Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Традиции 24 № 2 8 (26468) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА О н научился плетению лаптей у Марии Сухо- вой — последней масте- рицы этого направления в Ли- пецкой области. С ее уходом из жизни традиция не канула в Лету. Теперь Владимир Юрьев делится со всеми секретами это- го ремесла. Занятия нередко проходят в группах. Так, на мастер-классе в «Модном месте» Областно- го центра культуры, народного творчества и кино собрались представители домов творче- ства. Татьяна Соколова руково- дит объединением «Гармония» при ДДТ имени С.А. Шмакова. Ее ученики занимаются в основ- ном росписьюпо бересте, но она не упускает возможности позна- комить их с другими направле- ниями народной культуры. За компанию с подругами пришла на мастер-класс и воспитатель детского сада № 123 г. Липецка Нина Харламова. С малышами она изучает промыслы нашего края. Дошколята уже пробовали ткать коврики, валять из шер- сти, играть в народные игры с лаптями. Чтобы пополнить свои знания об этой обуви, педагог записалась на мастер-класс. — Плести лапти не так уж просто, — признается она. — Планировала сделать пару для ребенка, но что-то пошло не так и в итоге вышла обувь на семь размеров больше. Материал скользит в руках, да и умения пока нет. Но без корней чело- век жить не может. Изготавли- вая предмет, которого уже нет в обиходе, мы изучаем наши истоки. Трудно передать ту ра- дость, которая охватывает тебя, когда ты берешься за плетение! Наверное, генетическая память предков срабатывает. Свой первый лапоть вспоми- нает и ведущий мастер-класса Владимир Юрьев. Если бы не видеозапись, которую он сделал во время общения с Марией Су- ховой, дома вряд ли повторил то, что, казалось, запомнил сразу. Так что технологии — на службе у традиции. Свое детство Владимир про- водил поочередно в деревнях у деда в Новосибирской области и у старшей сестры матери в Ал- тайском крае. Так что сельский уклад знаком ему не понаслыш- ке: и грибы собирал, и коров пас, и на балалайке играл. Но по-на- стоящему интерес к народной культуре и корням появился го- раздо позже, когда на 80-летнем юбилее бабушки родные затяну- ли трогающие душу народные песни. Переезд в Липецкую область также подарил немало открытий. Оказалось, здесь еще живы и бытуют многие народные тради- ции. Рождение звука, непохожие ни на что напевы, искренность и экспрессия исполнения — все это не могло не привлечь Вла- димира. С тех пор он регулярно берет уроки у носителей народ- ной культуры. Причем не толь- ко в игре на инструментах, хотя освоил их немало. Плел пояса, лапти, вышивал, ткал, лепил из глины, мастерил дудочку-жа- лейку из камыша — увлекаю- щийся характер Владимира не дает останавливаться на чем- то одном, ему хочется освоить больше. — Наверное, каждый чело- век рано ли поздно приходит к вопросу: а кто я? — говорит Владимир. — Отсутствие тради- ционной культуры в современ- ном медийном пространстве действует угнетающе. Мы теря- ем свою национальную иден- тичность. Кто с ходу назовет элементы местного народного костюма или несколько не ав- торских, а народных песен? Людям смартфон сегодня ин- тереснее лаптей. Одно другого не отменяет, а плетение послед- них ценно не само по себе, а как часть общей нашей культуры, элемент самоидентификации. Я не ставлю себе глобальной цели сохранения истоков, делаю лишь то, что интересно мне. Но стрем- люсь к тому, чтобы те знания, что я получил, стали всеобщим достоянием. Фото Ольги Беляковой Последней носительницей старинной традиции называли Марию Сухову из села Преображеновка Добровского рай- она. Умение плести лапти, полученное от отца и деда, в годы Великой Отече- ственной войны спасало семью от голо- да. Днем она вместе со взрослыми тру- дилась в совхозе «Кривец», а вечерами изготавливала лыковую обувь и ходила по дворам, обменивая ее на продукты. До конца жизни Мария Михайлов- на плела лапти и делилась секретами их изготовления со всеми желающи- ми. В 2013 году технология плетения «по-преображеновски» была внесена в реестр объектов нематериального культурного наследия регионального и федерального значения. Мария Жучкова, главный специалист по нематериальному культурному наследию ОЦКНТ: — У традиций с при- кладным значением гораздо больше шансов сохраниться в нашем стремительно меняю- щемся мире. Если бытовавшие в нашей местности обряды привлекают в основном ра- ботников культуры, историков, этнографов, то создание пред- метов быта интересно многим. Пусть сегодня городским жи- телям некуда пойти в лаптях, но мы еще застали тех, кто носил эту обувь каждый день. Всему свое время, и тради- ция может или исчезнуть, или обновиться, получив второе дыхание. В быту мы лапти не используем, но они востребо- ваны фольклорными ансамб- лями и танцевальными кол- лективами. Говорят, что лапти хороши для походов в баню, об их пользе для здоровья ног говорила и Мария Михайлов- на Сухова, которая и в свои 90 лет активно ходила в лес заго- тавливать лыко. Их она плела не только на заказ, но и для себя. Возможно, стремление к экологичности и здоровью вкупе с правильной рекламой приведет к переосмыслению наследия наших предков и лап- ти станут охотно приобретать любители бани. Материал для лаптей заготавлива- ли с началом сокодвижения в деревьях вплоть до Петрова дня. Выбирались липы толщиной с руку. С них ножом снималась кора — то самое лыко. Затем его скручивали в «котелки» (круговые мотки) и оставляли на чердаке. Когда заканчивался сельскохозяйственный сезон и появлялось свободное время, лыко размачивали в горячей воде, что- бы оно стало мягким и податливым, и нарезали на полоски одина- ковой ширины. Лапти косого плетения, бытовавшие в Преобра- женовке Добровского района, плели из шести лык, начиная с пятки. Затем пятку утягива- ли и плели по деревянной колодке до нужного размера, затем заворачивали, создавая носок. Эту часть мастерица Мария Сухова делала по-разному. Ра- бочие лапти изготавливались обыч- ным способом, а в праздничную обувь вплетался дополнительный элемент — «чубчик». После носка плели, возвра- щаясь обратно, через «ушицы» — бо- ковые части лаптя. Для сувенирных лаптей достаточно одного слоя, а для долгой носки проплета- ли еще один, а то и два слоя. Для прочности подошву могли укрепить «мо- ченцем» — веревкой из конопляного во- локна. ЛАПТИ ИНТЕРЕСНЕЕ СМАРТФОНА ВЛАДИМИР ЮРЬЕВ ЯВЛЯЕТСЯ АРТИСТОМ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «ВОСКРЕСЕНИЕ» И ВХОДИТ В РАБОЧУЮ ГРУППУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ. У ВЛАДИМИРА ЮРЬЕВА, АРТИСТА ЛИПЕЦКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМЕНИ ТОЛСТОГО, НЕ ВПОЛНЕ ОБЫЧНОЕ ХОББИ. В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ОН ОСВАИВАЕТ БЫТОВАВШИЕ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ РЕМЕСЛА И ИЗУЧАЕТ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ. Олеся Скворцова ПОСЛЕДНЯЯ ХРАНИТЕЛЬНИЦА СЕКРЕТЫ РЕМЕСЛА Подпись специальным инструментом для плетения лаптей, Татьяне Соколовой и Нине Харламовой Владимир Юрьев показывает, как пользоваться кочедыком — в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz