Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
№ 4 1 (26325) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 26 Вера В низу иконы находятся две надписи. Одна давняя: «Написана в 1901 году на Святой Горе Афонской в скиту пророка Илии при архимандри- те Гаврииле с братией». Другая— нашего времени: «Эта икона хранилась в семье Рябцевых 80 лет и передана в Георгиевскую церковь села Казаки в честь вы- здоровления Валентины. 2008 год». Образ этот явил чудеса, большая часть которых связа- на с деторождением. По словам настоятеля храма иерея Диони- сия, к ним на службу приезжали пары, которые не могли иметь детей, но после усердных молитв и совершения молебна перед этой иконой у них рождались чада. Однажды Казаки посетили супруги, которые были бесплод- ными более десяти лет, и у них тоже появился на свет малыш! В храм едут не только из сосед- них сел, но и из Липецка, Воро- нежа, Москвы. Все возможно Богу Известна евангельская му- дрость: что не возможно людям, то возможно Богу (Мф. 19:26). Если место намоленное, то рано или поздно оно привлечет к себе молящихся. Так вышло и в Казаках. Еще в ХVI веке слу- живые люди поставили возле своего поселения церковь, в ко- торой было три престола: в честь Вознесения Господня, святого великомученика Георгия По- бедоносца и Толгской иконы Божией Матери. В XVIII веке вместо деревянного построи- ли каменный храм, где глав- ной святыней считалась чудо- творная икона Божией Матери «Толгская». Но в смутное боль- шевистское время она бесследно исчезла. Храм пытались сжечь, а когда не вышло — взорвали. Колокола сбросили, а иконы представители новой власти хо- тели спалить в огне, но люди не дали надругаться и разобрали их по домам. Позже в святом месте заби- вали скот, размещали табачный и зерновой склады, а потом и вовсе все разрушили и растащи- ли. И только в начале 90-х годов прошлого столетия лежащий в руинах храм начали восстанав- ливать, с трудом, по кирпичику. Сельские боголюбцы приня- лись разбирать завалы, соби- рать деньги на строительство. К делу подключились местная власть и меценаты, что родом из Казаков. На приход сначала был назначен отец Георгий Бело- усов. А в 2010 настоятелем храма стал отец Дионисий Тепляшин. Батюшка так же, как и его тру- женик-предшественник, всей душой взялся за святое дело: за- нялся иконостасом и росписью «Георгия». Постепенно из руин поднялись колокольня и трапез- ная часть. И хотя главное чудо воскрешения храма-исполина в Казаках уже произошло, восста- новительные работы еще далеки от завершения. Роспись алтаря — На протяжении вот уже трех лет у нас активно идет ро- спись храма, — рассказывает отец Дионисий. — В 2020 году, несмотря на пандемию, мыриск- нулизанятьсяросписьюалтаря— а это более 200 квадратных ме- тров. Работа невероятно слож- ная, продолжалась около девяти месяцев, и расписывал алтарь один мастер — художник Генна- дий Первушин. Но зато с каким вдохновением он творил! Дело в том, что на плоской поверхно- сти сюжет изобразить проще, но когда перед тобой полукруг- лый потолок, стены, проемы — выдержать все в едином сти- ле очень сложно. Необходимо, чтобы все между собой не про- сто гармонировало, а вызыва- ло у людей молитвенный на- строй. Считаю, что Геннадию это прекрасно удалось. Службы проходят просто на одном ды- хании. По традиции в алтаре, на горнем месте, должен быть изображен либо воскресший Христос, либо Господь Вседер- житель, сидящий на троне. Но есть храмы, например храм Хри- ста Спасителя, где изображен сюжет Тайной вечери. Художник пошел именно по такому пути— запечатлел в красках Тайную вечерю, а по бокам написал че- тырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна. — Тайная вечеря написана в академическом стиле, — пояс- няет все тонкости работы отец Дионисий. — Есть так называ- емое станочное письмо, то есть работа перед глазами, на рассто- янии вытянутой руки. А у Ген- надия — монументальное пись- мо, то есть большое, объемное изображение. Представьте себе этот великий труд: художник делает несколько мазков, спу- скается вниз, с лесов, чтобы по- смотреть, что получилось, а это около восьми метров высоты, а затем снова поднимается. И так в течение дня много-много раз. Стоит ли работа таких усилий? Думаю, что это и есть настоящая роспись. Когда смотрю на централь- ное изображение, у меня бук- вально создается «эффект присутствия», как будто я сам нахожусь с апостолами за тра- пезным столом и Спаситель как бы обращает ся ко мне: «Прии- мите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставле- ние грехов… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи из- ливаемая во оставление грехов». Эти слова, взятые из Евангелий от Матфея и от Луки, заставля- ют нас глубоко прочувствовать и осознать: евхаристия, соверша- емая в наших храмах, восходит именно к Тайной вечере. Нам, христианам, необходимо пом- нить, что Иисус Христос принес Себя в жертву за нас. В Еван- гелие сказано: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Но как часто вспоминаем мы Господа? Последствия пандемии До начала пандемии, по сло- вам отца Дионисия, в храм на воскресные службы и в празд- ничные дни приходило около ста молящихся, сейчас самое боль- шое — два десятка человек. При- мерно в три раза сократилось и число ребятишек, посещающих воскресную школу. Пришлось даже временно приостановить ее работу в самые сложные панде- мичные месяцы. Люди реально боялись заразиться. На литургию и причастие теперь приходят са- мые бесстрашные воиныХристо- вы, которых не испугал пресло- вутый коронавирус. Это самые верные чада Церкви, на которых и держится община. Впрочем, подобную ситуацию можно на- блюдать и в других храмах. — Конечно, на приходах в последнее время непростая обстановка, — говорит батюш- ка. — Прихожан стало в разы меньше. Храмы и без того слож- но содержать в отопительный сезон, а что уж говорить об их строительстве и восстановле- нии, когда рассеивается паства? Особенно тяжело сельским приходам. Но самое болезненное для меня как для священника то, что люди привыкают жить без причастия и общей молитвы. Это всегда приводит к печаль- ным духовным последствиям. И все же нам нельзя унывать, поддаваться панике. «Не бой- ся, малое стадо!» (Лк.12:32) — говорит нам через Евангелие Господь. Вспомним Иисуса, Его тернистый путь, который Он выдержал ради нас, ради нашего спасения и свободы. В Своих страданиях Он дал нам обетование: если мы страдаем с Ним, то с Ним и царствовать будем. Надеюсь, будем. Фото Сергея Кожевникова и из архива о. Дионисия Расписывал алтарь известный мастер-иконописец Геннадий Первушин КОГДА Я СМОТРЮ НА ЦЕНТРАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АЛТАРЯ, У МЕНЯ БУКВАЛЬНО СОЗДАЕТСЯ «ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ» Отец Дионисий ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ СОВЕРШАЕТСЯ И ПОНЫНЕ Есть в Георгиевском храме села Казаки Елецкого района удивительные иконы-святыни. Одна из них — образ Божией Матери «Помощница в родах», которую пожертвовала приходу благочестивая семья Рябцевых в 2008 году. Наталья Сизова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz