Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Персона 23 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 07/ 04 / 21 ЯНУЖЕНЭТИМЛЮДЯМ, ПОЛУЧАЮОТ РАБОТЫ УДОВОЛЬСТВИЕ. АКОГДА ВИЖУ, ЧТОЧЕЛОВЕКНАУЧИЛСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ, ПРОСТОПЛАЧУ Алексей Милованов Наш мир полон невидимых и неслышимых подвигов, но от того не менее ценных. Сурдопедагог Алексей Милованов, постоянно преодолевая себя, доказывает, что человек с нарушениями слуха может достичь многого. И помогает глухим людям открыть для себя этот мир во всем его многообразии, обрести смысл жизни. Ольга Журавлева Р азговор с Алексеем чем-то напомнил беседу с ино- странцем, хорошо владею- щим русским языком. Красивая речь и небольшой акцент, ха- рактерный для людей с наруше- ниями слуха. Он родился в слы- шащей семье. Но его дедушка и бабушка по материнской линии были глухими. Недуг передался по наследству им с братом. Учил- ся в Лебедянской школе-интер- нате для глухих и слабослышащих детей, которая на тот момент счи- талась одной из лучших в стране. — У нас были хорошие учи- теля, много труда в нас вложили, я им очень благодарен, — вспо- минает Алексей. — Учеба дава- лась мне легко. С первого класса усердно занимался и к седьмому уже не испытывал никаких труд- ностей. Одноклассники посто- янно у меня консультировались. Уже тогда осознавал, как глухие люди нуждаются в помощи. Вся дальнейшая жизнь Алек- сеяМилованова связана с обуче- нием людей с нарушениями слу- ха и сурдопереводом. Чтобы стать дипломированным специали- стом, он поступил вМосковский педагогический университет, где был единственным слабослыша- щим студентом на курсе. От Томска до Ташкента — В нашей стране существу- ют две системы обучения детей с нарушениями слуха — жестовая и устная, — говорит Алексей. — Большинство школ настаивает на устном методе. Педагоги не хотят признавать жестовый язык как главный язык глухих людей. Но результаты обучения при по- мощи устного метода очень не- высокие. Детям с пониженным слухом удается воспринимать только 30 процентов информа- ции, остальные 70 они просто не усваивают, многое остает- ся для них непонятным. Из-за пробелов в школьном образова- нии люди с нарушениями слу- ха в дальнейшем испытывают большие трудности в общении, их мир очень ограничен. Как правило, у них скудный словар- ный запас. Нужно читать больше книг, но им это трудно. Они му- чаются, не понимая значения многих слов. Алексей Милованов помо- гает восполнять нехватку об- разования взрослым людям с нарушениями слуха. Сегодня его знают по всей стране. — Ученица из Самары после года учебы призналась мне, что стала по-другому воспринимать действительность, — рассказы- вает Алексей. — Она наконец начала понимать слова, написан- ные на упаковках, на вывесках магазинов, и как ребенок радо- валась этим изменениям. Зани- маются даже пожилые люди. Милованов помогает глу- хим людям больше 20 лет. Все это время он на связи со своими подопечными. У него постоянно спрашивают по телефону значе- ния отдельных слов, устойчивых выражений, словосочетаний. Даже когда по работе ему прихо- дится бывать в других городах, люди выстраиваются в очередь с заранее заготовленными списка- ми непонятных слов. Некоторым приходится повторять одно и то же по несколько раз. Работа сур- допедагога и сурдопереводчика требует большого эмоциональ- ного напряжения и терпения. Но Алексей Милованов никогда не разочаровывался в своем деле. — Я нахожу радость в рабо- те с каждым моим учеником, — делится он. — Если вижу, что у человека происходят изменения, меня это только воодушевляет продолжать занятия. Нисколько не жалеюо потраченных усилиях. Тонкая материя Алексей также занимается с детьми с нарушениями слу- ха самого раннего возраста. Несколько лет назад он рабо- тал в центре детского развития «Ералашики». К нему приве- ли трехлетнего неслышащего мальчика, которому установили кохлеарный имплант. Этот про- тез позволяет компенсировать потерю слуха. Но чтобы про­ оперированный ребенок начал слышать, понимать и говорить, требуются годы специальных занятий. Малыш не произно- сил ни звука и ни на что не ре- агировал. Ни один педагог или психолог не смог заниматься с этим мальчиком. Куда бы его ни водили, результата это не прино- сило. Родители были в полном отчаянии. — Этот маль- чик не мог со- с р е д о т о ч и т ь внима ни е н а собеседнике, у него уже начал формировать- ся аутизм, — р а с с к а зыв а е т сурдопедагог. — Я стал занимать- ся с ним. Посте- пенно мальчик начал запоминать и показывать буквы, выполнять простые ука- зания, понимать значение же- стов. Вскоре стал осваивать сло- ги. Он занимался сидя у меня на коленях. Интуитивным путем я понял, что так будет легче на- ладить с ним контакт. Родители довольны результатом. Мальчик начал произносить слова. Алексей убежден, что если ребенок хорошо владеет жесто- вым языком, то вполне способен мыслить так же, как и слышащий человек. Это помогает ему лучше освоить устную и письменную речь. Много лет Милованов за- нимается составлением детской азбуки-словаря жестового языка и мечтает о его издании. — Работы еще очень мно­ го, — говорит он. —Людям с на- рушениями слуха необходим и свой словарь фразеологизмов, которые очень трудно перево- дить. К примеру, как объяснить на пальцах фразу: «на сердце кошки скребут»? Если перево- дить буквально, будет не понят- но, о каких кошках идет речь. В полном объеме такого пособия еще нет в нашей стране. И ра- ботать над этими материалами необходимо. Точно так же нужно объяснять и значение слов-омо- нимов, для каждого из которых существует свой жест. На занятиях Алексей Мило- ванов использует самые разно- образные формы работы. Детей обучает чер ез Алексей Милованов помогает взрослым и детям с нарушениями слуха. Сегодня его знают по всей стране. На дистанционные занятия по скайпу записываются ученики из Томска, Кемерово, Москвы, Костромы, Самары, многих других городов. ЧТО СЛЫШНО В ТИШИНЕ игру. Для тех, кто постарше, есть задания-анаграммы, кроссворды, матрицы, в которых нужно нахо- дить слова. Совместно с предпри- нимателем Юной Никишкиной занимался разработкой дере- вянной азбуки-игры «Дактиль». Проект занял третье место на ха- катоне «Технологии возможно- стей», проходившем в Сколково. Отец шестерых детей Все свое свободное время он старается проводить с детьми, которых у Алексея шестеро — пять дочерей и сын. Несколько лет назад семью Миловановых наградили на областном конкур- се в номинации «Самая трудо- любивая семья». А в прошлом году Алексей получил Почетный знак «За верность отцовскому долгу». Его супруга Евгения работает сурдопереводчиком в региональном отделении Все- российского общества глухих. Их старшей дочери Лилии 21 год. Она медсестра в одной из городских больниц. Вторая дочь, Валентина, учится в Воронеж- ской медицинской академии. Сусанна, Дарья и Алексей — школьники, самой младшей дочке Арине десять лет. В свободные от работы и уче- быдниМиловановылюбят соби- раться всей семьей. Летом сплав- ляются на байдарках, совершают велопрогулки. Зимой становятся на лыжи и коньки. Занимаются конным спортом. — Сегодня люди боятся труд- ностей, не хотят рожать много детей, — говорит Алексей. — Но человек живет не для себя, он со- здает будущее. В этом его основ- ное предназначение.Мыживем в частном доме на окраине Липец- ка. Когда дети были еще малень- кие, держали большое хозяйство — овцы, куры, гуси, много кро- ликов. Малышам это было очень полезно, они помогали нам. Трудности в жизни неизбежны. Но именно благодаря иммыпри- обретаем опыт, силу и мудрость. Фото Сергея Авилова Много лет Милованов занимается составлением детской азбуки-словаря жестового языка и мечтает о его издании

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz