Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2022 г. (г. Липецк)

В этот день заканчивает- ся сырная сплошная сед- мица — неделя, когда ве- рующие могли кушать все, кроме мяса. Мы просим также проще- ния друг у друга и вступаем в самый строгий в году Великий пост. Адамово изгнание В Русской Православной Церкви последнее воскресенье перед Великим постом называ- ют еще Воспоминание Адамова изгнания. Изгнанный Богом из рая Адам плакал великим плачем, потому что потерял общение с Творцом, утратил владычество в мире и царское свое достоинство. Он стал рабом греха. В раю он видел Отца Вселенной, знал сла- дость Его любви. Но вот он наг и нищ, и убог, и в поте лица теперь добывает хлеб насущный, и про- водит свои дни в лишениях. Церковь как бы ставит и нас, потомков Адама, перед дверями рая, чтобы мы поняли, что нахо- димся на грешной земле не пото- му, чтоБог ее такой создал, но по- тому, что человек ее такой сделал. Любой христианин не дол- жен забывать, что родной его дом вовсе не на Земле, а в Цар- ствии Божием. Здесь ждать светлого будущего невозмож- но. Все эфемерно, призрачно, ненадежно. И вот в прощеное воскресенье мы, подобно Ада- му, плачем по утерянному раю и тому блаженству, которые могли бы иметь. В этом блаженном со- стоянии плача хорошо входить в Великий пост. В это время в храмах уже зву- чат покаянные песнопения. А скоро начнут читать и древнюю великопостную молитву Ефре- ма Сирина: «Господи и Влады- ко живота моего, дух праздно- сти, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномуд- рия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегреше- ния, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки ве- ков. Аминь». В наши дни всем особен- но стало заметно, что с миром происходит что-то не то, что раз- мываются нравственные устои. Если мы видим наше нынешнее состояние как падшее, неесте- ственное, ненормальное, то можем надеяться на спасение в Вечности. Если же для нас сего- дняшняя реальность стала нор- мой, то стоит глубоко задуматься о своих жизненных ориентирах. Все по чину В последнее воскресенье перед Великим постом на ве- черней службе совершается чин прощения. Настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном ис- прашивает прощения у своего клира и прихожан, а те отвечают ему так же земным поклоном, после чего по одному подходят к настоятелю и испрашивают у него прощения. Иереи при этом лобызаются по иерейскому чину и целуют друг друга в руки, а диаконы и церковнослужители делают поясной поклон и принимают благословение от настоятеля. Также и все прихожане просят друг у друга прощения. Изначально чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Эта добрая традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегре- шений (Мф.18:21-22), хранении мира, любви (Мк.12:31). Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и достойно подготовиться к свет- лому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пусты- не на все 40 дней поста. Некото- рые из них уже ине возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали от нестерпимого зноя, жажды и голода. Потому расходясь иноки просили друг у друга прощения за все вольные или невольные при- чиненные обиды, как перед смер- тью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Ве- ликого поста может оказаться последней. Для того и исполняли чин прощения — чтобы успеть простить и быть прощенным, примириться друг с другом и с Господом. 6 марта наступает последнее воскресенье перед Великим постом, а предшествующая неделя называется у православных сыропу́стной. Корень слова «…пуст» обозначает оставление, прощание. Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 2 5 (26465) Наталья Сизова В эти дни, когда идет специальная военная операция против бандеровщины, духовник Оптиной пустыни, схиархимандрит Илия Ноздрин благословил каждый день в 14.00 читать соборную молитву: «Господи, прости нас, грешных, и помилуй, и избавь страну нашу Россию от внутренних ссор, распрей, раздоров, глада, мора, разрухи, войн с иноземными захватчиками по бесконечному Твоему милосердию. Даруй на земле нашей мир и благоденствие. Аминь» МОЛИМСЯ О РОССИИ ПРОЩЕНИЯ ПРОСИТЬ ТРУДНО ТОМУ, КТО ГОРД. ДИАВОЛ ТОЖЕ НЕ УМЕЕТ И НЕ ЛЮБИТ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ Преподобный Амвросий Оптинский ПРОСТИ МЕНЯ, КАК Я ТЕБЯ Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 4: Яко апостолов единонpавнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите миp вселенней даpовати и душам нашим велию милость. Совсем скоро во всех храмах будет звучать великопостная молитва Ефрема Сирина Как испрашивать прощение? Примиряться друг с другом нужно не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», — делается ответ- ный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Про- сти и ты меня, (имя)» — «Бог тебя простит, и я прощаю», — и совершается троекратное хри- стианское целование. В эпоху развития информа- ционных технологий люди все чаще с помощью смартфонов рассылают друг другу красочные картинки и видео с заветными словами «прости меня». Кто-то скажет, что это лучше чемничего. Но думается все же, что в таком обращении присутствует некий привкус лицемерия. Слишком глубоки по содержанию эти сло- ва, чтобы доверять их безличной технике. Если же встретиться с человекомневозможно, то гораз- до лучше позвонить и попросить у него прощения. Близость к Богу Прощение — архисложная вещь. Оно подвластно не вся- кому человеку, даже имеющему опыт духовной жизни. Иногда горечь обиды мучает пострадав- шего долгое время. И ситуации, конечно, быва- ют разные. Иногда произошед- ший конфликт — это результат человеческой немощи, слабости. И это повод не только простить, но и забыть. Если же произошло что-то по-настоящему тяжелое или даже страшное, намеренно совершенное, то простить обя- зательно нужно, но забывать это не стоит. Свои взаимоотноше- ния с таким человеком необхо- димо скорректировать, ведь если он умышленно причинил зло, то нельзя допускать повторения и во второй раз. Любое событие, которое в нашей жизни произошло, ну- ждается в анализе и оценке. Если человек реализовал какой-то злой умысел в отношении нас, поступил подло, коварно, то надо понудить себя простить его. Если же зло причинили близко- му, то такого человека обязатель- но нужно защитить. И все же прощение — это правильное состояние, непро- щение — разрушительное. Оби- да разъедает нас изнутри, но когда мы прощаем, то чувствуем удивительную внутреннюю сво- боду, широту и желанную бли- зость к Богу. Это то, ради чего нужно прощать. Ведь Господь хочет, чтобы мы отпустили все обиды. Только прощение при- ближает нас к Тому, Кто молился на кресте о распинающих Его. Фото Ольги Беляковой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz