Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Творчество 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 23/ 03 / 22 ЗАЧЕМ ИМЕНИТОМУ ФОТОГРАФУ БРОСАТЬ ДЕЛО СВОЕЙ ЖИЗНИ? КАЗАЛОСЬ БЫ, В ВЕК ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМАССОВОГО РАЗМЕЩЕНИЯ СНИМКОВ В СОЦСЕТЯХ СНИМАЙ ДА СНИМАЙ. ОДНАКО АЛЕКСАНДР КОЗИН ВСЕ ЖЕ ОТСТАВИЛ ФОТОАППАРАТ В СТОРОНКУ, ЧТОБЫ ЗАНЯТЬСЯ ВЫПИЛИВАНИЕМ РЕЗНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ФИГУРОК. Олеся Скворцова Е сли вам кажется, что вы не знакомы с работами Алек- сандра Козина, откройте свой фотоальбом. Наверняка у вас или ваших родителей есть старые, часто черно-белые, снимки, на которых запечатлены неуловимые мгновения счастли- вого детства. Каждый портрет кажется живым— ты словно ви- дишь все, что происходит, до и после того, как щелкнул затвор фотоаппарата. Бури эмоций, па- литра чувств, энергия движения, неповторимый сюжет — стиль Козина легко узнаваем. Зоркое сердце Особенно хороши его сним- ки детей. «Если Козин зашел в класс, считай, урок сорван!» — говорили учителя, при этом до- вольно улыбаясь. Искать под- ход к каждому, не требовать улыбаться перед камерой от тех, кому это не свойственно, ловить ежедневную жизнь в ее естест- венности — в связке с талантом фотохудожника всегда шел педа- гогический подход. Ему ничего не стоило свер- нуть с намеченного маршрута, чтобы посмотреть, как же живут в местечке с необычно звучащим названиемЧемоданово, посадить на коленки девчонкам с раскопок привезенные кем-то в археоло- гический лагерь огромных мада- гаскарских тараканов, взобрать- ся на колокольню, чтобы найти подходящий для съемки ракурс, или залезть в болото, чтобы снять цветение калужницы. ПИЛИТЕ, ШУРА, ПИЛИТЕ! У КАЖДОГО ВИДА ДЕРЕВА СВОЙ ХАРАКТЕР. МЕСТНАЯ БЕРЕЗА ДОБРА К МАСТЕРУ, ОТТОГО УНИВЕРСАЛЬНА. ТОПОЛЬ ПИЛИТСЯ ЧИСТО, ИТОГОВУЮ РАБОТУ ДАЖЕ ШЛИФОВАТЬ НЕ НАДО. А ВОТ СОСНА — ДАМА КАПРИЗНАЯ: МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ НЕ ДЛЯ НЕЕ — ПОТРЕСКАЕТСЯ. ЗАТО ЕЕ АРОМАТ ВЕЛИКОЛЕПЕН. Увлечение фотографией началось в детстве, когда дядя подарил юному племяннику фотоаппарат «Зоркий». Саша погружался в хобби настолько, что забывал про учебу. Бывало, что родители даже отнимали на время в воспитательных целях его «Зоркий», а затем и «Зенит». Посещал фотокружок на Трак- торном, там осваивал тонкости мастерства. Обладателям совре- менных камер с десятками видов режимов на каждый случай слож- но представить, чего стоило тогда поймать удачный кадр. Козин с удовольствием вспоминает свой первый успех — четкий снимок бегущего спортсмена. Никаких автоматических настроек — все вручную. А уж сфотографировать цветок без популярного нынче режима макросъемки и десятков объективов стало настоящим вы- зовом себе: ближе, чем на метр, к объекту было не подойти. Не расставался Александр с фото- аппаратом и в армии: служил в Заполярье, попутно снимая суровые северные холмы с бод- рыми куропатками. Брал каме- ру с собой в педуниверситет, где учился на филолога. И где бы ни работал, техника была всегда при нем. Найти вакан- сию фотокор- респондента в советские годы было оч ень трудно — в Липецке то- гда выходи- ла пара газет. Сотрудничал внештатно со многими из- даниями, на полставки тру- дился фото- в ванной, чтобы создать необ- ходимый для процесса красный свет, несмотря на неудобства для родных — санузел был совме- щенный. В распоряжении совре- менного поколения — тысячи цифровых кадров и программы, которые с помощью простых манипуляций сгладят многое. Фотография как искусство ста- ла никому не нужной. Снимать девиц для соцсетей мне просто неинтересно. В глуши нескучно Городскую суету пару лет назадКозин сменил на деревен- ский покой: пере- брался в купленный еще в конце восьми- десятых домик в селе Бутырки Задонского района. Летом компа- нию составляют су- пруга и внук Тишка, для которого создана де- ревянная избушка на курьих ножках. А вот зимовать остается один. Негусто и с соседями — в холодный сезон многие уезжают в город. Когда садится за работу, часто включает аудиокниги и ра- диоспектакли, погружаясь в мир литературной классики. — А мне и так ничуть не скучно! Вон— выгляните в окно, да поаккуратнее, не спугните! — говорит Александр Николаевич. У каждого из двух окон зим- ней мастерской снаружи под- вешены кормушки с зерном, хлебными крошками и салом. Так что синички и дятлы здесь частые гости, а по земле прихо- дят еще несколько куропаток. Компанию хозяину составляет пес Бублик, для которого на плите варятся косточки. Вокруг открывается широкий простор русской деревни, и фотохудож- ник не отказывает себе в удо- вольствии любоваться закатами и рассветами. — Если б мои работы были кому нужны, только б пятки го- рели, и снега не были быпомехой в поиске лучшего ракурса, — го- ворит он. —А пока запечатлеваю красоту только своим взглядом. Методом проб и ошибок Козин и сейчас энергичен. В свои 70 он целыми днями вы- пиливает и шлифует деревянные фигурки. На пенсию особо не разбежишься, и продажа таких изделий — хорошее подспорье. Но причина для занятий ре- меслом, конечно, не только в этом—давномечтал поработать с деревом. Когда сын подарил спе- циальный станок, понял: настала пора. Правда, осваивать инстру- мент пришлось методом проб и ошибок: столько деревяшек перепортил, пытаясь выпилить узор. И лишь когда приноровил- ся, узнал, что есть гораздо более тонкие пилки, а та, что стояла в станке, по сравнению с ними — просто пила «Дружба». Руку набил, хотя не один десяток пилок переломал. И каждый день на свет в неповтори- мом древесном аромате рожда- ются узорные ло- шадки, котики, зайчики, Змеи-Го- рынычи и прочая живность разных форм и размеров. Детям нравится рас- крашивать фигурки, а взрослые ценят болеефунк- циональные вещи — ключницы, карандашницы, подставки. Даже заборчик для палисадника про- бовал делать, где каждую доску венчает свое животное. Продолжает эксперименти- ровать, искать новые формы, придумывать. Делать что-то своими руками из благодатно- го материала — это ни с чем не сравнимое удовольствие, при- знается он. Интернет в селе бы- стрый, так что Козин с удоволь- ствием изучает опыт мастеров со всей России и создает что-то свое. На Галичьей Горе уже за- интересовались фигурками со- колов, а в Воронежском заповед- никами — бобров. Возможно, козинские деревяшечки скоро появятся в сувенирных лавках любимых туристами местах. Фото Александра Козина и Геннадия Логунова ДЛЯ ФИГУРОК ГОДЯТСЯ ОБЫЧНЫЕ ДЕРЕВЬЯ, ВЕТКИ КОТОРЫХ ВАЛЯЮТСЯ ВЕЗДЕ. И ЧЕМ ИЗОГНУТЕЕ СТВОЛ, ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЕ , БЛАГОДАРЯ НЕСТАНДАРТНОМУ РАСПОЛОЖЕНИЮКОЛЕЦ, БУДЕТ СМОТРЕТЬСЯ СПИЛ — ОСНОВА ДЛЯ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ. ХОРОШИ И ОБРЕЗКИ, ИЗ НИХ ВЫЙДЕТ НЕ ОДНА ФИГУРКА. ДАЖЕ МЕЛКИЕ КУСКИ ИДУТ В ХОД, В ПЕЧКУ ОТПРАВЛЯЮТСЯ ЛИШЬ ОСТАТКИ И ТО, ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ Александр Козин графом в Липецком академиче- ском театре драмы имени Льва Толстого, фотокором «Липецких известий». — Раньше фотография была таинством, а сейчас — ба- ловство, — говорит Александр Николаевич. — Кадр был на вес золота, нужно было уметь увидеть сюжет, успеть его за- печатлеть, передать динамику, рассказать в нем целуюисторию. Помню, в начале моего творче- ского пути в темном цеху при свете тусклой лампы нужно было сфотографировать работницу в черной одежде. И ведь справил- ся, причем без всякой вспышки — пользоваться ею было неу- добно: заливая все пучком света, она сводила на нет весь объем изображения. Такие снимки мы называли «блинами». Но мало запечатлеть момент. Ты мог ли- шиться всего, если неправиль- но зарядил пленку, небрежно проявил ее или недостаточно закрепил химией снимки. Часто я на несколько часов уединялся Александр Козин черпает вдохновение в работе с деревом Изделия миниатюрные, их размер чуть больше Ключница с котиками спичечного коробка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz