Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Интервью 21 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 24/ 03 / 21 ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЦЫГАНАХ? «Воруют, попрошайничают, торгуют наркотой, могут наслать проклятие и даже украсть детей» — весь этот стойкий набор стереотипов с ходу выложили участники небольшого экспресс- опроса на тему: что вы думаете о цыганах. Елена Мационг И з положительного толь- ко то, что они зажига- тельно поют и танцуют да «кино про хорошего цыгана Будулая» — на этом все. Как вышло, что мы до сих пор почти ничего о них не зна- ем, хотя живем рядом столетия- ми? Что в нашем списке мнений про цыган правда, а что — нет? Как и чем живет сегодня табор? Об этом наш разговор с Дани- лом Сергеевым. Представителей рома он изучает в рамках науч- ной работы о преступности в этнических сообществах. При этом с детства дружит со многи- ми цыганскими семьями. БЛИЦ — Откуда пошли цыгане? — Среди многих исторических теорий самая стойкая говорит о том, что предки цыган жили в центральных районах Индии. Сегодня они живут почти во всех странах мира, от США до Восточной Европы. В России, по данным последней переписи, насчитывается 220 тысяч цыган. — Какая религия у цыган? — В России больше православных цыган. Они массово крестят детей в Пасху. Меньше цыган мусульман. Религия обусловлена страной проживания. — Как гадалкам удается обмануть, обладают ли они какими-то психотехниками? — Считается, что цыганки обладают элементами гипноза, которым овладели за долгие годы своей деятельности. Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты». У рома действительно есть свой неписаный, передаваемый из поколения в поколение «цыганский закон», который строго регулирует жизнь в таборе. Эти правила действуют только внутри сообщества, а за его пределами — нет. Различных ответвлений рома довольно много. Устои и традиции у них могут очень сильно отличаться. Религия разная. Они говорят на разных диалектах, которые нередко малопонятны для цыган другой группы. Данил Сергеев, директор Института государственного и международного права при Уральском государственном юридическом университете Своя демократия — Данил, не раз приходилось слышать, что для цыган есть два мира — «свой» и «чужой». В сво- ем, в таборе, строго соблюдаются устои и традиции, а чужой, вне «правового поля», его можно и обокрасть, и обмануть. — Конечно, они не мыслят такими категориями, как «пра- вовое поле». Но у них есть свой цыганский суд, когда собира- ются бароны, главы семейств, и выносят свое решение. Самое строгое наказание — обесче- стить и изгнать из табора. — За что оно может последо- вать? — За большие долги, обман своих же, за супружескую из- мену. Что показательно, муж- чину накажут только за связь с цыганкой — за связь с «гаджо», нецыганкой, скорее всего и разбирательства не будет. Если «приговорили» к изгнанию и бесчестию, одна из женщин своей нижней юбкой несколько раз ударяет преступившего цы- ганский закон по лицу и телу. С этой минуты он больше не име- ет права показываться в табо- ре. Никто не подаст ему руки и никогда не сядет с ним за стол. Для цыган это страшное нака- зание, оно сродни получению статуса «отверженного» в зоне, и самое главное, что вне табора, без помощи своих, ему сложно прожить в «чужом» мире. — Цыгане по-прежнему кочу- ют по свету? — Сегодня уже практически нет. Хотя есть, конечно, отдель- ные группы цыган, которые так же, как и во времена Пушкина, собирают весь свой скарб и от- правляются в дорогу. Лучше всего я знаком с груп- пой цыган-сербиян, это ответв- ление от цыган-котляров. К слову, проследить, откуда при- шли рома можно по золотым старинным монетам, которые они передают из поколения в по- коление молодым на свадьбах. У семьи моих друзей цыган есть австрийские монеты с профилем Марии Терезии. То есть вполне возможно они действительно когда-то пришли из Сербии. — Что заставило цыган перейти на оседлый образ жизни? — Главным образом то, что в 1956 году вышел Указ «О при- общении к труду цыган, занима- ющихся бродяжничеством». Он приравнял странствующих цыган к тунеядцам и запретил кочевать под угрозой тюремного срока на три года. Они должны были об- основаться там, где на тот момент стоял их табор. Так по всей стране образовались цыганские поселки. Власти выделили им землю, на ней они построили дома, там и живут до сих пор. Легкий заработок — Я недавно брала интервью у подросткового гинеколога. Она говорит, большинство беременных девочек, 12-14 лет, которые к ним поступают, — это цыганки. — Да, ранние свадьбы у цы- ган это еще одна национальная традиция, и ранняя беремен- ность шокирует только нас, для рома — это норма. К 18 годам некоторые девушки имеют уже по трое детей. Причем парни получают об- разование класса до седьмого, потом женятся и в школу больше не ходят. Какая школа, когда нужно кормить семью?! Девочки учатся класса до пятого-шестого. Самый образованный в таборе цыган-сербиян парень, который закончил девять классов. Есть, например, так называ- емые «русские цыгане» («руска рома»), срединих довольномного людейи с высшимобразованием. И национальную одежду они на- девают разве что во время празд- ников. Но большинство все-таки рано бросают школу, традиции мешают им учиться дальше. — Чем все-таки они зараба- тывают? — Исторически так сло- жилось, что цыгане всегда иска- ли легкий и быстрый заработок. Это было продиктовано их ко- чевой жизнью. Приехали в ка- кое-то место, быстро что-то сде- лали, поехали дальше. Из этого же разряда ставшая притчей во языцех тяга к воровству: прибрал что-то к рукам, сел на коня — и ищи потом ветра в поле. Отсюда и гадание, и попрошайничество. Причем они считают это рабо- той. Нельзя сказать, что цыгане сплошь занимаются кримина- лом, но объективно и возможно- стей заработать честно для них в нашем обществе не так много. Часть цыган торгует на рынке, мужчины нанимаются строить бани в поселках, соби- рают металлолом. Причем, что показательно, зная, что не каж- дый возьмет их на работу, они представляются выходцами из Таджикистана, Кавказа, а то и Молдовы, наивно полагая, что их сложно узнать. Улыбка с зо- лотыми зубами разоблачает мо- ментально. —А наркотики? По-прежнему торгуют? — Бум наркоторговли был в девяностые и в начале нуле- вых, сегодня многие из воротил цыганского наркобизнеса уже отсидели свое, а то и ушли в мир иной. Некоторым сообществам цыган торговать наркотиками строго запрещают их традиции. Например, цыгане-сербияне наркотики никогда не продава- ли. Да, они могут гадать и по- прошайничать, но дурманом не торговали принципиально. Почему боятся блондинок — Это все-таки довольно за- крытое сообщество, как вас пу- стили в табор? — Еще мой дядя в 70-е годы снимал дом у одной цыганской семьи, с ними дружила моя ба- бушка, а потом и я. Мы не теря- ли отношений даже в 90-е годы, когда цыган обвиняли во всех смертных грехах. К рома и сего- дня относятся настороженно. Ив их сознанииполно разных клише по отношениюк нам. Зна- ете, кого они считают самой опас- ной колдуньей, которая может навести на них порчу? Женщину с голубыми глазами! И я в этом не раз убеждался. Получается, мы боимся цыган-гадалок с огнен- но-черными глазами, а они блон- динок с голубыми глазами. Ка- жется, невероятным в нашем-то веке. Так что нам предстоит раз- рушить еще очень много ложных установок друг о друге. Процесс этот должен быть обоюдным. Фото Николая Черкасова Артисты театра «Ромэн» на съемках фильма «Поединок» в Ельце

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz