Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

№ 45 (26485) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 22 Финансовая грамотность О том, чему научатся дети и как готовятся к новому предмету педагогические работники, рассказала ректор Института развития образова- ния Липецкой области Инесса Шуйкова. —Инесса Анатольевна, с како- го возраста ребята будут осваивать эту дисциплину? — С первого по девятый класс. В начальных классах элементы финансовой грамот- ности появятся в определенных разделах таких предметов, как математика и окружающий мир. С пятого по девятый класс ребя- та будут изучать этот предмет на уроках математики, обществоз- нания и географии. А старше- классники — в рамках отдельных дисциплин или во внеурочной деятельности. —Назовите наиболее актуаль- ные для детей темы уроков. — Школьникам важно объ- яснять, что такое деньги, откуда они берутся и зачем нужны. Что- бы появился личный капитал, необходимо трудиться. От того, насколько интересную и близкую по своим способностям профес- сию выбрал ребенок, зависит его успешность и будущий капитал. Также важно разъяснять детям, для чего необходим личный фи- нансовый план, как накопить и приумножить свои сбережения, как распознать фальшивку. На уроках финансовой гра- мотности школьников научат разумно распоряжаться деньга- ми, анализировать доходы и рас- ходы, заполнять простые формы и документы. Также дети узнают о безо- пасном поведении в Интернете, о различных видах мошенниче- ства. Их познакомят с базовыми правилами защиты от кибермо- шенников, разъяснят, что никому нельзя давать свою карту даже на время, делиться ПИН-кодом и кодом на обороте карты. На заня- тиях ребята получат важный для жизни запас знаний о финансах. —Готовы ли педагоги к прове- дению таких занятий? — Да, они регулярно повы- шают квалификацию в области преподавания основ финан- совой грамотности. К насто- ящему времени специалисты нашего Института разработа- ли обучающие программы для дошкольных, общеобразова- тельных и профессиональных образовательных организаций. Все программы прошли необхо- димую экспертизу. Их содержа- ние нам помогают формировать эксперты Липецкого отделения Банка России. Совместно мы проводим и образовательные мероприятия. В прошлом году, например, состоялся интенсив, на котором педагоги обсуди- ли актуальные темы и совре- менные вызовы финансового просвещения, поучаствовали в мастер-классе. Обучение завер- шилось созданием проектов де- ловых игр и работой творческих мастерских. — Как вы считаете, нужно ли взрослым контролировать траты детей или это признак недоверия? — Пока ребенок учится управлять финансами, аккурат- ное наблюдение за этим про- цессом необходимо. Главное, чтобы контроль не превратился в слежку. —Какую сумму стоит выдавать ребенку на карманные расходы? — Ее размер в первую оче- редь зависит от доходов и рас- ходов семьи. Разумно поинтере- соваться у родителей товарищей ребенка, сколько в среднем те выдают своим детям денег. Важ- но соблюсти баланс, чтобы сын или дочь не чувствовали себя обделенными, но и не выглядели неуместно богатыми на фоне сверстников. — Если родители берут кре- диты на предметы роскоши, а по- том долгое время живут в режиме жесткой экономии, смогут ли они привить ребенку разумное отноше- ние к деньгам? — Дети всегда смотрят на родителей, и взрослым важно взвешенно относиться к сво- им тратам. Нужно вести учет доходов и расходов, не тратить больше, чем зарабатываете, иметь финансовую подушку безопасности. Важно изучать полезную информацию — это можно сделать на портале «Мои финансы» — и применять ее в реальной жизни. —Какие проекты в этой сфере сейчас реализуются Институтом развития образования? — Региональный центр финансовой грамотности, ко- торый создан при Институте, является координатором ме- роприятий по повышению фи- нансовой грамотности населе- ния. Многие из них проводятся совместно с партнерами. Од- ним из самых популярных стал проект Банка России «ДОЛ- игра», который проходит в дет- ских садах, школах, оздорови- тельных лагерях. Институт развития образо- вания также стал площадкой для проведения ряда олимпиад: «Финатлон для старшеклассни- ков», «Высшая проба» по на- правлениям «Основы бизнеса» и «Финансовая грамотность». Мы оказываем поддержку в участии липецких школьников в Международной олимпиаде по финансовой безопасности. Центр «Стратегия», структурное подразделение Института раз- вития образования — базовая площадка в развитии компе- тенции «Предпринимательство» для молодежи. На базе детского технопарка «Кванториум» ра- ботает Школа юного предпри- нимателя. Интересен совместный проект с Липецким филиалом финансового университета при Правительстве РФ по подготов- ки консультантов для работы с взрослым населением. В проведе- нии ряда мероприятий, лекций, вебинаров нас поддерживает ПАО Сбербанк. —Расскажите о мероприятиях, которые организует вашИнститут для взрослых людей. — Во взаимодействии с об- ластным управлением социаль- ной политики ведутся занятия по финансовой безопасности для возрастных групп. Самым мас- штабным проектом для жителей региона оказался онлайн-зачет, который мы провели совместно с Липецким отделением Банка России и Научно-исследова- тельским финансовым инсти- тутом Министерства финансов. Его участниками стали более 16 тысяч жителей Липецкой об- ласти. Зачет показал, что лип- чане на достойном уровне вла- деют информацией по темам кибермошенничества и финан- совых сервисов. А вот, например, полное тело кредита вычислить затрудняются, хотя это школь- ный вопрос вычисления слож- ных процентов. —Какая работа по повышению финансовой грамотности жителей региона намечена в этом году? — Запланирован ряд инте- ресных мероприятий, конкур- сов и олимпиад для школьников и студентов. В учебных заведе- ниях мы хотим открыть «Угол- ки финансовой грамотности». Это такая локация, где можно обратиться к электронным ре- сурсам, поиграть в финансовые игры. Для педагогов будет прове- ден проектно-образовательный интенсив «Финансовая грамот- ность в образовании Липец- кой области-2022». Ну а всех желающих традиционно ждем на Неделе финансовой грамот- ности Липецкой области и Дне финансового здоровья. Фото из архива Института развития образования Со следующего учебного года уроки финансовой грамотности в липецких школах станут обязательными. Осваивать навыки управления доходами и расходами нужно с детства, считают эксперты. Марина Полякова УПРАВЛЯТЬ ДЕНЬГАМИ С РАННИХ ЛЕТ Инесса Шуйкова С шести лет дети могут пользоваться банковскими картами, которые привязаны к банковскому счету мамы и папы. Родителям рекомендуется сразу установить, какую сумму ребенок может потратить в день, какие операции будут доступны, просле- дить, сколько потрачено. Сделать это удобно в мобильном приложении и в онлайн-банке или подключить на номер своего телефона СМС-уведомления о каждой операции. Узнать уровень своей финансовой грамотности можно пройдя тест по QR-коду Подростки активно пользуются банковскими картами, совершают безналичные операции, поэтому нужно вовремя поделиться с ними базовыми правилами защиты от кибермошенников. Финансовый квест в финуниверситете

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz