Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 17 / 03 /21 Вернисаж 21 П ублике представлены также работы Александ ра Сорочкина, Николая Климова, Анатолия Климова, Евгения Сальникова — преиму щественно из собрания владель ца галереи Александра Назаро ва. Почти все авторы – ученики и последователи Сорокина. Дерзкий мэтр В начале экспозиции — ка рандашный автопортрет Викто ра Семеновича конца 40-х годов минувшего века. Того самого времени, когда запросто было попасть в немилость за форма лизм, за нежелание в обязатель ном порядке воспевать «будни великих строек». Именно по этой причине москвич Сорокин уехал из столицы в старинный Елец, где стал преподавать в ху дожественном училище. С десяток акварельных ли стов Сорокина, что демонстриру ются в галерее, созданы на пике творческой зрелости художника. В ту пору он чувствовал себя аб солютно свободным — от цен зуры, закостенелых традиций, даже от необходимости подтвер ждать собственную репутацию «последнего русского импрес сиониста». Он мог позволить себе приблизиться к той черте, за которой начинается беспредмет ная живопись. Впрочем, черту эту Сорокин не пересек. Но его композиции поражали молодой дерзостью. По духу, по колориту, ритму, энергетике они никак не вязались с академическими седи нами мэтра. В акварельных опытах он так же смел и артистичен, как в стан ковых картинах. Сорокин всякий раз приводит мне на память па стернаковское: «Ичемслучайней, тем вернее слагаются стихи на взрыд». Вот ина сейраз от излюб ленных мастером зимних, весен них, осенних пейзажей возникает ощущение спонтанности, импро визационной легкости. Елецкие мотивы В судьбе Сорокина Елец сы грал огромную роль. Вслед за Розановым он бы имел право на звать этот город «родиной моей души». Не счесть, сколько угол ков земли елецкой запечатлел он на своих картинах и акварелях. Так же без устали обращались к елецким мотивам и оба Кли мовых — Николай и Анатолий. Но если учитель передавал, прежде всего, свои впечатления, состояние души, то они почти с документальной точностью, конкретностью изображали Вве денский спуск с поднимающим ся в небо куполом собора, Арга мач, Каракумский мост, улицы и переулки. Их поэтические аква рельные пейзажи вполне могли бы стать иллюстрациями к путе водителю по Ельцу. Материал, техника нередко меняют манеру, пристрастия, мотивы, даже философию ху дожника. Один авторитетный график признавался: стоит ему карандашом или углем коснуться поверхности белого листа, как на немразворачиваетсяжизнь, слов но бы независимая от намерений и воли творца: «Лошади, скво речники, дороги, близкие мне люди — все, что я часто изобра жаю, —они вместе с карандашом и бумагой полновластные хозяе ва; и чем послушнее мои глаза их сути, тембольше надеждысделать свое свидетельство времени». Тихая лирика Бог весть, согласится ли с этим Евгений Сальников. Но его блистательные рисунки на нынешней выставке радикаль но не похожи на сальниковскую живопись. Для поклонников он— мифотворец, переплетаю щий явь и сны, сочиняющий ви зуальную утопию, проникнутую надеждой, любовью, гармонией. Но рисунки его совсем дру гие и о другом. Никакой игры в сказку со счастливым концом. В окне мастерской он видит обычный неброский пейзаж. Он рисует интерьер прихожей — ве шалка, шуба, стул, приоткрытая дверь в комнату, где спиной к зрителю сидят у стола двое. По вседневность как она есть. То теплая, уютная, то таящая драма тизм и тревогу. Мне интереснее всего были портрет матери и ав топортрет, на котором художник погружен в себя – и отнюдь не факт, что его размышления такие уж радужные и безоблачные. Друзья Вилена Дворянчико ва помнят, как тесно было ему в стенах мастерской. Он построил храм, открыл музей своего учи теля Сорокина, реставрировал дом Губина под художественный музей. В своем творчестве Ви лен Дмитриевич вовсе не конъ юнктуры ради отдавал должное поколению фронтовиков и ра бочим людям, что стоят у домен ных печей и строят дома. Но ему не чужда была и непафосная, тихая лирика. Его акварельные натюрморты с цветами выпол нены изысканно и тонко. В ближнем круге Сорокина Александр Сорочкин занимал особое место. Обладавший со всем иным темпераментом и взглядом на искусство, Виктор Семенович общался с ним как с равным. Даже созвучие их фами лий сегодня кажется символич ным. Несколько пастелейСороч кина, включенные в экспозицию, так же строги и аналитичны, как и его живопись. Акварель или рисунок пере сказать нельзя. Искусствоведче ские термины типа «пластика», «ритм», «цветовые соотноше ния» тут не помогут. Мне оста ется лишь повторить древний призыв: иди и смотри. У кого есть глаза, сердце, душа, тот не пожалеет о времени, проведен ном в залах галереи. Фото Николая Черкасова В судьбе Сорокина Елец сыграл огромную роль. Вслед за Розановым он бы имел право назвать этот город «родиной моей души». В ближнем круге Сорокина Александр Сорочкин занимал особое место. Обладавший совсем иным темпераментом и взглядом на искусство, Виктор Семенович общался с ним как с равным. СВИДЕТЕЛЬСТВА ЖИЗНИ Неизвестное об известных. Такая рубрика подошла бы новой экспозиции в Галерее Назарова. Многие ли видели рисунки и акварели Виктора Сорокина и Вилена Дворянчикова? Наших земляков знают и ценят как живописцев. А галерея предлагает познакомиться с их произведениями, которые практически никогда не выставлялись. Исаак Розенфельд Евгений Сальников. «Автопортрет с эрделем». 2005 г. Виктор Сорокин. «Зимний пейзаж». 1960-е гг. Анатолий Климов. «Введенский спуск». 1961 г. 1980 г. Александр Сорочкин. «Натюрморт с яблоком».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz