Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

сам. Какой же «сугубо русский роман» без поиска этого самого смысла? Искушение деньгами Герой преодолевает разные искушения и соблазны. С мла- дых ногтей выписывает в осо- бую тетрадочку цитаты о пользе труда как главного источника капитала и продает однокаш- никам дефицитные записи мод- ной музыки, полагая, видимо, что уже сколачивает в поте лица состояние. Из такого отрока мог вырасти фарцовщик, афе- рист, продавец кокса, а то и кто- нибудь похуже. Обошлось. Так что набравшись ума и опыта, он не зря в тайной молитве благо- дарит Бога за то, что не стал ни бандитом, ни вором. Его впол- не по-русски томит ощущение греховности больших денег. И он кается, прямо по Марксу, за эксплуатацию людей, за при- своение чужого труда. А хоть каким-то искуплением счита- ет реставрацию храма и всей усадьбы Муравьева-Карского, чья жизнь представляется ему образцом патриотического слу- жения. Писательница старательно облагораживает Михаила, что- бы мы его, пусть не полюбили, так оценили. У меня впечат- ление, что под вымышленным именем изображен реальный человек, способный, энергич- ный и, вероятно, честный, не похожий на Брынцалова и Мав- роди. Сюжет романа несколь- ко напоминает телесериалы о бескорыстных олигархах, что расстаются с корыстными су- пругами и берут в жены скром- ных, чистых провинциалок. Как бы маскируя это, автор усложня- ет композицию романа, монти- руя разнородные фрагменты. Повествование ведется от име- ни журналистки, покоренной удачливостью и, вместе с тем, порядочностью своего будущего героя. Ее рассуждения череду- ются с внутренними монолога- ми самого Михаила. Мобилизуются все средства. То и дело возникают имена академика Вавилова, Марины Цветаевой, Мишеля Уэльбека, Окуджавы, Хемингуэя, Генри Миллера и так далее. Персо- нажи легко переходят с рус- ского на французский, фило- софствуют и вообще всячески демонстрируют: родословная Михаила восходит не к «новым русским» в малиновых пиджа- ках и с золотыми цепями на шеях, а к совестливой русской интеллигенции. «Барин» ненастоящий? Татьяну Щеглову не заподо- зришь в неискренности ее сим- патий к «барину ХХIвека», но иногда она очень уж усердству- ет, форсирует голос, он звучит напряженно, стиль утрачивает органичность. Она пару раз ло- вит героя на высокопарности или, как сказано в романе, де- коративности речи. Но тот же упрек можно адресовать и ей самой. Как-то неловко, когда влюбленная в Михаила милая девушка Даша анализирует свои чувства. Она «изначально, по определению, чуралась денег, как нечто темного имогущего за- тянуть в беспросветный, бездом- ный омут. Но здесь она впервые задумалась над тем, что деньги могут стать неким инструмен- том, с помощью которого можно творить общественное благо. Но она не могла не признать, что Михаил ее притягивает — как мужчина, как личность и, воз- можно,чтовсеэтовместевзятое— ее предначертание и судьба…» Сейчас книги часто выходят в авторской редакции. И эта — не исключение. Между тем хоро- ший редактор на сей раз был бы очень полезен. Татьяна Щеглова литератор опытный. На ее счету девять книг. Они написаны интереснее и убедительнее «Барина». Проза нашей землячки входила в лонг­ лист национальной литератур- ной премии «Большая книга». Переводилась в Германии. Но на сей раз случилась осечка. Что ж, бывает. Вон, даже у Гоголя не сложилось. Фото lipetskmedia.ru Липецкий прозаик Татьяна Щеглова написала книгу с необычным названием «Барин ХХI века». Еще необычнее ее жанр: «сугубо русский роман», так значится на титульном листе. Да и герой тоже необычный — гениальный финансист с тонкой душой, чувствительным сердцем и угрызениями совести. М ихаил Потасов — ин- теллектуал, ценитель Баха и Листа, чью му- зыку охотно обсуждает с про- винциальной журналисткой в первые же минуты знакомства. Равно как евангельские тексты и подвиги генерала Муравье- ва-Карского. Успех по-русски Запрос на образ успешного и положительного бизнесмена был сформулирован еще в кон- це 90-х. Стране нужны герои. Павел Власов, Павка Корча- гин, тем более Павлик Моро- зов тогда оказались как-то не ко двору. А владельцев заводов, газет, пароходов, нефтяных скважин, английских футболь- ных клубов и замков в бассейне французской реки Луары народ почему-то не полюбил. Вот пи- сателей и призвали переубедить население своими романами, пьесами, сценариями телесери- алов. Творчество ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 24 № 4 (26288) ИЗДАТЕЛИ КРУТЯТ РОМАНЫ О самых ожидаемых кни- гах года рассказали руково- дители ведущих российских издательств. Елена Шубина, руководи- тель «Редакции Елены Шуби- ной»: — Читателей пораду- ют новые большие романы. Гузель Яхина написала кни- гу «Эшелон на Самарканд». Сюжет строится вокруг спа- сения детей из голодающего Поволжья в 1923 году. В новом романе Михаила Гиголашвили «Кока» моло- дой герой продолжает свою психоделическую эпопею. Острая сатира и глубокие евангельские мотивы соеди- няются в единое полотно, где Босх конкурирует с лирикой самой высокой пробы. Андрей Рубанов создал парадоксальную историю превращения смерти в лю- бовь, а страдания — в наде- жду. Роман «Человек из крас- ного дерева» — это попытка раскрытия секретов соедине- ния и сращивания славянско- го язычества с православным христианством. Автор «КультурыДва» Вла- димирПаперный готовит киз- данию «Архив Шульца». Эта историястановитсянастоящим «русским романом», где лю- бовь снова побеждает смерть. Андрей Петров, главный редактор «Молодой гвардии»: Диапазон биографи- ческих изданий в новом году необычайно широк — это и новое исследова- ние о П.И. Чайковском (ав- тор А. Айбиндер), книги о Ф. Абрамове (О. Трушин) и Е. Гайдаре (Б. Минаев и А. Колесников), о великих женщинах Древнего Рима (Т. Бобровникова), русских первопроходцах в Америке (Н. Петрова), о Н. Скли- фосовском (А. Ветлугина и Д. Максименко) и Й. Гайдне (Л. Кириллина). Очень жду доработанное переиздание исследования «Исаак Дунаевский. Красный Моцарт» и абсолютно свежий проект, посвященный жизни и творчеству Марка Шагала, Дмитрия Минченка. Интересные новинки ждут любителей популярной серии «Живая история» — издания, посвященные по- вседневной жизни Большого театра (А. Васькин), русского средневекового монастыря (Е. Романенко, доработанное издание), закрытых городов (Н. Кутепова). В серии «Близкое про- шлое» выйдут книгиМихаила Пиотровского и Валентина Курбатова. Наталья Лебедева. Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты» Исаак Розенфельд ПРО БАРИНА И ГЕНЕРАЛА Татьяна Щеглова написала роман о герое нашего времени Формально «Барина ХХI века» можно отнести к популярным на Западе «историям успеха». Но, заработав кучу денег, Михаил начинает искать смысл жизни, естественно, не сводимый к денежным интересам. Какой же «сугубо русский роман» без поиска этого самого смысла? Писательница старательно облагораживает Михаила, чтобы мы его пусть не полюбили, так оценили. У меня впечатление, что под вымышленным именем изображен реальный человек, способный, энергичный и, вероятно, честный, не похожий на Брынцалова и Мавроди. Литераторы, однако, справ- лялись, да и справляются с этим кто на два с плюсом, кто на три с минусом. Дело-то непростое. Не всякому классику удавалось. Сам Николай Васильевич Го- голь попробовал было вывести во второй части «Мертвых душ» высоконравственных помещи- ков и предпринимателей, у него не вышло, и рукопись полетела в камин. Тем уважительнее стоит от- нестись к попытке не устрашив- шейся риска липчанки. В самом тексте романа она подчеркнула серьезность задуманного. Ей хо- телось написать крепкий патри- отический роман, да к тому же полифоничный, многослойный, как музыка того же Баха, и им- провизационный, как джаз. Формально «Барина ХХI века» можно отнести к попу- лярным на Западе «историям успеха». Но, заработав кучу де- нег, Михаил начинает искать смысл жизни, естественно, не сводимый к денежным интере-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz