Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Творчество 27 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 24/ 03 / 21 на весу. Если этого не делать, работу можно испачкать. Или ткань провиснет. Поэтому для мастериц не характерно держать рамку в одном положении—при вышивке ее поворачивают так, чтобы нужная деталь была мак- симально ближе к краю. Елена вспоминает, как не- просто далась ей плащаница Успения Божией Матери. Раз- мер фигуры святой был около метра. Кстати, пока она выши- вала, прихожанин принес в дар два рубина, которые удачно впи- сались в общую композицию. Еще одну плащаницу создавали всей золотошвейной мастерской более пяти лет. Помимо Девы Марии, Иисуса и двенадцати апостолов нужно было вышить младенца в пеленках с ликом взрослой женщины — над этой непростой задачей Елена труди- лась не одну неделю. Особо запомнилась ико- на с изображением последнего российского императора Нико- лая II и его семьи. Это работа да- лась с трудом — фигуры святых мучеников были совсем миниа- тюрными. Почти по Лескову В работах используются тон- чайшие шелковые нити. Елена показывает одну с номером 65 — невозможно поверить, что при шитье ее можно расщепить на две. Вышивают тонкой бисерной иглой, но это не единственный рабочий инструмент золо- тошвеек. В ходу также миниатюрное шило. Дело в том, что рамка с натянутой тканью за- креплена так, чтобы нить могла проходить как сверху вниз, так и наоборот. И если с первым дей- ствием проблем ни у кого нет, то второе приходит с опытом: игла на лицевой стороне должна вый- ти в строго определенном месте. — Для этого и нужно шиль- це: им прокалывают нужное место, а снизу к нему подводят иглу и поднимают, — расска- зывает Елена. — Секрет в том, чтобы разместить оба инстру- мента строго вертикально. Нужна определенная сноровка, и сколько слез я перевидала: ма- тушки рыдают, под стол зале- зают, проверяя, удалось ли, но усердие и терпение приводят в итоге к результату. Начинается любая работа с выбора изображения. Затем оно распечатывается и наносится на микалент (что-то среднее между калькой и тканью). Следующий этап — создание контура, кото- рый будет служить границей между деталями. И лишь по- том приступают к самой вышивке. Любопытно, что она не терпит узел- ков. Основа сюжета классическая, а вот вы- бор орнаментов и укра- шений зависит от фан- тазии золотошвейки. Ико н у и л и предмет церков- ного обихода Е л е н а в ы - полняет для конкретного храма. Часто ей их заказывают, но иногда вдох- новение приходит само — так возникла закладка с ликом Ар- хангела Михаила для Евангелия в одноименный храм в Ворон- Лозовке Хлевенского района. То, над чем трудилась месяца- ми, Елена отдает безвозмездно, и дары священники принимают с радостью. К слову, на каждом богослужении звучит молитва «О жертвователях, благоукраси- телях святого храма сего». — Однажды в золотошвей- ной мастерской я услышала: «Вы вышиваете, а потом вашей работы ангелы касаются», и это настоящий восторг, — расска- зывает Елена. —Каждый служит Господу по-своему, и я чувствую, что нашла свою стезю, что золот- ное шитье —мое призвание. Фото Геннадия Логунова и из архива ЕленыЖилинской СТАРАЕШЬСЯ С МОЛИТВОЙ К РАБОТЕ ПРИСТУПАТЬ. БЕЗ НЕЕ НАЧНЕШЬ — ТОЛКОМ И НЕ ПОВЫШИВАЕШЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧТО-ТО ОТВЛЕЧЕТ. А ЛУЧШЕ ВСЕГО РАБОТАЕТСЯ В ЯСНЫЕ УТРЕННИЕ ЧАСЫ, КОГДА СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ ЛЬЕТСЯ ИЗ ОКОН Елена Жилинская НЕ ТЯНИ КАНИТЕЛЬ О материалах для рабо- ты— разговор отдельный. Основа — конечно же, натуральный шелк. Однаж- ды Елене даже коконы шел- копряда привозили. На блюдечке — семь по- чти невесомых пакетиков с нитями из Китая. За та- кой комплект отдали около четырех тысяч рублей. Этот шелк цепляется к рукам, поэтому нужно постоянно смягчать кожу кремом для рук. Зато и ложится он на основу как масло, да и вы- глядит гораздо наряднее. Нити на больших боби- нах — родом из Санкт-Пе- тербурга и Подмосковья. Елена вспоминает, как од- нажды золотошвейки узна- ли, что сотрудникам одной из фабрик зарплату выда- ли нитками и те выставили их на продажу. Поняв, что товар пользуется спросом, продавцы быстро подняли цены вдвое, но все равно это было выгодное предложе- ние. Говоря, что закупленных нитей хватит до конца жиз- ни, мастерица нет-нет да не удержится, заметив необыч- ный тон. Особенно нравится ей приобретать материалы в поездках по другим странам. Так, настоящая золотная нить была куплена в Греции, хотя на этикетке значилось, что произведена в Японии. Для украшения работ также используется трун- цал — металлизированная нить, закрученная спира- лью. Он легок в работе, его удобно растянуть и сжать до нужной длины. А вот тянуть канитель в прямом смысле не стоит. Этот материал не столь сговорчив, хотя отлич- но держит форму и подходит для обрамления камней и жемчуга. В работе у Елены есть мягкая, жесткая и сред- няя канитель под названием бульонка. ВОСЕМЬ ФАКТОВ О ЗОЛОТНОМ ШИТЬЕ 1 Этот вид рукоделия пришел к нам из стран Востока, как определяют специалисты, более тысячи лет назад. Из-за золотых нитей изделие было не только дорогим, но и тяжелым — могло весить до 20 килограммов. 2 Обращение к Библии гово- рит о том, что вышивание знали еще раньше. В Ветхом Завете есть эпизод, когда после исхода из Египта Моисей рас- пределял, кто какие работы бу- дет делать при создании поход- ной церкви —Скинии собрания. Священную утварь и церковные одежды выполняли Веселеил и Аголиав. Они же сделали вы- шивку на червленой ткани, со- тканной женщинами. Вышивала и ДеваМария. В период жизни в Иерусалиме она пряла и созда- вала облачения для священни- ков. По поручению первосвя- щенника она также изготовила часть завесы для храма. 3 Поначалу вышивали золоты- ми и серебряными нитями, но изделие было баснословно дорогим, так что материал уде- шевили. Оказалось, позоло- ченные (то есть с небольшим количеством драгметалла) нити дают такой же эффект блеска, и с XVI века мастерицы перешли на них. А само рукоделие стало называться золотным шитьем. 4 Первые золотошвейные ма- стерские стали появляться при храмах. Умелицы создава- ли иконы, плащаницы, одеяния для священников. А затем и при царских дворах появились свои светлицы — так назывались ма- стерские в знатных домах. Укра- шали одежду, головные уборы, аксессуары, воротники и сумоч- ки, футляры для оружия. 5 Нередко за рукоделие са- дились и царские особы. Софья Палеолог (жена Ива- на III), Соломония Сабурова (первая жена Василия III), Анастасия Романовна (первая жена Ивана Грозного), Ирина Годунова нередко присылали в храмы собственноручно вы- шитые дары. 6 В 1592 году мастерской Ири- ны Годуновой был вышит четырехъярусный иконостас. Он нашел свое применение в каче- стве походной церкви русскими царями. 7 Среди знаменитых золо- тошвейных мастерских — созданные Ефросиньи Стариц- кой, Соломонии Сабуровой, Строгановых. Их работы — не- кий эталон как в художествен- ном решении, так и в мастерстве исполнения. 8 Известный художник Васи- лий Тропинин в своей рабо- те «Золотошвейка» изобразил молодую швею в процессе ее кропотливого труда. На картине можно рассмотреть инструмен- ты, которые она использует, и сам узор, золотые нити на кото- ром благодаря мастерству жи- вописца блестят, как на самой ткани. Елена Жилинская в начале многомесячной работы над сюжетом Пресвятой Троицы для хоругви ТО, НАД ЧЕМ ТРУДИЛАСЬ МЕСЯЦАМИ, ЕЛЕНА ОТДАЕТ БЕЗВОЗМЕЗДНО, И ДАРЫ СВЯЩЕННИКИ ПРИНИМАЮТ С РАДОСТЬЮ. умевшая удивить блюдами всех коллег по театру передала ей бабушка, потомственная дворянка, оперная певица, В ходу — 11 личных кулинарных книг, часть рецептов для которых Умение вкусно готовить — еще один талант гостеприимной хозяйки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz