Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 17 / 03 /21 Вернисаж 21 П ублике представлены также работы Александ­ ра Сорочкина, Николая Климова, Анатолия Климова, Евгения Сальникова — преиму­ щественно из собрания владель­ ца галереи Александра Назаро­ ва. Почти все авторы – ученики и последователи Сорокина. Дерзкий мэтр В начале экспозиции — ка­ рандашный автопортрет Викто­ ра Семеновича конца 40-х годов минувшего века. Того самого времени, когда запросто было попасть в немилость за форма­ лизм, за нежелание в обязатель­ ном порядке воспевать «будни великих строек». Именно по этой причине москвич Сорокин уехал из столицы в старинный Елец, где стал преподавать в ху­ дожественном училище. С десяток акварельных ли­ стов Сорокина, что демонстриру­ ются в галерее, созданы на пике творческой зрелости художника. В ту пору он чувствовал себя аб­ солютно свободным — от цен­ зуры, закостенелых традиций, даже от необходимости подтвер­ ждать собственную репутацию «последнего русского импрес­ сиониста». Он мог позволить себе приблизиться к той черте, за которой начинается беспредмет­ ная живопись. Впрочем, черту эту Сорокин не пересек. Но его композиции поражали молодой дерзостью. По духу, по колориту, ритму, энергетике они никак не вязались с академическими седи­ нами мэтра. В акварельных опытах он так же смел и артистичен, как в стан­ ковых картинах. Сорокин всякий раз приводит мне на память па­ стернаковское: «Ичемслучайней, тем вернее слагаются стихи на­ взрыд». Вот ина сейраз от излюб­ ленных мастером зимних, весен­ них, осенних пейзажей возникает ощущение спонтанности, импро­ визационной легкости. Елецкие мотивы В судьбе Сорокина Елец сы­ грал огромную роль. Вслед за Розановым он бы имел право на­ звать этот город «родиной моей души». Не счесть, сколько угол­ ков земли елецкой запечатлел он на своих картинах и акварелях. Так же без устали обращались к елецким мотивам и оба Кли­ мовых — Николай и Анатолий. Но если учитель передавал, прежде всего, свои впечатления, состояние души, то они почти с документальной точностью, конкретностью изображали Вве­ денский спуск с поднимающим­ ся в небо куполом собора, Арга­ мач, Каракумский мост, улицы и переулки. Их поэтические аква­ рельные пейзажи вполне могли бы стать иллюстрациями к путе­ водителю по Ельцу. Материал, техника нередко меняют манеру, пристрастия, мотивы, даже философию ху­ дожника. Один авторитетный график признавался: стоит ему карандашом или углем коснуться поверхности белого листа, как на немразворачиваетсяжизнь, слов­ но бы независимая от намерений и воли творца: «Лошади, скво­ речники, дороги, близкие мне люди — все, что я часто изобра­ жаю, —они вместе с карандашом и бумагой полновластные хозяе­ ва; и чем послушнее мои глаза их сути, тембольше надеждысделать свое свидетельство времени». Тихая лирика Бог весть, согласится ли с этим Евгений Сальников. Но его блистательные рисунки на нынешней выставке радикаль­ но не похожи на сальниковскую живопись. Для поклонников он— мифотворец, переплетаю­ щий явь и сны, сочиняющий ви­ зуальную утопию, проникнутую надеждой, любовью, гармонией. Но рисунки его совсем дру­ гие и о другом. Никакой игры в сказку со счастливым концом. В окне мастерской он видит обычный неброский пейзаж. Он рисует интерьер прихожей — ве­ шалка, шуба, стул, приоткрытая дверь в комнату, где спиной к зрителю сидят у стола двое. По­ вседневность как она есть. То теплая, уютная, то таящая драма­ тизм и тревогу. Мне интереснее всего были портрет матери и ав­ топортрет, на котором художник погружен в себя – и отнюдь не факт, что его размышления такие уж радужные и безоблачные. Друзья Вилена Дворянчико­ ва помнят, как тесно было ему в стенах мастерской. Он построил храм, открыл музей своего учи­ теля Сорокина, реставрировал дом Губина под художественный музей. В своем творчестве Ви­ лен Дмитриевич вовсе не конъ­ юнктуры ради отдавал должное поколению фронтовиков и ра­ бочим людям, что стоят у домен­ ных печей и строят дома. Но ему не чужда была и непафосная, тихая лирика. Его акварельные натюрморты с цветами выпол­ нены изысканно и тонко. В ближнем круге Сорокина Александр Сорочкин занимал особое место. Обладавший со­ всем иным темпераментом и взглядом на искусство, Виктор Семенович общался с ним как с равным. Даже созвучие их фами­ лий сегодня кажется символич­ ным. Несколько пастелейСороч­ кина, включенные в экспозицию, так же строги и аналитичны, как и его живопись. Акварель или рисунок пере­ сказать нельзя. Искусствоведче­ ские термины типа «пластика», «ритм», «цветовые соотноше­ ния» тут не помогут. Мне оста­ ется лишь повторить древний призыв: иди и смотри. У кого есть глаза, сердце, душа, тот не пожалеет о времени, проведен­ ном в залах галереи. Фото Николая Черкасова В судьбе Сорокина Елец сыграл огромную роль. Вслед за Розановым он бы имел право назвать этот город «родиной моей души». В ближнем круге Сорокина Александр Сорочкин занимал особое место. Обладавший совсем иным темпераментом и взглядом на искусство, Виктор Семенович общался с ним как с равным. СВИДЕТЕЛЬСТВА ЖИЗНИ Неизвестное об известных. Такая рубрика подошла бы новой экспозиции в Галерее Назарова. Многие ли видели рисунки и акварели Виктора Сорокина и Вилена Дворянчикова? Наших земляков знают и ценят как живописцев. А галерея предлагает познакомиться с их произведениями, которые практически никогда не выставлялись. Исаак Розенфельд Евгений Сальников. «Автопортрет с эрделем». 2005 г. Виктор Сорокин. «Зимний пейзаж». 1960-е гг. Анатолий Климов. «Введенский спуск». 1961 г. 1980 г. Александр Сорочкин. «Натюрморт с яблоком».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz