Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Ретроспектива 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 29 /03/ 22 «Я КОМПОЗИТОР, А НЕ ПОМЕЩИК» В ЦАРЁВКЕ ПРОШЛИ ВСЕ ГОДЫМОЕЙ ЮНОСТИ. С САМОГО РАННЕГО ДЕТСТВА Я НАХОДИЛСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРИРОДЫ: ТОЛЬКО ПРИРОДА СПОСОБСТВОВАЛА ОБРАЗОВАНИЮМОЕГО ХАРАКТЕРА, А ПОЗДНЕЕ — ПРОЯВЛЕНИЮМОИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Сергей Василенко Завтра, 3 0 марта, исполняется 1 5 0 лет со дня рождения Сергея Никифоровича Василенко — композитора, дирижера и педагога, доктора искусствоведения, народного артиста РСФСР, народного артиста Узбекской ССР, лауреата Сталинской премии. Многие годы его жизни связаны с нашим краем. С 1 99 2 года его имя носит детская школа искусств в селе Долгоруково. Ходит легенда, что Василенко, покинувший свое имение после революции 1917 года, возвращался в Царёвку тайно уже будучи в почтенном возрасте. Переодевшись в крестьянскую одежду, он с трудом, но пришел к своим с детства знакомым тропам, родникам, к своей духовной Родине. Творческое наследие Сергея Василенко огромно: шесть опер, балеты, симфонии и концерты, сюиты и вариации, пьесы, вальсы, романсы, музыка к кинофильмам. Он написал учебное пособие для консерваторий «Инструментовка для симфонического оркестра» в двух томах, «Страницы воспоминаний», ряд статей. Строки из «Воспомина- ний» Василенко: «Я родился в Москве 30 марта 1872 года. Отец мой, Никифор Ива- нович, по национальности украинец из города Город- ня Черниговской губер- нии происходил из дворян. Мать, Прасковья Алексе- евна, была родом из Петер- бурга — очень образованная и добрая женщина. Я ро- дился четвертым ребенком много лет спустя после моих сестер. Нас, детей, было четверо — три сестры и я. Семья наша была дружная. Родители не жалели денег на образование детей. Се- стры, Вера, Мария и Ольга, окончили один из лучших пансионов Москвы, брали уроки музыки, живописи, пения». Сережа, младший в се- мье, был общим любимцем и баловнем. В доме царила атмосфера любви и заботы. Никифор Иванович непло- хо играл на скрипке, сестры были хорошими пианистка- ми, замечательно пели. Культ классической музыки в этой семье был непрере- каем. Василенко с удоволь- ствием принимали гостей, среди которых были извест- ные художники, писатели, артисты. Много говорили об искусстве. Поездка в Царёвку — праздник Когда Сергею было 11 лет, отец приобрел имение в сельце Царёвка в Елецком уезде Орловской губернии (сегодня Долгоруковский район), ранее принадлежав- шее поручику Павлу Матве- евичу Муравьеву. Спустя десятилетия в своих «Воспоминани- ях» он напишет: «Радост- ными праздниками были для меня поездки в наше Орловское имение Царёв- ку…» Сюда он приезжал с матерью в конце мая и оставался до осени. По- дробно описывает, как на лошадях ехали от Ельца. С восторгом говорит о полях ароматной ржи, дышащей медом гречихе. О журча- нии в оврагах ручьев, кри- ках коростелей. О том, как осторожно спускались к мельничной плотине, где таинственно поблескивала заснувшая река. Отец начал обучать Сергея верховой езде с пя- тилетнего возраста и через несколько лет тот прекрас- но держался в седле и не боялся самых диких лоша- дей. Ко времени прожива- ния в Царёвке Сергей уже был искусным наездником, имел собственных лошадей и сам за ними ухаживал. С сельскими мальчишками объезжал поля, часто ночью: «…лунный свет ложился косыми полосами — мы не- слись по оврагу среди тем- ных росистых кустов, и ка- залось, что несешься вдоль пропастей и индийских джунглей…». Сергей особенно лю- бил пору уборки хлебов, когда с рассветом тянулись в усадьбу бесконечные под- воды со снопами. «Отец дал мне поручение записывать их — мне поставили стол и стул около дерева, а я уже сам прикрепил неизвестно для чего красный флаг и звонок. Ряд подвод пред- ставлялся мне длинным то- варным поездом, и я — на- чальником станции». Ца р ё в с ко е име ни е благодаря усилиям Ники- фора Ивановича было по- ставлено на первое место в Елецком уезде. Грамотный подход к земледелию и жи- вотноводству, вниматель- ный учет, хорошие отноше- ния с крестьянами, забота о них, строительство шко- лы в Жерновном (соседнее крупное село) — все это ха- рактеризовало барина как хорошего хозяина. Управ- ляющим в то время был во- ронежский мещанин Сергей Иванович Волков. Не имея специального образова- ния, он был талантливым агрономом, животноводом и тонким политиком в от- ношении с крестьянами. Строки из «Воспоминаний»: «…Вместе с тем, более хит- рого жулика нельзя было себе представить: он никогда не попадался. Отец говорил мне: «Конечно досадно, что Сергей Иванович кра- дет, но он делает это в таком небольшом количестве, и в то же время так искусен во всех сельскохозяйственных делах, что не стоит обращать на это внимание». Сергей с друзьями и его сестра Вера совершали да- лекие прогулки, иногда бо- лее трехсот верст (одна вер- ста — 1,0668 километра). К седлам пристраивали кожа- ные сумы с продовольстви- ем, лекарствами, надувны- ми подушками, одеялами. Останавливались в деревнях и селах у крестьян, а порой и в поле или перелеске, разво- дили костер, жарили на нем мясо… «Я до сих пор помню волшебное очарование этих ночей, особенно когда све- тила яркая луна… Тишина, только хрустели лошади, жуя траву. Далеко в болоте, стонала выпь, и над нами бесшумно реяли летучие мыши…». Тогда, в этих поездках, Сергей впервые начал со- бирать русские народные песни, которые им охотно пели крестьяне в деревнях. Записывал мелодии, услы- шанные от нищих у стен мо- настыря Тихона Задонского. Не было бы дифтерита... Маленького Сергея по обычаям дворянских семей с детства пытались обучать игре на фортепиано, но из этого ничего не вышло. Бо- лее того, став воспитанни- ком детского сада, он гордо заявил: «Теперь я — «гим- назист» и не хочу учиться музыке». Осенью 1882 года Сер- гей поступил в одну из луч- ших гимназий Москвы — Креймана. Если до этого мальчик рос застенчивым, диким, достаточно хилым и избалованным, то через пару месяцев обучения его было не узнать. Режим, дис- циплина заметно изменили его, говоря современным языком, социально адапти- ровали. Учился старатель- но, добивался успехов во многих дисциплинах. Лишь математика была «тяжким кошмаром». Улучшить си- туацию не помогали даже репетиторы. Являясь натурой увле- кающейся, Сергей перио- дически углублялся в те или иные науки. Отец всячески поощрял увлечения сына и покупал для этого нужные книги, приборы, даже вы- писывал их из-за границы. Сначала это была химия. Но ее постижения ограни- чивались изготовлением фейерверков, маленьких ракет, огненных колес, фу- гасных ящичков. Углубляясь в химию, Сергей с другом однажды чуть не сжег свою квартиру. Затем интерес поме- нялся: «Из-за увлечения естествоведением мои две комнаты были наполнены живыми морскими свин- ками, мышами, сурками, птицами… Все это орало, пищало, визжало. Воздух в комнате стоял ужасный. Пол был испорчен…». И вот новое увлече- ние. Учитель Штенберг, преподававший акустику, принес в класс кларнет и показал разные высоты то- нов. Придя домой, Сергей попросил отца учить его игре на кларнете и трубе. Немедленно были при- обретены инструменты и приглашены учителя. Да не какие-нибудь: ефрейтор из Александровского военного училища по трубе и профес- сор Фридрих из консерва- тории — по кларнету. «Мои домашние, только вздох- нувшие от опасности пожа- ра и от грязи, создаваемой моими животными, стали изнывать от воплей трубы и «гусиных» звуков кларне- та», — вспоминал он. Осенью 1886 года Сер- гей заболел дифтеритом, осложнения оказались ко- варнее самого заболевания и по состоянию здоровья пришлось остаться на вто- рой год в четвертом классе. Лето 1887 года с расчетом на курортное лечение он провел у сестры Веры, ко- торая к тому времени была замужем и жила в Варшаве. Пожалуй, это единствен- ное лето детства и юности, которое Сергей провел не в Царёвке. Именно Вера, став на время учителем для брата, смогла пробудить тягу к музыке, проявив незауряд- ные педагогические способ- ности. Она была отличная пианистка и талантливая художница (ученица Ва- лентина Маковского). Эти уроки игры на фортепиано стали началом большого му- зыкального пути. Отец пригласил для за- нятий лучшего педагога Москвы того времени Ри- чарда Ноха. Сергей занимал- ся успешно и с увлечением. Через два года Ноха не стало, но занятия продолжились. С юным дарованием стал за- ниматься сам Александр Ти- хонович Гречанинов, тогда еще ученик консерватории. Помимо игры на фортепи- ано изучалась теория музы- ки, сольфеджио, гармония, инструментовка. В выпуск- ном классе гимназии Сергей Василенко написал музыку к древнегреческой пьесе Еврепида «Альцеста». Пьеса на его музыку была постав- лена и имела успех. Несмотря на явные до- стижения в музыке, отец настоял, чтобы Сергей выбрал иную стезю. Он сказал: «Подумай хоро- шенько: пианист из тебя не получится, ты поздно на- чал, а композитор выйдет ли — неизвестно. Прежде всего, нужно обеспечить себе кусок хлеба…». Так, в 1891 году Сергей поступил на юридический факультет Московского университе- та. Хотя, не менее усердно продолжил заниматься му- зыкой. Надо заметить, что впоследствии отец одобрил желание сына сменить юри- дическую карьеру на музы- кальную, но услышать его музыку Никифор Иванович не успел. Он ушел из жизни, когда Сергей был студентом четвертого курса. Золотая медаль Студенту юридического факультета СергеюВасилен- ко больше всего пригляну- лась судебная медицина. Он так увлекся ею, что его про- чили в профессора. И только могучая сила музыки не дала нам еще одного профессора судебной медицины. Сергей активно играет в университетском сим- фоническом оркестре (го- бой, тромбон), становится помощником дирижера. В круг его близкого общения входят композиторы, дири- жеры, педагоги, обществен- ные деятели Сергей Танеев, Антон Аренский, Александр Глазунов, Анатолий Лядов, русский лирический тенор Леонид Собинов. А вот что пишет Василенко еще об одной знаковой встрече: «…Подняв глаза на вошед- шего, я обомлел: передо мной стояло мое божество, мой кумир — Петр Ильич Чайковский… Мы позна- комились. Бесконечно лю- безный и обаятельный, Петр Ильич расспрашивал меня про университет. Узнав, что я занимаюсь музыкой и со- чиняю, просил что-нибудь сыграть…» В октябре 1895 года, еще- являясь студентом выпуск- ного курса юридического факультета, Василенко уже после волны вступительных экзаменов подает заявление директору консерватории В.И. Сафонову с просьбой о зачислении. Зная, что Са- фонов знаком с его преж- ними сочинениями и имея на руках клавир своей пер- вой симфонической поэмы «Три побоища» (на текст А.К.Толстого), надеялся на исключение из правил. Так и случилось — его зачислили в виде исключения. Поиски исконно русско- го колорита привели Васи- ленко к музыке старообряд- ческой церкви. Крупнейший теоретик старообрядчества профессор С.В. Смоленский помог Сергею в освоении крюковой церковной музы- ки. Василенко полулегально проникал в старообрядче- ские церкви Москвы, что- бы слушать и записывать крюковуюмузыку. Эта увле- ченность старообрядческим колоритом приведет к тому, что дипломная работа Сер- гея Василенко «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» ста- нет заметным явлением рус- ской музыкальной культу- ры. Только очень непросто создавался «Китеж», требуя титанического труда, от- нимая время сна и отдыха. Доведенный до нервного ис- тощения, в апреле 1901 года Василенко вместе со своим другом Юрием Сахновским приезжает в Царёвку. При- рода любимого уголка земли давала силы и вдохновение. И здесь снова дни и ночи работы над «Китежем». Партитура составляла более 300 страниц. И вот 15 мая 1901 года экзамен… «Ки- теж» исполняли на двух ро- ялях. Первую партию играл Александр Гольденвейзер, а вторую сам Сергей. Диплом I степени, золотая медаль — эти самые высшие отличия для оканчивающих консер- ваторию получает Сергей Василенко. Десять лет переживаний Ра д о с т ный п е риод успешного окончания кон- серватории совпал с больши- ми переживаниями в личной жизни. Сергею около 30, а Анна едва достигла совер- шеннолетия. Она из кре- стьянской семьи, с 12-лет- него возраста в качестве воспитанницы матери жила в доме Василенко. Здесь она получила азы грамотности, даже слегка говорила по- французски. У них завязал- ся роман, через год общения Анна ждала ребенка. Он обвенчался с Анной Проко- фьевной, мать только через год приняла этот брак. Сергей изо всех сил ста- рался приобщить Анну к своему культурному миру. Они много путешествуют — Италия, Франция, Германия, Австрия, Греция, встречают- ся с мировыми величинами культуры, ездят по России. Только для Анны ближе дру- гаяжизнь—лечение травами крестьян и общение с про- стыми людьми. Она отдаля- лась от СергеяНикифорови- ча и всех его друзей, говоря, что они ей не интересны. Дома он чувствовал себя оди- ноким и брошенным. В таком напряжении прошли почти десять лет брака. И вот впервые в жиз- ни то ли в награду, то ли в наказание в его душе воз- никает сильное чувство к женщине, которая является женой его лучшего друга. Длительная дружба с Та- тьяной Шамбинаго как-то незаметно перешла в пла- менную взаимную любовь. «Для меня начались восхи- тительные дни беспрерыв- ной радости, бесконечных волнений и того неизъяс- нимого счастья, от которого останавливается сердце и холодеют руки». На протя- жении нескольких лет эта любовь была тайной. Сергей Никифорович развелся с первой женой в 1918 году. Через два года он женился на Татьяне Алек- сеевнеШамбинаго. В счаст- ливом браке они проживут более 20 лет, до ее ухода из жизни. Удивительно, но про- фессор филологии Сергей Шамбинаго, первый муж Татьяны Алексеевны, и профессор музыки Сергей Василенко до глубокой ста- рости оставались лучшими друзьями. Любовь заметно отрази- лась на творчестве компо- зитора. Музыковед Т.Н. Ли- ванова пишет: «…большая любовь, которая осветила все его существование, по- могла его искусству просвет- леть, приблизиться к земле и природе, и непосредствен- но отразилась в содержании Второй симфонии». Эту симфонию он посвятил Та- тьянеШамбинаго. Продал землю крестьянам К 30-летнему возрас- ту Василенко, всецело по- грузившись в музыкальное искусство, не хотел тратить время и силы на что-то дру- гое. Давно распрощавшийся с юридическим миром, он решил снять с себя и бремя землевладельца. Он редко бывал на заседаниях Земской управы в Ельце. Посещая дворянские выборы в Орле, утверждался во мнении, что хотя крепостное право давно уничтожено, наглое и подлое обращение с крестьянами, их обман и нещадная эксплу- атация продолжаются. Бо- лее того, в 1904 году продал землю, весь скот и инвентарь своим же крестьянам по до- ступной цене с длительной рассрочкой. Это вызвало огромное недовольство сре- ди дворянства. Его высшие представители посетилиСер- геяНикифоровича вМоскве с предложением поменять столь абсурдное решение, но тот был непреклонен. «Я композитор, а не помещик и своего решения менять не намерен», — резко возразил Василенко. Из всего имения он оста- вил себе лишь небольшой участок, на котором раз- мещались дом, флигель, несколько хозяйственных построек и плодовый сад, отданный в аренду крестья- нам. «Большой двухэтажный дом в quasi-мавританском стиле, с решетчатыми балко- нами стоял на горе. Вокруг росли пирамидальные топо- ля. С одной стороны к дому примыкал тенистый фрукто- вый сад, с другой — обшир- ный парк с трехсотлетними дубами. Лесистыми терра- сами спускались откосы к полноводной запруженной реке», —описывал любимые места СергейНикифорович. В советское время в помещичьих постройках разместили магазин, управ- ленческую контору, клуб, поселили несколько семей. Усадьбу специально ни- кто не рушил. Она прожи- ла столько, сколько смогла противостоять дождям и мо- розам, жаре и ветрам. Строе- ния, которые постепенно ру- шились, местные разбирали для хозяйственных нужд. Сергей Никифорович Василенко ушел из жизни в 83 года. Несмотря на воз- раст, это был внезапный уход, которого никто не ожидал. Работал он до по- следнего дня... Надежда Крюкова, заведующая Долгоруковским краеведческим музеем Фото из архива Долгоруковского краеведческого музея Сергей Никифорович с приемной дочерью Тройка лошадей из собственной конюшни Василенко предположительно летом 1893 г. написана сестрой Верой на которой изображен помещичий дом, Живописная миниатюра, Дом Василенко в усадьбе Царёвка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz