Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)
Н а сцене причудливым образом переплелись судьбы героев рома- на «Анна Каренина» и семей- ная драма русского писателя и философа Льва Толстого. Же- лезная дорога как главный эле- мент сценографии подчеркну- ла мистическую смесь времен, перевоплощение вымышленных персонажей в реальных людей. Работа души Словно некий портал вре- мени из рельсов, семафоров и старинных фонарей закрутил ге- роев постановки—и вот уже ли- тературные персонажи романа Кити Щербацкая и Константин Левин оборачиваются молоды- ми Софьей Берс и Львом Тол- стым, а потом уступают место матери 13 детей и страдающей супруге русского гения Софье Андреевне. В действо врываются сны и фантазии персонажей, что усиливает зрительское сопере- живание героям. Сцена академического теат- ра не случайно стала площадкой для реализации творческого за- мысла режиссера-постановщика из Санкт-Петербурга, лауреата Государственной премии РФ Александр Баргмана. Липецкий край тесно связан с именем Тол- стого, и для наших зрителей лич- ность Льва Николаевича имеет особую значимость. — Мне предложили поста- вить в театре спектакль по моти- вам русской классики. Я выбрал пьесу современного автора Ма- рюса Ивашкявичюса, поскольку в ней сильнейшая драматургия и особый взгляд на историю взаи- моотношений Софьи Андреевны и Льва Николаевича, — пояснил Александр Баргман. — Липец- кие артисты полностью вовле- чены в процесс. Для них это не просто роли, это работа души. Я чувствовал серьезный отклик, активное движение навстречу друг другу через эту пьесу. Глав- ную героиню играет заслужен- ная артистка России Любовь Кабанова. Когда я познакомил- ся прошлым летом с труппой, то уже через минуту на уровне интуиции понял, что именно она должна играть Софью Ан- дреевну. Надо читать «Дневники» Спектакль«Русскийроман»— не для развлечения и не для ду- шевного отдыха. Он для внутрен- ней работы, долгих размышле- ний. Зрителю, не знакомому с творчествомЛьва Николаевича и его семейной драмой, постанов- ка, пожалуй, будет сложна для восприятия. Чтобы получить на- стоящее интеллектуальное удо- вольствие от просмотра, следя за перипетиями сюжета, стоит до похода в театр перечитать «Анну Каренину» и познакомиться с биографией и личной жизнью писателя. В идеале прочесть «Дневники» Софьи Толстой и Льва Толстого, воспоминания их детей и близких. Впрочем, просмотр спектакля наверняка подтолкнет к этому, настолько проникновенно артисты теат- ра передают душевные терзания своих персонажей. «Все счастливые семьи по- хожи друг на друга, каждая не- счастливая семья несчастлива по-своему» — первая строка из романа «Анна Каренина», став- шая афоризмом, словно предре- кает разлад в семье автора спустя 20 лет брака. Семейная жизнь Толстых продлилась 48 лет, вплоть до смерти Льва Николаевича, кото- рый через несколько дней после ухода из дома скончался на же- лезнодорожной станции Астапо- во. В спектакле Софья Андреев- на возвращается к счастливым и болезненным воспоминани- ям молодости. Через призму ее чувств, ее земной любви к ве- ликому гению, эпизоды романа «Анна Каренина», посвященные любви Кити и Левина, мы на- блюдаем происходящие переме- ны в их семейной жизни. От букв ЯВЛ («я вас люблю»), которыми обменялись влюбленные в нача- ле отношений, до злобных слов Владимира Черткова — друга и последователя Толстого — в ад- рес супруги своего кумира: «Вы симулянтка, притворщица. Вы не жена, вы крест, который он ние к страданиям матери, кото- рые она называла «комедией». Саша не осознает, что нервная система Софьи Андреевны се- рьезно подорвана после смерти младшего сына Ванечки — лю- бимца семьи. Страдающая жен- щина, не находящая понимания в семье, рвется лечь рядом с ним в могилу. В свою очередь страдает и Лев Толстой-младший, с ро- ждения попавший в капкан собственного имени. Сын пы- тается проявить себя в твор- честве: писательстве, скульп- туре. Импульсивному и очень ранимому, ему трудно принять равнодушное отношение отца и тот факт, что он никогда не до- тянет до его уровня. На сцене роль Льва Львовича сыграл ак- тер Эмин Мамедов. По сюжету пьесы сын хотел вылепить бюст отца, но Лев Николаевич сбежал от него. Любовь переросла в не- нависть. Драматичная история их взаимоотношений отражена в книге Павла Басинского «Лев в тени Льва». «Ты святая, ты му- ченица!» — обращается Лева к матери. А что же Анна Каренина? Чувственная героиня появляет- ся в спектакле, разрываясь меж- ду мужем и любовником. Же- лезная дорога, стук колес, ветер и жуткий сон, где Каренин делит их сына, разрезая на две части. Любовь, ревность, одиночество, финал на железной дороге — вот что объединяет персонажей фантасмагории. Фото Павла Острякова, Ольги Беляковой Марина Полякова Театр 9 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 23 / 03 / 22 В ЛИПЕЦКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ИМЕНИ ЛЬВА ТОЛСТОГО СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «РУССКИЙ РОМАН» ПО ПЬЕСЕ МАРЮСА ИВАШКЯВИЧЮСА ( 1 6+). ПОСТАНОВКА ВЫЗВАЛА БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК У ЛИПЕЦКОГО ЗРИТЕЛЯ. Кити и Левин в спектакле перевоплощаются в молодую чету Толстых СЮЖЕТ — СВОЕОБРАЗНАЯ ВАРИАЦИЯ НА ТЕМУ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА», ТРАГИЧЕСКИЙ ФИНАЛ КОТОРОГО В КАКОЙ-ТО МЕРЕ ПРЕДРЕК УХОД АВТОРА ИЗ ДОМА. НАБЛЮДАЯ ЗА ИСТОРИЕЙ ТОЛСТЫХ, СОВРЕМЕННЫЙ ЗРИТЕЛЬ МОЖЕТ ЗАДУМАТЬСЯ, НАСКОЛЬКО ВАЖНО СОХРАНЯТЬ В СЕБЕ СОЗИДАТЕЛЬНУЮЛЮБОВЬ Александр Баргман ПОЛВЕКА ЛЮБВИ И СТРАДАНИЙ носит полвека… Вы понятия не имеете, кто там за дверью. По-вашему, там ваш муж? А там мудрец. Величайший. Кант и Христос в одном. Все челове- чество затаилось в ожидании, что он скажет: каков будет зав- трашний мир. Все, кроме вас, — семьи. Он нашел Бога в себе, а вы этого не заметили. Держи- тесь, Лев Николаевич! Это ваша Голгофа!». В Черткове и после- дователях-толстовцах, которых в семье называли «темными», видит страдающая женщина «разлучников». Сам Чертков, по мнению супруги писателя — воплощение дьявола. И даже священнослужитель не спосо- бен помочь женщине «выгнать бесов» из этого человека. — В дневниках Софьи Ан- дреевны 1910 года на каждой странице — боль, боль, боль. Не так много времени отдает ей ее Левочка, не так душевно близок. А для нее это трагедия, ей очень важно оставаться единственно близким человеком, советчиком, — рассказывает Любовь Кабано- ва, которая блестяще вжилась в рольСофьиТолстойи проникно- венно, до душевного трепета су- мела передать состояние героини. «Ты святая, ты мученица!» Сам Лев Николаевич лишь незримо присутствует в спекта- кле на фоне страданий супруги, некогда любимой, а теперь той, которая извела его ревностью, слежкой за каждым шагом и по- пытками суицида. Всячески ста- рается отстраниться, посколь- ку его талант принадлежит уже не семье, а всему человечеству. Мощный свет, ослепляющий зрителей, по замыслу постанов- щика подразумевает явление гения. Дети Толстых по-разному отнеслись к духовному разла- ду отца и матери, но так или иначе он затронул всех. В пьесе «Русский роман» мы встретим только двоих из них —любимого сына Софьи Андреевны Левуш- ку, четвертого ребенка в семье, и младшую «предательницу-дочь» Сашу, которая не скрывает не- любви к матери, считая, что та изводит отца. Софья Андреев- на называет ее «мой крест», но, чтобы понять глубину драмы, стоит обратить внимание на мемуары Александры Толстой «Дочь». Саша ро- дилась в период разлада родителей, была у мате- ри нежеланным и нелюбимым ре- бенком. Оди- нокое детство наложило отпе- чаток на харак- тер Александры и ее резко не- гативное о т н о - ш е - Любовь Кабанова в роли Софьи Толстой (в центре) проникновенно выразила душевное одиночество героини
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz