Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Культура 5 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 26 /03/ 21 ЛИПЧАН ЖДЕТ ЧАЦКИЙ В ЮБИЛЕЙНОМ ГОДУ У ТЕАТРА ПОЯВИТСЯ СВОЙ МУЗЕЙ «Преданья старины глубокой» и не очень далекого времени представят зрителям в Липецком государствен- ном академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого в преддверии векового юбилея. К этой дате выпустили книгу «Театр и зритель», в которой рассказали о ключевых вехах истории липец- кого театра, о людях, которые, посвящая свою жизнь искусству, предопределяли его судьбу. И не только. По словам директора Татьяны Гореловой, богатей- ший архив, который был собран в период работы над книгой, оказался больше, чем может вместить в себя одно печатное издание. Театр развивался вместе с Ли- пецким краем, влиял на его историю, которая, как в зеркале, потом отражалась в творчестве труппы. Рождался театр на сцене Липецккурорта, на кото- рой, по словам наших краеведов, в свое время бли- стали Вера Комиссаржевская, Всеволод Мейерхольд, Василий Качалов. С историей театра связаны судьбы легендарных липчан — летчиков-асов, Героев СССР, именами которых названы липецкие улицы. Михаил Водопьянов был драматургом, писал пьесы для липец- кой сцены. Сергей Литаврин до поступления в авиаци- онное училище работал актером театра. В 60-х годах прошлого века театр, предоставив сцену местным авторам, в одной из постановок рассказал о судьбе уникального человека — обще- ственного деятеля, талантливейшего журналиста, литератора Александа Вермишева. После в области была учреждена самая престижная журналистская премия, названная его именем, а в Липецке появилась улица Вермишева. В 80-х липецкий театр обрел всесоюзную из- вестность благодаря идее режиссера Владимира Па- хомова объединить под крышей одного театра целых три: взрослый, детский и музыкальный. Обо все этом и многом другом расскажет зрителям новая музейная экспозиция. СТИХИ ЕСЕНИНА ПОД МУЗЫКУ СВИРИДОВА Грандиозный вокальный цикл исполнил знамени- тый баритон из Санкт-Петербурга, заслуженный артист Татарстана Альберт Жалилов под аккомпанемент Ли- пецкого государственного оркестра русских народных инструментов в зале «Унион». Впервые на липецкой сцене прозвучало произ- ведение Георгия Свиридова «Отчалившая Русь» на стихи Сергея Есенина. Наравне с поздними вокаль- ными циклами Шостаковича эта поэма принадлежит к самым вдохновенным страницам русской музыки XX века. Выступление вызвало восторг у липецких мелома- нов. Рукоплескали зрители и музыкантам Липецкого государственного оркестра русских народных инстру- ментов. Елена Немцова исполнила завораживающее соло на гуслях звончатых в «Балладе» К. Шаханова, а Павел Каспрук виртуозно сыграл в Концерте для флейты с оркестром А. Хачатуряна. Во второй части концерта легендарные песни на музыку Гаврилина сменялись не менее легендар- ными русскими народными песнями. Выступление завершилось продолжительными овациями, после которых Альберт Жалилов пообещал приехать в Липецк вновь. — Лучшие концертные площадки областного центра, предоставляя сцены музыкантам-виртуозам, неизменно привлекают внимание липчан. Такие со- бытия делают культурную жизнь региона богаче, дают возможность зрителям увидеть лучшие постановки, — считает глава региона Игорь Артамонов. 7 0 -СЕРИЙНЫЙ ФИЛЬМ О МЕСТНЫХ ТРАДИЦИЯХ 70 видеосюжетов, посвященных народным традициям и обычаям, подготовили работники культуры Усманского района в рамках Всероссийской акции «Народная культу- ра детям». Их снимали, монтировали и выкладывали в соц- сетях в группах местных досуговых центров в течение двух последних месяцев. Фолк-уроки и мастер-классы по ремеслам и деко- ративно-прикладному творчеству, лекции, на которых школьникам рассказывали об особенностях местного костюма и быта, экскурсии по комнатам старины и выставкам, своего рода экспедиции к умельцам в гости — все это легло в основу короткометражек про- должительностью от нескольких минут до получаса. К акции присоединились все досуговые центры муниципалитета и сельские клубы — в общей слож- ности 30 учреждений. Одним из главных условий стало обязательное участие детей во всех меропри- ятиях. УВИДЕЛИ И УСЛЫШАЛИ «СИНЮЮ ПТИЦУ» В Доме музыки в рамках проекта «Виртуальный концертный зал» состоялась трансляция из зала Мо- сковской филармонии детской музыкально сказки по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица» в сопрово- ждении оркестра. Произведение проникнуто идеей «быть смелым, чтобы видеть скрытое». К маленьким брату и сестре приходит фея и отправляет детей на поиски Синей Птицы, которая помогает обрести счастье. Фея дарит детям чудесный подарок, с помощью которого они могут видеть души вещей. Огонь, Вода, Хлеб, Сахар, Кошка и Собака преображаются в живых людей со своими характерами и внутренним миром. В этой компании дети и ищут Синюю Птицу — в Стране Воспоминаний, во Владениях Ночи, в Саду Радостей, в Голубом дворце Царства Будущего. В своих странстви- ях дети знакомятся с Великими Радостями, Душой Света, Стариком Временем. Сказку читала Евгения Добровольская. В поста- новке прозвучала музыка Баха, Равеля, Форе, Франка, Пуленка, Онеггера, Мессиана, Чайковского. ВЕСЬ СЕЗОН ДЛЯ ЛИПЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМЕНИ Л.Н. ТОЛСТОГО ПРОХОДИТ ПОД ЗНАКОМ ПРЕДСТОЯЩЕГО В ИЮНЕ ВЕКОВОГО ЮБИЛЕЯ. В ПРЕДДВЕРИИ ЭТОЙ ДАТЫ, КАК, ВПРОЧЕМ, И ВСЕГДА, ТЕАТР СТРЕМИТСЯ УДИВЛЯТЬ, ВПЕЧАТЛЯТЬ И ПРОСВЕЩАТЬ. Ольга Шкатова Т акие задачи ставят перед собой постановщики и актеры, когда выбирают материал для очередной премьеры, и в афише появ- ляется новое имя. Впрочем, и хорошо знакомый автор может удивить и заставить задуматься. Как Лев Тол- стой, например. Вечная классика — В юбилейном сезоне наши зрители увидят спек- такль «Воскресенье» по Толстому. К идее его поста- новки мы пришли, можно сказать, опытным путем, — рассказывает директор теат- ра, заслуженный работник культуры Татьяна Горело- ва. —Поставив его однажды в качестве спектакля-эскиза в рамках одного из просве- тительских проектов, мы были поражены той реак- цией, которую он вызвал у зрителя. Люди в зале плака- ли. А по завершении поста- новки благодарные аплодис- менты долго не отпускали артистов со сцены. Значит, проблемы, которые великий классик поднимал сотню лет назад, созвучны тем, кото- рые волнуют современных людей. Не зря мы говорим: Толстой — это не прошлое, Татьяна Горелова, директор театра драмы имени Л.Н. Толстого ГЛАВНОЕ ДЛЯ НАС — ОСТАВАТЬСЯ НУЖНЫМИ НАШЕМУ ЛЮБИМОМУ ЗРИТЕЛЮ. ПРИЯТНО, КОГДА МЫ ВИДИМ, ЧТО ЕЩЕ НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ ВСЕ ДООДНОГО БИЛЕТЫ РАСПРОДАНЫ. ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ПРИЗНАНИЕ, ГЛАВНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВСЕХ НАШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАГРАД Режиссерская работа Евгения Азманова над спектаклем «Есенин. Быть поэтом» удостоена главной награды Московского международного фестиваля «Премия Джигарханяна» Толстой — это наше на- стоящее и даже наше буду- щее. Работой над большим проектом, как и над спек- таклем-эскизом, руководит режиссер Надежда Хавлина, заведующая отделением те- атрального творчества в Ли- пецком колледже искусств. Интересен ее новаторский подход. В качестве экспери- мента в спектакле будут за- действованы студенты кол- леджа, которые сыграют на одной площадке с актерами нашего театра. Из столицы с сюрпризом И еще одна приятная встреча ждет любителей классики. К 100-летию те- атра ставят легендарную комедию Александра Гри- боедова «Горе от ума», кото- рая сегодня на российской театральной сцене входит в топ наиболее востребован- ных постановок. —Руководство постанов- кой мы доверили известно- му театральному режиссеру Александру Огареву, — про- должает Татьяна Васильев- на. — Не спрашивайте, кто будет играть Чацкого, пока мы это держим в стро- жайшем секрете. Вообще, точное распределение ро- лей—это залог успеха любо- го спектакля. А уж «Горе от ума» испокон веков счита- лось своеобразным лекалом для составления театральной труппы. Считается, что эта постановка представляет все актерские амплуа, поэтому раньше даже артистов при- глашали по соответствию образам в этом спектакле. Для театралов, наверня- ка, будет интересен взгляд столичного режиссера на липецкую труппу. Причем Александр Огарев выстра- ивает несколько составов. Уверена, что наши артисты будут смотреться органично в этом спектакле, это будет достойный подарок зрителям в год столетия театра. Кстати, эту постановку, как имноже- ство других своих проектов, мы осуществляем на сред- ства федерального гранта, который распределяется на конкурсной основе. Прият- но, что в который раз наши идеи получают одобрение на высшем уровне. Таланты и поклонники — Но самое главное для нас — оставаться нужными нашему любимому зрите- лю, — убеждена директор. — Приятно, когда мы видим, что еще накануне премьеры все билеты распроданы. Вот это и есть признание, главное подтверждение всех наших профессиональных наград. Здесь самое время вспо- мнить о победах юбилейно- го театрального сезона. На Международном фестива- ле «Липецкие театральные встречи» артисты липецкого академического театра полу- чили сразу четыре награды. Несмотря на сложный период, связанный с пан- демией, театр осуществил крупный международный проект «Вы в небо ушли», который получил высокую оценку специалистовМини- стерства культуры РФ. В этом сезоне режис- серская работа Евгения Азманова над спектаклем «Есенин. Быть поэтом» удо- стоена главной наградыМо- сковского международного фестиваля «Премия Джи- гарханяна». — Конечно, мы все рады за Максима Дмитро- ченкова, он стал первым в истории региона актером, удостоенным звания заслу- женного артиста Липецкой области. В соцсетях под со- общением об этом люди пи- сали: «Браво!», «Мы Вами восхищаемся!». Я считаю, что эта обратная связь со зрителем для артиста яв- ляется важнейшей оценкой. А Максим Дмитроченков к тому же свой опыт переда- ет молодежи. Он является преподавателем отделения актерского мастерства в Ли- пецком колледже искусств. Об открытии этого курса с тем, чтобы в будущем по- полнить нашу труппу моло- дыми специалистами, мы мечтали очень давно. Но лишь в этом юбилейном те- атральном сезоне это стало возможно. Можно сказать, это наш задел на будущее и еще один подарок к 100-ле- тию, — итожит Татьяна Го- релова. Фото Николая Черкасова НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО ХОРОШИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРЕМЬЕРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ЛИПЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМЕНИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ЭВРИДИКА» ПРОНИЗАН ДУХОМ СОВРЕМЕННОСТИ. ХОТЯ В ОСНОВЕ ПЬЕСЫ ФРАНЦУЗСКОГО ДРАМАТУРГА ЖАНА АНУЯ — ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ. Ольга Шкатова Свою историю о любви Орфея и Эвридики Жан Ануй написал в 1941 году в оккупированной фаши- стами Франции. Его герои вполне современные люди, они существуют вне времени и пространства. Орфей — музыкант, Эвридика — ак- триса. Он устал и неудовле- творен. Она «то ли чего-то ждет, то ли ищет чего-то». Их чувство вспыхнуло вдруг. В нем оба стремятся укрыться от окружающей их пошлости, стать лучше и чище душой. Но «мир — это бездонная яма», и в ней про- падает и хорошее, и плохое, и то, чему суждено быть веч- но. «Нельзя оставить только хороших персонажей», — рассуждает автор и окружа- ет героев бесчувственными, равнодушными людьми. — Почему «Эвридика»? Когда я искала материал для постановки, художник Женя Терехов предложил обратить внимание на эту пьесу. Он когда-то видел грандиозный спектакль, поставленный по ней, — объясняет выбор пьесы режиссер Мария Колыче- ва-Кайзер. — Мне мифы Древней Греции не каза- лись актуальными. Вернее, я не представляла, как их можно поставить, чтобы они стали интересны зрите- лю. А у Ануя все происходит в XX веке. Свободолюби- вая Франция, пережившая торжество революции, была оккупирована фашистами и находилась в буквальном смысле в состоянии уду- шения. Эвридика для Ануя стала олицетворением без- вольной и порабощенной страны. Мне очень понра- вилась пьеса. Меня привлекают вещи, где присутствуют мистика, любовь, жестокая реаль- ность. В пьесе Ануя все это есть. Работая над спекта- клем, я всегда отталкиваюсь от автора. Ануй был женат на актрисе, работал в театре и знал его хорошо. Одним из его любимых авторов был Пи- ранделло, исполь- зовавший прием гротеска. И у Ануя окружение Ор- фея и Эвридики выписано гротесково. Все людские пороки он выставил из- нанкой напоказ. Они выпя- чены специально. Поэтому все вокруг главных героев в масках. Это мир искус- ственности, вычурности. В таком обществе настоящая любовь загадится, она никогда не прорастет. Там она невозможна. Поэтому герои уходят один за другим. У Ануя есть осо- бенность: его текст мертв, если артисты не оживляют его своим интел- лектом и тем- пераментом. Мы хорошо потрудились и продолжа- ем работать над спектаклем, чтобы зрители в зале вместе с актерами проживали исто- рию любви Орфея и Эври- дики, — отметила режиссер. Фото Ольги Беляковой У АНУЯ ОКРУЖЕНИЕ ОРФЕЯ И ЭВРИДИКИ ВЫПИСАНО ГРОТЕСКОВО. ВСЕ ЛЮДСКИЕ ПОРОКИ ОН ВЫСТАВИЛ ИЗНАНКОЙ НАПОКАЗ. ОНИ ВЫПЯЧЕНЫ СПЕЦИАЛЬНО. ПОЭТОМУ ВСЕ ВОКРУГ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В МАСКАХ. ЭТО МИР ИСКУССТВЕННОСТИ, ВЫЧУРНОСТИ Мария Колычева-Кайзер В «Эвридике» присутствуют мистика, любовь, жестокая реальность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz