Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 № 34 (26318) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ЧЕЛОВЕК БЕЗ МАСКИ НА ТЕЛЕКАРНАВАЛЕ Н еужели, господа, Бузо- ва и Нагиев интереснее Пушков а , Кургиня- на, Шахназарова? Предлагаю присмотреться хотя бы к одному эксперту-политологу. Допустим, к Виталию Третьякову. Сам Третьяков сравнивает телевидение с карнавалом. Об этом он даже читает лекции сту- дентам Высшей школы телеви- дения МГУ. Речь, конечно, не о современном веселом празднике в Венеции или Рио, а о средневе- ковом карнавале. Когда короно- вали и сажали на трон пропаще- го бродягу или пропойцу. Когда высмеивались любые автори- теты и отбрасывались любые общепринятые правила. Когда устраивали баттлы скверносло- вов. Когда менялись местами верх и низ. Но э т о пр одолжа ло с ь несколько дней, замечает Вита- лий Товиевич, а телевизионно- му карнавалу нет ни конца, ни края. На нем коронуют отвязных шутов. Его хозяева лишь в по- следнюю минуту, испугавшись, не пускают в эфир интервью с маньяком. Героями эфира де- лают скандалистов и объявляют колоссальным достижением пу- стую «мыльную оперу». Против течения Пафос на ТВ нынче не в че- сти. Высокие чувства, высокие помыслы, высокие слова? Да это же отстой. Надо быть иронич- ным и скептичным. Допускает- ся даже легкий налет цинизма. Ничто не запрещено, ничто не свято. Третьяков на ТВ человек не- случайный. Но карнавальное бесиво ему чуждо. Он и среди умных «говорящих голов» в ана- литических передачах держится особняком. И в цикле «Что де- лать?» на «Культуре», и в дис- куссиях за полночь у Владимира Соловьева, и в программе «Пра- во знать!» Дмитрия Куликова. Свое кредо он формулирует не громко, но именно что пафосно: «Я пишу то, что думаю, и буду писать до расстрельной стены». Так сказать имеет право далеко не каждый. Ему свойственны академи- ческая интонация и чувство соб- ственного достоинства. Похоже, никто из либералов не осмелит- ся зачислить его в нерукопожат- ные. Хотя поводов для этого он дает немало. К примеру, недав- но сказал непривычно жестко и хлестко: «Либерализм— высшая и последняя стадия идиотизма». Или как вариант: «Идиотизм — высшая и последняя стадия либерализма». А русофобия, по Третьякову, — неизлечимое политическое психическое за- болевание. В отличие от профессиона- лов быстрого реагирования на вчерашние, сегодняшние, а то и завтрашние события в геополи- тике, он не опасается показаться слишком дотошным и скучным. Большинство экспертов, подчи- няясь законам жанра, немножко играют на публику. Перебива- ют и перекрикивают друг друга. Запасаются впрок уместными и не очень уместными анекдо- тами. Могут обхохмить, а то и обхамить оппонента и, получив «красную карточку» от ведущего, гордо покинуть студию. Причем ни у них, ни у ведущих, ни у нас нет сомнения: на следующий день изгнанный, как ни в чем не бывало, займет свое кресло в том же павильоне, на той же передаче. Смотришь и гадаешь: уж не разыгрывают ли они зара- нее придуманные роли? В эпицентре политических страстей и стычек Третьяков ведет себя как на университет- ской кафедре. Чем, по-моему, иной раз пугает тех же ведущих, проводя, допустим, параллели между современностью и исто- рией— хоть средневековой, хоть античной. Однако, поверьте, темпера- мента ему не занимать. У него за плечами годы «бури и натис- ка». Он всегда был неподкупен и независим. И создав на пике гласности свою газету, имел все основания поставить в логотип слово «независимая». В ней он, раздражая своих тогдашних ли- беральных друзей, невозмутимо печатал не только «своих», но и чужих — почвенников, левых, правых и тех, кто посередине. А в собственных двух с полови- ной тысячах статей, а также ряде книг мог заблуждаться, оши- баться, но не приспосабливался, никому не угождал, не врал. В недавнем выпуске «Право знать!» его спросили, как, поче- му он переменил взгляды на де- мократию, либерализм, рынок. Он ответил по-честному. И сразу уточнил: и четверть века назад, и сегодня был и остается патри- отом. Да, вместе с миллионами соотечественников он верил в перестройку, в благословенный цивилизованный Запад, в кото- рый нам за счастье безоговороч- но влиться. Он был вхож в самые высокие кабинеты. Обращался к Гусинскому и Березовскому по имени и «на ты». Но как раз потому, что вблизи наблюдал за теми, кто обустраивал, а вернее, разрушал Россию, быстро по- нял: он им не союзник и не по- путчик. Зря они рассчитывали на его лояльность и поддержку. В числе книг Третьякова есть и такая: «Наука быть Россией». Науку эту он постигает каждо- дневно. Из происходящего в стране сегодня ему далеко не все нравится. Но, сказал Третьяков на той же передаче, он пре- зирает людей, унижающих свою Родину, свой народ, своего президента, во- пящих, что «Крым не наш», а Донбасс надо бросить на произвол укра- инских националистов. На Рос- сию давят? Пытаются запугать и сломать? Здесь Третьяков, по-моему, чуть заметно улыб- нулся. И признался, что сегодня часто повторяет девиз эсеров: «В борьбе обретешь ты право свое». Кое-что об эволюции Вам не доводилось задавать себе вопрос об извечном кон- фликте отцов и детей? Отчего губернаторская дочка Софья Перовская ушла в революцию? Отчего сыновья высокопостав- ленных советских номенклатур- щиков, обгоняя всех, подались в диссиденты, западники, ли- бералы? Может, с младых ногтей ви- дели нравы окружения отцов и поняли цену столпов общества? Юная Соня пожертвовала собой во искупление грехов царской элиты перед народом. А потомки партийных боссов, министер- ских чиновников, сочинителей трудов по научному коммунизму уяснили: их родители сами не верят в то, к чему призывают. Их вера ограничива- ется карьерой, зар- платой, связями, закрытыми рас- пределителями. Но если Пе- ровская пошла в народ, то от- прыски элиты бр ежне в с ко г о О «ЗВЕЗДАХ» РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ШОУ И СЕРИАЛОВ ПИШУТ БЕСПРЕСТАННО. ЗАТО ОБ УЧАСТНИКАХ НЕ МЕНЕЕ РЕЙТИНГОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ МНЕ ЧИТАТЬ НЕ ДОВОДИЛОСЬ. РАЗВЕ ЧТО КАКАЯ- НИБУДЬ ОППОЗИЦИОННАЯ ГАЗЕТА ОБРУГАЕТ ИХ ОПТОМ «ПРОКРЕМЛЕВСКИМИ ПРОПАГАНДИСТАМИ». СОЗДАВ НА ПИКЕ ГЛАСНОСТИ СВОЮ ГАЗЕТУ, ТРЕТЬЯКОВ ИМЕЛ ВСЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТАВИТЬ В ЛОГОТИП СЛОВО «НЕЗАВИСИМАЯ». В НЕЙ ОН, РАЗДРАЖАЯ СВОИХ ТОГДАШНИХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ДРУЗЕЙ, НЕВОЗМУТИМО ПЕЧАТАЛ НЕ ТОЛЬКО «СВОИХ», НО И ЧУЖИХ – ПОЧВЕННИКОВ, ЛЕВЫХ, ПРАВЫХ И ТЕХ, КТО ПОСЕРЕДИНЕ. времени мечтали войти в «золо- той миллиард». А кто-то вынашивал, вынян- чивал ненависть к советским порядкам за дедов, лишенных дворцов и поместий, за отцов, отправленных в ГУЛАГ. Как там писал Блок? «Юность — это возмездие». Только их возмездие обернулось местью не верхам, а стране и народу. Он же раб, быд- ло, зачем его жалеть? Сын советского адмирала и замечательного советского пи- сателя начинает эксперимент по «шоковой терапии». А сын фронтовика-политрука, препо- дававшего после войны марк- сизм-ленинизм, проводит при- ватизацию с бессовестными залоговыми аукционами. Не- важно, сколько людей будут об- мануты и обездолены. Главное, зарыть поглубже раз и навсегда идеи о справедливости, равен- стве, коллективизме. Еще один сын еще одного литератора. Отец положил жизнь на поиск забы- тых героев войны, написал зна- менитую книгу о Брестской кре- пости. А его наследник твердит, что страна заражена страшным недугом— «победобесием». Внук расстрелянного свя- щенника Виталий Третьяков мог бы предъявить свой личный счет советской власти. Но он не опу- стился до мщения. Он защищает и прошлое страны, и ее настоя- щее, и будущее. Потому-то лю- бое его появление на «голубом экране» — событие. На нынешнем телекарнавале таких людей, без маски, раз-два и обчелся. Фото ru.wikipedia.org Виталий Третьяков: «Либерализм – высшая и последняя стадия идиотизма» ТЕЛЕВИЗИОННОМУ КАРНАВАЛУ НЕТ НИ КОНЦА, НИ КРАЯ. НА НЕМ КОРОНУЮТ ОТВЯЗНЫХ ШУТОВ. ЕГО ХОЗЯЕВА ЛИШЬ В ПОСЛЕДНЮЮ МИНУТУ, ИСПУГАВШИСЬ, НЕ ПУСКАЮТ В ЭФИР ИНТЕРВЬЮ С МАНЬЯКОМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz