Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

— Начав работать над диссертацией, натолкнулась на учебник Сергея Никифо- ровича Василенко. Он стал родоначальником кафедры инструментовки в 1932 году и проработал на ней до по- следних своих дней. Изучая его биографию и творчество, я поняла, что масштабная фигура Василенко до конца у нас не изучена. Прочитала его «Воспоминания». Вели- колепный образный стиль, яркий литературный почерк. Композитор, дирижер, пе- дагог… И как он только все успевал? Оставил огромное наследие, большинство из ко- торого только еще предстоит изучить. Когда продал наследство, доставшееся от родителей, то использовал эти средства на «Исторические концерты» для популяризации музыки, в том числе и для малообес- печенных слушателей, за что его не раз упрекал известный композитор Николай Рим- ский-Корсаков, справедливо утверждая, что такой благо- творительностью должно заниматься государство, а не частное лицо. Еще один штрих к портрету. СергейНи- кифорович владел в Москве доходными домами, позже жил в Брюсовом переулке, дом 7, где сегодня установле- на памятная доска в его честь. Так вот. По воспоминаниям очевидцев, каждый раз, про- ходя мимо, он снимал шля- пу и крестился, отдавая дань родному крову. Студенты и сейчас обуча- ются дирижированию хорами на его Кантате о Граде Ки- теже. Недавно я прослуша- ла в записи его Концерт для балалайки с симфоническим оркестром. Такие приемы в то время были революционны, сейчас ими пользуется Алек- сандр Чайковский и другие композиторы. Анжелика Комиссаренко, доцент кафедры сочинения МГК имени П.И. Чайковского, член Союза композиторов РФ 3 0 марта отмечается 1 5 0 лет со дня рождения выдающегося русского и советского композитора, нашего земляка Сергея Никифоровича Василенко. Его детские годы и юность прошли в селе Царевка Долгоруковского района, в имении отца. Татьяна Щеглова ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Ретроспектива 28 № 38 (26478) СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ — Русскую музыкальную культуру украшают имена композиторов Николая Рослав- ца, Арама Хачатуряна, ученых— специалистов по инструменто- ведению Юрия Фортунатова, Дмитрия Рогаль-Левицкого, и все они — ученики Сергея Ва- силенко. В консерватории он преподавал композицию, вел оркестровые классы и инстру- ментовку. Создавал оперы и ба- леты, сочинения для оркестра, вокальные и камерные сочине- ния, десять лет вел «Историче- ские концерты». Феномен публичных кон- цертов возник в середине XIX века в Европе, Антон Рубин- штейн вМоскве иСанкт-Петер- бурге дал серию фортепианных концертов, а Василенко в свои «Исторические концерты» при- влекалширокий круг артистов и симфонический оркестр, устра- ивал публичные лекции. Это в значительной степени расшири- ло жанровую палитру исполня- емой музыки. Концерты стали доступны для всех, кто хотел их посетить. Они продолжились в Сокольниках, и даже Сергей Прокофьев там выступал. Сергей Никифорович лю- бил обращаться к восточной му- зыке. В Узбекистане он стал ро- доначальником национальной оперы. Насколько это востре- бовано сейчас, не знаю, спро- шу при ближайших контактах у своих коллег из этой респуб- лики. Одноголосие их музыки противоречит полифоничности европейской и русской музыки, насколько удержались заложен- ные нашим композитором тра- диции— время покажет. Востребовано ли наследие Сергея Никифоровича сейчас? В музыке, в отличие от науки, нет понятия «теория прогресса». Главное — настоящее это ис- кусство или нет. Ценно то, что с мастерством и душой сделано. Михаила Ипполитова-Иванова или Александра Гречанинова даже не все музыканты сейчас слушают, но это не говорит о том, что это плохие компози- торы. Чем больше будет звучать настоящей музыки, тем лучше. Искусство Василенко — насто- ящее. Наверняка найдутся же- лающие сыграть его музыку и ее послушать. Константин Зенкин, проректор МГК по научной работе, доктор искусствоведения, профессор Липецкий Дом музыки с целью возрождения этого не- заслуженно забытого имени и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив создал сайт vasilenko-legend.ru, провел выездные выставки на разных площадках и мастер- классы для одаренных детей области с педагогами Централь- ной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, готовит к выходу документальный фильм о твор- честве композитора. Сегодня в Липецке состоится большая конференция, посвященная творческому наследию Сергея Василенко. Сергей Никифорович в 1902 году окончил Московскую госу- дарственную консерваторию с отличием, получив золотую ме- даль, преподавал там более 30 лет. Съемочная группа фильма, в которую вошла и я, как пред- ставитель Дома музыки, встре- тилась с преподавателями Мо- сковской консерватории, чтобы услышать их мнение о творче- стве Сергея Василенко и о том, насколько сегодня востребовано его музыкальное наследие. Фото Анатолия Гончарова —Мой отец, композитор, ученик Василенко, писал в своих воспоминаниях, что три имени оставили след в его музыкальной судьбе — это Танеев, Ипполитов-Иванов и Василенко. Многое еще не распозна- но в наследии Сергея Ники- форовича. Но все созданное им — это, безусловно, созда- ние мастера. Одна из причин, почему его искусство не про- двинулось до внуков, на мой взгляд, состоит в том, что он не был реформатором. Есть произведения, которые пред- вещают музыкальную эпоху XX–XXI веков, неокласси- цизм как целую систему. На «Исторических кон- цертах» Василенко были за- действованы самые лучшие музыканты и дирижеры, он сам дирижировал и в этом качестве ценился весьма высоко. Круг его интересов и знакомств был очень об- ширен. Достаточно сказать, что среди его друзей-худож- ников, которые поддержали эту идею, —Михаил Врубель, Михаил Нестеров, братья Васнецовы. Судьба его необычна. Свой среди чужих, чужой сре- ди своих. Многие считали его конформистом, он раздражал композиторов-песенников в эпоху «омассовления» музы- ки. Был арестован в 1917 году и недолго, но сидел в «Бутыр- ках», а в 1947 году получил Сталинскую премию первой степени. Мой отец был белым офицером и тоже хорошим композитором, но ему не дали дальше ходу. Возмож- но, в той же причине кроет- ся объяснение того, почему Сергей Василенко, хотя и старался не говорить о своем дворянском происхождении, был надолго забыт. Всеволод Задерацкий, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств России

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz