Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № 4 (26288) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» К онечно, ели, конечно, пили, конечно, смотрели телек. Эти три процесса идеально совмещаются. На сто- ле — оливье, на экране — Пет- росян. В общем, и жить хорошо, и жизнь хороша. Даже на само- изоляции. Петросянов у нас много. Причем обоих полов. Кроме самого Евгения Вагановича, есть и Елена Воробей, и Клара Новикова, и Геннадий Ветров. И все старались как могли. Градус креативности у них зашкаливал. Допустим, такая сценка. Жен- щина жалуется: у меня первый муж был козлом, и второй, и третий тоже козлы. А ее спра- шивают: что ж ты, дура, все за козлов выходишь? Публика в восторге. Апло- дисменты перерастают в ова- цию. Телевизор сотрясается от дружного всероссийского хохо- та. Главное, хохоча, не подавить- ся горошком из салата. Или вот вам еще лирическая песенка из гламурной комедии. Понятно, про любовь-морковь. Ожидания, свидания, свадьба в ближайшей перспективе. У песенки замечательный рефрен: «Если что-то пойдет не так, я тебе дам в пятак». Так нежная барышня общается с женихом. От куплета к куплету ее наме- рения варьируются. Например: «Что-то не так пойдет у нас — я тебе выбью глаз». Высокие отношения, тонкое, глубокое чувство юмора. Вы согласны, господа? С первым апреля! Случилось и настоящее новогоднее чудо. Сразу после первого января на- ступило первое апреля. Правда, не 2021, а 2020 года. Подоплека волшебного пере- мещения во време- ни, однако, лишена какой-либо мисти- ки. Телевизионщики вытащили из подсобки старый выпуск «Вечернего Урганта». И, похоже, сочли его крупной творческой удачей . Эту нетленку нельзя не показать еще раз. Как говорится, на бис. Ургант устроил мастер-класс: научу-ка я вас, ребята, смешить. Это же технология, доступная кому угодно. Он даже проде- монстрировал схемы и чертежи. Но ясно, что он играл и лукавил. На самом деле, никакие схемы вам не помогут, коли вы лишены его таланта и артистизма. Народ Ваню Урганта, есте- ственно, обожает. И я тоже пытаюсь его обожать. От масс ведь неправильно отрываться. Смотрю, слушаю, ищу любую зацепку, чтобы улыбнуться. А не получается. Он сыплет запылив- шимися банальностями, произ- носит скучные слова, имитируя веселье. На этом фоне даже хох- ма про мужей-козлов выглядит шедевром остроумия. Я гоню от себя крамольную мысль: а вдруг «вечернему Ур- ганту» зря кажется, что у него еще не вечер? Вдруг он и в ка- честве практикующего юмо- риста, и в роли коуча по юмо- ру — мыльный пузырь, надутый Первым каналом? Первое апреля называют то Днем смеха, то Днем дура- ка. Второе название гораздо древнее. Но оно очень подходит для большей части телевизион- ных комедий и шоу. Компью- терный редактор напрасно под- черкивает мне красным слово «дурак», сигналя, что оно нето- лерантно. Я никого не намерен обижать. Да и разве возможно причислить к неумным людям исполнителей, получающих такие деньги за такой юмор? А за дурачков, по-моему, держат меня и вас, любезный читатель. Это нам с вами предназначены анекдоты про сварливых тещ, безмозглых блондинок, непро- сыхающих алкашей и козлов с рогами и без. Других персона- жей, других шуток у них для нас нет. У Райкина были. У Карцева были. У Задорнова иЖванецко- го были. А у этих нет, и не пред- видится. Покинувший в треклятом високосном 2020-м и теле- эфир, и наш грешный мир Михаил Михайлович Жванецкий честно описывал беду, что приключилась с юмо- ристами и сатириками: «Ку- да-то делось веселье к чертовой матери… У них (то есть у нас, господа) хохот вызывает все — штаны сползли, зуб выпал, глаз вытек, до туалета не дошел. Хо- хот дикий, смеха нет». «Дежурный по стране» все точно уловил. Хохот — голая фи- зиология, реакция на глупость и пошлость. А смех рождается из серьезных размышлений о мире, о человеке, об его земной участи. Но о подобных материях на ТВ не принято задумываться. Напротив, саму эту возможность надо блокировать. И по празд- никам, и по будням. И по утрам, и по вечерам, когда в кадре ца- рит гражданин Ургант со своими гостями. Формула смеха Помните странную фразу Блока о «тайне смеха»? В чем эта тайна, он не открыл. Или и сам не знал? Подсказку я обнаружил в русских словарях, где «смех» и «смерть» всегда рядом. Если не на соседних строчках, то на со- седних страницах. Полярные, враждебные друг другу понятия связаны не только взаимным отрицанием. Связь тут, по-уче- ному выражаясь, не линейная. Великий насмешник Марк Твен засвидетельствовал: «Сокро- венный источник юмора не ра- дость, а горе». А наш Владимир Иванович Даль сохранил для потомства старинную народную мудрость: «Посильно (под силу) беда со смехами, а не в мочь (не под силу) беда со слезами». Шутить у края — пусть не- долгая, пусть иллюзорная, но победа над неотвратимостью утрат, боли, одиночества – каж- дый ведь умирает в одиночку. «Мне нравится иронический человек, он, в сущности, герои- ческий человек», — сказал поэт Левитанский. Была у смеха испокон веков и другая миссия. Властители и на Западе, и на Востоке прибли- жали к себе шутов, что с улыбкой говорили им в лицо всю правду о них. Когда приближенные царя Соломона потребовали наказать некоего дерзкого остроумца, Со- ломон приказал: «Хорошенько накормите и напоите и отпусти- те его с миром». Даже не слиш- ком далекие правители осозна- вали: кто-то должен напоминать им, что земное могущество крат- косрочно, и впереди неизбеж- ный суд – может, Божий, может, внуков и правнуков. В самые свирепые времена великий шут Аркадий Райкин позволял себе гораздо больше, чем его товарищи на драматиче- ской сцене. Да, ходил по лезвию ножа. Однажды из кабинета ле- нинградского начальника пря- миком угодил на больничную койку с инфарктом. Что поде- лать. Не всякому сильному мира сего дана Соломонова мудрость. Но Райкин и дальше не изменил себе. Такие ассоциации по кон- трасту вызывает юмор нынеш- них телешоу. Юмор, который ла- конично отрецензировал опять же Жванецкий: «Открываем кран с надписью «Юмор» — от- туда черт-те что мутно-желтого цвета». Какая там «тайна смеха», господа. Какое там соседство трагического и смешного. Какая там социальная острота, какие там психологические наблюде- ния и тонкости. Нужен хохот, а не смех. И существуют прове- ренные способы заставить нас хохотать. Например, щекотка. Или рассказанный в новогод- ней программе популярной ис- полнительницей анекдот о том, как случайно разлили во дворе немецкую виагру китайского производства. Попали в нее чер- ви и поползли в разные сторо- ны стоя. А хозяину въехавшего в ту же лужу автомобиля потом никак не удавалось сложить ан- тенну. Имели место и другие по- следствия того же рода. Выходит, китайцы делают от- менный продукт, радостно со- общила актриса. Но из ее моно- лога следуют и другие полезные уроки. Во-первых, юмору не требуется смысл. Во-вторых, ему нельзя подниматься выше пояса. В-третьих, нельзя нико- го задевать и расстраивать. Ну разве что за исключением тещ и блондинок. Фото с сайта tvkultura.ru КАК И ПОЛАГАЕТСЯ, ЦЕЛЫХ ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ЯНВАРЯ МЫ ДОБРОСОВЕСТНО РАЗВЛЕКАЛИСЬ. ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛЕДОВАЛИ КЛАССИЧЕСКОМУ РЕЦЕПТУ: ЛЮБЛЮ ПОВЕСЕЛИТЬСЯ, ОСОБЕННО ПОЕСТЬ. ХОХОТ — ГОЛАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, РЕАКЦИЯ НА ГЛУПОСТЬ И ПОШЛОСТЬ. А СМЕХ РОЖДАЕТСЯ ИЗ СЕРЬЕЗНЫХ РАЗМЫШЛЕНИЙ О МИРЕ, О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБ ЕГО ЗЕМНОЙ УЧАСТИ. НО О ПОДОБНЫХ МАТЕРИЯХ НА ТВ НЕ ПРИНЯТО ЗАДУМЫВАТЬСЯ. В САМЫЕ СВИРЕПЫЕ ВРЕМЕНА ВЕЛИКИЙ ШУТ АРКАДИЙ РАЙКИН ПОЗВОЛЯЛ СЕБЕ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЕГО ТОВАРИЩИ НА ДРАМАТИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ. ДА, ХОДИЛ ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА. ОДНАЖДЫ ИЗ КАБИНЕТА ЛЕНИНГРАДСКОГО НАЧАЛЬНИКА ПРЯМИКОМ УГОДИЛ НА БОЛЬНИЧНУЮ КОЙКУ С ИНФАРКТОМ. ЧТО-ТО КАПАЕТ ИЗ КРАНА Аркадий Райкин умел остро шутить, не скатываясь в пошлость
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz