Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
мы, где мы сможем подпи- тываться положительными эмоциями, тогда и молодежь будет оставаться в школе. Уверена, что и педагоги с большим опытом работы не в меньшей степени нужда- ются в такой поддержке, — заключила учитель истории и обществознания елецкой школы № 1 имени М.М. Пришвина, лауреат кон- курса «Учитель года Липец- кой области — 2021» Лидия Полосина, возглавляющая Ассоциацию молодых педа- гогов Липецкой области. «Антистресс» в помощь На площадке форума ра- ботала психологическая ма- стерская «Антистресс», ор- ганизованная сотрудниками Центра развития семейных форм устройства, социа- лизации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ». Специ- алисты рассказали о методах арт-терапии в преодолении «синдрома эмоционального выгорания», проконсульти- ровали педагогов в области детско-родительских отно- шений. —Постоянная модерни- зация образовательной си- стемы, большая наполнен- ность классов и дошкольных групп, непростые взаимо- отношения с родителями обучающихся, коллективом, низкий уровень мотивации к обучению у школьников, нехватка времени — вот основные факторы психоло- гического дискомфорта учи- теля, — отметила директор центра «СемьЯ», главный внештатный психолог систе- мы образования Липецкой области Оксана Драганова. — Поэтому для педагогов как с большим стажем рабо- ты, так и для начинающих специалистов необходимо знать приемы, как сохранить психологическое здоровье в непростых профессиональ- ных условиях. Психологи советуют Работа по профилакти- ке профессионального вы- горания строится на трех КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ На проекте «Возраст вы- бора» родителям липецких школьников объяснят, как помочь детям определить- ся с будущей профессией. Мамам и папам специ- алисты расскажут, какие неэффективные и опас- ные стратегии часто вы- бирают родители, когда хотят помочь, ответят на вопросы, волнующие родителей старшеклас- сников. Проект — курс бес- платных обучающих ма- териалов для родителей подростков, находящих- ся в ситуации самоопре- деления и выбора своего будущего и профессии в том числе. Его мис- сия — помочь родителям разобраться, что влияет на выбор профессии, позна- комиться с доступными и эффективными инстру- ментами и техниками, по- могающими ребенку сде- лать выбор. Узнать о проекте более подробно, а также записаться на курсы можно по ссылке: ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ГРАНТЫ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ Пять некоммерческих организаций Липецкой области выиграли гран- ты Президентского фонда культурных инициатив. Свыше 2,5 миллиона рублей получит обще- ственная организация «Археологические иссле- дования» на проект «Лица России», цель которого — спасение деревянных на- личников домов. Более 1,9 миллиона выделено общественной организации «Параллели» на создание инклюзивной арт-студии. Авторыпроекта хотят научить детей с нару- шением слуха жестовому пению, чтобы раздвинуть границыобщения ипомочь им интегрироваться в об- щество с помощью искус- ства. Кроме того, они созда- дут ВИА «Не предел», где смогут играть и петь люди с инвалидностью по зрению и слуху, люди с ментальны- ми нарушениями. Газ ета «Задонская правда» получит около по- лутора миллионов рублей на обустройство забро- шенных захоронений. Культурной организа- ции «Библиотека» Дины Кюнбергер выделено око- ло миллиона рублей на проведение фестиваля те- атральных читок и около полумиллиона — неком- мерческой организации «Со-общество» на фести- валь творчества пожилых людей. НАШ СЛОГАН ДЛЯ «БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ» Слоган «Думай о бу- дущем — создавай насто- ящее», придуманный уче- ником 10 класса гимназии №64 города Липецка Ни- колаем Лошкаревым побе- дил в конкурсе слоганов для сообщества «Большая пере- мена». Наградой липчанину станет путешествие вСанкт- Петербург. Николай Лошкарев — член региональной коман- ды конкурса «Большая перемена», финалист прошлого года, один из победителей Всероссий- ского конкурса медиа- проектов «МедиаБум», конкурса эссе «ПостЭпи- демия», участник «Шоу талантов» на «Артек-аре- не» и исполнитель главной роли в новогоднем квар- тирнике «Большой пере- мены». Цель конкурса Все- российского конкурса школьников и студентов «Большая перемена» — помощь учащимся рас- крыть те способности, которые не попадают в традиционную систему обучения в школе и соот- ветствующие предметные олимпиады. «Большая перемена»— конкурс для тех, кто го- тов меняться и менять мир, конкурс, где каж- дый находит направление по себе: журналистику, спорт, экологию, твор- чество, волонтерство и многое другое. уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенче- ском. На эмоциональном уровне способны помочь самые простые вещи. Пси- хологи советуют создавать себе праздники (рисовать, надувать шары, украшать стены), радоваться мело- чам — распускающимся почкам, пробегающим ка- пелькам на стекле, мигаю- щему светофору. На когнитивном уровне важно формировать пози- тивное мышление. В этом помогают книги не по пред- мету под уютным пледом или любимая газета. На поведенческом уров- не доступны дыхательная гимнастика, психокине- зиологические упражне- ния, например, «Лимон- чики». Сядьте удобно: руки свободно положите на ко- лени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. За- помните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражне- ние. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упраж- нение одновременно дву- мя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Это простое упражне- ние вполне может войти в копилку способов заботы о себе человека любой про- фессии. Фото Сергея Кожевникова Е го организовал ре- сурсный центр регио- нального отделения Российского движения школьников Центра допол- нительного образования Ли- пецкой области на средства гранта Всероссийского кон- курса молодежных проектов в рамках образовательного форума «Территория смыс- лов». Заряд энтузиазма для работы — После пандемии я заметила, что мне теперь приходится прикладывать больше сил для того, что- бы выполнять привычную работу. О том же рассказа- ли и коллеги на одном из совещаний. Так родилась идея — вместе собраться где-нибудь в неформальной обстановке, чтобы пооб- щаться друг с другом, полу- чить новые эмоции, заряд бодрости и энтузиазма для работы, — поделилась автор проекта «Региональный фо- рум педагогов», сотрудник ресурсного центра регио- нального отделения Россий- ского движения школьников Центра дополнительного образования Липецкой об- ласти Диана Пожидаева. — Проблема эмоционального выгорания не нова. Педа- гоги трудятся в той сфере, где взаимодействие идет по схеме «человек — человек», и эмоциональное выгорание неизбежно. Оно не зависит от опыта и времени работы. В воспитательной системе задействованы не только педагоги, а еще и дети, и родители. Важно к каждо- му находить свой подход и оставаться на творческом подъеме. Мы ставили зада- чу — вдохновить коллег на новые идеи. Своим опытом с колле- гами поделился заместитель директора Воронежского областного молодежного центра, председатель регио- нального отделения РДШ Воронежской области Денис Припольцев. — Сегодня многие на- ходятся в тревожном со- стоянии и не только из-за пандемии. Но уверен, что у людей всегда должна быть надежда на лучшее. И стремление педагогов, кури- рующих Российское движе- ние школьников, собраться вместе доказывает, что наше будущее связано с детьми, их развитием, перспектива- ми, возможностью их само- реализации, — отметил он. Очень важная проблема На форум приехали в основном школьные учи- теля, курирующие воспита- тельную работу. — Каждое поколение детей требует новшеств, и нам приходится постоянно работать над собой. На это уходит немало времени и сил. Но мне кажется, педаго- ги привыкли к этой нагруз- ке. Чем старше и опытнее мы становимся, тем больше познаем и отдаем. Поэтому проблема профессиональ- ного выгорания возникает неизбежно, и профилактика нужна, — считает Екатерина Окорокова из школы села Лавы Елецкого района. СЕкатеринойЮрьевной согласна учитель начальных классов Галина Самохина из села Каменское Елец- кого района. Она работает в школе без малого 30 лет, пробовала себя в качестве вожатой, педагога группы продленного дня и группы кратковременного пребы- вания, занималась краеве- дением, замещала учителей биологии и изобразительно- го искусства. Сегодня Гали- на Александровна не только преподает и организует ме- роприятия, но и возглавляет школьный музей. — Тема форума важная, потому что наступает такой момент, когда учитель пони- мает, что работы слишком много, и нужно правильно расставить приоритеты. Но лично я, как пришла вшколу 30 лет назад с горящими гла- зами, так и сейчас каждый день хожу на работу с радо- стью. Наверное, потому что 08 / 04/ 22 ПЕДАГОГИ УЧИЛИСЬ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» Общество 5 РАБОТА УЧИТЕЛЕЙ СВЯЗАНА С ГИПОДИНАМИЕЙ, ПОВЫШЕННОЙ НАГРУЗКОЙ НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ, СЛУХОВОЙ КАНАЛЫ И ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ. НЕОБХОДИМОСТЬ БЫТЬ ВСЕ ВРЕМЯ В ФОРМЕ, ОТСУТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗРЯДКИ — ПРИ ТАКОЙ РАБОТЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ УРОВЕНЬ НАПРЯЖЕННОСТИ НАКАПЛИВАЕТСЯ Оксана Драганова ЛИПЕЦКИХ ЛИТЕРАТОРОВ ЧИТАЮТ В США Стихи 16 поэтов Липец- кой области опубликовал в мартовском номере аме- риканский журнал «Сова», выходящий в Атланте. Как сообщил руково- дитель союза писателей «Воинского содружества» Валентин Баюканский, в 2021 году, по инициативе их писательской органи- зации был издан сборник «На что похожа Любовь?». Эта книга настолько впе- чатлила зарубежных рус- скоязычных читателей, что американский журнал «Сова» посвятил этому сборнику два номера. Американцы позна- комились с произведения- ми поэтов Липецка, Лебе- дяни, Данкова. Не забыты и прозаики. В апрельском номере, который выйдет на днях в печать, представ- лены произведения трех авторов: Валентина Баю- канского (Липецк), Алек- сандра Колесника (Тербу- ны) и Галины Шеламовой (Елец). Руководитель мест- ной литературной студии «Краски жизни» Алена Кофман публикует произ- ведения россиян уже не первый раз. В 2021 году в Атланте вышла подборка стихов, посвященных по- беде советского народа в Великой Отечественной войне, в которую вошли стихи липчан Александра Андреенко и Олега Смир- нова. НА БАЗЕ ОТДЫХА «БРИГАНТИНА» ВПЕРВЫЕ ПРОШЕЛ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ФОРУМ, НА КОТОРОМ ПЕДАГОГОВ УЧИЛИ ПРИЕМАМ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Ольга Шкатова Многие педагоги сошлись во мнении: чтобы не «сгореть» на работе, надо ее любить и постоянно учиться самому мир меняется, дети меняют- ся, мы вынужденыменяться, и на выгорание времени не остается. Хочется постоянно учиться чему-то новому, — призналась учитель русского языка и литературы липец- кой гимназии № 64 имени В. А. Котельникова Лариса Потапова. Это нужно и молодым, и ветеранам Учитель Диана Чапае- ва из школы села Тростное Становлянского района преподает математику пять с половиной лет. — Статистика показыва- ет, что молодые специалисты нередко уходят из школыпо- сле первых трех лет работы. Именно им нужна разгрузка, возможность отвлекаться на что-то другое, выплескивать энергию, которая копится. Для этого очень подходит творчество. И РДШ, кстати, хорошо помогает направить свою энергию в правильное русло. Мне, к счастью, уда- лось преодолеть опасный трехлетний рубеж, — поде- лилась Диана Муратовна. — Когда молодой учи- тель приходит в школу, он горит желанием работать, творить. К сожалению, я это могу и по себе сказать, по- том часто случается так, что педагог начинает замечать, что что-то в его работе «про- седает». В этот момент ему важно помочь, чтобы он не перегорел и не разочаровал- ся в профессии. Если будут проводиться такие фору- ПОСТОЯННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, БОЛЬШАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ КЛАССОВ И ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП, НЕПРОСТЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КОЛЛЕКТИВОМ, НИЗКИЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ, НЕХВАТКА ВРЕМЕНИ — ВОТ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА УЧИТЕЛЯ. ВАЖНО ПОЗИТИВНО МЫСЛИТЬ И ВСЕГДА НАДЕЯТЬСЯ НА ЛУЧШЕЕ Третья стадия — собственно личностное выгорание. Оно наступает в промежутке от 10 до 20 лет работы и характеризуется полной потерей интереса к своему делу и жизни вообще, эмоциональным безразличием, ощущением постоянного отсутствия сил. На этой стадии гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. ТРИ СТАДИИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ: Первая проявляется на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывчивость, провалы в памяти, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий. Обычно на эти первоначальные симптомы, которые формируются в течение трех–пяти лет, мало кто обращает внимание. На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, в том числе и дома, с друзьями. Не хочется видеть школьников, в четверг ощущение, что уже пятница. Появляются и устойчивые соматические симптомы: нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый» сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний. Наблюдается повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не наблюдал. Такие состояния педагог может испытывать в период работы от пяти до 15 лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz