Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

этого человека. И сами же страдаем потом. Я думаю, что Софья страстная, но при этом очень ранимая девуш- ка, — делится исполнитель- ница ролиСофьиКираОбо- ротова. Поперек Грибоедова? По словам Дениса Ко- жевникова, его постанов- ка — попытка взглянуть на происходящее в доме Фаму- сова с позиций времени. — У нас есть историче- ский опыт. Мы знаем, к чему приводят поиски справедли- вости, куда ведет дорога, вы- стланная добрыми намере- ниями. Поэтому в спектакле есть фантазии на тему буду- щего. В видеоряде представ- лены потомки героев, — го- ворит режиссер. — В нашем спектакле нельзя сказать, кто положительный, а кто отрицательный герой. Кто- то непременно станет утвер- ждать, что это «поперек» Грибоедова. Но и самого ав- тора, непростого человека с трагической судьбой, нельзя воспринимать однозначно. Возможно, поэтому до сих пор пьеса волнует нас, и нет прямого ответа ни на один поставленный в ней вопрос. Фото Ольги Беляковой боедов. Но каким возвра- щается Чацкий туда, где «дорог дом и воспоминанья детства»? Он непрост, честолюбив и самоуверен, поэтому дура- чит и высмеивает старых зна- комых. Он один из тех, кого сегодня назвали бы успеш- ным человеком. И как будто ищет справедливости. Но что в основе этих поисков? Не уязвленное ли самолюбие? Что поводом явилось? Не то ли, что девушка обидела!? Что Софью Чацкий не любит, — это факт, как и то, что он имеет успех у жен- щин. «Как похорошела!» — восклицает он, поражен- С колько бы ни стави- ли эту бессмертную комедию, каждый режиссер, берясь за работу, вкладывает свой смысл в события, описанные клас- сиком. Как правило, теат- ральные прочтения пьесы далеки от ее понимания, предлагаемого на школьных уроках литературы. Не стал исключением и Денис Кожевников. Пьесу Грибоедова на сцене «Бене- фиса» он поставил в жанре «История одного московско- го рода». — В этом спектакле мы попытались освободиться от догм, которые были пропи- саны в учебниках. Смомента появления пьесы различные литературоведы рассказыва- ли нам, о чем она. На нашем спектакле зритель попадает в очень нелегкое положение, потому что непонятно, кому симпатизировать. Они все симпатичные люди, и все они в какой-то мере «звери», включая Чацкого. Он бун- тарь, разоблачитель, ищет справедливости. Все это есть. А как прокомментиро- вать то, что он, оставшись сиротой, вырос и воспитан в доме Фамусова?! Это ха- рактеризует последнего как порядочного, доброго, неравнодушного человека. А вы видели однозначных людей? Когда нам больно, мы огрызаемся. Когда нам радостно, мыщедры, —рас- суждает Денис Кожевников. Честолюбивый и самоуверенный Каков же Чацкий в его спектакле? О том,что «охо- та странствовать напала на него», нам рассказал Гри- • 190 лет назад (1832) император Николай I издал рескрипт о строительстве вМоскве храма Христа Спа- сителя в память о победе в Отечественной войне 1812 г., утвердивший проект архитектора Константина Тона. В 1839 – 1883 гг. храм был построен (в 1931 г. взорван, в 1995 – 2000 гг. восстановлен). • 190 лет назад (1832) император Николай I подпи- сал манифест «Об установлении нового сословия под названием почетных граждан». Почетным гражданам предоставлялась свобода от рекрутской повинности, подушного оклада, телесного наказания, а также право участия в выборах на городские общественные долж- ности и ряд других преимуществ. После Октябрьской революции 1917 г. сословная группа была упразднена (традиция присваивать звания почетных граждан была восстановлена в отдельных городах и субъектах СССР; впоследствии возобновилась в РоссийскойФедерации и других бывших союзных республиках). • 104 года назад (1918) ВЦИК принял Декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Каждый мужчина в возрасте от 18 до 40 лет был обязан пройти курс военного обучения без отрыва от производства. Женщины и подростки 16 – 17 лет проходили его на добровольных началах. Процесс военного обучения был прекращен в 1923 году. После начала Великой Отечественной войны вновь был издан приказ о все- общей воинской подготовке граждан. Он предусмат- ривал обязательную 110-часовую военную подготовку мужчин в возрасте от 16 до 50 лет. • 87 лет назад (1935) Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление «О кадрах доноров». Было признано необходимым широкое внедрение в лечебную практику научно проверенных и оправдав- ших себя в медицине методов переливания крови и установлено, что донорство признается особо полез- ной общественной функцией и добровольным актом; свои обязанности доноры выполняют без отрыва от основных производственных обязанностей, причем донорство не должно превращаться в профессию. Иван Ефремов (1908 – 1972), советский ученый-па- леонтолог и писатель, доктор биологических наук, родился 114 лет назад. Основоположник тафономии— раздела палеонтологии, посвященного изучению про- цессов образования скоплений ископаемых останков организмов. В 1940-х годах начал писать свои первые рассказы «об удивительном». Позднее, начиная с сере- дины 1950-х годов, Иван Ефремов написал свои самые знаменитые произведения: «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка», исторический роман «Таис Афинская», которые принесли ему всемирную известность. По информации календаря ИТАР-ТАСС. Наверное, потому чтомы, постоянно ожидавшие ка- ких-нибудь напастей от аме- риканцев, немцев и прочих капиталистов, о мире за тем занавесом судили по переда- чам Сенкевича и анекдотам. Франция? О! Там у всех на уме ЭТО… Все францужен- ки имеют талии, как у нашей Гурченко, а мужчины— вро- де Бельмондо — любят вино и женщин с талиями, как у Гурченко. И нам было не вполне понятно, кто же там построил Эйфелеву башню? С Испанией тоже выхо- дило все просто: быков ре- жут на корридах и устраива- ют всякие фиесты. Про израильтян и гово- рить нечего — там у каждого по автомату «Узи». Африка— это слоны, крокодилы и негры с выпирающими, аж жуть, ребрами… Но эти картинки были из школьной, почти по бук- варю, жизни. Потом, когда мы повзрослели, «железный занавес» вдруг заскрипел и отодвинулся. Сквозь щель сначала подуло свежим воз- духом свободы, а потом по- лезло всякое… Конечно, явились новые технологии и инвестиции. Валом пошли совместные проекты и коммюнике. Мир для нас расширился, и любая страна стала доступ- ной. Но параллельно с этим Запад вломился к нам со своей идеологией, попирая идеи панславянизма. Эту опасность мы оценили не сразу. Но, слава Богу, хоть сейчас наконец-то поняли. То, что натащили к нам с тех пор мешочники Евросо- юза, «челноки» отечествен- ной политики и всякое жу- лье, достало, сил нет! Дурь наркотическая, дурь инфор- мационная, дурь законотвор- ческая, гендерные замороч- ки — бери, немытая Россия! И брали, лезли без опаски в чужие объятия, балдея от их простоты и сочувствия: «О, рашэн! Ду ю вонт виски?» «Йес!» Ну, конечно, йес! Тем более, если на халяву, как нам казалось. Они нам — виски, мы им — выгодный контракт на вывоз кругляка. Они нам отбегавшие свой срок «Тойоты», мы им — свеженьких крабов к столу! А в это время соседи и вчерашние друзья смело шустрили возле наших гра- ниц, звали к себе американ- цев с солдатами НАТО, объ- являли вне закона братские могилы наших погибших за освобождение их террито- рий. Потом было спохвати- лись, но ахнули: не затво- ришься теперь, не запрешь калитку и пса не спустишь — Европа не поймет, от мод- ных «тусовок» откажет, из ВТО и «двадцатки» выставит и в газетах пропишет про нашу дремучесть и темно- ту. Лихорадочно стали реа- нимировать идеи русского мира и даже развесили в се- тевой паутине тему «кавказ- ского балласта» и введения виз для граждан среднеази- атских республик. Все это— ради превращения России в подобие сытой, ухоженной Швейцарии. Этим бредом особенно упивались либе- ралы. Так было еще недав- но, пока гром не грянул. И вот на месте прежнего «железного занавеса» вдруг возникли идеологические редуты, доты и «противо- российские ежи». Нас пы- таются закрыть по всему периметру, законопатить все щели, оставив разве что (для себя!) газовую да неф- тяную трубу. Отупев от русофобии и страха перед всем русским, они решили «отменить» нашу культуру. Да — на Западе жгут книги! Как при Гитлере. Великие книги ве- ликих русских писателей. И заворачивается в пепельную трубочку бывшая страни- ца со строчками Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кро- ме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». А Запад своей кочергой во- рошит корешки — чтобы горели лучше… И вот — Украина, прев- ращенная на наших глазах в шахидку. Она встряхнула нас. И мы вдруг поняли, что воюем на Донбассе со вчерашним «другом-парт- нером», этим самым кол- лективным Западом, пону- каемым дядей Сэмом. Но главное — мы поняли, что воюем с собой, с пятой или шестой по счету колонной, со своей косорукостью и своим беспамятством — кто мы, зачем и откуда? И эти вопросы только-только на- чинают нас по-настоящему беспокоить. И заставляют размышлять. И действовать! Наши далекие предки не очень-то ведали, как да- леко от края Руси-России отстоит их деревенька и как долго длятся русские зем- ли. Но и тогда они хорошо понимали, что это все — от колодца у дома до Красной площади столицы, от Сиби- ри-таежницы до гор Кавка- за — Отечество, которое им хранить-оберегать через сто- летия. Именно это единое чувство, это ощущение сво- ей Родины и помогало со- браться и выстоять в лихую годину. И теперь поможет! И потому, когда нам ска- зали — «оставьте Донбасс!», «отдайте Крым!», «вер- ните!» «подвиньтесь!», — мы объединились, гордо подняли флаги и с оружи- ем в руках встали на защиту Отечества! НЕ ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ ГЕРОЙ—ЧАЦКИЙ ИМЕНА ДОКУМЕНТЫ • • ЛУЧШЕ СТО РАЗ ОШИБИТЬСЯ, ПОВЕРИВ В БЛАГОРОДНУЮ СКАЗКУ, ЧЕМ ОТВЕРГАТЬ ВСЕ, СТАРАЯСЬ БЫТЬ УМНЕЕ СЕРДЦА... И. Ефремов. «Афанеор, дочь Ахархеллена» долгота дня: 14.22 Луна в знаке Козерога; убывает. восход: 5.09 закат: 19.31 22 апреля (9 апреля по ст. стилю), пятница В конце номера 8 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 49 - 5 0 (26489-26490) Сегодня в рубрике «Официальный отдел» публикуется Доклад Уполномоченного по правам человека в Липец- кой области за 2021 год. В номере также размещены Законы, принятые на девятой сессии областного Совета депутатов. Читайте на 9–20 стр. КОГДА ОТЪЕХАЛ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС» «ЧТО ТАКОЕ ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС?» — СПРОСИЛ ОДНАЖДЫ ВНУК, И Я СРАЗУ НЕ НАШЕЛ ЧТО ОТВЕТИТЬ. ДЛЯ МЕНЯ ЭТО СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ БЫЛО ЧЕМ-ТО ВРОДЕ ТЯЖЕЛОЙ ПОРТЬЕРЫ НА ПЫЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ. В ЕЛЕЦКОМ ТЕАТРЕ «БЕНЕФИС» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ГОРЕ ОТ УМА» ПО ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА ГРИБОЕДОВА В ПОСТАНОВКЕ РЕЖИССЕРА ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ ДЕНИСА КОЖЕВНИКОВА. Ольга Шкатова ДАТЫ ЕЖЕДНЕВНИК • Международный день Матери-Земли. • ВеликийПяток. Пра- вославная церковь вспоми- нает Святые спасительные Страсти Господа нашего Иисуса Христа; почитает память преподобномуче- ника Вадима архимандрита (376). В день Вадима люди ходили к источникам, чи- стили их со словами: «Под- земная водица, отмыкаем тебе пути вешние!» КТО-ТО НЕПРЕМЕННО СТАНЕТ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ЭТО «ПОПЕРЕК» ГРИБОЕДОВА. НО И САМОГО АВТОРА, НЕПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА С ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБОЙ, НЕЛЬЗЯ ВОСПРИНИМАТЬ ОДНОЗНАЧНО. ВОЗМОЖНО, ПОЭТОМУ ДО СИХ ПОР ПЬЕСА ВОЛНУЕТ НАС, И НЕТ ПРЯМОГООТВЕТА НИ НА ОДИН ПОСТАВЛЕННЫЙ В НЕЙ ВОПРОС Денис Кожевников Александр Косякин, обозреватель «Липецкой газеты» Чацкий и Софья в исполнении Максима Краснова и Киры Оборотовой посмотреть на эту ситуа- цию глазами и Молчалина, и Скалозуба, и Софьи. И у каждого своя правда, — объясняет режиссер. — Еще до работы над образом, перечитав пьесу, я другими глазами посмот- рела на все происходящее в ней. Потому, вероятно, что жизнь сильно поменялась со времен изучения Грибоедова в школе. Совершенно изме- нился взгляд на поступки людей. ИСофьюя понимаю и сочувствую ей. Она хочет любить и быть любимой. Это естественно в ее возрасте. Все и происходит как раз из-за любви. Она не злодей- ка. Она искала свое счастье. В жизни так же. Мы мо- жем сделать к о м у - т о очень боль- но, силь- но любя Пьесу Грибоедова на сцене «Бенефиса» Денис Кожевников поставил в жанре «История одного московского рода» ЧАЦКИЙ В ИСПОЛНЕНИИ МАКСИМА КРАСНОВА НЕ ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ ГЕРОЙ. ОН ОДИН ИЗ ТЕХ, КОГО СЕГОДНЯ НАЗВАЛИ БЫ УСПЕШНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. И КАК БУДТО ИЩЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Храм Христа Спасителя. Почтовая карточка. 1930 г. Учредители: Липецкий областной Совет депутатов, управление информационной политики Липецкой области, Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Издатель: Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303, тел. 50-17-01. E-mail: info@idlipetsk.ru Адрес в Интернете: www. lpgzt.ru Индексы: П5601, П5602, П5609. И. о. главного редактора «Липецкой газеты» Г.В. Чернышова. Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Все права защищены. При перепечатке ссылка на «ЛГ» обязательна. зам. главного редактора отдел «ЛГ» еженедельник» отдел писем и социальных проблем отдел фотоиллюстраций 50-17-23; 50-17-47, 50-17-67; 50-17-33; 50-17-15, 50-17-89. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Реклама и объявления: для частных лиц 50-17-19, для организаций: 50-17-18, 50-17-20. Отдел распространения 50-17-70. E-mail: reklama@idlipetsk.ru к — материалы на коммерческой основе Издаются и распространяются в «Липецкой газете»: — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Официальный отдел» Тел.: 50-17-12, 50-17-13. E-mail: od@idlipetsk.ru Знак информационной продукции: 12+ Время подписания в печать: по графику — 18.00; фактически — 18.00. Печать офсетная. Объем 10 п.л. Тираж 7133. Еженедельный тираж «ЛГ» 28577. Отпечатано: в типографии акционерного общества «Прайм Принт Воронеж», 394026, Воронежская область, г. Воронеж, проспект Труда, 48Л. Зак. №2239. Свободная цена. Зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области. Свидетельство ПИ№ТУ 48-00175. Адрес редакции: 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83. E-mail: lgs@idlipetsk.ru Телефон приемной Областного бюджетного учреждения «Издательский дом «Липецкая газета» 50-17-01. Телефоны редакции: ный, после встречи со своей подругой детства, и, кажет- ся, уже готов за ней поволо- читься. Но есть помеха: она вздыхает о Молчалине. — Конечно, мой Чац- кий не хрестоматийный герой. Но классика на то и классика, чтобы оставаться злободневной на все време- на. И на героев через время можно посмотреть други- ми глазами, — утверждает исполнитель роли Чацкого Максим Краснов. Страстная, но ранимая Посыл режиссера поня- тен: зритель должен увидеть частичку себя в каждом пер- сонаже, узнать свои черты и поступки. Ведь не существу- ет только хороших и только плохих людей. В каждом из нас множество проявлений характера. — Мы попытались рас- смотреть сюжет этого дра- матургического шедевра с разных позиций. Один из вариантов таков: человек, ищущий справедливости, крушит в полемическом за- доре тот дом, который его взрастил. Мы попытались

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz