализации данной Цели. В наши дни степень влияния ESG-факторов на принятие инвестиционных ре- шений усиливается, а рекомендации постепенно трансформируются в реальные требования к субъектам экономической и социальной деятельности. Указанные принципы ESG легли в основу Стратегии социально-экономиче- ского развития Липецкой области до 2024 года, которая определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Фе- дерации на долгосрочный период, является основой для формирования государ- ственных программ, механизмом достижения национальных целей развития на территории области. Ключевыми факторами нашей Стратегии стали: человече- ский капитал, долгосрочный и качественный экономический рост, баланс ресур- сов между муниципалитетами и городами. Другим ответом государства на обозначенные вызовы стало обеспечение гарантий независимости и законности избирательного процесса. 17–19 сентя- бря 2021 г. состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, во многих субъектах России прошли выборы депутатов в региональные законодательные собрания и местные органы власти. В нашем регионе также избрали депутатов Липецкого областного Совета депутатов VII созыва. В выборах депутатов Госдумы участвовало четырнадцать политических пар- тий, а в областной Совет – девять региональных партийных отделений. Высокая конкуренция была отмечена в одномандатных округах. Понимая, что пандемия создает определенные сложности, отвечая на запро- сы общества и вызовы нынешнего времени, учитывая технические возможности, в ряде пилотных регионов (в Москве, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ро- стовской и Ярославской областях, а также в Крыму и Севастополе) было органи- зовано дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Ценность выборов в том, что они как институциональный процесс придают легитимность власти в глазах общества. Но при их проведении всегда важно пре- одолеть внутреннее противоречие этой процедуры – с одной стороны, значитель- ная часть населения воспринимает выборы как процесс, организованный властью (а не процесс, на котором решается вопрос о власти) – отсюда и представление о том, что организаторы процесса имеют контроль над ним, тем более, что в Рос- сии почти каждый раз одни и те же партии выигрывают, с другой, выборы – время активизации гражданского общества, партий, кандидатов и период обострения социальной, экономической и политической повестки. Поэтому для признания обществом результатов выборов крайне важно точное соблюдение избиратель- ного законодательства, прозрачность работы избирательных комиссий и доверие граждан к процедурам выдвижения кандидатов в депутаты, агитации и подсчета голосов избирателей. Только в этом случае выборы выполнят свое главное пред- назначение – достижение гражданского согласия в обществе. Фальсификации на выборах – это не только грубое нарушение закона, но и покушение на демократи- ческие устои нашего общества и саму систему формирования власти, прохожде- ние в нее наиболее достойных граждан страны. В ходе всей предвыборной кампании в Липецкой области Уполномоченный по правам человека активно работала в штабе, созданном при Общественной палате Липецкой области, посещала избирательные участки, встречалась с гражданами, сотрудниками участковых и территориальных избиркомов, проводила мониторинг реализации и защиты избирательных прав на территории нашей области. Дни голосования – время самое ответственное и важное, штаб Общественной палаты и Уполномоченный по правам человека работали очень напряженно. В целом, из- бирательная кампания в Липецкой области была хорошо организована. Вместе с тем, посещение избирательных участков и наблюдение за процес- сом выборов позволило выявить ряд проблем по реализации гражданами своих избирательных прав в городах и селах региона. До сих пор пока не удалось создать повсеместную доступную среду для граждан с ограниченными возможностями здоровья: некоторые избирательные участки находились на втором этаже, что усложняло доступ к ним престарелых и маломобильных групп населения. Кроме того, инвалиды по слуху из-за отсутствия сурдоперевода на телевизионных каналах, практически были ограничены в полу- чении новостной, агитационной и другой информации избирательной кампании. Организация самих избирательных участков в некоторых местах также остав- ляла желать лучшего. Впервые процесс выборов проходил три дня, охватывая, в том числе и рабочий день, пятницу. Поэтому ряд избирательных участков в учреждениях оказался на очень ограниченной площади. В тесноте находились и члены избиркомов, и наблюдатели, и органы правопорядка, и избиратели. Люди жаловались, что на таких участках мало естественного света, сложно соблюдать социальную дистанцию, не работали буфеты, отсутствовала привычная для граж- дан атмосфера праздника. К сожалению, не на каждом участке оказались наблюдатели от всех политиче- ских партий, принявших участие в выборах. Поэтому, чтобы не возникало вопро- сов, партиям нужно задуматься о мобилизации своих сторонников и организации их подготовки в качестве наблюдателей с максимальным охватом особенно тех участков, где они выставляют своих кандидатов. С другой стороны, технические средства контроля, видеонаблюдение за ме- стоположением избирательной урны и работой членов участковых избирательных комиссий, очень хорошо себя зарекомендовали. Они не только самодисциплини- руют участников избирательного процесса, но и фактически документируют про- исходящие события, что позволяет принимать законные и оперативные решения при поступлении сигналов о нарушениях. Большой интерес у жителей нашего региона вызвала и новая техническая воз- можность электронного голосования, особенно актуальная во время пандемии. К сожалению, наш регион не вошел в число субъектов РФ, где было возможно дистанционное голосование. Если обеспечена безопасность, невмешательство в выбор граждан и контроль за сохранением данных волеизъявления избирате- лей, то это, безусловно, прогрессивная новация. Как отмечали уполномоченные по правам человека тех регионов, где сейчас применяются новые технологии, их удобство и доступность резко повышает явку на выборы, особенно среди моло- дых избирателей. В конце 2021 г. был принят один из основополагающих Федеральных законов № 414-ФЗ от 21.12.2021 г. «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», его основная задача – отладить обратную связь между федеральной властью, регионами и муниципалитетами на террито- рии России. Новым федеральным законом созданы управленческие механизмы для опера- тивной реакции на проблемные вопросы. Система региональных органов власти стала более универсальной и четкой. С учетом требований единства публичной власти, особого правового положе- ния и круга решаемых публичных задач уточнены порядок назначения и принци- пы работы главы региона, а также процедуры формирования законодательного органа субъекта РФ, полномочий и статуса депутатов. Предусмотрен ряд норм, направленных на совершенствование законодательного процесса, причем как федерального, так и регионального. Выстроено взаимодействие между регио- нальными органами и федеральным парламентом. Опыт работы Уполномоченного по правам человека показывает, что для людей особенно важно правильно понимать распределение компетенции и разграниче- ние полномочий органов власти, их ответственность перед гражданами. Их дей- ствия должны быть открытыми, благожелательными и законно предсказуемыми. И законодатель постарался создать такой механизм. Нельзя не отметить комплекс норм, посвященный обеспечению доступа на- селения к информации о деятельности региональных органов публичной власти. Это право реализуется, в том числе путем опубликования нормативных актов на сайтах. Так же, как и законы, нормативные правовые акты главы субъекта, иных исполнительных органов субъекта подлежат официальному опубликованию (раз- мещению), в том числе, на официальных сайтах указанных органов. В целях обеспечения единства публичной власти указана возможность участия федеральных органов исполнительной власти в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финан- сов, а также жилищного и строительного надзора. Конечно же, для работы Уполномоченного по правам человека важно, что дан- ный закон определил и основы его деятельности как регионального специального государственного правозащитного органа. Также хочу обратить внимание на одну системную проблему взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Липецкой области с органами государ- ственной власти Липецкой области по организации работы по обращениям Упол- номоченного по правам человека. Как показала практика, получая обращения Уполномоченного по правам че- ловека (независимо – почтовые или электронные по системе Дело – WEB), канце- лярии ведомств или ответственные сотрудники регистрируют их в соответствии с требованиями Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обра- щений граждан Российской Федерации», т.е. фиксируя почту Уполномоченного как переписку с обычным гражданином и исчисляя сроки ответа в соответствии с порядком, установленным вышеназванным законом. Между тем в соответствии со статьей 45.1 Устава Липецкой области долж- ность Уполномоченного по правам человека является государственной долж- ностью Липецкой области. А статья 29 закона Липецкой области № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», устанавливает, что государственные органы, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных орга- нов и организаций предоставляют по запросам Уполномоченного сведения, до- кументы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок. Когда государственные органы и учреждения в своей переписке регистриру- ют почту Уполномоченного по правам человека, в обычном, а не приоритетном порядке, они тратят на это несколько дней. Далее исполнители, зачастую также ориентируются на предельный срок предоставления ответа гражданину в 30 дней и т.д. И даже если исполнитель руководствуется контрольным сроком в 15 дней, ведомство упускает существенную деталь – 15 дней со дня получения запроса, а не со дня его регистрации в ведомстве. В итоге исполнители, зачастую физически не успевают подготовить запрашиваемую информацию за оставшиеся дни. Не ис- полняется закон, срываются сроки рассмотрения обращения граждан и оператив- ность реагирования на ситуацию и т.д. В этой связи хочу еще раз обратить внимание руководителей государствен- ных органов и учреждений на исполнительскую дисциплину и контроль государ- ственных служащих и сотрудников при рассмотрении запросов и обращений Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. ЮБИЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВОЗАЩИТНОГО ИНСТИТУТА «УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» В 2021 году исполнилось двадцать лет со времени принятия областного за- кона об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области и избрании первого Уполномоченного. По настоящему юбилейным станет 2022 год, так как именно в марте 2002 года было окончено юридическое оформление государственного регионального правозащитного института, сформирован аппарат Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и началось рассмотрение обращений граждан. Институт Уполномоченного по правам человека в Липецкой области появился одним из первых в России. Хотелось бы вспомнить историю развития нашего ин- ститута. В августе 2001 года Липецкий областной Совет депутатов принял Закон Ли- пецкой области № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», а 25 декабря 2001 года постановлением Липецкого областного Совета депутатов был назначен первый Уполномоченный по правам человека – депутат Липецкого областного Совета депутатов, заместитель председателя комитета по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи Бородин Влади- мир Алексеевич. Под его руководством пройден путь становления государственного правоза- щитного института. Владимир Алексеевич уделял большое внимание личной ра- боте с гражданами, выявлению системных проблем и разработке механизмов их решения органами власти Липецкой области. В 2006 году Уполномоченным по правам человека в Липецкой области депута- тами был избран Загнойко Николай Иванович, до этого работавший заместителем Главы администрации Липецкой области: курировал печать, телерадиовещание и средства массовых коммуникаций, пресс-службу, связи с общественностью. В 2010 году депутаты подтвердили полномочия Николая Ивановича на второй срок. Николай Иванович уделял большое внимание организации сотрудничества и достижения взаимопонимания между государством и институтами гражданского общества, правовому просвещению, укреплению авторитета института Уполно- моченного по правам человека в Липецкой области. В 2016 году Уполномоченным по правам человека в Липецкой области депу- татами был избран Кузовлев Валерий Петрович, который долгие годы работал ректором Елецкого государственного университета. Валерий Петрович совмещал научно-педагогическую и организационную работу в университете с обществен- ной деятельностью. Являлся депутатом Липецкого областного Совета депутатов, председателем комитета по образованию, науке, культуре, спорту и делам моло- дежи. Валерий Петрович сфокусировал свою работу на развитии доступности право- вой помощи в районах области и правовом просвещении населения. В 2019 году Уполномоченным по правам человека в Липецкой области депута- тами была избрана Ираида Юрьевна Тихонова. До назначения на должность Упол- номоченного по правам человека, Ираида Юрьевна была членом Совета Феде- рации Федерального Собрания РФ от исполнительного органа государственной власти Липецкой области. Ираида Юрьевна произвела переформатирование работы аппарата Уполно- моченного по правам человека в соответствии с требованиями изменившегося законодательства и актуальной повестки дня. Особое внимание уделяется лич- ной работе с гражданами, созданию условий для доступности правовой помощи Уполномоченного по правам человека, законотворческой деятельности по разви- тию правовых компетенций омбудсмена. История Уполномоченного по правам человека в Липецкой области – цели и принципы работы Институт Уполномоченного по правам человека – один из самых молодых и современных государственных органов в России. Его развитие началось после принятия в 1998 году Федерального Конституционного закона № 1-ФКЗ «Об Упол- номоченном по правам человека в Российской Федерации». В настоящее время региональные Уполномоченные по правам человека работают во всех субъектах Российской Федерации. Для понимания роли Уполномоченного по правам человека в российском го- сударстве необходимо отметить следующий факт: летом 2012 года состоялась первая встреча Президента РФ В.В. Путина с уполномоченными по правам чело- века в субъектах Российской Федерации. На этой встрече Президент предложил уполномоченным оказать содействие в формулировании и обосновании нацио- нальной идеи России. Исходя из позиции Уполномоченного по правам человека очевидно, что такая национальная идея существует, и она изложена в ст. 18 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, дея- тельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Уместно заметить, что другой альтернативы для развитого государства история пока не предоставила. Именно последовательная реализация, соблюдение и защита прав человека является цивилизационным выбором нашего государства, определяет его место в мировом содружестве и обеспечивает развитие нашей страны в будущем. Уникальность института Уполномоченного состоит в том, что через него осу- ществляется «обратная связь» между органами власти и населением. Собственно через обращения граждан, Уполномоченный выполняет важную функцию постро- ения более четкой, организованной и ответственной деятельности государствен- ных институтов. Системность, прозрачность и законность работы этих институтов для граждан – вот идеальный результат, на который направлен труд Уполномочен- ного по правам человека. Если государственными органами и их должностными лицами были допущены нарушения прав человека, и они не в состоянии сами их исправить, если такие нарушения происходят неоднократно, то это сигнал для руководителей региона о том, что данная структура органов государственной вла- сти или местного самоуправления работает не совсем эффективно. Значит необ- ходимо принять такие законодательные или организационные решения, которые устранят выявленную проблему и защитят права и свободы граждан. В Древнем Риме была очень мудрая поговорка: «Закон защищает старатель- ных и предусмотрительных». Поэтому одним из приоритетов в работе Уполно- моченного является правовое просвещение. У этой деятельности – особая роль. Важно не только защищать уже нарушенные права граждан, важно предотвращать эти нарушения через развитие правовой грамотности населения и властных структур. Уполномоченный по правам человека является одной из последних государ- ственных инстанций, обращаясь в которую гражданин надеется, что в решении его проблемы государственная система будет исходить из его интересов, учиты- вать его точку зрения и окажет ему квалифицированную юридическую помощь. При работе с обращениями граждан, Уполномоченный по правам человека может действовать лишь тогда, когда найдется какая-либо юридическая зацепка, какая-то «неправильность» в действиях административных или государственных органов. В этой связи есть необходимость выделить еще одну составляющую успешной защиты прав человека. Это – компетенция самого уполномоченного по правам человека, способность его и аппарата, который он возглавляет, адекватно реа- гировать и решать поставленные гражданами вопросы. Сам термин «уполномо- ченный» говорит о должностном лице, наделенном особыми полномочиями при разрешении чрезвычайных ситуаций. Таким образом, критерий качества работы уполномоченного по правам чело- века – это не объем количества обращений и переписка с различными учрежде- ниями, а умение из общей массы выделить действительный факт нарушения прав человека, восстановить нарушенное право, дать свои рекомендации и придать выявленный факт гласности, чтобы не допустить будущих нарушений. Если говорить об эффективности работы, то нужно отметить, что она во мно- гом зависит от уровня культуры в обществе, культуры руководителей и государ- ственных служащих в целом. Этот вывод объясняется тем, что обращения омбуд- смена часто аргументируются не понуждениями законов. В первую очередь они обращены к совести, затрагивают мораль и этику, а уже потом – к юридическим нормам и правилам. В этом – уникальность работы института омбудсмена, его со- циально-правовая роль в системе государственных органов страны. Важно, чтобы государственные органы власти понимали, что институт уполно- моченного по правам человека не «бюро жалоб» или «разрушитель» их авторите- та, а специальный государственный орган, способствующий урегулированию кон- фликтов и недоразумений между гражданином и обществом, создающий условия для поиска рационального и законного баланса между интересами гражданина и государства. Институт, предотвращающий ошибки государства. Таким образом, Уполномоченный по правам человека выполняет важную госу- дарственную функцию по совершенствованию системы управления региональных и федеральных органов государственной власти. За прошедшие годы Уполномоченным и сотрудниками аппарата рассмотрены тысячи жалоб, организованы выездные приемы граждан во всех районах области. Уполномоченный по правам человека проводил неоднократные встречи с гражда- нами в различных учреждениях здравоохранения, образования и социальной за- щиты, местах лишения свободы, на промышленных предприятиях. Уполномоченный всегда находится в контакте с гражданским обществом, ис- полняя роль медиатора между органами власти и гражданами, поддерживая на- родную инициативу, развивая взаимопонимание и сотрудничество, содействуя диалогу и согласию в обществе. Основной девиз работы Уполномоченного по правам человека в Липецкой об- ласти: «Главное – не быть равнодушным». История Уполномоченного по правам человека в Липецкой области – примеры наиболее типичных или резонансных ситуаций В своих годовых докладах Уполномоченный старался отразить актуальные темы прошедшего года, которые оказали значительное влияние на весь комплекс реализации прав человека. В настоящем разделе мы предлагаем тематическую ретроспективу из годовых докладов за прошедшие двадцать лет. Все доклады размещены на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Ли- пецкой области (https://ombudsman-lipetsk.ru/dokumentyi/dokladyi/). Ниже, в качестве иллюстрации приводятся отдельные примеры наиболее ти- пичных или резонансных ситуаций, которые приходилось решать Уполномоченно- му по правам человека в Липецкой области за годы своей работы. Личные права и свободы Свобода от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего чело- веческое достоинство обращение или наказание. К Уполномоченному обратились родители подозреваемых в совершении ряда преступлений К. и Ш. с жалобой на то, что к их сыновьям в Долгоруковском РОВД применялись недозволенные методы ведения следствия, а именно – пыт- ки и жестокое обращение, в результате чего они признались в совершении ряда преступлений, в том числе ограблении фермера и убийстве участкового мили- ционера, оговорив себя. Через шесть месяцев следствия дело в отношении них по указанным выше двум эпизодам было прекращено за недоказанностью. Гене- ральная прокуратура РФ, изучив материалы дела, пришла к выводу, что решение прокуратуры области о прекращении уголовного дела в отношении сотрудников РОВД, превысивших должностные полномочия, является незаконным и необосно- ванным. Прокурору Липецкой области дано поручение отменить постановление о прекращении уголовного дела, организовать квалифицированное расследование, привлечь виновных к уголовной ответственности и направить дело в суд. Позже пытки в Долгоруковском РОВД были подтверждены решением Европейского суда по правам человека, осужденные по делу были оправданы, РОВД переформиро- вано, виновные сотрудники полиции осуждены. (2003 год) Право на эффективные средства правовой защиты – Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой об- ласти оказали содействие в возвращении домой гр. Ф., насильно увезенного в воинскую часть, дислоцированную в Чечне. Эта история получила большой обще- ственный резонанс и была подробно освещена в средствах массовой информа- ции. Гр. Ф. перепутали с его старшим братом, самовольно покинувшим воинскую часть. По приказу командира, несколько военнослужащих выехали по адресу ме- ста жительства военнослужащего и, перепутав с ним младшего брата, насильно вывезли последнего в воинскую часть. По данному факту было возбуждено уго- ловное дело. – Участие Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в уста- новлении истины по резонансному делу «рядового Антона Кузнецова», солдата, уроженца Липецка, который, чтобы скрыться от правосудия выдал себя за жертву работорговли на Кавказе, а по факту оказался вором-рецидивистом. – Дело гр. А. с жалобой на необъективное расследование уголовного дела со- трудниками Следственного управления УВД Липецкой области по факту гибели ее сына 23.03.2001г. в дорожно-транспортном происшествии на трассе Липецк – Грязи. На протяжении почти 4-х лет следователями управления неоднократно при- нимались постановления о прекращении данного уголовного дела, но благодаря вмешательству прокуратуры Липецкой области оно вновь направлялось для до- полнительного расследования. Однако, по утверждению гр. А., следствие велось недобросовестно, не ис- полнялись требования законодательства о полном, всестороннем и объективном исследовании обстоятельств данного уголовного дела, длительное время (более 3-месяцев) она не могла получить информацию о ходе следствия. Доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2021 год Постановление девятой сессии Липецкого областного Совета депутатов VII созыва О Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2021 год Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2021 год, учитывая решение комитета Липецкого област- ного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руковод- ствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2021 год. 2. В соответствии со статьей 28 Закона Липецкой области «Об Уполномочен- ном по правам человека в Липецкой области» доклад о деятельности Уполно- моченного по правам человека в Липецкой области за 2021 год опубликовать в «Липецкой газете». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов Д. АВЕРОВ город Липецк 14 апреля 2022 года № 289-пс Продолжение на 10-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz