Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
— Да, едва успел убежать от белого медведя. Животное по льду быстрее бегает. Но Ни- кита прыгнул и ухватился за натянутый трос. А на корабле услышали крики и выбежали на подмогу. С палубы медведя пристрелили и заплатили потом большой штраф. Но что делать, надо было спасти человека. А вдруг Михалков с этого бы тро- са упал или его медведь достал лапой? Калатозов, кстати, при- глашал меня поехать на ледоколе на съемки. И я очень хотел, но у меня были обязательства и две картины в работе. Рэп — как женщина — Вы сейчас увлечены мюзи- клами. Почему с песен переклю- чились на произведения крупной формы? — Это сейчас так. А раньше было наоборот. Когда я учился в консерватории в Алма-Ате, пи- сал музыку для театра. Например, к спектаклю «Слуга двух господ». Окончил консерваториювообще с серьезной музыкой. Написал балет «Старик Хоттабыч», кото- рый потом 12 лет шел в театре. Но уже со второго курса па- раллельно я работал на киносту- дии. Был музыкальным оформи- телем, подбирал музыку. Как-то мне дали написать песню для киножурнала. А после консер- ватории предложили уже фильм, и я сделал его музыкальным. Там была песня «Надо мной небо си- нее, облака лебединые». Она бы- стро стала популярной. Благо- даря ей меня заметил Гайдай и пригласил работать. И так закру- тилось —фильм за фильмом, по несколько за год. — Вы следите за тем, как раз- вивается музыка? — Слежу, мне интересно. Я знаю, что такое рэп. Когда я его в первый раз услышал лет 20 назад, подумал: «Ему не хватает только припева». Через десять лет стали сочинять так, как мне виделось. А потом опять начали только та- раторить. Я хочу молодежь послу- шать, чтобы тоже рэп написать. Ведь в рэпе вы мелодию не запо- мните. В этом и беда его. А если туда добавку сделать в виде за- поминающегося припева, будет лучше. Рэп—какженщина. Оде- лась хорошо, но выглядит скучно. А брошку или бантик цветной приколола, и наряд заиграл! Песня для Пугачевой — Вы живете за рубежом, в Москве бываете наездами. Как на чужбине музыка пишется? — Мне там даже лучше пи- шется. У меня комната 40 мет- ров, большая. Из окна вид на сад. А если на второй этаж под- няться, то я вижу заснежен- ные Альпы и фонтан в центре Женевского озера. На этот вид посмотришь, и сразу настрое- ние хорошее. Я живу на грани- це Франции и Швейцарии. До А музыку докторам я не пи- сал. Зато однажды прочитал в журнале интервью одного хи- рурга из Петербурга. Он при- знался, что когда делает опера- цию на сердце, включает мою музыку из «Красной палатки». Она дает ему силы. — Ее создание связано с лич- ными переживаниями? — Может быть. Когда я про- читал сценарий «Красной палат- ки», он не показался мне очень интересным. Я лежал на диване и думал об этой ледяной пусты- не, о холоде, представлял, как в нечеловеческих условиях поги- бает человек. И тут у меня в один момент родилась тема. Пошел к роялю, сыграл ее, записал. Принес музыку режиссеру Михаилу Константино- вичу Калатозову, и она ему очень понравилась. — Правда, что Ни- кита Михалков чуть не погиб на съемках «Крас- ной палатки»? центра Женевы 10 километров. Это как мне в Москве до метро «Сокол» доехать. Дочь работает в Женеве во Всемирной органи- зации здравоохранения. — Ваши отношения с Аллой Пугачевой были непростыми. Вы много с ней работали поначалу. Потом ваши пути разошлись. За что сейчас вы цените Аллу Бо- рисовну? — За ее талант. Алла — единственная, с кем я работал, а не просто записывал песни. Больше 20 песен мы сделали в моей студии. У меня до сих пор сохранился очень дорогой мне микрофон, в который она пела. Пугачева всегда очень се- рьезно относилась к работе. Знала текст, мелодию правиль- но интонировала. Подходила к стихам очень точно. Раскрывала замысел поэта. Другие позво- ляли себе приходить в студию неготовыми. Я говорил: «Но вы же совершенно не ту ноту поете. Я вам клавир дал, а вы не могли поучить дома и сейчас время от- нимаете?» У Пугачевой же все было профессионально. Когда мы писали «Волшеб- ника-недоучку» Алла спела нор- мальным голосом. А прослушав в аппаратной запись, сказала: «Нет. Александр Сергеевич, я пойду на рояле поиграю минут десять, потом перепишем». И во второй раз спела ее мальчише- ским голосом. Песня зазвучала совсем по-другому. Ей хотелось сделать ее интереснее и ярче. Это не всякая певица сможет. — В последнее время у вас не было желания написать для нее песню? — Мы как-то с ней говори- ли об этом. Правда, лет десять назад. Как летит время… Так вот, Алла сказала, что у нее уже не тот диапазон. Нужна песня, чтобы не было очень низко и очень высоко. А так писать очень сложно. Видимо, она не хочет спеть хуже, чем раньше. Чтобы не сказали: «А-а! Вот Пугачева уже не может петь». Алла все правильно делает. Фото с сайта iz.ru 31 /03 / 21 К омпозитор вдохнов- ляется заснеженными Альпами и Женевским озером, пишет музыку для дет- ских спектаклей, сравнивает рэп с женщиной и собирается дать концерт в Кремле в честь своего 95-летия. Секрет молодости — Фамилия Зацепин — го- ворящая. Ваша музыка цепляет. Скажите, а вас что может заце- пить? —В жизни меня может заце- пить какая-то идея. О! Вот это сделать надо, вот это интересно! Для меня работа, как кислород. Если ее нет, я задыхаюсь, не знаю, что мне делать. Печально, грустно. А еще меня может увлечь но- вая компьютерная программа, я с их помощью записываю му- зыку. — А если не музыка и не ра- бота? — Женщины. Но сейчас уже возраст не тот. Ну что де- лать? Женщиной можно как-то увлечься, даже не обязательно это может чем-то закончиться, но какое-то время, если она мне нравится, я могу ее вспоминать, видеть, мне будет очень прият- но. С первой женой мы прожи- ли 30 лет. Все нормально было. Потом была вторая. Умерли и первая, и вторая. —Есть ли у вас секрет, как хо- рошо выглядеть в 95? — Секрета нет, просто не переедать. Явстаюв 6 утра. 40 ми- нут делаю зарядку. На завтрак ем два кусочка хлеба с сыром, йогурт маленький и кофе. Иногда кашу пшенную чуть-чуть. На обед — полкотлетки и граммов 20 сли- вочногомасла. Истараюсь, как французы, обедать с 12.00 до 14.00. И ужинать до 18.00. Приглашаю в Кремль — Как будете отмечать юбилей? — Соберу близких в ресто- ране. У меня в Москве племян- ница, она придет с мужем, да еще пара человек. И все. — Скромно. Под такую дату можно и Кремль собрать. АЛЕКСАНДР ЗАЦЕПИН ПРИЗНАЕТСЯ, ЧТО РАБОТА ДЛЯ НЕГО, КАК КИСЛОРОД. ЕСЛИ ЕЕ НЕТ, ОН ЗАДЫХАЕТСЯ. «ХОЧУ РЭП НАПИСАТЬ» Персона 21 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Зоя Игумнова Александр Зацепин на праздновании своего 90-летия. 2016 год СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ — НЕ ПЕРЕЕДАТЬ. Я ВСТАЮ В 6 УТРА. 40 МИНУТ ДЕЛАЮ ЗАРЯДКУ. НА ЗАВТРАК ЕМ ДВА КУСОЧКА ХЛЕБА С СЫРОМ, ЙОГУРТ МАЛЕНЬКИЙ И КОФЕ. ИНОГДА КАШУ ПШЕННУЮ ЧУТЬ-ЧУТЬ. НА ОБЕД — ПОЛКОТЛЕТКИ И ГРАММ 20 СЛИВОЧНОГО МАСЛА Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия» — Кремль будет 20 июня. Приглашаю. — Вы всю пандемию переси- дели вМоскве. Режим соблюдали, но коронавирусом все же перебо- лели? —Да, может, когда в магазин спускался или в аптеку, его под- цепил. Поднялась температура до 39. И я пошел в больницу, ду- мая, что это что-то серьезное. Доктор знакомый тут же устроил меня в клинику Чазова. Там це- лый корпус отдали под коро- навирус. 12 дней я пролежал в отдельной палате, в принципе, мог и дома быть. Поражение лег- ких было 10 процентов. Меня подлечили, показали, как делать дыхательную гимнастику, и с тех пор я ее постоянно делаю. А несколько дней назад врачи обнадежили: в легких все чисто. Антитела остались. — Прививку планируете сде- лать? — Пока есть своя защита, буду беречься. Решил дождаться третьей вакцины. — Вы видели тяжелый труд врачей. Вам не хотелось посвятить им песню? — У меня отец был хирург. Я знаю с детства, как он боролся за каждого больного. Я еще маленький был, 12–13 лет, все раз- говоры слышал. Была у него женщина с он- кологией, ни- кто не брался за операцию. Он рискнул, а вдруг выжив е т. Но она умерла. Папа очень переживал. А вместе с ними мама. Александр Зацепин родился 10 марта 1926 года в Новосибирске. В 1956-м окончил композиторский и фортепианный факультеты Алма- Атинской консерватории. Автор около 300 песен, музыки к более чем 100 фильмов. Среди них — «31 июня», «Где находится нофелет?», «Женщина, которая поет», «Душа», «Красная палатка», «Красная капелла». СПРАВКА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz