Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Была еще одна версия: назва- ние образовано из имен детей разработчиков: Наталья, Ирина, Вадим и Андрей. Постоянный полный При обсуждении концепции машины было много споров. Первое время возобладала точка зрения, что нужен традиционный открытый утилитарный джип. Много споров вызвало размеще- ние запаски под капотом. Витоге в работу пошел закрытый и бо- лее технически сложный автомо- биль, хотя на тот момент он был менее проработан, чем вариант с открытым верхом. Помимо закрытого несуще- го кузова и дисковых тормозов, необычным для машин этого класса был постоянный полный привод с межосевым дифферен- циалом. Такая схема, подсмот- ренная у внедорожника Range Rover, давала очевидные плюсы. Во-первых, машина сразу готова к преодолению бездорожья. Не надо орудовать рычагами, вы- лезать наружу, чтобы заблоки- ровать муфты передних колес. Во-вторых, она позволяла улуч- шить управляемость и устойчи- вость короткобазной машины. Обратной стороной были расход топлива и уровень шума. Ради унификации коробки передач с легковыми моделями раздатку поставили отдельно и соединили промежуточным валом, который стал главным источником вибра- ции и шумов. Нахальный внедорожник «Нива» оснащалась самым мощным и объемным на тот момент мотором вазовского се- мейства (1,6 л, 75 л. с.), в то же время по величине крутящего момента на малых оборотах она уступала почти всем конкурен- там в классе. Испытатель Вадим Котляров вспоминал, что маши- на оказалась «нахальной» благо- даря тому, что вторая понижен- ная обеспечивала хорошую тягу вместе с приличной динамикой. Это выручало автомобиль в экс- тремальных ситуациях. На поли- гонных испытаниях «Нива» бра- ла препятствия ходом и обходила даже Land Rover и УАЗ. В конце 1977 года опытно- промышленная партия из 50 ав- томобилей была передана для тестовой эксплуатации в различ- ные учреждения и организации СССР. Серийная «Нива» сошла с конвейера 5 апреля 1977 года. Уже через год после начала серийного производства «Нивы» сталиотправлять на экспорт. Этот внедорожник официально про- давался более чем в ста странах мира, включаяКанаду, Япониюи Австралию. ВЕгипте, Греции, Эк- вадоре, Бразилии,Панаме иЧили была налажена сборка «Нив». На войне и в автоспорте Практически сразу после гражданского автомобиля по заказу военных началась разра- ботка амфибийной версии ма- шины с индексом 2122, которая получила название «Река». Как «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 13 /04/ 22 И стория «Нивы» нача- лась практически сразу после появления авто- завода в Тольятти. В 1970 году председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, по- сещая ВАЗ, заметил, что «для горожан сделали комфорта- бельный автомобиль, нужно и для сельчан сделать такой же комфортабельный автомобиль повышенной проходимости». На следующий год пожелание главы правительства начали во- площать в жизнь. «Крокодило- муравей» При разработке конструкции изучались различные решения, опробованные на иностран- ных внедорожниках. Первый экспериментальный образец был собран в апреле 1972 года. Несущий кузов был предельно простым, с брезентовым тентом. Второй образец был окрашен в зеленый цвет и потому получил прозвище «крокодил». Сначала появилась микро- литражка 1101, метко окре- щенная «Чебурашкой». И тут же следом появляется нечто большое, зеленое и щелясто-зу- бастое — ну чем не «крокодил»? Кличка была настолько удач- ной, что прилипла намертво на все время работы с машиной. Ради секретности прототипы несли вымышленные эмблемы в виде красно-белого мальтий- ского креста и латинской над- писью сзади Formika, то есть «муравей». Рисующий «Ниву» Эмблему рисовал молодой дизайнер Валерий Семушкин, автор будущей внешности «Нивы». Хотя Семушкин был молод, но 17 лет жизни в сибир- ской деревне стали неплохим подспорьем. Он вспоминал, что слы- шал от генерального директора Виктора Полякова: сельскому труженику необходим такой автомобиль, на котором мож- но не только ездить по селу, но и приехать в театр. Авторству Семушкина принадлежит и на- звание «Нива», оно появилось на эскизах еще в начале 1970-х. 5 апреля 1 977 года с конвейера Волжского завода сошла первая «Нива». Ставшая легендой, машина выпускается до сих пор. Какие качества обеспечили автомобилю долголетие, кто придумал имя и как советский внедорожник покорял «Дакар» — читайте в этом материале. Ретроспектива 21 Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов С «НИВОЙ» У ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЖИПОВ ОТКРЫЛСЯ НОВЫЙ ТАЛАНТ — «ДИНАМИЧЕСКОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ УЧАСТКОВ БЕЗДОРОЖЬЯ Вадим Котляров «НИВА» ОСТАЕТСЯ НА КОНВЕЙЕРЕ Страница подготовлена в рамках совместного проекта газеты «Известия» и «Липецкой газеты» Первенство РСФСР. 1987 г. отмечает Дмитрий Федоров, к середине 80-х годов эта модель уже практически была готова к серийному выпуску, и в 1985 году госкомиссия рекомендова- ла этот автомобиль-амфибию к производству. Однако начавша- яся перестройка и последующее сокращение финансирования оборонной отрасли поставили крест на этой модификации. Тем не менее «Нивы» успели побы- вать на полях брани: внедорож- ники использовались подразде- лениями КГБ в Афганистане. Отметилась «Нива» и в ав- тоспорте. Так, в 1981 году совет- ский внедорожник занял третье место в марафоне «Париж–Да- кар», а еще через год поднялся на «серебряную» ступень подиума. Этот успех гоночная «Нива» за- крепила и в 1983 году, также за- няв второе место в легендарном ралли-рейде. В прошлом году воссозданный швейцарскими энтузиастами при поддержке Ав- тоВАЗа внедорожник 1984 года выпуска снова принял участие в автомарафоне в зачете классиче- ских автомобилей Dakar Classic. Без дефицита По словам автомобильного историка Дмитрия Федорова, в отличие от других моделей автомобилей, «Ниву» в СССР можно было приобрести без длительного ожидания. Это объяснялось высокой стоимо- стью машины. «Я помню, как мой отец просто пришел в магазин «Ав- томобили» и купил «Ниву». В 1979 году она стоила около 10,4 тысячи рублей, в то время как за «ВАЗ-2105» просили почти на 2 тысячи рублей меньше. Из лег- ковых машин дороже «Нивы» была только «Волга», — поде- лился своими воспоминаниями Дмитрий Федоров. Одним из известных евро- пейских покупателей «Нивы» в 2020 году стал младший брат Михаэля Шумахера — Ральф. По словам экс-пилота F1, рус- ский внедорожник он планиро- вал использовать для поездок в загородный коттедж, а также для буксировки прицепа с вином с собственной винодельни. В 1993 году с конвейера заво- да в Тольятти сошла юбилейная, миллионная «Нива». В этом же году автомобиль претерпел пер- вый рестайлинг —машина полу- чила обновленную светотехнику и салон, а также 1,7-литровый мотор мощностью 79 л. с. Пять дверей и подушка сбоку Через год началось мелкосе- рийное производство удлинен- ной трехдверной версии «ВАЗ- 2129», а в 1995 году на конвейере появилась пятидверная модифи- кация «ВАЗ-2131». В конце 2019 года «Ниву» начали оснащать единствен- ной подушкой безопасности. Причем не фронтальной, а боковой (она вшита в спинку водительского кресла). Столь странное решение связно с ра- ботой системы ЭРА-ГЛОНАСС. Чтобы система могла в автома- тическом режиме подать сигнал SOS, должна сработать хотя бы одна подушка безопасности. Установить ее в ступицу руля или переднюю панель не позволяла архаичная конструкция авто- мобиля. Поэтому было решено ограничиться одной боковой подушкой безопасности. Фото АвтоВАЗ За 45 лет внешний вид «Нивы» мало изменился

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz