Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Творчество 26 № 34 (26318) Н асколько трудоемко зо- лотное шитье, мы по- няли, лишь переступив порог дома в селе Павловка Добринского района. На сто- ле — начатая работа, по контуру которой угадывается сюжет — Пресвятая Троица. Вышит всего один лик размером с пятирубле- вую монету. — Как раз к вашему приез- ду успела, — перехватив наши взгляды, пояснила Елена. — Это за сегодня сделали? — удивились мы. — Нет, конечно, целых две недели вышивала, а сегодня на лике сделала заключительные стежки. Возникшее более тысячи лет назад золотное шитье востребо- вано и сегодня. Его используют для украшений, аксессуаров, одежды. Традиционно масте- рицы создают необходимые для православных богослуже- ний вещи — одеяния, покровы, знамена. Начатая работа Елены Жилинской с Троицей — осно- ва для будущей хоругви. Недав- но завершена икона мученицы Дарии. Яркие цвета, усмирен- ный лев у ног святой и нраво- учение подсказывают нам, что работа адресована ребенку. Так и есть — сделана для внучки Да- рины. Вышивала икону Елена семь месяцев, по четыре-пять часов в день. — Кто-то предпочитает ор- наменты — узоры, птиц, цветы, делает новогодние шары или пасхальные яйца, а для меня нет ничего более заворажива- ющего, чем вышивать икону, — признается Елена. — Работа не- быстрая, и пока ты трудишься, думаешь о храме или человеке, которому она предназначается, о святом, который на иконе, — он по-настоящему становится тебе ближе. Любопытный факт — в свои 57 лет она вышила 57 ликов. Еще не икона Любую икону золотошвейки начинают именно с лика, ведь если он не получится, нет смыс- ла продолжать работу. Кста- ти, именно этой части больше всего опасаются начинающие мастерицы: как святому в глаз иголкой тыкать? Но опытные золотошвейки знают: даже если ты трудишься по благословению церкви, до освящения самой ра- боты она считается не иконой, а обычной вышивкой. После лика по правилам берутся за откры- тые участки тела, затем выши- вают одежду, архитектуру и все остальные детали, постепенно двигаясь от центра к краям. Елена признается, бывает, кажется, что чего-то в работе не хватает. Тогда призывает на по- мощь своего мужа Григория. У того глаз уже наметан: сразу заме- чает, где стоит переделать стежок, подобрать нить другого цвета или несколькими штрихами по- иному направить взгляд святого. Елена неизменно прислушива- ется, и все встает по своим ме- стам. А еще Григорию пришлось взяться за создание рамок для удобства работы супруги. — Иной раз принесет из ма- стерской основу, а ткань прови- сает, — рассказывает он. — Что мучиться-то? Приходится пере- делывать. Проверить качество просто: хорошо натянутый мате- риал должен при постукивании звучать как барабан. Мужчина демонстрирует идеальный звук на новой рам- ке. Действительно, похоже. И нельзя не восхититься качеством этой работы, ведь нам известно, что у Григория больные руки. «Бог нас ведет» — скромно го- ворят супруги. Бог ведет Инженер по образованию Елена Жилинская даже не пред- полагала, что однажды возьмется за вышивку. Как человек верую- щий, посещала храмы, периоди- чески отправлялась в паломниче- ские поездки. Только в Израиле наСвятой земле ей удалось побы- вать пять раз. Однажды обратила внимание на узорные одеяния священнослужителей и вышитые иконы. И захотела научиться зо- лотномушитью. Мастерских в Ростове-на- Дону немало, но курсы для же- лающих проводили утром, что для работающего человека не- удобно. Наконец мечта сбылась — при приходе Георгия Побе- доносца открылись вечерние курсы. Через год Елена уже преподавала здесь орна- ментальное шитье. За год сама прошла четыре кур- са в Санкт-Петербурге: днем мастерицы учились разным тонкостям лицево- го шитья, а по ночам вновь садились за иголку с нитка- ми, применяя на практике новые умения. Несколько лет Елена возглавляла ро- стовскую золотошвейную мастерскую в честь свя- той праведной Тавифы. Однако жаркий кли- мат заставил задуматься о переезде. Решение со- зрело само собой, когда она вместе с мужем Григорием побывала в гостях у однокурсницы, тоже золотошвейки, которая вернулась на свою малую родину в Усманский район. Так и присмотрели себе домик по соседству, на добринской земле. ВПавловке супруги нашли то, что хотели. В том числе и добрых друзей, с которыми вме- сте и гостей принимают, и в бассейне плавают, и со скандинавскими пал- ками гуляют, и на служ- бе в храмах стоят. — Не могу не вос- хищаться работами Елены, — признается ее подруга, поэт Галина Рукина. —Но вышить для себя не прошу — знаю, какой это кропотливый труд. Уверена, не откажет, но дома икона будет радовать несколько человек, а в храме — тысячи. Там нужнее! Руки на весу Золотное шитье — уникаль- ный вид рукоделия еще и по- тому, что оно не изменилось за сотни лет. — Спасибо реставраторам, которые при восстановлении поврежденных работ по ниточке разбирали каждый шов и фик- сировали это. Так мы знаем, как именно выполнялись опреде- ленные стежки, как крепились нити, как пришивался жем- чуг, — говорит Елена. — Повто- ряем в точности то, что делали золотошвейки в старину. Так что мы продолжаем традиции, тоже делаем работы на века. Случаются у Елены пробле- мы со здоровьем, и мастерица заранее продумывает разные варианты шитья в любом поло- жении. Есть удобное кресло для работы сидя, а есть другой ста- нок, на котором можно трудить- ся и лежа. Хотя и эти устройства не до конца способны создать комфорт. Ведь руки золотошвей- ки должны держать И СОЛНЦЕ НИТКУ ЗОЛОТИТ ЛЮБУЮ ИКОНКУ ЗОЛОТОШВЕЙКИ НАЧИНАЮТ ИМЕННО С ЛИКА, ВЕДЬ ЕСЛИ ОН НЕ ПОЛУЧИТСЯ, НЕТ СМЫСЛА ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТУ. 57 ликов вышила Елена к своим 57 годам Часто в продаже встречаются нити очень яркие, а в ико- нописи, выполненной в технике золотного шитья, тре- буются приглушенные тона. Мало и оттенков телесного цвета. Поэтому золотошвейки приноровились самосто- ятельно создавать нужные тона. В ход идут природные красители и даже лекарства. Так, для отдельных оттен- ков красного берут марену красильную — таблетки для лечения почек. Нити томят в горячем отваре и закрепля- ют квасцами (цвет сохраняется) или медным купоросом (цвет слегка изменяется). Ромашка и пижма дают желтизну, ольха дополняет зеле- новатый тон, а с помощью коры дуба можно получить из белого нужные телесные оттенки, из бирюзового — цвет весенней травы, а из розового — бежево-золотистый. ЧЕМ КРАСИТЬ РАНЬШЕ СВОЕ ЛЮБИМОЕ РУКОДЕЛИЕ ЕЛЕНА ЖИЛИНСКАЯ НЕ СЧИТАЛА ЧЕМ-ТО ОСОБЕННЫМ — В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ НЕМАЛО ЖЕНЩИН ОСВОИЛИ ЭТО СТАРИННОЕ ИСКУССТВО. А ВОТ ДЛЯ НАШЕЙ ОБЛАСТИ, КУДА ПЕРЕЕХАЛА ОНА С МУЖЕМ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД, ЗОЛОТОШВЕЙКИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НА ВЕС ЗОЛОТА. Олеся Скворцова будет подарена внучке Дарине Елисавета Федоровна и инокиня Варвара Недавно завершенная икона мученицы Дарии В центре сюжета иконы — преподобномученица Размер фигуры Пресвятой Богородицы для плащаницы — около метра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz