Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Т оторо, принцесса Моно- ноке, Тихиро, Навсикая обрели поклонников и среди детей, и среди взрослых зрителей. 5 января великому японскому режиссеру Хаяо Ми- ядзаки исполнилось 80 лет. Родом из детства Как и многие другие твор- цы японской поп-культуры ХХ столетия — можно вспомнить Йоко Оно, Харуки Мураками — Миядзаки родом из состоятель- ной семьи. Объяснение тому простое — актеры, художники, музыканты в традиционном об- ществе особым уважением не пользовались, позволить сво- ему отпрыску заняться столь несерьезным и отчасти мало- пристойным промыслом могли только обеспеченные и, глав- ное, достаточно «западные» по своему складу родители. Таким был и отец будущего художника и режиссера, директор семей- ной фабрики по производству запчастей для авиации (владель- цем был дядя Хаяо), и, в еще большей степени, мать. Госпожа Миядзаки была ин- теллектуальной, но в то же время строгой матерью («нас у мамы было четверо мальчишек, но ни- кто и не смел ей возражать» — вспоминал впоследствии Хаяо). Несмотря на серьезную болезнь, (Дола страдала от костного ту- беркулеза и какое-то время была прикована к постели), она успе- вала находить и нужные сло- ва, и правильную интонацию. Впоследствии почти чудесное в глазах юного Хаяо исцеление ма- тери стало основой для «Моего соседа Тоторо»; впрочем, как он признавался сам, в еще большей степени на характере матери основана суровая капитанша Дора из «Летучего замка Лапута». Благодаря отцу мальчик с детства увлекался авиацией — грозные и прекрасные летающие машины были основной темой его рисунков. Впрочем, мечте о полете так и суждено было остаться в рисунках, мультфиль- мах и, конечно, в названии его знаменитой студии, взятом в честь итальянского гидросамо- лета 1920-х годов. Очарование самолетами было всепоглощаю- щим: поначалу юному Хаяо, пы- тавшему подражать знаменитым в то время японским художни- кам-мангака, не очень удавались изображения людей. Мальчик упорно учился ре- меслу, не забывая при этом и об основной учебе — после оконча- ния школы Хаяо поступил в пре- стижный университет Гакусюин (в нем учились три императора Японии — нынешний, его отец и его дед), который и окончил с дипломами по экономике и по- литологии. Однако сразуже после получения образования Мияд- заки всецело отдался любимому делу и устроился художником на студиюToei Animation. наю работу над фильмом, у меня нет готовой истории. У меня просто нет на это времени. Она развивается, когда я рисую», — объяснял он после выхода «Уне- сенных призраками». Ожидание всегда окупалось и для зрителей, и для прокатчиков — несмотря на упорное нежела- ние Миядзаки следовать верным рецептам коммерческого успеха, все его фильмы после «Тоторо» неизменно собирали кассу. Более того, «Принцесса Мононоке» в 1997 году вообще возглавила спи- сок самых прибыльных фильмов в японском прокате, уступив по- зициюлишь «Титанику». А в 2003 году случилось и то, о чеммечтает любой «киношник»: фильм «Уне- сенные призраками» получил на- граду американской Киноакаде- мии как лучшая анимационная работа. Полет продолжается «Ветер крепчает» (2013), ко- торыйМиядзаки объявил своим последним фильмом, принес ему очередную номинацию на «Оскар» и яростные споры сре- ди зрителей и критиков. Тем не менее фильм, хотя и не получил награду киноакадемии, прошел в прокате с большим успехом. Для самого режиссера ори- ентированная на взрослую ауди- торию лента стала попыткой разобраться: может ли талантли- вый и добрый в глубине души человек состоять на службе сил зла? «Я против атомной энергии. Но когда я смотрел пресс-кон- ференцию инженеров АЭС «Фу- кусима», я увидел в них такуюже чистоту души, какую я изобра- зил в Дзиро Хорикоси. Пробле- мы нашей цивилизации столь сложны, что мы не можем про- сто поставить крестик в круж- ке и сказать «да» или «нет», — говорил Миядзаки в интервью после выхода «Ветра». Пообещавший уйти на покой режиссер все же не выдержал и неожиданно объявил в 2016-м, что снимет еще один полномет- ражный фильм с рабочим на- званием «Как поживаете?» Его планировалось выпустить к то- кийскойОлимпиаде, но, увы, как и сами игры, и как многое другое, релиз пришлось отложить по из- вестной всем причине. Впрочем, 80-летний режиссер не унывает: в ноябре Миядзаки, вышедший прибраться у дома, был «пере- хвачен» журналистом игрового портала, спросившим его про судьбу нового фильма. «Я всего лишь пенсионер, вышедший уб- рать мусор. Я работаю над филь- мом. Как пенсионер. А пока не мешайте мне убирать», —ответил патриарх анимационного искус- ства. Фото iz.ru Вышедший в 1958 году мульт- фильм «Панда и волшебный змей» — один из первых опытов по переносу эстетики традици- онных японских картинок ман- га на киноэкран, получивших название аниме, стал для Хаяо откровением. Он понял, что его судьба — не в продолжении тра- диции рисованных историй, но в «оживлении» своих рисунков. Тоторо и другие Годы учения, когда Миядза- ки тяжелым постоянным трудом вырабатывал собственный стиль, продлились почти два десятиле- тия. Наконец, в 1985 году Мияд- заки вместе с другом, соавтором, сценаристом и продюсеромИсао Такахатой открыли студию «Гиб- ли», принесшую им мировую славу. Первым фильмом новой студии, впрочем, обычно считают вышедший за год до официаль- ного открытия эпос «Навсикая из Долины ветров». Полномет- ражная работа Миядзаки стала блокбастером на родине (более 1,5 миллиарда йен сборов только во время кинопроката) и показа- ла удивленным зрителями крити- кам совершенно новую сторону искусства манга. История о раздираемом вой- нами постапокалиптическом мире, в котором обитает заглав- ная героиня, разительно отли- чалась и от детских «беззубых» мультиков, и от преувеличенного нарочитого насилия в привыч- ной японской аудитории взрос- лого аниме. В «Навсикае» впер- вые проявилась и экологическая озабоченность Миядзаки — весь фильм, по сути, служит пре- дупреждением об опасности чрезмерного вмешательства че- ловека в дела природы. «Навси- кая» принесла Миядзаки обще- национальное признание — и первую премию Animage. Новая работа режиссера — лента «Летучий замок Лапута» — по очень отдаленным мотивам сочинений Свифта точно улав- ливала вечные интересымалень- ких зрителей во все времена: там были и приключения, и пираты, и таинственные артефакты. Но главным, хотя и не сразу случив- шимся, триумфом Миядзаки стал вышедший в 1988 году «Мой сосед Тоторо». История о детях и лесном духе, разворачивающая- ся в превратившейся к 1980 году в буколическую легенду Японии 1950-х, была не сразу оцене- на публикой. В прокате фильм первоначально провалился, но после выхода на видеокассетах обрел чрезвычайную популяр- ность. Более того — именно с «Тоторо» началась слава Мияд- заки за пределами Японии. Следующие фильмы режис- сера с нетерпением ждали во всем мире — и ждали подолгу, ибо Миядзаки упорно отвергал новые технологии и продолжал рисовать свои фильмы вручную, как в эпоху Диснея. При этом он почти никогда не работал по го- товому сценарию: «когда я начи- Он стоит в одном ряду с такими великими режиссерами мультипликации, как Дисней, Эйвери и Норштейн. Его грандиозные полнометражные картины никогда не были ориентированы на коммерческий успех — но почти неизменно становились хитами проката, причем не только в его родной Японии. Тенденции ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 № 4 (26288) Владислав Крылов Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия». КОГДА Я НАЧИНАЮРАБОТУ НАДФИЛЬМОМ, У МЕНЯ НЕТ ГОТОВОЙ ИСТОРИИ. У МЕНЯ ПРОСТО НЕТ НА ЭТО ВРЕМЕНИ. ОНА РАЗВИВАЕТСЯ, КОГДА Я РИСУЮ Хаяо Миядзаки ЛЕТУЧИЙ ЯПОНЕЦ Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz