Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Финансовая грамотность 29 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 31/ 03 / 21 П о данным Банка России, на сегодняшний день у жителей Липецкой обла- сти находится почти два миллио- на карт, выданных различными финансовыми организациями. На безналичные операции при- ходится 87 процентов всех пла- тежей. Условия тому благопри- ятствуют: в регионе действует больше 22 тысяч терминалов. Банковская карта придумана для надежного хранения средств и быстрой, комфортной оплаты любых товаров и услуг. И если наш счет становится уязвимым для киберворов, так это из-за на- шей же наивности. Мы расскажем об отрабо- танных схемах махинаций с банковскими картами, и помо- жет в этом заведующая секто- ром платежных систем и расче- тов Липецкого отделения Банка России Галина Бысова. «Ваша карта заблокирована…» Звонит «сотрудник» службы банка и огорошивает сообщени- ем, что карта временно заблоки- рована из-за подозрительного перевода. Если срочно не при- нять меры, со счета утекут все деньги. «Сотрудник» деловито просит клиента сообщить дан- ные карты, в том числе три циф- ры на обороте — секретный код, предназначенный для обеспече- ния безопасности веб-платежей. Иногда мошенники рассылают СМС с просьбой перезвонить по указанному номеру «службы без- опасности банка». Галина Бысова, эксперт — Мошенники — ловкие психологи. Говорят уверенно, используют профессиональные термины. Речь их льется свобод- но, они используют фон, ими- тирующий работу колл-центра, «переключают» клиента на дру- гого сотрудника. Мошенники используют и технологические уловки, например с помощью виртуальной АТС подменяют номер, и на экране телефона жертвы отображается офици- альный номер банка. Что делать? Настоящие сотрудники банка располагают необходимой ин- формацией для того, чтобы за- блокировать или разблокировать вашу карту, им незачем звонить ради этого клиенту. Если работ- ники финансовой организации замечают сомнительный платеж или перевод с вашего счета, они вправе приостановить эту опе- рацию на срок до двух суток. За это время выможете подтвердить или отменить ее. Если вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет бло- кировку и проведет операцию. Работник банка никогда не попросит клиента сообщить ему конфиденциальную информа- цию по карте. Вам следует игно- рировать подобные звонки. Если же вы встревожились, то позво- ните в банк по номеру телефона, который указан на обороте кар- ты, либо лично обратитесь в его ближайший офис. «Вы выиграли в лотерею!» Телефонный звонок. Вежли- вый собеседник представляется менеджером известной компа- нии и сообщает, что клиент стал победителем розыгрыша. Денежный выигрыш крупный, но чтобы его получить, нужно продиктовать реквизиты своей банковской карты, в том числе и секретный код из трех цифр. Или нужно уплатить небольшой взнос, перейдя по ссылке (кото- рая оказывается вредоносной). Многие люди наивно верят в то, что на них неожиданно сва- лился огромный выигрыш. Судя по оперативным сводкам, осо- бенно беззащитны перед таким обманом пожилые владельцы банковских карт. Что делать? Помните, что для перевода денег на счет плательщику не требуется ваш секретный код. Нельзя переходить по ссылкам, которые присылают вам в мес- сенджерах незнакомцы. «Готов перевести задаток!» Мошенники ищут жертв и на сайтах объявлений. Звонит покупатель, сообщает о своей немедленной готовности приоб- рести выставленный на продажу товар. Но вот незадача — он на- ходится в отъезде или живет в другом городе. Предлагает пере- вести задаток, а для этого про- сит сообщить ему данные карты. Обрадованный быстрой сделкой продавец охотно соглашается, не замечая, что «покупатель» вы- манивает не только номер пла- тежной карты, но и конфиден- циальные данные, в том числе код из смс. После этого продавец остается с пустым счетом. Что делать? В подобных случаях безопас- нее пользоваться Системой бы- стрых платежей. Она позволяет круглосуточно в онлайн-режиме переводить деньги между физи- ческими лицами. Для этого нуж- но знать лишь номер мобильно- го телефона другого человека. «Только сегодня — беспрецедентные скидки!» Еще один способ мошен- ничества называется фишинг, от английского слова «fishing» (рыбалка). Суть его заключает- ся в выманивании у людей их банковских данных: логинов, па- ролей, счетов и других сведений. Преступникикопируют сайты официальных интернет-магази- нов, заманивают посетителей со- общениями об акциях, огромных скидках на ходовой товар. Чело- век клюет на выгодные предло- жения и вводит данные картыдля оплаты. После этого создатели фишингового сайта полностью чистят счет жертвы. Что делать? Вы можете завести отдель- ную карту для онлайн-покупок, возможно, виртуальную. Внеси- те сумму, которую планируете потратить, или установите ли- мит трат. Также обратите внимание на защиту вашего устройства: вам нужна антивирусная программа, регулярно ее обновляйте. Хоро- ший антивирусный пакет всегда включает защиту от поддельных ресурсов. Прежде чем вводить рекви- зиты карты на странице оплаты, удостоверьтесь, что сайт исполь- зует защищенное соединение. В адресной строке необходимо наличие значка закрытого зам- ка. Если на него нажать, можно проверить сертификат безопас- ности. Он должен быть выдан именно этому сайту, с актуаль- ным сроком действия. Галина Бысова: — Не сообщайте персональ- ную информацию. ПИН-код не требуется вводить ни при одной онлайн-операции. Если сайт все-таки запрашивает такой код, скорее всего, вас хотят обма- нуть. Коды из смс и с оборотной стороны карты следует указы- вать лишь в том случае, если вы уверены в надежности органи- зации, с которой имеете дело. Кодовое слово можно называть, только если вы сами позвонили на «горячую линию» банка. Есливысталижертвой мошенников Допустим, случилось самое неприятное, вы увидели, что из- за обмана незнакомцев деньги с вашей карты исчезли. Как мож- но скорее звоните в банк, сооб- щите о мошеннической опера- ции и заблокируйте карту. Попросите сотрудников бан­ ка предоставить вам выписку по счету и подайте заявление о несогласии с операцией. Далее обратитесь в правоохранитель- ные органы с заявлением о хи- щении. Банк рассмотрит ваше заяв- ление в течение 30 дней. Если операция была международной, то в течение 60 дней. При усло- вии, что вы соблюдали меры без- опасности и обратились в банк не позже чем через сутки после списания денег, у вас есть шанс вернуть деньги. Но если вы сами сообщили ворам данные, необ- ходимые для подтверждения платежей и переводов, банк не вернет вам утраченных средств. Владелец банковской карты тоже несет ответственность за безопасность своего счета, так что легкомыслие может вам до- рого стоить. Иллюстрации Александра Затонских ВАША КАРТА НЕ БИТА Мир с трудом оправляется от пандемии коронавируса, и, как это бывает в кризисные времена, растет активность мошенников. Чем больше у граждан банковских карт, тем изобретательнее аферисты. Елена Фролова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz