Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Творчество 27 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 02 / 03 / 22 ПОТРУДИТЬСЯ НА СТОРОНЕ ДОБРА Современная русская литература живет и плодотворно развивается. Свежее и отрадное тому свидетельство — Первый Всероссийский литературный фестиваль «ЛевитовФЕСТ», который прошел в Липецке в сентябре минувшего года. Сюда съехались финалисты премии имени Александра Левитова, известного писателя-народника второй половины XIX века и уроженца липецкой земли. Александр Бойников В каждой подборке стихотворений вырисовываются метафоры времени. 8 0 -летию со дня рождения двух известных липецких поэтов Светланы Мекшен и Ивана Завражина посвящена зарисовка Николая Калтыгина. назвал позитивной грустью. Помимо остального, ее стихи привлекают языковой игрой, усложненными историческими аллюзиями и авангардизмом формы. Максим Жуков ищет в окру- жающем мире философские скрепы, проясняющие диалек- тику бытия. Одна из них — «Что рождалось стихом, умирает, как правило, прозой». Первое из трех стихотворе- ний Тихона Гришанова пропи- тано морской романтикой, а стилистика картины бухты на- поминает раннегоМаяковского. Лирический нерв двух осталь- ных образует нашествие чего-то подсознательно мрачного. Леонид Югфельд погружает читателя в медитативные пере- живания двух сердец — не то друзей, не то влюбленных — с привкусом грядущей разлуки. ВадимМуратов пробует перо в морфологическом эксперимен- те (стихотворение «Про»). Поэт стремится уловить и запечатлеть скольжение времени, используя индивидуально-авторские нео- логизмы и смелые образы: Про/явишься в конце строки, переступив черту косую, и время вновь не с той руки колоду карм перетасует. Строгая эмоциональность и онтологическое начало отлича- ют стихотворения Андрея Но- викова. Поэт отталкивается от повседневных реалий и почти незаметно, плавно восходит к метафизическому порогу, пере- давая это движение густотой слога и чеканностью привычно- го ритма. В лирическом «я» Тамары Романовой на сей раз доми- нируют мотивы тоски и оди- ночества, а также критическая взыскательность к собственному творчеству, которое (если судить по этой подборке) притягивает амплитудой красок и изменчи- вых настроений. Стихи Александры Була- виной — причудливая смесь фольклорных аллюзий, исто- рических фактов, веков и про- странств, а в стиле воскрешается эпоха расцвета русского симво- лизма (триптих «Цветение»): У тебя за спиной два крыла, два стальных крыла. И дорога твоя пуста, и дома пусты. Ночь звенит на ветру, в снежном шелке она бела, и зовет через звездную реку ковать мосты. Владимир Богданов обыден- но просто, но веско и рассуди- тельно говорит о хорошо знако- мых материях: предназначении человека, духовной связи поко- лений, дружбе. Что наша жизнь? Судьба!.. Вторая тетрадь начинается автомонологом самобытного елецкого художника Екатерины Григорьевой (цветная вкладка позволяет полюбоваться свое- образием ее живописи) в изло- жении ТатьяныЩегловой. Еще одно визуальное укра- шение номера — фотоподборка Анатолия Евстропова. «Гипербола» Игоря Чичинова Иллюстрация к рассказу В последнем номере жур- нала «Петровский мост» за 2021 год помещены несколько произведений участ- ников фестиваля. Игра, борьба и гримасы ковида В прозаическом блоке вы- деляются две вещи. Первая — повесть Андрея Коннова «Пу- тешествия в никуда». В основу ее сюжета легла драма человека советской еще закалки, умного, целеустремленного, начавшего трудовую деятельность помощ- ником слесаря на заводе, а в разгул «приватизации» превра- тившегося в «жирного кота». Достигнув высокого положе- ния, купающийся в деньгах бизнесмен вдруг решает создать для себя материальный оазис прошлого, чтобы вновь оку- нуться в счастливое советское детство, в школьные годы, где «было так скромно, так небога- то, но зато как радостно!». Но дважды вступить в одну и ту же реку, как говорили древние, не дано никому. А на фоне изло- манных судеб одноклассников эта попытка вернуть минув- шее выглядит лишь прихотью богача. В довершение всего за спонтанное великодушие и последующее наслаждение пришлось расплачиваться не только предательством и убыт- ками, но и потерей смысла про- житых лет. Второе прозаическое произ- ведение, которое хотелось бы от- метить, — пружинистая новелла Федора Ошевнева «Подстава». Автор описывает ситуацию: вы- сокопоставленная милицейская начальница, прикрывая пресло- вутую честь мундира, «подста- вила», точнее, цинично преда- ла водителя своей служебной машины. И поднимает жгучий вопрос: доколе восстановление справедливости будет у нас воз- можно исключительно противо- законными способами? Рассказ (по жанровым при- знакам маленькая повесть) Александры Яковлевой «Игра в оленей» — экзотичен во всех отношениях: действие проис- ходит на Севере, среди тундры, быта и труда оленеводов. Од- нако конфликт двух ментали- тетов, изображенный сквозь призму семейных отноше- ний, — художественно реали- стичен, эмоционально жесток, а потому оставляет тягостное впечатление. Интригует уже с первой строки рассказ Ольги Фатеевой «3004-GH9S-KERM-ZYJD», раскрывающий анатомию ра- боты патологоанатома (прошу извинить за тавтологию); дела- ется это смачно, подробно, нату- ралистично, вкупе с описанием условий вынужденной изоля- ции из-за бушующего ковида. Изложение отчасти напоминает поток сознания, прерываемый сетованиями матери главной ге- роини. Остаются еще несколько рассказов. «Клеймо» Михаила Калашникова повествует об из- мене жены мужу, покуда тот в поте лица зарабатывает на сто- роне. Время действия — доре- волюционное, с помещиками и приставами. «Сны о Калипсо» Евгения Долматовича привле- кают средиземноморским ко- лоритом, мифологической от- сылкой — но не более того. По прочтении этих двух историй хочется спросить: и что? «Вене- грут и Вокобан» Ирины Ивась- ковой способен сбить с толку заковыристым названием; но претензии автора на психоло- гизм таковыми и остаются. А вот «Гипербола» Игоря Чичинова, написанная по канве рассказа Василия Шукшина «Забуксо- вал», отличается остроумным финалом с философской под- кладкой. «Бывают дни, когда замрут секунды…» Страницы, отведенные поэ- зии, открыла Анна Долгарёва. Лейтмотив ее подборки я бы Предмет рецензии Валенти- на Баюканского — литератур- но-публицистический сборник «Две сестры: Россия — Бела- русь». Книга выпущена к 25-ле- тию установления Дня единения двух братских славянских наро- дов, достойный вклад в укрепле- ние межнациональной дружбы. Юрий Бакланов продолжает мемуарное повествование «И судьбы как истории планет…». Журналистская стезя привела его в Киров. И хотя он показы- вает тогдашнего первого секре- таря Кировского обкома КПСС Вадима Бакатина как энергич- ного руководителя, для многих наших сограждан он остается тем, кто нанес невосполни- мый урон безопасности стра- ны. А вот председатель одного из чувашских колхозов Аркадий Айдак, о ком с любовью пишет автор, вызывает симпатию и восхищение. Таких патриотов- созидателей и светлых умов, как он, катастрофически не хватает сейчас в российском сельском хозяйстве. Александр Богданов со зна- нием дела, основательно иссле- довал в документальном очерке обстоятельства знакомства и последующего общения двух великих личностей — географа и путешественника П. Семено- ва-Тян-Шанского и писателя- философа Ф. Достоевского. То же самое относится и к публикации Виктора Елисеева о Елецкой наступательной опе- рации в декабре 1941 года, сы- гравшей весомую роль в контр- наступлении Красной Армии под Москвой. Вдохновенный монолог «Я—женщина!» Лари- сы Шевченко — гимн радости каждому проживаемому дню, почти «боевой» призыв оста- ваться красивой и быть хоть немного счастливой в любом возрасте. Завершает номер Олег Ша- повалов иронической поэзией. Иллюстрации Виктора Нелюбова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz